«Ознакомление со свойствами ткани»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Романова Татьяна Александровна

Формирование представлений у детей о свойствах тканей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkan.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУКТ

По ознакомлению детей с тканями

Тема: «Ознакомление со свойствами ткани»

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)

Цель: формирование представлений у детей о свойствах тканей

Форма организации: групповая

Средства: 

Литературные: стихотворные физминутки

Наглядные: картинки с изображением одежды.

Оборудование и материалы: Клубок, набор лоскутков тканей: Болонья, ситец, капрон, лен, шелк, вельвет, емкость с водой, султанчики, бумажные салфетки, тряпочки для вытирания воды.

Предварительная работа: обогащение словаря по теме «одежда», чтение художественной литературы, где есть описание одежды

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Образовательные: 

  • учить подбирать ткань для одежды разных видов;

Развивающие:

  • развивать умении приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы, обобщения;

Воспитательные:

  • воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи;
  • воспитывать бережное отношение к вещам.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности педагога

Действия педагога

Действия, деятельность детей

Мотивационный

- Дети, я вам предлагаю отправиться в путешествие в волшебный мир тканей.

- А покажет нам дорогу волшебный клубочек. Этот клубочек знает много интересного о мире ткани.

Как вы думаете, почему?

Чтобы настроиться нам на наше путешествие, мы будем передавать клубочек из рук в руки и дарить друг другу свое тепло и улыбку.

(передаю клубочек)

(ответы детей) (потому что из нитей делают ткань)

Новое знание

Закрепить способы обследования соответствующим качествам

Ну вот, вместе с клубочком мы добрались до научно- экспериментального центра «Почемучка».

-Приглашаю вас в лабораторию.

Ребята, я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду. Здесь мы не только побеседуем о тканях, но и рассмотрим их и проведем с ними опыты.

- Давайте мы с вами поговорим о тканях.

А вы знаете какие бывают виды тканей.

Вот сейчас я вам расскажу какие бывают виды ткани и из чего она состоит.

- Дети, попробуем ответить на такой вопрос: «Почему одежда, которую люди носят в разное время года, отличается друг от друга?»

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла…

(ответы детей)

-Какая ткань подойдет для зимней одежды и почему?

Физкультминутка

Буратино потянулся  

Раз – нагнулся. Два – нагнулся

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел  Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать

 

Ткань состоит из натуральных волокон и синтетических волокон

Послушайте загадку: Кто, угадай-ка,

 

Примерные ответы детей

Да, нет

(ответы детей)

Зима

(ответы детей: теплая толстая ткань лучше сохраняет тепло и не мокнет)

Упражнение в выделении нового качества в окружающих предметах

Опыт

 Опыт 1:

-Ребята, перед вами лежат два лоскута ткани. Возьмите их потрогайте и скажите какие они на ощуп. Вот этот лоскут называется ситец это натуральная ткань. Давайте вместе скажем.

-Так отложите его и возьмите другой. Этот лоскут называется болонь он сделан из синтетической ткани. Давайте вместе скажем.

-Сейчас мы проведем эксперимент и узнаем, какая же ткань не пропускает воду.

-Ребята, сейчас мы попробуем намочить ситец.

Что у нас получилось?

Как вы думаете, если мы протрем ситец салфеткой, он станет сухим?

Что нужно сделать, чтобы ситец стал сухим?

Отожмите. Какая стала ткань?

А теперь намочите кусок Болонья. Поднимите ткань, и посмотрите, что происходит с капельками воды. Они скатываются с ткани.

Протрите салфеткой ткань, какой она стала?

Одежду из какой ткани лучше носить в дождливую погоду и почему?

Вывод: Из болоньевой, она не намокает и быстро высыхает.

-Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

(Аист отвечает.)

-Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова - правою ногою,

Снова -левою ногою.

После - правою ногою,

После - левою ногою.

И тогда придешь домой.

Послушайте загадку:

Мне тепла для вас не жалко,

С юга я пришло с жарой.

Принесло цветы, рыбалку,

Комаров звенящий рой,

Землянику в кузовке

И купание в реке.

-Ребята, перед вами лежат три лоскута тканей рассмотрите и потрогайте лоскутки тканей. Какие они на ощуп?

- Эта ткань как у нас называется?

- Хорошо, отложите его и возьмите этот лоскут. Это у нас лён он состоит из натуральных волокон. Давайте вместе скажем.

-Этот кусочек тоже отложите и возьмите этот.

-Этот лоскут называется вельвет. -Давайте вместе скажем.

-Чтобы человеку летом не было жарко в одежде, она должна хорошо пропускать воздух и впитывать влагу.

-Как проверить, пропускает ткань воздух или нет?

- Сейчас я буду подходить к вам с султанчиком и вы проверите через какую ткань лучше проходит воздух и какая подходит для летней одежды.

Опыт 2

-Подуйте через каждый кусочек ткани на султанчик. Через какие ткани воздух проходит хорошо, а через какие плохо?

А как узнать впитывают ли влагу наши ткани? И здесь вы правы, сразу догадались, что работать придется опять с водой.

Опыт 5

Ребята, хотите еще один эксперимент?

Поднимите правую руку, а теперь – левую.

-Молодцы, правильно сделали.

-Теперь в правую руку возьмите лоскут натуральной ткани (ситец или лен, а в левую – синтетическую ткань. Сожмите оба лоскутка крепко-крепко. Разожмите кулачки и рассмотрите лоскутки. Что произошло?

-Это хорошо или плохо, если ткань не мнется? (хорошо)

Вывод: Синтетические ткани не мнутся, они прочные и красивые, из них можно шить праздничную одежду. Катя и Рома повторите пожалуйста.

Показываю лоскут ткани Закрепляем слово ситец

Показываю лоскут ткани

Закрепляем слово болонь

Проводит опыт,

Показываю детям ткань и закрепляю её название

Показываю лоскут лён

Показываю лоскут вельвет

Прошу детей повторить вывод

Дети смотрят

Примерные ответы детей ширшавая, гладкая

Ситец

Болонь

(Дети опускают ткань в емкость с водой)

(ответы детей)

(ответы детей: нет, вода сильно впиталась в ткань)

(ответы детей: нужно отжать воду)

(ответы детей: мятая, некрасивая, влажная)

Почти сухой

Ответы детей

 Лето

Примерные ответы детей

Ситец

Лен

Вельвет

Ответы детей

Через ситец и лен воздух проходит хорошо, а через вельвет плохо

Натуральные ткани сильно мнутся, а синтетические не мнутся

Ответы детей

Рефлексия

-А теперь отложим наши кусочки ткани, присядем в круг. Наш волшебный клубочек поможет вспомнить все то, что мы узнали сегодня о тканях

-Давайте вспомним чем мы с вами занимались?

-Вам понравилось узнавать о видах тканей?

-Какие у нас есть виды тканей?

-Они все разные или же одинаковые?
- Что делают из ткани?

Закрепляем всё то что сегодня узнали

Проводили опыты с таканями.

Понравилось

Ткани есть натуральные и синтетические.

Нет они разные есть гладкая тканья, лёгкая, теплая и т.д.

Из ткани шьют одежду.

Открытость – ориентация на

самостоятельную деятельность

- Мы многое сегодня узнали благодаря опытам, самое главное мы смогли ответить на вопрос: «Почему одежда, которую люди носят в разное время года, отличается друг от друга?»

-Когда вы придёте домой, вы можете посмотреть вместе с родителями свою одежду и определить из чего она сшита, может быть вы узнаете о каких-то новых тканей, а потом расскажете всем нам.

- Представьте, что наша ткань — это волшебный ковер-самолет, встаньте на него, закройте глаза и мы отправимся на ковре-самолете назад в наш родной детский сад.

(Дети перекатывают друг другу клубочек и говорят о том, что им запомнилось. Получается из нитей клубка сетка-ткань).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разные, разные ткани» Занятие по ознакомлению со свойствами тканей в старшей группе

«Разные, разные ткани» Занятие по ознакомлению со свойствами тканей в старшей группе...

«Конспект НОД ознакомление со свойствами тканей в старшей группе «Такие разные ткани

Программное содержание: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей ...

«Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомление со свойствами тканей в старшей группе «Такие разные ткани» Образовательная область «Познавательное развитие» (с использованием здоровьесберегающих технологий, игровой деятельности, ИКТ)

Программное содержание: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей ...