Проект "Ловкие пальчики"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Баканова Елена Викторовна

Формирование графомоторных навыков у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx452.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 51 «ЗОРЕНЬКА»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Ловкие пальчики»

Подготовительная группа к школе  «Пчёлки»

C:\Users\alla\Desktop\Ларина аттестация\Проект ловкие пальчики\IMG-20220122-WA0134.jpg

Подготовила и выполнила

воспитатель высшей категории:

Ларина Елена Викторовна

Московская обл., г.о. Химки, 2018г.

Название проекта «Ловкие пальчики».

Тема проекта: «Формирование графомоторных навыков у дошкольников».

Актуальность:

Аннотация проекта

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим, в системе по их обучению и воспитанию предусматривается воспитательно-коррекционная работа в данном направлении.

Основные преимущества метода поэтапного освоения разнородных движений:

совершенствование двигательных ручных умений и навыков;

развитие фонематического слуха, произвольного внимания, творческого воображения, наглядно-образного и логического мышления;

формирование пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве;

конкретизация знаний о структурных единицах языка;

приобретение умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции педагога.

Цель проекта: профилактика дисграфии у детей посредством развития графомоторных навыков.

Задачи проекта:

1. Выявить у детей уровень сформированности мелкой моторики и графомоторных навыков.

2. Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме: правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента;

3. Совершенствовать тонкую моторику пальцев, плавность, точность, координацию движений рук через пальчиковые игры и игры с предметами.

3. Научить детей ориентироваться в пространстве и на плоскости;

4. Научить безотрывному плавному обведению предмета по контуру и штриховать его, используя различные виды штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали и т. д.);

5. Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой.

7. Обобщить и систематизировать знания педагогов об этапах формирования графомоторных навыков и современных средствах их развития.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители, логопед.

Тип проекта: групповой, познавательный, творческий.

Продолжительность проекта: длительный (один год)

Проект осуществляется через все образовательные области.

Принципы реализации проекта:

1. Доступность – учет возрастных особенностей детей группы, адаптированность материала к возрасту;

2. Систематичность и последовательность постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных графических навыков;

3. Дифференциация – организация работы по каналу восприятия, уровня общего развития и продвижения.

4. Динамичность – интеграция образовательных областей;

Социальная значимость:

профилактика дисграфии у детей, преемственность детского сада и школы.

Использование здоровьесберегающих технологий в разных видах деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Предполагаемые результаты:

Повышение уровня речевого развития;                                                         Развитость моторных умений и навыков;                                                           Повышение уровня творческого воображения;                               Подготовленность руки ребёнка к овладению письмом.                                           По окончании проекта дети знают: способы изображения предметов на бумаге; различные техники штриховки.

Умеют: расслабляться и напрягать мышцы руки, координировать движения пальцев и кистей рук; концентрировать внимание, зрительную память, самоконтроль; выполнять различные виды штриховки и графических диктантов; использовать полученные умения и навыки в жизни.

Этапы работы над проектом:

1. Организационно-подготовительный (август).                                                  Выбор темы проекта, анализ предстоящей деятельности, подбор методической литературы, выбор средств, методов и приёмов, разработка перспективного плана.

2. Основной (сентябрь-апрель).

Введение блока коррекционно-развивающих занятий, первоначальная диагностика.

3. Заключительный (май).

Анализ достижений поставленной цели и полученных результатов

Этапы реализации проекта.

  1. Организационно-подготовительный этап:

-Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

-Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта:

-Приобретение развивающих игр;

-Приобретение методического пособия в группу «Альбом заданий» по палочкам Кьюзинера.

-Изучение методической литературы по теме «Развитие графических навыков»;

- Подбор методического пособия по развитию мелкой моторики;

-Разработка плана мероприятий по реализации проекта;

  1. Основной этап:

Содержание работы с детьми:

1.Диагностика уровня сформированности мелкой моторики и графического навыка у детей.

2.Игры и упражнения на развитие ручной умелости и мелкой моторики:

-Пальчиковые игры со стихами;

-Физминутки - стихи с движениями;

-шнуровка различными способами: дорожка и через край.

-игра «Собери бусы».

3.Игры и упражнения для развития пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации:

- ориентировка на листе бумаги: игра «Муха», «Полетаем по клеточкам».

Цель: развивать и закреплять пространственные понятия и отношения «справа, слева, вверх, вниз, между, посередине, верхний(нижний) левый, правый угол, по диагонали.

Развивать умение точно выполнять учебную задачу, удерживать внимание детей.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку (подготовка к слуховому  диктанту).

4. Развивающие игры, способствующие развитию мелкой моторики, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования: палочки Кьюзенера, блоки Дьешена, Танграм, «Сложи узор». Используя разное число кубиков, различающихся по цвету и форме, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

5. Практическая часть:

-учимся видеть клеточку (простые задания по образцу воспитателя)

- повтори графический рисунок по образцу (Т.С.Голубина «Чему научит клеточка…»)

-обведи рисунки по точкам и раскрась их (В.Г. Дмитриева «Прописи для дошколят в картинках по клеткам и точкам»)

-обведи по шаблону, заштрихуй

-раскрась рисунок мелками, не выходя за форму (групповые раскраски на каждого ребенка)

-«Рисуем по точкам» (авторы: С.Гаврина, Н.Кутявина)

6. Проведение цикла занятий по развитию графических навыков.

Примерная структура занятия:

  1.  Организационный момент (2 минуты)

Пальчиковая игра с речевым сопровождением

  1. Основная часть (27 минут).
  1. Сюрпризный момент «Волшебный карандаш»(1 минута)

Задания на повторение:

2. Задание «Повторение названия цветов и геометрических форм» (2 минуты)

3. Задание «Обозначить цифрой число предметов» (с использованием  камушков) (5  минут)     

   4. Дидактическая игра «Найди ошибку» (3 минуты)              

Физкультминутка: (3 минуты)

Новый материал:

5. Задание «Провези машинку по дорожке» (2 минуты)

6. Задание «Путаница» (4 минуты)

Упражнение для глаз «Рисование глазами цифр от 1 до 5» (1 минута)

7. Задание «Пальчиковые шаги» (4 минуты)

8. Задание «Выложи лучики» (2 минуты)

III. Подведение итога и оценивание работы детей (2 минуты)

Содержание работы с родителями:

-Беседа с родителями по теме проекта.

-Участие родителей совместно с детьми в выставке поделок: «Наши прищепки».

-Домашние задания для детей и родителей по теме проекта «Соберите бусы из бусин», игра «Золушка» (сортировка разных видов круп).

-Консультация для родителей «Речь и движение».

-Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики".

-Семинар-практикум для родителей «Учимся штриховать».

-Консультация для родителей «Развитие графомоторного навыка у детей».

-Папки – передвижки: «Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики»,

«Приемы развития мелкой моторики рук».

  1. Заключительный этап:

 -Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

 -Оформление результата проекта в виде мониторинга.

Результаты проекта:

Сегодня можно сказать, что данный проект позволяет достичь поставленных целей при малых ресурсных затратах.

Данный проект способствует активности в развитии графомоторных навыках и системного развития ручной умелости.

Во время совместной деятельности постоянно присутствует индивидуальное сопровождение каждого ребенка.

Дети научились ориентироваться в тетради в клетку, обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии;

выполнять графические задания на листе бумаги по образцу;

ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать графические изображения на листе бумаги, ориентируясь на заданные линии;

пользоваться школьными принадлежностями: карандашами, резинкой;

с помощью взрослого копировать изображение по клеточкам;

выполнять усложненную штриховку в разных направлениях и различными линиями;

выполнять графические диктанты;

обводить сложный рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги;

раскрашивать сюжетный рисунок разными карандашами, не выходя за контур;

 штриховать простые предметы в разном направлении (слева направо, вверх-вниз).

Вывод:

На основе проделанной работы я могу сделать следующий вывод: дети научились управлять своими руками, пальцами. Они не испытывают страха перед пишущим предметом, держат уверенно и ручку, и карандаш. А результаты проведенной диагностики для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук показали, что 85% детей готовы к овладению письмом. У них сформированы внимание и контроль за собственными действиями, скоординированы движения руки и глаза, развито умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.

Продукт проектной деятельности:

тетради, рисунки детей подготовительной группы с навыками (разного уровня) ручной умелости.

Консультация для воспитателей

«Трудности формирования графических навыков в дошкольном возрасте»

Формирование графических навыков – важный этап подготовки ребенка к школе. Учитывая это, большое значение имеет раннее выявление ситуаций, когда ребенок не справляется или плохо справляется с графическими заданиями. Вовремя выявленные трудности помогут разработать специальную систему методов и приемов по их устранению. 

Проблема формирования графических навыков у детей дошкольного возраста становится особенно актуальной в контексте подготовки их к школе и профилактики школьной неуспеваемости. По данным специалистов, у многих современных детей, посещающих начальную школу, выявляется дисграфия - нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки. Часть из них имеют моторную дисграфию, т. е. нарушение письма, обусловленное несформированностью его моторного и графического компонентов.

Как показывает практика, трудности овладения графическими навыками, которые испытывает дошкольник, никуда не исчезают на следующем возрастном этапе, а, наоборот, порождают ряд других проблем. Со временем они могут перерасти в трудности овладения письмом, общую неуспеваемость по основным школьным предметам и дезадаптацию ребенка в школе.

Поэтому важно своевременно выявить отставание в развитии графических навыков, определить его причины, информировать о наличии проблемы родителей воспитанника и оказать ему соответствующую помощь. Часто вовремя проведенный курс специальных занятий может избавить дошкольника от многих серьезных проблем в будущей школьной жизни. Желательно, чтобы воспитатель обратил внимание на ситуацию, когда ребенок стабильно хуже, чем сверстники, справляется с графическими заданиями, соответствующими его возрасту.

Среди возможных причин, которые затрудняют обучение рисованию и письму, могут быть проблемы в двигательном развитии ребенка, трудности концентрации внимания, особенности эмоционально-волевой сферы.

Одной из наиболее распространенных в дошкольном возрасте проблем является слабость крупной и мелкой моторики у ребенка. Она может проявляться в любом возрасте и определяется путем сравнения поведения и достижений дошкольника со средневозрастными показателями. Например, наличие моторной неловкости у трехлетнего ребенка проявляется в том, что он не умеет самостоятельно ходить по лестнице, а у шестилетнего — в том, что он не может научиться кататься на двухколесном велосипеде.

Опытный педагог может увидеть таких детей в группе детского сада, наблюдая за их движением и поведением в ходе непосредственно образовательной деятельности, свободной игры и на прогулке. Основными критериями наблюдения являются следующие:

  • легко ли ребенок может повторить позу или движения педагога;
  • испытывает ли он трудности с мелкой моторикой (легко или с трудом ему даются движения, требующие точности и аккуратности, захват мелких предметов, координация двух рук, овладение инструментами);
  • часто ли он теряет равновесие, падает, задевает углы;
  • умеет ли играть в мяч (может ли поймать мяч руками или попасть по нему ногой);
  • насколько у воспитанника развито чувство ритма;
  • отмечается ли разница в развитии крупной и мелкой моторики (например, ребенок в целом двигается ловко, но обладает «непослушными» руками, или, наоборот, в целом неловок, но свободно управляется с мелкими предметами);
  • как ребенок сидит за столом во время занятий (принимает ли неправильную позу, сутулится, стремится лечь на стол или сидит с перекошенной спиной);
  • правильно ли держит карандаш после многократных попыток научить его держать правильно.

Моторная неловкость чаще всего является причиной возникновения трудностей в овладении графическими навыками. Подобную картину можно увидеть у ребенка, который преимущественно действует левой рукой, либо двумя руками с одинаковым успехом (дети-амбидекстры), либо у ребенка, который не «выбрал» ведущую руку (использует то правую, то левую руку как ведущую). Согласно исследованию О. Б. Иншаковой, до 30% детей к моменту поступления в первый класс еще не определились с ведущей рукой. Относительно овладения графическими навыками во всех этих случаях ребенок находится в «зоне риска».

В дошкольном возрасте процесс определения ведущей руки у разных детей протекает по-разному. В целом согласно представлениям современной детской нейропсихологии до пяти лет ребенок может использовать то одну, то другую руку, колебаться в выборе ведущей руки — это входит в вариант нормативного возрастного развития. Если колебания в выборе руки происходят после пяти лет — это тревожный сигнал для родителей и педагогов, требующий дополнительного внимания. Скорее всего, такой ребенок без специальной помощи будет испытывать трудности в автоматизации графических навыков и при обучении письму.

Слабость развития крупной и мелкой моторики обнаруживает себя также в рисунках дошкольников. Ее можно выявить по следующим признакам:

  • неровные, дрожащие линии;
  • слишком слабый или слишком сильный нажим, неравномерный при закрашивании;
  • рисунок с трудом умещается на листе или в определенном контуре;
  • возникают трудности с проведением прямой линии в заданную точку;
  • рисованием плавных линий (например, вместо волнистой линии получается зубчатая);
  • рисунок слишком крупный или слишком мелкий по сравнению с образцом.

Как помочь дошкольникам, имеющим моторную неловкость, проблемы в выборе ведущей руки и двигательные трудности при рисовании? Необходимо понимать, что привлечение ребенка к таким, казалось бы, не связанным с рисованием, видам деятельности, как занятия музыкой, физкультурой, подвижные игры, а также ручная деятельность (изготовление поделок), — являются для него неотъемлемой частью подготовки руки к письму. Невозможно научить ребенка с моторной неловкостью хорошо рисовать и писать без формирования общей координации движений, чувства ритма, мелкой моторики.

В процессе формирования графических навыков у таких детей желательно соблюдать ряд правил:

  • следить за правильной позой воспитанника за столом и правильным захватом карандаша (здесь может помочь специальная насадка на карандаш) и обращать на это внимание самого ребенка;
  • начинать работу над формированием графических навыков с крупных изображений, постепенно переходя к более мелким (сначала на листах формата А3, потом А4);
  • осуществлять с детьми отработку контуров (многократное обведение изображения пальцем, разноцветными мелками, выкладывание фасолинками и т. д.);
  • проводить работу с «дорожками» (рисовать линии по заданной «дорожке» — это является одним из этапов подготовки к работе в строке);
  • учить детей рисовать плавные линии («волны», «лианы», «гоночные трассы для автомобилей»): сначала на больших листах, затем постепенно переходя к формату А4;
  • рисовать заданные линии или фигуры с открытыми и закрытыми глазами, правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно;
  • использовать необычные способы рисования, которые активизируют тактильное восприятие (рисование песком, на песке или крупе, гелем для бритья, пластилином, процарапывание на воске или на пластилине, рисование мелом на доске или на асфальте и т. д.).

Другой часто встречающейся проблемой, которая затрудняет овладение графическими навыками, являются трудности концентрации внимания и планирования собственной деятельности у дошкольника. Наблюдая за такими ребенком в свободной ситуации, можно заметить, что он часто меняет занятия или занят чем-то очень простым и однообразным (перекладывает игрушки, строит однотипные домики и т. д.), не разворачивает сюжет в своей игре, быстро заражается эмоциями других детей, чаще играет со сверстниками не в сюжетные игры, а в догонялки, ему трудно ждать своей очереди, он слабо предвидит последствия своих действий. В процессе организованной образовательной деятельности дети с трудностями концентрации внимания с трудом удерживаются на своем месте, быстро истощаются, теряют интерес к предлагаемым заданиям, часто отвечают и действуют импульсивно, не всегда могут оценить, правильно или неправильно выполнено задание.

В той или иной мере похожее поведение свойственно всем детям дошкольного возраста. Произвольный контроль деятельности, как следует из теории возрастного развития, предложенной Д. Б. Элькониным, постепенно формируется лишь к семи годам, когда от воспитанника можно ожидать более осознанного и произвольного поведения. В дошкольном возрасте внимание ребенка преимущественно управляется тем, что для него эмоционально значимо, вызывает интерес, связано с его личными переживаниями, игрой. Поэтому здесь важно отличать реальные трудности с концентрацией внимания и планированием деятельности от несоответствия завышенным требованиям взрослых. Распространение так называемых методик раннего развития в настоящее время часто приводит к тому, что родители и педагоги предъявляют к детям завышенные требования, ожидая от ребенка 3–4 лет поведения и познавательной активности, соответствующих шести-, семилетнему возрасту.

Согласно представлениям возрастной психологии, если дошкольник может фокусировать внимание и планировать ту деятельность, которая для него интересна, но при этом не удерживается в скучном, неинтересном занятии «по заданию», это вполне соответствует закономерностям возрастного развития. Если же ребенок не может сосредоточиться на той деятельности или игре, которая вызывает у него интерес, то это свидетельствует о проблемах в его развитии.

Как известно, чем младше ребенок, тем меньше времени он может концентрироваться. Применительно к формированию графических навыков это утверждение верно вдвойне. Любая графическая деятельность сопровождается повышенной концентрацией внимания, тонкой координацией движений руки и глаз, удержанием позы, планированием движения карандаша и рисунка в целом. Графическая деятельность, особенно «по заданию», требует от дошкольника больших усилий. Но если ребенок не способен даже на кратковременное усилие, которое доступно большинству его сверстников, это также должно быть для педагогов сигналом.

Чтобы помочь ребенку с трудностями концентрации внимания и планирования деятельности овладеть необходимыми графическими навыками, нужно продумать расширенную программу специальных занятий. Они могут включать в себя специальные игры и задания, которые учат концентрироваться, удерживать в голове цепочку из нескольких действий (т.е. планировать свою деятельность). Например:

  • подвижные игры с правилами (игры «на внимание», например,

«Съедобное-несъедобное»);

  • настольные игры;
  • выполнение поручений из нескольких пунктов (запоминание последовательности действий);
  • конструирование по образцу.

В обучении непосредственно графическим навыкам следует сделать акцент:

  • на рисовании по алгоритму (ребенку предлагаются схемы, как нарисовать человека, дерево, птицу, животное и т. д.);
  • работе с лабиринтами;
  • графических диктантах;
  • создании орнаментов (раскрашивание, рисование по образцу);
  • обучении поэтапному копированию изображений.

Кроме перечисленных трудностей в развитии ребенка, которые влияют на формирование графических навыков, важно отметить проблемы обучения, связанные с мотивацией. Далеко не всем детям интересно выполнять какие-либо графические задания, особенно, если ребенок чувствует, что у него это плохо получается. Именно тех воспитанников, которые «не дружат» с карандашом и бумагой и которым нужны дополнительные занятия, сложнее всего усадить за рисование или выполнение заданий в развивающей тетради. И еще сложнее сделать так, чтобы они упражнялись в «полезных навыках», а не рисовали то, что хочется.

Вот дошкольник открывает тетрадь с развивающими заданиями, заботливо приготовленную мамой, и слышит указание: «раскрась лужи синим карандашом, а листья — оранжевым». В представлении взрослого это логично, ведь картинка связана с осенней погодой. Малыш берет карандаш, хитро поднимает на маму глаза — секунда, и вся картинка закрашена зеленым цветом. «Листья должны быть зелеными, а луж не видно», — объясняет он. Для многих детей дошкольного возраста рисование — важный способ самовыражения, творческого, фантазийного преобразования реальности и ее осмысления. Взрослый, который занимается с ребенком, поступает верно, если уважает его инициативу, видение и способы работы.

Дошкольный возраст — период игры, фантазии и творчества: «Хочу, чтоб лошадь была синей», «Пусть волосы будут розовыми», «Пусть глаза будут сбоку, а нос — сверху». Очень важно не лишить ребенка этих удивительных возможностей играть, фантазировать и творить, которые позже, в период школьного обучения, могут уже не найти применения. Именно поэтому специальные занятия по формированию графических навыков не могут заменить традиционное рисование или иные виды творческой, продуктивной деятельности. На занятиях по развитию графических навыков педагог может лишь дать детям «инструменты», с помощью которых они могут полнее реализовывать свои творческие замыслы.

Предложения раскрасить что-либо определенным цветом, нарисовать конкретные геометрические фигуры или продолжить узор — а именно так чаще всего формулируются «развивающие задания» - для детей лишены смысла и, как следствие, выполняются не особенно тщательно. Необходим игровой контекст, который придаст действию очевидные для ребенка смысл и ценность. Например: «Нарисуй такой же заборчик, как здесь показано, чтобы оградить котенка от злой собаки» (для убедительности картинки можно предложить детям жалобно помяукать, как маленький котенок, или грозно полаять, как большая собака). Таким образом, актуализируется жизненный опыт дошкольников, затрагиваются их эмоциональные переживания — в этом случае ребенок будет искренне стараться нарисовать самый лучший заборчик для своего «бедного котенка».

Опыт практической работы показывает, что не стоит ожидать от всех детей, что они будут с одинаковой готовностью следовать инструкции педагога. Более зрелые и социализированные воспитанники легко адаптируются в ситуации группового занятия, другим же необходим индивидуальный подход. Чтобы заинтересовать ребенка рисованием, бывает достаточно дать ему возможность самому выбирать цвет или способ выполнения задания. При оценке выполненного педагог может закрыть глаза на некоторые погрешности или неточное следование инструкции, если видит, что дошкольник старался. Иногда воспитанники украшают свои работы дополнительными рисунками, которые не были предусмотрены заданием — для некоторых детей это важно. Это дает им возможность «примириться» с необходимостью действовать по заданию.

Выполнение задания «ради задания» может быть ценным для детей в период подготовки к школе. На  шестом-седьмом году жизни ребенок часто играет «в школу», ему хочется быть таким же взрослым, как более старшие товарищи — школьники. Тогда он с радостью будет «делать уроки», выполняя разные задания, даже если эта деятельность для него достаточно сложна. Именно в этот период у детей успешно формируется навык точного выполнения заданий по образцу или по инструкции.

Еще одним важным аспектом, который связан с успешностью обучения, является самооценка ребенка. Чтобы дошкольник захотел заниматься рисованием или выполнять графические задания, необходимо, чтобы он почувствовал себя успешным в этой деятельности. Для этого важен подбор заданий — не слишком легких и не слишком трудных для его возраста, требующих приложения небольшого усилия для выполнения. Чем сложнее дается ребенку работа с карандашом, тем меньше должно быть это усилие, по крайней мере, поначалу.

Кроме подбора заданий, роль педагога заключается в эмоциональной поддержке детей, поощрении их усилий. На первых этапах важен не результат, а старание. Если взрослый будет акцентировать внимание дошкольника даже на небольших успехах, то маленький художник сможет постепенно обрести уверенность, а вместе с ней — желание идти дальше. Напротив, одна-две резких оценки трудов ребенка надолго отобьет у него желание заниматься рисованием и письмом по собственной воле, без принуждения со стороны взрослых.

Подводя итог вышесказанному, вернемся к основным вопросам, связанным с проблемами формирования графических навыков в дошкольном возрасте: почему ребенок не справляется с графическим заданием так же, как остальные дети? Не может, потому что ему мешают определенные трудности в его развитии? Не хочет, потому что в этот момент занят другим видом деятельности или считает себя неуспешным? Если педагог затрудняется в решении этого вопроса, наблюдая за ребенком или рассматривая его рисунки, можно предложить дошкольнику пройти графическое тестирование в игровой форме. Выберите тематику исходя из интересов дошкольника, из того, во что он любит играть: в принцесс, машинки, динозавров — и предложите выполнить задание. Если у воспитанника развитая фантазия и ему трудно придерживаться инструкции, договоритесь о том, что он три раза делает то, что говорит педагог (рисует определенную линию, фигуру и т. д.), а потом то, что хочет сам. Если окажется, что в данных условиях дошкольник уверенно справляется с заданием, это значит, что не нужно беспокоиться за уровень развития графических навыков, а следует больше внимания уделить формированию мотивации и сотрудничества с педагогом. Если же ребенок в условиях игры при всем старании не способен выполнить графическое задание, соответствующее возрасту, или выполняет его недостаточно точно — ему необходима дополнительная помощь.

В процессе формирования графических навыков у детей дошкольного возраста важно обратить внимание на форму и содержание занятий. Непросто в условиях группы детского сада осуществлять индивидуальный подход, подбирать задания, соответствующие уровню их развития и при этом следить за позой и качеством выполнения заданий у каждого ребенка. Наиболее эффективной в этом плане представляется подгрупповая форма работы. В подгруппу можно объединить воспитанников, имеющих похожие проблемы и примерно одинаковый уровень овладения графическими навыками. Работая с 3–4 детьми, удобно наблюдать за качеством их деятельности, вовремя оказывать необходимую помощь, корректировать позу и захват карандаша у каждого ребенка. Благодаря высокой концентрации и эффективности таких занятий они могут быть недолгими: 5–10 мин — для младшей и средней групп, 10–15 мин — для старшей группы и 15–20 мин — для подготовительной группы.

На занятиях по развитию графических навыков важно осуществлять комплексный подход: кроме собственно графических заданий, желательно включать элементы сюжетно-ролевой игры, театрализации, музыкальное сопровождение и познавательные задания и задачи. Это повышает мотивацию детей, помогает им сконцентрироваться на задании. Этому же способствует и опора на собственные интересы детей: педагог может предлагать графические задания на том материале, который увлекателен для дошкольников данной группы или связан с распорядком дня. Например, в день рождения кого-либо из детей можно предложить поработать с большим изображением торта со свечками: обвести свечи по контуру, посчитать их либо заштриховать различными способами каждый слой торта (работа в строке).

В зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог, и уровня овладения графическими навыками у детей, задания могут варьироваться. Особенно ответственно следует подходить к планированию занятий в подготовительной группе, т. е. перед поступлением в школу, когда развитию графических навыков уделяется особое внимание. Занятия в этой возрастной группе, как правило, включают различные виды работы и требуют большой концентрации, а также предполагают некоторую подготовку. К этому моменту дошкольники уже достаточно хорошо организованны, внимательны, понимают принцип шифровки букв с помощью символов, могут быстро переключаться с одной работы на другую. И при этом задания предусматривают как варианты упрощения, так и усложнения. Если дети медленно вникают в материал, можно разбить этот план на несколько занятий и прорабатывать поэтапно.

Таким образом, формирование графических навыков в дошкольном возрасте — одна из важных задач подготовки к школе. На всех возрастных этапах дети могут испытывать трудности в их овладении. Наиболее распространенными причинами, которые вызывают эти трудности, являются моторная (двигательная) незрелость, дисбаланс в развитии моторики, недостаточная концентрация внимания и неумение планировать деятельность. Во всех этих случаях ребенку необходима дополнительная помощь в формировании графических навыков и коррекции трудностей в развитии.

Другим важным аспектом, который влияет на успешность обучения ребенка, является его мотивация к графической деятельности. Если взрослые с уважением относятся к инициативе и творческому подходу дошкольника, а также поощряют его усилия, мотивация возрастает.

Консультация для родителей

«Речь и Движение».

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, замкнутости. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Если у вас возникают сомнения по этому поводу, обратитесь к специалистам. Но и вы, уважаемые родители, можете помочь своему ребенку.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение. Исследователями установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев.

Вы замечали, что человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот, ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека было известно ещё во 2 веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки», «Козы рогатой», «Ладушек»  и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с 2-3 месяцев. Так же широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков.

Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями: держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Часто родителям некогда, а порой просто не хочется учить ребенка завязывать шнурки, расстегивать и застегивать пуговицы, и здесь на помощь приходят «липучки», «молнии». А между тем, игры со шнурками, пуговицами, бусинками прекрасно развивают тонкие движения пальцев рук.

Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь! Займитесь с ним двигательными упражнениями, соответствующими его возрасту и возможностям. В первый раз покажите упражнение и объясните, как его делать. Во второй раз выполните упражнение вместе с ребенком, затем предложите ребенку выполнить задание самостоятельно. Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память.

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук развивается специальными упражнениями. Это - начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. Предлагайте ребенку выполнять различные упражнения для рук и тела, постепенно усложняя их.

Подвигайтесь с ребенком под песни, стихи, сопровождая при этом жестами, движениями, описанными в самих стихах.

У ребенка развита подражательная деятельность: он с удовольствием копирует действия взрослых, животных. Поиграйте с ним в игры: «Балерина», «Петрушка», «Дерево на ветру», «Шофер», с воображаемым рулем, «Рыбак с удочкой» и т.д.

Можно поиграть в животных, изображая их повадки, действия: «Зайчик», «Мишка», «Кошечка», «Уточка».

Полезны для развития общей моторики игры с мячом, скакалками, кубиками, «Лего», конструкторами. Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребенок, вы добьетесь больше точности движений, улучшения координации движений пальцев рук.

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, желудей, соломы и т.д.). Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Занимайтесь своими делами, вы можете занять ребенка. Например, если вы заняты на кухне, посадите за стол ребенка, перемешайте сначала более крупные бобовые – горох, фасоль, затем можно усложнить: гречка, рис. Предложите рассортировать крупу.

В комнате можно дать рассортировать пуговицы, бусинки по цвету, форме, величине.

Все задания и упражнения предлагать в игровой форме, ведь игра- основное занятие детей, их работа. Ведь именно в игре часто и сложное становится возможным! Не жалейте времени на своего ребенка, чтобы однажды не услышать: «Мама! Почему раньше ты учила меня ходить и говорить, а теперь хочешь, чтобы я сидел и молчал?».

 

Консультация для родителей

«Значение развития мелкой моторики».

Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению?  Этот вопрос, конечно, волнует многих родителей будущих первоклассников и нас, педагогов.  Многие из взрослых считают, что самое главное – научить ребенка читать, считать до поступления в школу. Но это еще не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий ребенок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи.

     Он не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Все говорит о том, что у ребенка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.

     Многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль и дрожь в кистях рук, они плачут и нервничают.

     Письмо – это навык, включающий в себя выполнение тонких координированных движений руки.

     При письме особенно важно сформировать весь комплекс готовности ребенка: сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию печатных и письменных букв, ознакомление с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, основными элементами букв, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв.

     В нашем саду при подготовке руки ребенка к письму проводится большая и систематичная работа, которая основывается на взаимодействии специалистов ДОУ с детьми, родителями.

     Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от систематичности и регулярности выполнения различных заданий с детьми.

     Программа комплексного развития мелкой моторики рук должна строиться по принципу «от простого к сложному» с учетом возраста детей и готовности их к овладению письмом.

     Диагностику можно проводить в группах, индивидуально и в небольших подгруппах, используя методики Л.А.Венгера, Н.И. Гуревича, Н.И. Гуткиной, Н.В. Нищевой, И.О. Озерецкого. На основании данных обследования планируется перспективная воспитательно –образовательная работа.

     С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей.

     В совместной работе специалистов нашего ДОУ и семьи широко используются: консультации для родителей (групповые и индивидуальные); родительские собрания; беседы, тематические выставки; смотры-конкурсы; выставки детских работ; анкетирование; дни открытых дверей; информация в родительских уголках, папках; презентации «Наша жизнь в детском саду».

     Благодаря этому родители из пассивных наблюдателей и слушателей становятся союзниками и активными партнерами.

     На первом собрании в младшей группе рассказывается о значении развития мелкой моторики.

     Оформление рубрики «Учите с нами» дает возможность родителям всегда быть в курсе того, что происходит в группе, чему новому дети научились, что желательно закрепить в домашних условиях. И надо отметить, что большинство родителей с пониманием относятся к выполнению поставленной задачи.

     Посещение занятий в группе и возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.

     Показ презентаций позволяет им увидеть своих детей в различных режимных моментах и выслушать комментарии к слайдам. Применение различных форм работы с родителями дает положительные результаты: они более активно учувствуют в жизни группы и сада, больше общаются между собой и делятся успехами и неудачами своих детей, больше уделяют внимание домашним занятиям с детьми и самое главное – правильно подходят к выполнению того или иного задания.

В нашей работе нужна система,

Постепенность, увлеченность и знание.

Если плохо – то не надо!

Если делать – то с умом.

В каждом деле есть отрада,

А успех в тебе самом!

Семинар-практикум «Учимся штриховать»

(для родителей и детей подготовительной к школе группы)

 Цель: ознакомить с понятием штриховка и правилом её выполнения.

ЗАДАЧИ

  • Напомнить и обобщить задачи по развитию мелкой моторики руки дошкольника.
  • Ознакомить с приемом «штриховка»: целью, выполнением и правилами.
  • Способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
  • Просвещать родителей с целью повышения педагогической культуры.

ОБОРУДОВАНИЕ

     Образцы детских работ и различных видов штриховки, магнитные полоски-заменители, рисунок совы, карточка с нарисованными геометрическими фигурами, сова – печатка.

     Каждому родителю: счетные палочки, листочки в крупную клетку, простой карандаш, цветные карандаши, альбомный лист с рисунком для штрихования.

     Педагог: Наши дети подросли и перешли в старшую дошкольную группу. Начинается время активной подготовки к обучению в школе. Раньше уже много говорилось о том, что такое мелкая моторика, о её значении в развитии детей. Сегодня нужно познакомить вас с тем, что предстоит освоить детям в этом году и какими методами этого лучше добиться.

     Давайте вспомним, какие задачи по развитию мелкой моторики решались на прошлых занятиях?

Ответы родителей

     В этом году задачи усложняются. Надо отметить, что дети уже сами пытаются завязать себе шапку, шарф, пояс на платье. У кого-то это получается очень хорошо, кто-то еще только учиться и ему приходится помогать. Но постарайтесь не заглушить в ребёнке эту самостоятельность,  не обрывайте его словами «давай я лучше сама завяжу, у тебя не получиться», или «некогда мне, давай я завяжу». Найдите время подождать, чтобы ребенок сделал это сам, а помощь предложите при неудаче.

     В прошлом учебном году дети приносили домой работы, выполненные из крупы или веревочек. И в этом году они продолжат выкладывать узоры крупой и веревочками, что прекрасно развивает захват пальчиками и зрительно-двигательную координацию.

     Так же в этом году продолжиться обучение складыванию из бумаги различных фигурок и создание композиции. Вы все с интересом разглядывали работы детей по оригами.

     Для вновь прибывших поясню: оригами – японское искусство складывания бумаги. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание и склеивание.

     Оригами развивает у детей  способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер.

     Показ детских работ

     Еще раз необходимо напомнить о пользе раскрашивания и штриховки в одном направлении, т.е. не выходить за линию контура. Кроме того, следует убедить детей, что лучше закрашивать цветными карандашами, а не фломастерами. Закрашивая карандашами, ребенку приходится прилагать определенные усилия, разную силу нажима, и все это, в свою очередь помогает развивать мелкую моторику, а значит, косвенно подготавливать его к обучению в школе. Особое внимание нужно обратить на поворот листа при закрашивании. Если ребенок крутит лист при закрашивании, это свидетельствует о том, что он не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

     В этом году начинается работа в тетрадях с клеткой. Но так как движения пальцев у детей еще не достаточно сформированы, необходимы тетради с крупной клеткой. В магазинах продаются самые различные варианты прописей. Но мне бы хотелось уточнить, по каким признакам, вы их приобретаете?

Ответы родителей

     Хочу обратить ваше внимание на основной принцип обучения детей мелкой моторике «от простого к сложному» и познакомить с опытом автора методики ознакомления детей письму Е.Н. Потаповой.

     Она так раскрывает вопрос «Что такое письмо?»: «Письмо – это  способ передавать мысли, а красивое письмо – это еще и искусство, графика. Отсюда и такое понятие: писать картину, т.е. творить красоту. Из чего складывается красивое письмо? Наверно, из «сыпкого дождика» Паустовского, из стихотворений Пушкина, Васильева, из музыки Чайковского и Шопена, из картин Васнецова и Василевского. И детям тоже надо дать глоток этой живительной воды. Наблюдая с детьми природу и обращая внимание на её красоту, я часто говорю: видите, как красиво вокруг, и то, что будет выходить из-под ваших рук должно быть тоже красивым».

     Метод Потаповой позволяет значительно снизить перегрузку и утомляемость детей при обучении работе с прописями. Основной принцип метода – игровые ситуации через ощущения с активным включением зрительного и слухового анализаторов, позволяющих сформировать не только понятие о букве и её графическом начертании, но и развивающих синтетическое, логическое мышление, внутреннюю и внешнюю речь, память, творческие способности детей.

     Е.Н. Потапова обращает внимание на то, что нельзя сразу «бросаться» учить детей писать, непременно требуя, чтобы они делали так, как в «Прописях». Главное – заставить их полюбить сам процесс, заронить в их души понятие «красота» и научить применять его к своей работе. Однако одного умения видеть красивое недостаточно.  Важно помочь ребенку, научить его созидать. По мнению автора, существуют две опорные точки в этом трудном деле. Основное – это развитие и воображение внутренних способностей.

     По мнению Е.Н. Потаповой, обучение письму можно условно разделить на три связанных между собой этапа:

1) развитие мускульной памяти;

2) развитие тактильной памяти;

3) закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв.

     Рассмотрим подробнее работу со штриховкой, развивающей мускульную память. По утверждению В.А. Сухомлинского, истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

     Очень важно поставить руку, подготовить её к работе. И штриховка в этом деле – незаменимый помощник, поскольку не только укрепляет мелкие мышцы пальцев и кисти рук, но и способствует развитию речи, логическому мышлению, общей культуры, творческих способностей.

     Что необходимо для штриховки? Альбом, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов, альбомы для раскрашивания.

     Правила работы запомнить несложно: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.

     В какой последовательности надо проводить работу по штриховке?

     Вначале дети учатся обводить геометрические фигуры по трафарету и штриховать их параллельными отрезками, затем составляют из них различные композиции. Наши дети уже умеют пользоваться трафаретами. (Показывает образцы детских работ).

     Когда дети хорошо усвоят простейшие варианты снизу вверх, сверху вниз и слева направо, надо переходить к более сложным. Штриховка бывает не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями.

     При первых выполнениях штриховки обязательно указывается направление. Для этого на предмете рисуется стрелочка.

     Детям нравятся работы по штриховке. Овладев штриховкой отдельных предметов, дети начинают создавать различные композиции из нескольких предметов. Например, из прямоугольников и кругов получается грузовик. Он едет по дороге, вокруг которой растут елочки, полученные при помощи треугольников. А в лесу спрятался зайчик. (Использование овалов).

     И вот уже получается сюжетная картинка. По ней мы с детьми составляем рассказ. Таким образом развивается не только мелкая мускулатура пальцев и кисти руки, но и связная речь., логическое мышление и творчество, расширяется словарный запас.

     Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т.е. развивают свое эстетическое восприятие.

     В дальнейшем при штриховке можно использовать ручки с цветными пастами, альбомы для раскрашивания.

     Таким образом, такое простое, казалось бы, упражнение, а сколько задач обучения и развития оно помогает решать. А самое главное, оно не вызывает у детей чувства «внутренней усталости», оно им очень нравится и не надоедает. Когда ваш ребенок придет в первый класс и начнет учится писать в тетрадях, у него будет намного меньше проблем, чем у тех детей, которые часами сидели дома и прорисовывали закорючки в своих прописях, купленных для них родителями.

     Составляя занятия по развитию мелкой моторики, не следует забывать о развитии психических процессов: памяти, мышления, внимания, и т.д. Для более точного представления о проводимой работе с детьми выполним одно из занятий, которое начнем с пальчиковой гимнастики.

Родители выполняют задание

Какие ваши пальчики молодцы! А еще они любят играть с палочками. Мои пальчики сделают сейчас уголки.

     На доске выкладываются уголки из счетных палочек.

                                                                                                                                                                                   

А ваши пальчики смогут сделать такие же? Давайте проверим.

Выполнение упражнения из счетных палочек.

     Что у вас получилось? Уголки можно нарисовать и в тетради. Но так как тетрадей сейчас у вас нет, подвиньте к себе листочки в клетку и представьте, что это тетрадь вашего ребенка. Что вы видите?

Родители читают ответы

     Правильно, в тетради тоже нарисованы уголки. Проведите глазами от верхней точки к нижней, а потом от нижней к правой. Получился у вас уголок? Нарисуйте такие же уголки по точкам, какие уже нарисованы у вас в тетради. С заданием вы успешно справились.

     Глаза наши тоже хотят поиграть.

Проводится упражнение для глаз

     На доске выставляется рисунок с изображением совы.

     Дети знают, что при появлении совы нужно быть внимательным, смотреть на рисунок и запоминать. Так проводится зрительный диктант. Попробуйте запомнить фигуры, их размер и расположение и нарисовать точно такую же карточку.

                                   

                                                                                                                           

                                                                     

     А теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание (выставляется образец).  

     Нарисовано правильно? Значит, можно взять печатку и поставить рядом оттиск совы. Это обозначает, что с заданием вы справились. Одновременно дети учатся самостоятельно и правильно оценивать свою работу.

     Теперь надо немного отдохнуть и расслабиться.

Физкультминутка «Строим дом»

(импровизация движений в такт стихотворения)

Молотком и топором

Строим, строим новый дом.

В доме много этажей,

Много взрослых и детей.

     Отдохнули? Теперь откройте альбомы и дорисуйте предметы, заштриховав их по образцу, не забывая правила, штрихи не должны выходить за контур, должны быть параллельны и выполняться на одинаковом расстоянии друг от друга.

     В ходе выполнения задания педагог напоминает родителям, как правильно держать карандаш, об осанке, правильном расположении листа и захвате карандаша.

     На этом занятие оканчивается.

     Итак, сегодня вы наглядно увидели, как проводятся у нас упражнения, в ходе которых реализуются разные задачи воспитания и обучения.

Консультация для родителей

«Развитие графомоторного навыка у детей».

 К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребенку даст ребенку возможность быстрее освоиться с письмом. В исследованиях психопатологов большое внимание уделяется вопросу о том, является ли развитие моторики ребёнка следствием естественного созревания соответствующих структур или же это результат научения?

     Было выяснено, что и созревание и научение – факторы, в равной мере необходимые для формирования моторики пальцев рук.

     Кроме того, известна тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью.

      Исследования профессора М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10 – 12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончике пальцев, поэтому тренировать их надо уже с 6-месячного возраста ребенка. Далее представлены возрастные особенности овладения детьми моторными и графическими навыками.

Возрастные особенности развития графомоторного навыка

1,5 – 2 года

     Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он еще не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.

2 – 3 года

     Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются.

3 -3,5 года

     Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения. Овалы не ровные, но на рисунках их уже много.

3,5 – 4 года

     Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно – пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет хорошо передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельными.

5 лет

     Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку.

     Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы.

6 – 7 лет

     Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершёнными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.

     Сформированность мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным.

     Следует обращать внимание на такие ошибки: невозможность пересчитать пальцы: пропуск то одного, то другого пальца; лишние движения на другой руке, ноге (синкинезии); при пересчете пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски пальцев, возвраты; медленное выполнение отстукивания ритмов; при выполнении проб – повышенный мышечный тонус, резкость движений; в пробах на имитацию – отсутствие плавности движений, точности выполнений.

     Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений  кистей и пальцев рук, т.е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, застегивание пуговиц.

     К сожалению, моторная неловкость при выполнении манипуляторных действий, трудности и неудачи в овладении ими вынуждают ребенка избегать сложных действий. Поэтому платье с мелкими пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем неинтересный, лучше поиграю с машинками», вязать лепить, конструировать, «неинтересно, не хочется».

     Существуют специальные игры для развития пальцев («Гребешок», «Царапка», «Лесенка» пальчиковые (имитация животных, людей, животных, предметов), театр теней. Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, - сложное инструментальное действие: ведь движение кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими.

     В возрасте 6 – 7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, ребенок может достичь хороших результатов в развитии моторики кисти.

     Для развития графического навыка следует использовать:

- графический диктант;

- рисование линий: прямые и фигурные дорожки;

- рисование по точкам, контурам, клеточкам;

- штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки.

     Развитию моторики рук помогает:

- пальчиковая гимнастика;

- упражнения на освоение предметных действий.

     Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений.

     Очень важно сразу обучать ребёнка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. В 6 – 7 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок:  прямые вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами: (чешуя у рыбы, черепица у крыши), крупными петельками. Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15 – 20 минут. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.

Мониторинг реализации проекта

Критерии: Выявить у детей уровень сформированности мелкой моторики и графомоторных навыков. Совершенствовать тонкую моторику пальцев, плавность, точность, координацию движений рук через пальчиковые игры и игры с предметами. Научить безотрывному плавному обведению предмета по контуру и штриховать его, используя различные виды штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали и т. д.). Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой. Обобщить и систематизировать знания педагогов об этапах формирования графомоторных навыков и современных средствах их развития.

             C:\Users\alla\Desktop\Ларина аттестация\Проект ловкие пальчики\IMG-20220122-WA0099.jpg                                         C:\Users\alla\Desktop\Ларина аттестация\Проект ловкие пальчики\IMG-20220130-WA0040.jpg

Итоги проекта: Повысился уровень речевого развития и развитость моторных умений и навыков; повысился уровень творческого воображения; руки ребёнка подготовлены к овладению письмом; дети знают: способы изображения предметов на бумаге; различные техники штриховки. Умеют: расслабляться и напрягать мышцы руки, координировать движения пальцев и кистей рук; концентрировать внимание, зрительную память, самоконтроль; выполнять различные виды штриховки и графических диктантов; использовать полученные умения и навыки в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...