Главные вкладки

    Конспект открытого занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?
    опыты и эксперименты

    Соколова Ирина Александровна

    Ход занятия.

    Воспитатель: Здравствуйте дети, сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер. Давайте станем в круг и поздороваемся друг с другом.

     

    «Игра на общение»

    Станем рядышком, по кругу,

    Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

    Нам здороваться ни лень:

    Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

    Если каждый улыбнётся —

    Утро доброе начнётся.

    Воспитатель: Теперь присаживайтесь на стулья, послушайте стихотворение.

     

    Воспитатель:

    Учат нехотя уроки

     Болтуны и лежебоки

     Любознательные дети

     Всё желают знать на свете!

     Почему на небе тучи?

     Почему ежи колючи?

     Почему снежинка тает,

     До ладошки долетая?

     Почему ползут барханы?

     Почему висят туманы?

     Почему земля и море

     Целый век друг с другом в споре?

     Почему звезда упала?

     Почему я знаю мало?

     Видно надо не лениться,

     А учиться и учиться!

     

     Воспитатель: Очень много вопросов «почему?», «как?», «бывает - не бывает?» возникает у любознательных детей. И это очень хорошо. Что надо делать, чтобы получит ответы на все эти вопросы?

     

    Дети: Прочитать в книге. Спросить у взрослых.

    Воспитатель: Правильно. А еще можно поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то интересное об одном знакомом природном явлении. А,  о каком, вы узнаете отгадав загадку:

    Через нос проходит в грудь

     И обратный держит путь.

     Он невидимый, но все же

     Без него мы жить не можем.

     

    Дети: О воздухе?!

     

    Воспитатель: Да, ребята – это воздух! Для чего нужен воздух?

    Дети: Дышать, шарик надувать, жить…

    Воспитатель: А мы видим воздух?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Как вы думаете, если мы не видим воздух, какой он?

    Дети: Он невидимый, прозрачный, бесцветный.

    Воспитатель: Повторите. Кому нужен воздух?

    Дети: Человеку, животным, насекомым, растениям.

    Воспитатель: Как вы думаете, где находится воздух?

    Дети: Воздух есть везде - на улице, в комнате…

    Воспитатель:  Когда на улице печет солнце, нам с вами жарко. А как вы думаете, воздуху бывает жарко?

    Дети: …

    Воспитатель: Ответить на этот вопрос нам поможет предмет, спрятанный у меня в чудесном мешочке. Что это за предмет вы сейчас попробуете отгадать.

    Давайте поиграем в игру «Да – нет».

    Воспитатель: Этот предмет мягкий?

    Ребенок: Нет.

    Воспитатель:  Он твердый?

    Ребенок: Да.

    Воспитатель: Этот предмет гладкий?

    Ребенок: Да.

    Воспитатель: Предмет тяжелый?

    Ребенок: Нет.

    Воспитатель: Значит легкий?

    Ребенок: Да.

    Давайте мы с вами посмотрим что же там за предмет, в нашем чудесном

    Мешочке, только никому не говорите, пусть наши гости  догадаются.

    Воспитатель: Он деревянный (металлический, стеклянный)?

    Ребенок: Нет

    Воспитатель: Предмет пластмассовый?

    Ребенок: Да.

    Воспитатель: Он может ездить (летать).

    Ребенок: Нет.

    Воспитатель: Он может прыгать (катиться)?

    Ребенок: Да.

    Воспитатель: Как вы думаете что это? Это шарик.

    Воспитатель: Вы правильно догадались. Это шарик! (Показ) Теннисный шарик! Как называется игра, в которой используют такой шарик?

    Ребенок: Настольный теннис. (Показ картинки с изображением игры на экране.)

    Воспитатель: Правильно. Это игра называется настольный теннис, потому, что играют на столе.

    Воспитатель: А если у нас нет теннисного стола, можно как-нибудь еще с шариком поиграть?

    Дети: Можно просто подбрасывать вверх и ловить, можно бросать и ловить от стены, можно перебрасывать с руки на руку, как жонглеры в цирке, можно просто учиться отбивать ракеткой.

    Воспитатель: А еще можно… сделать ворота, и играть в футбол.

     Кстати, очень полезное упражнение для развития дыхания.

    Воспитатель: Давайте с вами поиграем!

    Игра «Настольный футбол».

    Дети с воспитателем: Шарик можно подбрасывать, перебрасывать друг другу, прокатывать в воротики, дуть на шарик, сбивая цель, бросать и ловить от стены, отбивать ракеткой, катать. Но нельзя играть ногами.

    Воспитатель: Какие качества развивают эти упражнения?

    Дети: Ловкость, терпение (ведь не сразу все получится, надо потренироваться), развитие пальчиков, чтобы в школе хорошо писали…

    Воспитатель: Молодцы, вы попробовали поиграть с шариком. А скажите, пожалуйста, почему мы можем, подув на шарик, сдвинуть его с места?

    Дети: Потому, что он легкий.

    Воспитатель: А почему он такой легкий?

    Дети: Потому, что внутри у него воздух.

    Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает».                                                                                  Правила следующие:

     1.отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;

     2. «да», «нет» говорить нельзя.

    Проводится игра "Бывает - не бывает"

     • Воздух бывает теплый? (Бывает).

     • Воздух бывает чистый? (Бывает).

     • Воздух бывает пушистый? (Не бывает).

     • Воздух бывает легкий? (Бывает).

     • Воздух бывает грязный? (Бывает).

     • Воздух бывает сердитый? (Не бывает).

     • Воздух бывает холодный? (Бывает).

     • Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

     • Воздуху бывает жарко?(…).

    Воспитатель: Ответ на этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами найти. А поможет нам в этом теннисный шарик. Только не из нашего «чудесного мешочка», а вот этот.

    Показ «аптечки» (коробочки с медицинским крестиком), в которой лежит теннисный шарик с вмятиной.

    Воспитатель: Кто – то плохо обращался с шариком. Может быть, неправильно играл (ногой, например) или наступил на него. Посмотрите, что с ним случилось.

    Дети: Вмятина!

    Воспитатель: Что же теперь делать, как починить шарик? Попробуйте, может у кого- нибудь получится его «починить».

    Дети пробуют выправить вмятину, но ничего не получается.

    Воспитатель: А что, если нам шарик помыть, может это его исправит?

    Дети: Нет!!!

    Воспитатель: А может быть, всё - таки поможет? Помните, как в сказке Корнея Чуковского:

    Ой, вы, бедные сиротки мои,

     Утюги и сковородки мои!

     Вы подите-ка, немытые, домой,

     Я водою вас умою ключевой.

     Я почищу вас песочком,

     Окачу вас кипяточком,

     И вы будете опять,

     Словно солнышко, сиять.

     

     Воспитатель: Давайте и мы попробуем «окатить» наш шарик кипяточком? Вот у меня и чайник как раз вскипел.

     Только давайте вспомним правила безопасности:

    • кипятком можно обжечься, получить ожог (такие большие пузыри на коже, очень опасные и болезненные). Поэтому детям самостоятельно нельзя пользоваться только что вскипевшим чайником: может случиться беда. Надо попросить взрослых о помощи.
    • если вы используете обычную банку, а не стакан, то перед тем, как налить кипяток, необходимо положить в нее ложку, т. к. банка от очень горячей воды может лопнуть.
    • проводить эксперимент нужно обязательно на подносе, для безопасности. Если вдруг вода прольется, то она окажется на подносе, не ошпарит вас.

     Воспитатель: Сегодня я буду вашей помощницей. Я положу наш «больной» шарик в стаканчик и, придерживая его ложечкой, чтобы он «не выпрыгнул», буду осторожно лить горячую (!!!) воду.  Готовы! Считайте до пяти.

    Дети: Раз, два, три, четыре, пять.

    Воспитатель: Осторожно достаю шарик…  Посмотрите…

     Куда исчезла наша вмятина? Куда она пропала? Чудеса!

    Дети: Вмятины не стало?!

    Воспитатель: Да, вмятина исчезла. Куда? Что произошло, когда мы налили в стакан кипяток? (Выслушиваются предположения детей.)

    Воспитатель: Внутри нашего шарика, как мы знаем, находится воздух. Этот воздух от горячей воды начал нагреваться, ему стало жарко и он начал как бы раздвигаться, и давить на стенки шарика и выпрямил его. Про такое свойство воздуха говорят - «воздух расширяется».

     Воспитатель: Вот мы с вами и узнали, что оказывается, воздуху тоже «бывает жарко», и при этом он расширяется.

     Воспитатель: Давайте с вами, как настоящие учёные, зафиксируем такое важное открытие. Возьмите листочки бумаги и карандаши. Сейчас мы вспомним, что мы делали.

    Зарисовка эксперимента.

    Воспитатель: Рисуем шарик. Старайтесь, чтобы размер у него был, как у настоящего. (Развиваем глазомер). На шарике – вмятина, рисуем такое неровное пятно.

     Дальше рисуем стакан (в нем – шарик с вмятиной) и чайник, из горлышка которого льется кипяток. Из носика чайника идет пар. А потом – ложку с шариком, но уже без вмятины.

    Дети вывод: Мы сегодня  сделали небольшое открытие: узнали, что воздуху «бывает жарко», т. е. узнали, что воздух расширяется при нагревании.

     Воспитатель: Мы помогли шарику снова стать нужным и полезным. Теперь этот шарик тоже можно использовать для игры. Но к вам большая просьба : запомните, пожалуйста ,что детям нельзя самостоятельно играть с кипятком, пользоваться горячим чайником.

    Воспитатель: Наш волшебный мешочек приготовил для вас всех подарки – теннисные шарики. Играйте с ними, упражняйтесь и берегите их.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл byvaet_li_vozduhu_zharko.docx24.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  занятия – экспериментирования для детей среднего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?

    Цель: развивать познавательную активность детей.    

    Задачи:                                                                                                                             - познакомить детей с «умением» воздуха расширяться при нагревании.

     - активизировать в речи применение качественных прилагательных и упражнять в формулировании вопроса с использованием этих прилагательных.

     - уточнить знание детьми игры «настольный теннис», расширить представление о способах игры с теннисным шариком, упражнять в умении образовывать однокоренные глаголы с различными приставками.

     - напомнить правила безопасности при работе с горячей водой.

    - воспитывать бережное отношение к игрушкам.

    Материалы и оборудование: «чудесный»  мешочек, теннисные шарики, картинка «Настольный теннис», ракетки, «воротики», аптечка, шарик с вмятиной, чайник с кипятком, стакан, ложка, лист бумаги и карандаш (на каждого ребенка).

    Ход занятия.

    Воспитатель: Здравствуйте дети, сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер. Давайте станем в круг и поздороваемся друг с другом.

    «Игра на общение»

    Станем рядышком, по кругу,

    Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

    Нам здороваться ни лень:

    Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

    Если каждый улыбнётся —

    Утро доброе начнётся.

    Воспитатель: Теперь присаживайтесь на стулья, послушайте стихотворение.

    Воспитатель:

    Учат нехотя уроки

     Болтуны и лежебоки

     Любознательные дети

     Всё желают знать на свете!

     Почему на небе тучи?

     Почему ежи колючи?

     Почему снежинка тает,

     До ладошки долетая?

     Почему ползут барханы?

     Почему висят туманы?

     Почему земля и море

     Целый век друг с другом в споре?

     Почему звезда упала?

     Почему я знаю мало?

     Видно надо не лениться,

     А учиться и учиться!

     Воспитатель: Очень много вопросов «почему?», «как?», «бывает - не бывает?» возникает у любознательных детей. И это очень хорошо. Что надо делать, чтобы получит ответы на все эти вопросы?

    Дети: Прочитать в книге. Спросить у взрослых.

    Воспитатель: Правильно. А еще можно поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то интересное об одном знакомом природном явлении. А,  о каком, вы узнаете отгадав загадку:

    Через нос проходит в грудь

     И обратный держит путь.

     Он невидимый, но все же

     Без него мы жить не можем.

    Дети: О воздухе?!

    Воспитатель: Да, ребята – это воздух! Для чего нужен воздух?

    Дети: Дышать, шарик надувать, жить…

    Воспитатель: А мы видим воздух?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Как вы думаете, если мы не видим воздух, какой он?

    Дети: Он невидимый, прозрачный, бесцветный.

    Воспитатель: Повторите. Кому нужен воздух?

    Дети: Человеку, животным, насекомым, растениям.

    Воспитатель: Как вы думаете, где находится воздух?

    Дети: Воздух есть везде - на улице, в комнате…

    Воспитатель:  Когда на улице печет солнце, нам с вами жарко. А как вы думаете, воздуху бывает жарко?

    Дети: …

    Воспитатель: Ответить на этот вопрос нам поможет предмет, спрятанный у меня в чудесном мешочке. Что это за предмет вы сейчас попробуете отгадать.

    Давайте поиграем в игру «Да – нет». 

    Воспитатель: Этот предмет мягкий?

    Ребенок: Нет.

    Воспитатель:  Он твердый?

    Ребенок: Да.

    Воспитатель: Этот предмет гладкий?

    Ребенок: Да.

    Воспитатель: Предмет тяжелый?

    Ребенок: Нет.

    Воспитатель: Значит легкий?

    Ребенок: Да.

    Давайте мы с вами посмотрим что же там за предмет, в нашем чудесном

    Мешочке, только никому не говорите, пусть наши гости  догадаются.

    Воспитатель: Он деревянный (металлический, стеклянный)?

    Ребенок: Нет 

    Воспитатель: Предмет пластмассовый?

    Ребенок: Да.

    Воспитатель: Он может ездить (летать).

    Ребенок: Нет.

    Воспитатель: Он может прыгать (катиться)?

    Ребенок: Да.

    Воспитатель: Как вы думаете что это? Это шарик.

    Воспитатель: Вы правильно догадались. Это шарик! (Показ) Теннисный шарик! Как называется игра, в которой используют такой шарик?

    Ребенок: Настольный теннис. (Показ картинки с изображением игры на экране.)

    Воспитатель: Правильно. Это игра называется настольный теннис, потому, что играют на столе.

    Воспитатель: А если у нас нет теннисного стола, можно как-нибудь еще с шариком поиграть?

    Дети: Можно просто подбрасывать вверх и ловить, можно бросать и ловить от стены, можно перебрасывать с руки на руку, как жонглеры в цирке, можно просто учиться отбивать ракеткой.

    Воспитатель: А еще можно… сделать ворота, и играть в футбол.

     Кстати, очень полезное упражнение для развития дыхания.

    Воспитатель: Давайте с вами поиграем!

    Игра «Настольный футбол».

    Дети с воспитателем: Шарик можно подбрасывать, перебрасывать друг другу, прокатывать в воротики, дуть на шарик, сбивая цель, бросать и ловить от стены, отбивать ракеткой, катать. Но нельзя играть ногами.

    Воспитатель: Какие качества развивают эти упражнения?

    Дети: Ловкость, терпение (ведь не сразу все получится, надо потренироваться), развитие пальчиков, чтобы в школе хорошо писали…

    Воспитатель: Молодцы, вы попробовали поиграть с шариком. А скажите, пожалуйста, почему мы можем, подув на шарик, сдвинуть его с места?

    Дети: Потому, что он легкий.

    Воспитатель: А почему он такой легкий?

    Дети: Потому, что внутри у него воздух.

    Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает».                                                                                  Правила следующие:

     1.отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;

     2. «да», «нет» говорить нельзя.

    Проводится игра "Бывает - не бывает"

     • Воздух бывает теплый? (Бывает).

     • Воздух бывает чистый? (Бывает).

     • Воздух бывает пушистый? (Не бывает).

     • Воздух бывает легкий? (Бывает).

     • Воздух бывает грязный? (Бывает).

     • Воздух бывает сердитый? (Не бывает).

     • Воздух бывает холодный? (Бывает).

     • Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

     • Воздуху бывает жарко?(…).

    Воспитатель: Ответ на этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами найти. А поможет нам в этом теннисный шарик. Только не из нашего «чудесного мешочка», а вот этот.

    Показ «аптечки» (коробочки с медицинским крестиком), в которой лежит теннисный шарик с вмятиной.

    Воспитатель: Кто – то плохо обращался с шариком. Может быть, неправильно играл (ногой, например) или наступил на него. Посмотрите, что с ним случилось.

    Дети: Вмятина!

    Воспитатель: Что же теперь делать, как починить шарик? Попробуйте, может у кого- нибудь получится его «починить».

    Дети пробуют выправить вмятину, но ничего не получается.

    Воспитатель: А что, если нам шарик помыть, может это его исправит?

    Дети: Нет!!!

    Воспитатель: А может быть, всё - таки поможет? Помните, как в сказке Корнея Чуковского:

    Ой, вы, бедные сиротки мои,

     Утюги и сковородки мои!

     Вы подите-ка, немытые, домой,

     Я водою вас умою ключевой.

     Я почищу вас песочком,

     Окачу вас кипяточком,

     И вы будете опять,

     Словно солнышко, сиять.

     Воспитатель: Давайте и мы попробуем «окатить» наш шарик кипяточком? Вот у меня и чайник как раз вскипел.

     Только давайте вспомним правила безопасности:

    • кипятком можно обжечься, получить ожог (такие большие пузыри на коже, очень опасные и болезненные). Поэтому детям самостоятельно нельзя пользоваться только что вскипевшим чайником: может случиться беда. Надо попросить взрослых о помощи.
    • если вы используете обычную банку, а не стакан, то перед тем, как налить кипяток, необходимо положить в нее ложку, т. к. банка от очень горячей воды может лопнуть.
    • проводить эксперимент нужно обязательно на подносе, для безопасности. Если вдруг вода прольется, то она окажется на подносе, не ошпарит вас.

     Воспитатель: Сегодня я буду вашей помощницей. Я положу наш «больной» шарик в стаканчик и, придерживая его ложечкой, чтобы он «не выпрыгнул», буду осторожно лить горячую (!!!) воду.  Готовы! Считайте до пяти.

    Дети: Раз, два, три, четыре, пять.

    Воспитатель: Осторожно достаю шарик…  Посмотрите…

     Куда исчезла наша вмятина? Куда она пропала? Чудеса!

    Дети: Вмятины не стало?!

    Воспитатель: Да, вмятина исчезла. Куда? Что произошло, когда мы налили в стакан кипяток? (Выслушиваются предположения детей.)

    Воспитатель: Внутри нашего шарика, как мы знаем, находится воздух. Этот воздух от горячей воды начал нагреваться, ему стало жарко и он начал как бы раздвигаться, и давить на стенки шарика и выпрямил его. Про такое свойство воздуха говорят - «воздух расширяется».

     Воспитатель: Вот мы с вами и узнали, что оказывается, воздуху тоже «бывает жарко», и при этом он расширяется.

     Воспитатель: Давайте с вами, как настоящие учёные, зафиксируем такое важное открытие. Возьмите листочки бумаги и карандаши. Сейчас мы вспомним, что мы делали.

    Зарисовка эксперимента.

    Воспитатель: Рисуем шарик. Старайтесь, чтобы размер у него был, как у настоящего. (Развиваем глазомер). На шарике – вмятина, рисуем такое неровное пятно.

     Дальше рисуем стакан (в нем – шарик с вмятиной) и чайник, из горлышка которого льется кипяток. Из носика чайника идет пар. А потом – ложку с шариком, но уже без вмятины.

    Дети вывод: Мы сегодня  сделали небольшое открытие: узнали, что воздуху «бывает жарко», т. е. узнали, что воздух расширяется при нагревании.

     Воспитатель: Мы помогли шарику снова стать нужным и полезным. Теперь этот шарик тоже можно использовать для игры. Но к вам большая просьба : запомните, пожалуйста ,что детям нельзя самостоятельно играть с кипятком, пользоваться горячим чайником.

    Воспитатель: Наш волшебный мешочек приготовил для вас всех подарки – теннисные шарики. Играйте с ними, упражняйтесь и берегите их.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект поисково – познавательной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего возраста:«Где спрятался воздух?»

    В каждом ребенке живет Маленький Исследователь. Организуя опытно - исследовательскую деятельность с детьми, используя игровые приемы,  мы продолжаем изучать  свойства воздуха,развивать любоз...

    Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?

    Конспект может быть полезен для воспитателей старших групп детского сада, родителей, которые заинтересованы в развитии познавательной активности своих детей, тем, кто хочет экспериментальным путем зна...

    Конспект Открытого занятия (квест) для детей старшего дошкольного возраста "В гости к Снежной Королевы"

    Конспект зимней прогулки в подготовительной группе "Организация двигательной деятельности на прогулке". Квест "В гости к Снежной Королеве"...

    Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?

    Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста«Бывает ли воздуху жарко»?...

    Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста: «Бывает ли воздуху жарко»?

    Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста....

    Конспект открытого занятия. Развитие у детей старшего дошкольного возраста умение отображать образ и характер героев музыкальных произведений при помощи музыкальных инструментов. (мои любимые сказки С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского)

    Открытое музыкальное занятие на тему" Развитие у детей старшего дошкольного возраста умение отображать образ и характер героев музыкальныхпроизведений при помощи музыкальных инструментов. (мои лю...

    Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко?"

    Конспект игрового занятия-экпериментирования для детей старшего возраста "Бывает ли воздуху жарко?"...