"Бывает ли воздуху жарко"
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа)

Бондаренко  Татьяна Александровна

Конспект может быть полезен для воспитателей старших групп детского сада, родителей, которые заинтересованы в развитии познавательной активности своих детей, тем, кто хочет экспериментальным путем знакомить детей со свойствами природных явлений. Он может быть использован в серии познавательно- игровых занятий по знакомству детей со свойствами воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byvaet_li_vozduhu_zharko.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Бывает ли воздуху жарко»?

Конспект может быть полезен для воспитателей старших групп детского сада, родителей, которые заинтересованы в развитии познавательной активности своих детей, тем, кто хочет экспериментальным путем знакомить детей со свойствами природных явлений. Он может быть использован в серии познавательно- игровых занятий по знакомству детей со свойствами воздуха.

Цель:

Развитие познавательной активности детей.

Задачи:

  • Познакомить детей с «умением» воздуха расширяться при нагревании.
  • Активизировать в речи применение качественных прилагательных  и упражнять в формулировании вопроса с использованием этих прилагательных.
  • Уточнить знание детьми игры «настольный теннис», расширить представление о способах игры с теннисным шариком, упражнять в умении образовывать однокоренные глаголы с различными приставками.
  • Напомнить правила безопасности при работе с горячей водой.
  • Продолжать формировать умение и желание зарисовывать эксперимент, как одного из приемов развития моторной (двигательной) и зрительной памяти.
  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ход занятия.

Воспитатель:

Учат нехотя уроки
Болтуны и лежебоки
Любознательные дети

Всё желают знать на свете!

Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?

Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?

Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре?

Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться!

Очень много вопросов «почему», «как», «бывает - не бывает» возникает у любознательных детей. И это очень хорошо. Что надо делать, чтобы получит ответы на все эти вопросы?

Дети: Прочитать в книге. Спросить у взрослых.

Воспитатель: Правильно. А еще можно поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то интересное об одном знакомом природном явлении. Догадайтесь, о каком:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Дети: О воздухе?!

Воспитатель: Да. Когда на улице печет солнце, нам с вами жарко. А как вы думаете, воздуху бывает жарко?

Дети: …

Воспитатель: Ответить на этот вопрос нам поможет предмет,  спрятанный у меня в чудесном мешочке. Что это за предмет вы сейчас попробуете отгадать. Давайте поиграем  в игру «Да – нет».

 Посмотрите на экран.

На экране алгоритм описания предмета:

  1. Перечеркнутые геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник.
  2. кисть руки.
  3. весы.
  4.  картинки кусочков материала: дерево и ткань (мех).
  5. картинка с изображением фигур мамы, папы и детей.

 

Алгоритм подскажет вам, что можно спросить о спрятанном предмете. Вопрос надо формулировать так, чтобы я могла ответить только «да» или «нет». О форме предмета спрашивать нельзя. Можно спросить: какой он на ощупь, легкий или тяжелый, из какого материала сделан и как с ним можно играть.

Ребенок: Этот предмет мягкий?

Воспитатель: Нет.

Ребенок: Он твердый?

Воспитатель: Да.

Ребенок: Этот предмет гладкий?

Воспитатель: Да.

Ребенок: Предмет тяжелый?

Воспитатель: Нет.

Ребенок: Значит легкий?

Воспитатель: Да.

Ребенок: Он деревянный (металлический, стеклянный)?

Воспитатель: Нет.

Ребенок: Предмет пластмассовый?

Воспитатель: Да.

Ребенок: Он может ездить (летать).

Воспитатель: Нет.

Ребенок: Он может прыгать (катиться)?

Воспитатель: Да.

Ребенок: Это шарик

Воспитатель: Вы правильно догадались. Это шарик! (Показ) Теннисный шарик! Как называется игра, в которой используют такой шарик?

Ребенок: Настольный теннис.

Показ картинки на экране.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на экран. Это игра называется настольный теннис, потому, что играют на столе.

(Рассматривание и обсуждение правил игры).

Воспитатель: А если у нас нет теннисного стола, можно как-нибудь еще с шариком поиграть?

Дети: Можно просто подбрасывать вверх и ловить, можно бросать и ловить от стены, можно перебрасывать с руки на руку, как жонглеры в цирке, можно просто учиться отбивать ракеткой.

Воспитатель: А еще можно… сделать ворота, и играть в футбол.

(Кстати, очень полезное упражнение для развития дыхания).

          

Давайте посмотрим, какие еще упражнения мы не  назвали.

Показ способов игры на экране.

Дети с воспитателем: Шарик можно подбрасывать, перебрасывать, прокатывать, дуть, бросать, ловить, отбивать, катать, перебрасывать. Но нельзя играть ногами.

Воспитатель: Какие качества развивают эти упражнения?

Дети: Ловкость, терпение (ведь не сразу все получится, надо потренироваться), развитие пальчиков, чтобы в школе хорошо писали…

Физкультминутка, во время которой дети пробуют играть с шариком.

Воспитатель: Молодцы, вы попробовали поиграть с шариком. А скажите, пожалуйста, почему мы можем, дуя на шарик, сдвинуть его с места?

Дети: Потому, что он легкий.

Воспитатель: А почему он такой легкий?

Дети: Потому, что внутри у него воздух.

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем   в игру «Бывает – не бывает». Правила следующие:

  1. отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик,

2. «да», «нет» говорить нельзя.

  • Воздух бывает теплый? (Бывает).
  • Воздух бывает чистый? (Бывает).
  • Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
  • Воздух бывает легкий? (Бывает).
  • Воздух бывает грязный? (Бывает).
  • Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
  • Воздух бывает холодный? (Бывает).
  • Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
  • Воздуху бывает жарко?(…).

Воспитатель: Ответ на этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами найти ответ. А поможет нам в этом теннисный шарик. Только не из нашего «чудесного мешочка», а вот этот.

Показ «аптечки» (коробочки с медицинским крестиком).

Кто – то плохо обращался с шариком. Может быть, неправильно играл (ногой, например) или  наступил на него. Посмотрите, что с ним случилось.

Дети: Вмятина!

Воспитатель: Что же теперь делать, как починить шарик? Попробуйте, может у кого- нибудь получится его «починить». (Дети пробуют выправить вмятину, но ничего не получается).

А что, если нам шарик помыть, может это его исправит? 

Дети: Нет!!!

Воспитатель: А может быть, всё -  таки поможет? Помните, как в сказке Корнея Чуковского:

Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.

 Давайте и мы попробуем «окатить» наш шарик кипяточком? Вот у меня и чайник как раз вскипел.

Только давайте вспомним правила безопасности: кипятком можно обжечься, получить ожог (такие большие пузыри на коже, очень опасные и болезненные). Поэтому детям самостоятельно нельзя пользоваться только что вскипевшим чайником: может случиться беда. Надо попросить взрослых о помощи. Если вы используете обычную банку, а не стакан, то перед тем, как налить кипяток, необходимо положить в нее ложку, т. к. банка от очень горячей воды может лопнуть. Проводить эксперимент нужно обязательно на подносе, для безопасности. Если вдруг вода прольется, то она окажется на подносе, не ошпарит вас.

Сегодня я буду вашей помощницей. Я положу наш «больной» шарик в стаканчик и, придерживая его ложечкой, чтобы он «не выпрыгнул», буду осторожно лить воду.

Готово! Считайте до пяти.

Дети: Раз, два, три, четыре, пять.

Воспитатель: Осторожно достаю шарик…

Посмотрите…

 Куда исчезла наша вмятина? Куда она пропала? Чудеса!

Дети: Вмятины не стало?!

Воспитатель: Да, вмятина исчезла. Куда?

Что произошло, когда мы налили в стакан кипяток?

Внутри нашего шарика, как мы знаем, находится воздух.  Этот воздух от горячей воды начал нагреваться, ему стало жарко и  он начал как бы раздвигаться, и  давить на стенки шарика и выпрямил его. Про такое свойство воздуха говорят -   «воздух расширяется».

Вот мы с вами и узнали, что оказывается, воздуху  тоже «бывает жарко», и при этом он расширяется.

Давайте с вами, как настоящие учёные, зафиксируем такое важное открытие. Возьмите листочки бумаги и карандаши. Сейчас мы вспомним, что мы делали.

Зарисовка эксперимента.

Воспитатель: Рисуем шарик. Старайтесь, чтобы размер у него был, как  у настоящего. (Развиваем глазомер). На шарике – вмятина, рисуем такое неровное пятно.

Дальше рисуем стакан (в нем – шарик с вмятиной) и чайник, из горлышка которого льется кипяток. Из носика чайника идет пар. А потом – ложку с шариком, но уже без вмятины.

Вот мы сегодня с вами сделали небольшое открытие: узнали, что воздуху «бывает жарко», т. е. узнали, что воздух расширяется при нагревании.

Мы помогли шарику снова стать нужным и полезным. Теперь этот шарик тоже можно использовать для игры.

И даже воздушный шарик «проснулся», чтобы посмотреть на это чудо.

Показ эксперимента «Оживающий воздушный шарик».

На горлышко стеклянной бутылки надевается воздушный шарик (шарик свисает). Бутылка ставится в металлическую ёмкость, в которую наливается кипяток. Нагревающийся в бутылке воздух расширяется, ему становится мало места, и он «переходит» в шарик, поднимая его (шарик «встает»).

    

                  

Воспитатель: Наш волшебный мешочек приготовил для вас всех подарки – теннисные шарики. Играйте с ними, упражняйтесь  и берегите их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия - экспериментирования "Бывает ли воздуху жарко?"

Конспект может быть полезен для воспитателей старших групп детского сада, родителей, которые заинтересованы в развитии познавательной активности своих детей, тем, кто хочет экспериментальным путем зна...

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?

Конспект может быть полезен для воспитателей старших групп детского сада, родителей, которые заинтересованы в развитии познавательной активности своих детей, тем, кто хочет экспериментальным путем зна...

Конспект открытого занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?

Ход занятия.Воспитатель: Здравствуйте дети, сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер. Давайте станем в круг и поздороваемся друг с другом. «Игра на...

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста«Бывает ли воздуху жарко»?...

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста: «Бывает ли воздуху жарко»?

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста....

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко?"

Конспект игрового занятия-экпериментирования для детей старшего возраста "Бывает ли воздуху жарко?"...

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко?»

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко?» Цель: развитие познавательной активности детей.Задачи: Познакомить детей с...