Проект "Деревья Саратовского края"
проект по окружающему миру

Магомедова София Станиславовна

"Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность" Бернард Шоу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_derevya_saratovskogo_kraya.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 171»

Экологический проект

 с родителями и детьми

«Деревья Саратовского края».

Подготовили воспитатели старшей группы:

                               Иванова Елена Валерьевна

                                             Магомедова София Станиславовна

Саратов

2019г.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный

 Сроки проведения:  сентябрь, октябрь 2019г.

Цель: формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.

 Задачи:

• Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;

• Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;

• Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;

• Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;

• Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;

•Вовлечь родителей в создание развивающей  предметно-пространственной  среды группы

•Повышение экологической культуры родителей, детей

• Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;

• Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;

• Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;

• Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.

Актуальность.В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.

Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения родителей и их детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.

Ожидаемый результат:

• Повышение уровня экологической грамотности родителей и детей;

• Формирование осознанной потребности в общении с природой;

• Создание  развивающей предметно-пространственной среды группы;

• Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;

• Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;

• Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.

Формы работы по реализации проекта:

1. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности

2. Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.

3. Работа родителей с детьми по изучению растительного мира Саратовского края

4. Привлечение творческой группы родителей  в создании дерева времён года

5. Привлечение родителей в создании  альбома с гербарием из листьев, плодов и семян деревьев Саратовского края.

6. Создание макета совместно родитель-ребёнок «Деревья Саратовского края»

7. Привлечение родителей к пополнению уголка природы.

8. Участие родителей в субботниках.

9. Проведение совместных экологических экскурсий.

Реализация проекта

1 этап – подготовительный.

Содержание проекта

Участники

Сроки реализации

Анкетирование родителей на родительском собрании

Воспитатели

Сентябрь.

Подбор материала для проекта

Воспитатели

Сентябрь

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей

Воспитатель

Сентябрь

Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта

Воспитатель

Сентябрь

Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта

Воспитатель

В течение проекта

Оформление родительского стенда: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме.

Воспитатель

В течение проекта

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для ОД и развивающей среды в группе (дидактические игры, книги о природе, серии фотографий, карточки).

Воспитатели, родители.

В течение проекта

2 этап – основной.

Содержание деятельности

Участники

Сроки реализации

Беседа «Ты-часть природы»

Цель:

Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.

Развивать память и мышление детей.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе

«Деревья – доктора», «Люблю берёзку русскую», «Что происходит с лесами на нашей планете?»,

Воспитатель, дети

Сентябрь

Прогулка «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ»

Цели:

Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).

Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

Воспитатель, дети

сентябрь

Консультация для родителей «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ» Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

Консультация на тему «Природа как воспитатель»

Воспитатель, родители

сентябрь

Беседа на тему «ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО КРАЯ»

Цели:

Закреплять названия деревьев, которые растут на территории Саратовского края.

Дать понятие о хвойных и лиственных деревьях.

Воспитывать чувство любви к природе родного края.

Воспитатель, родители

сентябрь

НОД «Берёза» Аппликация . Цель: Учить детей техники рваной аппликации, развивать творчество и фантазию

Воспитатель, дети

сентябрь

«Сделаем сами своими руками» создание поделок из природного материала

Родители, дети

сентябрь

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЯБИНОЙ» Цель:

Познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Рассмотреть её ствол, ветви, ягоды.

Воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Воспитатель, дети

сантябрь

НОД по экологии в старшей группе на тему

«Путешествие в лес» Задачи: Уточнить и закрепить знания детей о значении леса в жизни человека, воспитывать любознательность.

Закреплять знания детей о диких животных.

Воспитатель, дети

сентябрь

Создание дерева времён года

Воспитатели, творческая группа родителей

сентябрь

Создание гербария из листьев, плодов и семян деревьев

Воспитатели, родители, дети

сентябрь

 Сюжетно – ролевые игры:

«Поездка в лес», «Путешествие в лес в поисках интересных семян и листочков».

Воспитатели, дети

В течение проекта

Экскурсия по участку детского сада

Воспитатели, дети

сентябрь

Загадки о деревьях, пословицы и поговорки

Воспитатели, дети

В течение проекта

Опыты: «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары».

Воспитатели, дети

октябрь

Изготовление совместных поделок с детьми «Дары осени».

Воспитатели, родители

октябрь

НОД «Хвойные деревья наших лесов» Цель: Познакомить детей с видами хвойных деревьев, растущих в лесах Саратовского края.

Задачи:

Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как о представителях хвойных деревьев.

Формировать умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.

Развивать у детей мышление при отгадывании загадок.

Развивать воображение при перевоплощении в деревья, по возможности передавая их характерные особенности.

Развивать умение путём логического мышления находить ответы на поисковые вопросы.

Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание её сохранить.

Воспитатель, дети

октябрь

Беседы «Почему желтеют и опадают листья?». «О видах деревьев»

Воспитатели, дети

Октябрь

Рассматривание семян различных деревьев

Воспитатели, дети

Октябрь

Подбор и выставка художественной литературы о деревьях в книжном уголке.

Воспитатели, дети, родители

В течение проекта

Экскурсия в музей краеведения» Природа Саратовского края»

Воспитатели, родители, дети

октябрь

Речевые логические задачи: «Что за дерево такое?».

Уроки мышления: «Почему у ёлки зелёные иголки?», «Чем питаются деревья?».

Опыт «Как деревья спасают нас от жары?»

Воспитатели, дети

октябрь

Беседа «Как вести себя на природе «Цель: закреплять правила безопасного поведения на природе»

Воспитатель, дети

октябрь

Экологическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель, дети

октябрь

РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

Цели:

Расширять представления детей о растительном и животном мире.

Учить отображать в рисунке собственные замыслы.

Развивать творческие способности, воображение.

Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

Воспитатели, дети

октябрь

«О елях, березах, дубах и осинках - короткий рассказ в разноцветных картинках»

Воспитатель, дети

октябрь

3 этап – заключительный.

Содержание деятельности

Участники

Сроки реализации

Экологический к вест «Природа вокруг нас»

Воспитатели, родители, дети

октябрь

Создание макета «Деревья Саратовского края»

Воспитатели, родители, дети

октябрь

Презентация проекта

Воспитатели

октябрь


Заключение

В результате анкетирования выявлено: большинство семей мало уделяют внимание вопросам экологического образования: они редко бывают с детьми на природе, в частности, лесопарке нашего города, редко ходят в лес, говорят с детьми о необходимости беречь родную природу, не пытаются дать элементарные экологические знания. И это не потому, что родители не считают данную проблему одной из важных на сегодняшний день, а потому что, по их понятиям, дети еще слишком малы для восприятия подобных проблем. В результате разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным. На основании ответов были продуманы темы и содержание консультаций.

Особое внимание уделялось информированию о том, что большое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Взрослые должны помнить об этом.

Было проведено предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем.

Проводились консультации с родителями о важности экологического образования. С помощью родителей был оформлен экологический стенд, на котором была размещена информация о животных, лечебных растениях, зимующих птицах, загадки по теме, статьи, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Заранее вывешивается яркое красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители, обычно, не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного бросового материала. Участники таких выставок награждаются подарками, благодарственными письмами. Одно из таких мероприятий было конкурс на лучший проектРодители совместно с детьми подготовили рассказ о животном с наглядным материалом. Свои работы они демонстрировали всей группе, после чего был выбран победитель.

Проводился субботник совместно с родителями по уборке территории детского сада. Родители вышли на закреплённую территорию с вениками, граблями и огромным желанием сделать детский сад чище и лучше.

Созданный проект позволил сотрудничать с родителями, даже не имеющими выраженной образовательной заинтересованности, а, значит, работа по экологическому воспитанию детей во взаимодействии с родителями проводилась целенаправленно и эффективно
Используемая литература:

1. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007

2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010

3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006

4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009

5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973

6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010

7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», Москва 2006

8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010

9. Т. С. Комарова, В. В. Гербова, М. А. Васильева «Основная программа воспитания и обучения в детском саду» Издание 3е исправленное и дополненное, Москва «Мозаика – Синтез» 2005.


ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ

Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

  1. Ф.И.О.
  2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего района?
  3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
  4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
  5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
  6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
  7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?
  8. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люби и знай Саратовский край"

Представляю Вашему вниманию краткосрочный проект "Люби и знай Саратовский край" ....

"Путешествие по карте Саратовского края"

Конспект НОД по экологии "Путешествие по карте Саратовского края"...

"Саратовский край глазами художников - живописцев"

"Саратовский край глазами художников - живописцев" - музыкально - художественный салон...

"Саратовский край"

Презентация для знакомства детей с родным краем...

Занятие по ознакомлению детей с природой Саратовского края в подготовительной к школе группе

Данное занятие знакомит детей с картой Саратовской области; закрепляет знания детей об обитателях рек, леса, растениях луга, названия некоторых речных рыб, грибов и птиц. Развивает память, внимание, р...

Презентация к проекту 80-ю лтию Саратовского края.

Проект был долгосрочный и очень интересный. Игровое и методическое пособие было сделано своими руками....