Перспективный план по организации элементарных опытов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Дунаева Надежда Валерьевна

Перспективный план по организации элементарных опытов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по организации элементарных опытов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста

Месяц

Экспериментальная деятельность

с объектами неживой природы

Цели

Сентябрь

Диагностика по определению уровня развития познавательного интереса и уровня знаний об объектах неживой природы

Экскурсия в лабораторию.

Игра – экспериментирование «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».

Дать представления о безопасном поведении во время проведения экспериментов. Формировать представления об органах чувств и их назначении. Развивать наблюдательность, познавательную активность, интерес.

Блок «Воздушный океан»

Образовательные задачи: Уточнить у детей представление о воздухе; с помощью простых исследований показать, что воздух есть везде, во всех предметах; он прозрачный, не имеет запаха, его можно ощутить, но увидеть нельзя. Познакомить с природным явлением - ветер. Опытным путем показать значение воздуха для человека и всего живого на Земле. Совершенствовать знания о взаимосвязи живой и неживой природы. Стимулировать интерес к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес, любознательность, умение самостоятельно делать выводы.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к окружающему.

ООД «Воздух вокруг нас»:

Опыт «Поймай невидимку»

Опыт «Воздух не имеет вкуса»

Опыт «Воздух не имеет запаха»,

Опыт «Вдох-выдох»

Опыт «Есть ли воздух внутри нас»

Опыт «Воздух имеет вес». 

Опыт «Мой весёлый звонкий мяч».

Уточнить у детей представление о свойствах воздуха (прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, вкуса); с помощью простых исследований показать, что воздух находится внутри людей и способы его обнаружения. Развивать познавательный интерес, активность детей в процессе экспериментирования, умение видеть удивительное в окружающем мире. Воспитывать интерес к экспериментированию, стремление добиваться результата, умение работать в группе, договариваться.

Доказать, что воздух имеет вес.

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха - упругостью.

Октябрь

ООД «Ветер, ветер, ты могуч…»:

Опыты «Движение воздуха - ветер» (опыт с веером и султанчиком),

«Буря в стакане», «Ветер, ветерок, ветрище», «Живая змейка»

Опыт «Воздух содержится в различных предметах».

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения. Выявить, как образуется ветер, что ветер – это движение воздуха, Подвести к пониманию причины возникновения ветра (когда двигаются и встречаются теплый и холодный воздух), что горячий воздух поднимается вверх, а холодный  - опускается вниз. Развивать познавательный интерес, любознательность, умение самостоятельно делать выводы.

Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

Ноябрь

ООД «Воздух, ветер, человек»

Опыт «Воздух работает»

Опыт «Реактивный шарик»

Опыт «Воздух поет и свистит»

 

Опыт «Воздух помогает рыбам плавать»

Рассказ воспитателя «Вот труба – над нею дым»

Опыт «Пламя загрязняет воздух?»

Познакомить детей с тем, как человек использует воздух (ветер).

Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Познакомить с возможностями ветра ( когда воздух дрожит, возникают звуки; духовые музыкальные инструменты играют только тогда, когда в них вдувают воздух ).

Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Выяснить может ли пламя загрязнять воздух.

Блок «Самое удивительное вещество на Земле - вода»

Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, качествах и в каком виде существует вода в природе ( реки, моря, озера, океаны, осадки и. д. ). Познакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное ). Дать знания о роли воды в жизни человека и всего живого на Земле; научить детей экономно использовать воду. Упражнять в умении применять знания на практике в проблемных ситуациях.

Развивающие задачи: Развивать у детей познавательный интерес к объектам неживой природы в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Декабрь

ООД «Вода и её свойства»:

Опыт  «Вода – это жидкость»

Опыт  «Вода прозрачная бесцветная»

Опыт  «Вода не имеет вкуса»

Опыт  «Вода не имеет запаха»

Опыт «Вода не имеет формы»

Опыт «Вода бывает тёплой, холодной, горячей»,

Опыт «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Опыт «Окрашивание воды»

Расширить представление детей о свойствах воды: прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха и формы. Показать детям зависимость состояния воды от температуры воздуха. Познакомить со способом получения теплой и горячей воды. Показать, что растворяется, а что не растворяется в воде. Познакомить с процессом растворения краски в воде. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни. Развивать познавательный интерес, активность детей в процессе экспериментирования; умственные операции - сравнение, обобщение, способность анализировать, умение рассуждать, стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Воспитывать бережное отношение к воде.

Январь

Опыты «Свойства льда», «Украсим ёлку цветными льдинками», «В каком стакане лёд быстрее растает», «Лёд легче воды», «Тающий лёд», «Освобождение бусинок из ледяного плена

Опыты «Снег, какой он?», «Мороз и снег», «Как из снега получить воду»

Опыты «Иней – это вода», «Пар – это вода»

Познакомить детей с агрегатными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное). Выявление механизма образования инея, пара, льда, снега, познакомить с их свойствами. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

Февраль

Опыт «Нужен ли растениям снег?»

Опыты «Веточка тополя», «Дружится ли горошинка с водой», «Посадка лука», «Растения «пьют» воду»

 Опыт «Можно ли пить талую воду». Опыт «Очистка воды, фильтрация»

 

 Опыт «Водяная мельница»

  

 Опыт «Ходит капелька по кругу»

Доказать детям, что снег сохраняет тепло. Расширять представление детей  о сохранении тепла в зимний период времени, о приспосабливаемости растений  к суровым условиям жизни.

Дать детям представление о роли воды в жизни растений. Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы, познакомить детей с умением воды работать на благо человека.

 Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. Поощрять выдвижение детьми гипотез.

Блок «Песок, почва, глина, камни»

Образовательные задачи: Расширять представление детей о свойствах песка, глины, почвы и камней путём проведения элементарных опытов. Закрепить умение исследовать объект с помощью разных органов чувств; называть его особенности.

Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности; умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей бережное отношение к природным ресурсам.

Март

Опыт «Из чего состоит почва?»

Опыт «В почве есть воздух»

Опыт «Нужен ли корням растения воздух?»

Опыт «Загрязнение почвы»

Опыт «Обследование камней: размер, цвет, вес, характер поверхности»

Опыт «Твердый камень»

Опыт «Прочность»

Опыт «Плавучесть»

Определить состав почвы.

Показать, что в почве есть воздух.

Показать, что растениям для роста необходима рыхлая почва.

Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

 Сформировать представление о разнообразии камней, свойствах камня (размер, цвет, вес твёрдость, прочность, плавучесть), учить классифицировать по различным признакам.

Апрель

Опыт «Откуда берётся песок»

Опыт  «Из чего состоит песок?»

 Опыты «Легко ли сыпется песок», «Песочные часы»

Опыт «Ветер и песок»

 Опыт «Куда исчезла вода»

Опыт «Мокрый песок принимает любую нужную форму», «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

 Опыт «Песочный конус»

Познакомить детей с происхождением песка.

Выяснить, из чего состоит песок. Определить формы песчинок.

Познакомить со свойством песка – сыпучестью. 

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

Показать, что песок легко впитывает воду.

Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.

Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

Май

Опыт  «Из чего состоит глина?»

Опыт  «Глина: сыпучая или не сыпучая?»

Опыт  «Мягкая или твердая?»

Опыт  «Липкая или нет?»

Опыт  «Сохраняет ли глина форму?»

Опыт  «Пропускает ли глина воду?»

Опыт «Сравнения песка и глины»

 

Опыт «Что быстрее пропускает воду?»

Продолжать знакомить детей с природным материалом – глиной, ее свойствами (твёрдая в сухом состоянии, пластичная, вязкая и мягкая во влажном,  не пропускает воду, изделия из глины сохраняют форму после высыхания)

 

 

Учить сравнивать свойства двух материалов (песок рыхлый, сыпучий, а глина слипается комочками). 

Показать, что песок быстрее пропускает воду сквозь себя, в почве вода задерживается, а глина не пропускает воду.

Диагностика по определению уровня развития познавательного интереса и уровня знаний об объектах неживой природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие с использованием экспериментов с объектом неживой природы для детей старшего дошкольного возраста.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы....

Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста.

5 блоков экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста....

Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста....

Картотека опытов для ознакомления с живой и неживой природой для детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование – один из более успешных способов ознакомления дошкольников с миром живой и неживой природы....

Элементарные опыты, как метод формирования знаний о явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста

Теоретические основы детского экспериментирования как научно-методической проблемы.Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о предметах и явлениях природы.Детское эксперименти...

Программа по самообразованию «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством организации элементарных опытов с объектами неживой природы»

Данная программа направлена на овладение профессиональными компетенциями по вопросам развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста на основе проведения элементарных опытов с ...

Картотека опытов для ознакомления с живой и неживой природой для детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование – один из более успешных способов ознакомления дошкольников с миром живой и неживой природы.Экспериментально-опытническая деятельность доступна детям уже с дошкольного возрас...