Проект " Будь осторожен с огнем в лесу"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Туровская Ольга Геннадьевна

С огнём в лесу ты не шути, лес от пожара береги.

Всем нам нужен лес вовек, помни это ЧЕЛОВЕК!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bud_ostorozhen_s_ognem_v_lesu.docx653.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Будь осторожен с огнём в лесу»

Воспитатель: Туровская О.Г.

С огнём в лесу ты не шути, лес от пожара береги.

Всем нам нужен лес вовек, помни это ЧЕЛОВЕК!

Тип проекта: информационно-творческий, краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители.

Проблема.

Наступила весенняя пора, которую все ждут с большой радостью и надеждой. К сожалению, в этот период резко возрастает вероятность возникновения пожаров.

Актуальность проекта.

Почти все пожары возникают по вине человека. Мы справимся с природными пожарами, только если изменим поведение людей и сформируем осторожное и ответственное отношение к использованию огня. Если этому не обучать детей, начиная с дошкольного возраста, то можно сказать, что планируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые. Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения: огнетушителями, вызывать на помощь пожарную охрану. Дети должны сознательно выполнять в детском саду, дома, на улице, в лесу требования правил пожарной безопасности.

Цели: расширение представлений старших дошкольников о противопожарной безопасности в лесу.

Образовательные задачи:

- расширять знания детей о пожарной безопасности;

- познакомить со способами ликвидации пожаров;

- учить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;

- закрепить знания о причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;

- уточнить роль огня в жизни человека и животных: огонь – друг, огонь – враг;
- убедить дошкольников в необходимости знать наизусть важную информацию о себе: фамилию, имя, домашний адрес и номер телефона.
- познакомить детей дошкольного возраста с профессиями лесника, пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к их труду.

Развивающие задачи:

-расширять словарный запас детей по теме пожарная безопасность;

- развивать  умение быть внимательными, аккуратными, ответственными;

- развивать память, внимание.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь и сострадание к животному миру;

- воспитывать потребность в заботе о собственной безопасности, и безопасности других.

Прогнозируемый результат:

- дошкольники знают и называют правила противопожарной безопасности в лесу;

- знают способы ликвидации пожаров;

- знают что делать, если возник пожар в лесу;

- называют свою фамилию, имя, домашний адрес, номер пожарной охраны;

- знают и называют профессию  «лесник», технику для тушения пожара.

Срок реализации проекта: с 15 марта  по 19 марта  2021 года (1 неделя)

Этапы реализации:

I этап. Подготовительный.

Подбор методической и справочной литературы по теме проекта.

II этап. Основной. 

Реализация задач проекта через организацию детской деятельности и взаимодействие с родителями.

Формы организации детской деятельности (Приложение 1)

ОО «Развитие речи»

  1. Чтение художественной литературы

«Не затушенный костер»

  1. Отгадывание загадок

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Беседа

          «Почему машина красная?»

«Как вызывать пожарных?»

  1. Игровая деятельность

          «Огонь – друг, огонь-враг»

«Узнай знак»

ОО «Физическое развитие»

  1. Физ.минутка

          «Пожарные»

          ОО «Познавательное развитие»

  1. Опытно-экспериментальная деятельность

«Демонстрация опытов с огнём»

Просмотр мультфильмов из цикла серий «Смешарики», «Аркадий паровозов»

Просмотр видеофильма «Пожар в лесу»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Продуктивная деятельность

Рисование «Знаки в лесу»

Изготовление стенгазеты «Огонь друг, огонь – враг»

Формы работы с родителями (Приложение 2)

Рекомендации родителям «Что почитать детям»

Презентация перечня мультфильмов о противопожарной безопасности в лесу

из цикла серий «Смешарики», «Аркадий паровозов»

Домашнее задание «Полезный огонь»

III этап. Итоговый (Приложение 3)

Анализ деятельности, подведение итогов. Распространение эффективного опыта

Приложение 1

Сказка «Не затушенный костер»

Однажды ребятишки разожгли в лесу костер. Сначала они бросали в огонь еловые и сосновые сухие шишки, ветки, потом стали прыгать через костер. А когда им это занятие надоело, они посидели немного, глядя на огонь. Наконец, друзья кое-как затушили костер, оставив тлеть ветки, и убежали собирать ягоды.

А надо вам сказать, что под корнями сосны в уютной норе жила лисица с лисятами. Лисица почувствовала запах дыма, выглянула из норы и увидела горящие ветки. Как раз в это время над поляной пролетала сорока, она тоже заметила огонь и громко встревожено застрекотала:

-Караул! Пожар! Горим! Горим!

- Эй, сорока-белобока, быстрее лети за медведем, он у нас в лесу главный пожарный, знает, как с огнем справиться. А я побегу зверей созывать на помощь. Если дружно возьмемся за дело, то потушим огонь, ведь он еще маленький.

Сорока полетела за медведем, а лиса созвала на поляну лесных жителей.

- Ну-ка, серые зайки, бегите к ручью за водой. Вы, кроты, ройте землю. А бурундуки, еноты и белки пусть засыпают землей огонь!- стал распоряжаться медведь.

- А нам что делать?- спросили медведя лисы и волки.

- Срывайте большие ветки да сбивайте ими пламя, - скомандовал медведь-пожарный.

Принялись звери с огнем бороться: водой заливать, землей засыпать, ветками сбивать. Огненные язычки становились все меньше и скоро совсем погасли. Никто и не заметил, как одна хитрая огненная змейка спряталась под корягой.

Когда усталые звери разошлись, огненная змейка стала потихоньку лизать корягу, потом поползла по высохшей траве к куче валежника. С каждой минутой она росла и крепла, а когда добралась до валежника, то из маленькой змейки превратилась в настоящего огненного змея. Языки пламени вылетали из его раскрытой пасти, рассыпались искрами и поджигали кусты и деревья.

Ветер подхватил пламя и понес его по лесу. Горящие ветки громко затрещали, лес стал наполняться дымом.

Почуяли звери птицы запах дыма, выбрались из нор и гнезд и видят: бушует в лесу пожар!

- Нет, с таким огнем нам не справиться!- решили они.- Придется с насиженных мест сниматься и убегать!

Лисица вывела из норы своих малышей и сказала им:

- Бегите, детки, за мной к лесному ручью да пониже к земле пригибайтесь, хвостом мордочку прикрывайте, чтобы дымом не надышаться.

Лисята быстро бежали следом за матерью. Стремительно убегали, спасаясь от огня, и другие лесные обитатели: волки, медведи, белочки, бурундуки. Огненный змей гнался за ними по пятам. Скоро звери добрались до большой реки, в которую впадал ручей. Они бросились в воду и переплыли на другой берег.

Огненный змей тоже приполз к реке, добрался до  самой кромки воды, зашипел и стал гаснуть- перебраться на другой берег он так и не смог. Как вы думаете, стих ли после этого лесной пожар?

Нет, пожар не стих. Огонь сдался только тогда, когда в лесу появились настоящие пожарные. Люди победили лесной пожар, но зверям и птицам пришлось строить себе новое жилье в другом лесу.

Вопросы к сказке

  • Почему в лесу начался пожар?
  • Как звери боролись с огнем?
  • Куда спряталась огненная змейка?
  • Могли ли лесные жители потушить большой пожар?
  • Как звери спасались от лесного пожара?
  • Почему, убегая из зоны огня, нужно прикрывать рот и нос мокрым платком?
  • Почему надо бежать , пригибаясь к земле?
  • Как река помогла зверям спастись от огня?
  • Кто потушил лесной пожар?
  • почему звери и птицы не смогли вернуться в свой лес?
  • Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву?

Беседа «Почему машина красная?»,  «Как вызывать пожарных?»

Воспитатель:- Как вы думаете, почему пожарная машина красная?

Дети: Чтобы ее было видно издалека другим машинам, и уступали место на проезжей части).

Воспитатель: - Совершенно правильно, она цвета огня- красного цвета, чтобы все её видели из далека (перед детьми стоят разные модели машин, в том числе и пожарная, ребёнку предлагается среди стоявших машин найти пожарную машину)

Воспитатель: - Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных?

Дети: -01,112.

Воспитатель: Молодцы, правильно отвечаете.

Воспитатель: А кто знает как называется профессия людей, которые едут в этой машине на пожар

(ответы детей)

Дети: Пожарные.

Воспитатель: Правильно - пожарные.

Воспитатель: - Что вы можете рассказать об огне? Давайте, назовем, когда огонь может быть добрым, а когда злым.

Игра«Огонь – друг, огонь-враг».

Детям предлагаются карточки с изображением ситуаций, где огонь – друг и враг. Дети делают вывод, когда огонь друг, а когда враг. (Если задание выполняется правильно, то нужно тогда закрывать часть огня)

Воспитатель: - Чем опасен пожар для леса?

Отвечают дети: - Пожар уничтожает лес. -После него остаются только обгоревшие пеньки.

- В пожаре погибают птицы, животные, насекомые, грибы, растения.

Воспитатель: А как от лесных пожаров могут пострадать страдают люди?

Ответы детей: - В пожаре могут погибнуть люди, оказавшиеся в лесу.

Пожар также может уничтожить рядом расположенные деревни.

- Лесные пожары загрязняют воздух вредными веществами, которые приносят вред здоровью человека.

Физкультминутка «Пожарные»


Раз-два-три-четыре

Кто шагает дружно вряд, (шагают друг за другом)

мы пожарников отряд. От жары горит лицо,

Мы огнь возьмём в кольцо (делают круг).

Едкий дым колюч и горек (складывают руки).

Тут поможет лишь топорик («Топориком»).

Пламя в щели так и бьёт (делают махи руками)
Прорублю в стене я ход.

Багром дотянусь до горящих досок (поднимаются на носки).

Лопатою пламя зарою в песок (изображают движения).

Загадки

Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар

Мы быстро, словно стрелы. (пожарная машина)

Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой.
А скорей залей 
(водой)

Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими … 
(спичками)

Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать (пожарные)

Рыжий зверь в печи сидит,
он от злости ест дрова,
целый час, а, может два,
ты его рукой не тронь,
искусает всю ладонь. (огонь)

Висит - молчит,а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель)

Игровое упражнение «Узнай знак».

(только те знаки, которые используются в лесу на природе)

- не поджигайте траву;
- не бросайте горящие и не затушенные спички;
- не оставляйте не затушенные костры;
- не оставляйте и не сжигайте в лесу бытовой мусор.

Воспитатель: Ребята, скажите, а чем можно тушить огонь?

Дети: - Водой, огнетушителем, песком.

Воспитатель: А я вам сейчас покажу и вы всё увидите сами.

Демонстрация опытов с огнём.

Опыт № 1. Стоит горящая свечка на подносе. Сверху льем потихоньку воду. Какой вывод?

Вывод: - Можно сделать – что огонь можно потушить водой.
Опыт № 2. Стоит горящая свеча, сверху можно посыпать песком, огонь гаснет. Какой вывод?

Вывод: - Можно сделать – огонь можно потушить песком.

Воспитатель: - Я хочу вам сказать, что вы большие молодцы. Спасибо за вашу активную работу, вы помогли зверям и потушили пожар.

ПРАВИЛО № 1: Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых.

ПРАВИЛО № 2: Не балуйся с огнем. В сухую, жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.

ПРАВИЛО № 3: Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер.

Приложение 2

Работа с родителями

Рекомендации родителям, что детям почитать:

С. Маршак «Что горит?», «Пожар», «Кошкин дом»;

Б. Житков «Пожар на море», «Дым»;

К. Чуковский «Путаница»;

Л. Толстой «Пожарные собаки».

Цикл серий «Смешарики. Азбука защиты леса» – это набор забавных и поучительных историй, в которых Крош, Ёжик, Бараш и другие герои мультсериала сталкиваются с природными пожарами, узнают, как не стать причиной природного пожара и что делать при его обнаружении.
       Пожар в лесу чаще всего возникает по вине человека – это и неосторожное обращение с огнём, и непогашенный костёр, и брошенная спичка, и детская шалость. Что же необходимо знать, если вам всё же придётся столкнуться в лесу с огненной стихией? Как не допустить лесного пожара? Что делать, если всё – таки пожар уже возник? Ответы на эти вопросы родители могут найти в памятках.


Правила пожарной безопасности в лесу

  • Не оставлять не затушенные костры;
  • Не бросать в лесу окурки и спички;
  • Не сжигать сухую траву.

Небольшой костер можно потушить своими силами. До этого достаточно

пучка веток лиственных деревьев. Если под руками имеется лопата, то огонь

можно засыпать землей.

Распространение лесного пожара можно остановить, сгребая по пути

движения огня горючие материалы

Уважаемые родители!

Пожарная безопасность наших лесов в прямую зависит от правильного пользования огнем, знания правил поведения в лесу .

Уважаемые родители!

Вы являтесь наглядным примером для своих детей!

Лес как место отдыха.

      Лес  - наиболее привлекательное место для отдыха. После большого и шумного города так приятна лесная тишина, тень и прохлада, чистый воздух, особый лесной аромат! Нога ступает по мягкой лесной почве, покрытой слоем опавшей листвы или хвои.  Глаз присматривается к тому, что растёт на земле поддеревьями – вдруг попадутся ягоды или грибы. Приятно полюбоваться и лесными цветами. Летают и поют птицы, можно встретить и зверей. В лесу много привлекательного и приятного, и с каждым годом его всё больше и больше посещают люди. Современный транспорт позволяет туристам, рыбакам и охотникам  приникать туда, где раньше человека почти не было. Лес болезненно реагирует на вторжение человека, особенно если он глух к его заботам и тревогам.

В пожароопасный сезон в лесу недопустимо:

  • пользоваться открытым огнем;
  • выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах, а также стерню на полях, в лесу;
  • разводить костры в хвойных молодняках, на торфяниках, лесосеках, в местах с сухой травой, под кронами деревьев, а также на участках поврежденного леса;
  • употреблять на охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;
  • оставлять промасленный или пропитанный горючими веществами обтирочный материал;
  • заправлять горючим баки двигателей, использовать неисправные машины, курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
  • оставлять бутылки или осколки стекла, так как они способны сработать как зажигательные линзы.


Приложение 3

               

C:\Users\1\Desktop\моя работа\фото дети\IMG-20210316-WA0033.jpgC:\Users\1\Desktop\моя работа\фото дети\IMG-20210316-WA0029.jpg

C:\Users\1\Desktop\моя работа\фото дети\IMG-20210316-WA0040.jpgC:\Users\1\Desktop\моя работа\фото дети\IMG-20210316-WA0003.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Будь осторожен с огнем".

Конспект занятия по окружающему миру, для детей подготовительной к школе группы для закрепления знаний по правилам пожарной безопасности....

Конспект образовательной деятельности для дошкольников 5 – 6 лет "Ребенок и окружающий мир «Будь осторожен с огнем"

Продолжать давать детям представления, что такое огонь.- Познакомить детей с правилами безопасности.- Закрепить знания пожарной безопасности.- Прививать интерес к работе пожарных.- Воспитывать ответст...

Занятие по ОБЖ в подготовительной группе "Будь осторожен с огнем"

Цель: закрепить знания правил пожарной безопасности; прививать интерес к работе пожарных....

Конспект НОД "Будь осторожен с огнем" (старшая группа). Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие. Формирование основ безопасности.

Конспект НОД "Будь осторожен с огнем" (старшая группа).  Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие. Формирование основ безопасности....

Проект: Утром, вечером и днем будь осторожен с огнем!"

Формирование у детей основ пожарной безопасности...

Будь осторожен с огнем в лесу!

Показать дошкольникам значение огня в человеческой жизни, научить безопасно с ним  обращаться....