Зимующие птицы Урала.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Карпова Наталья Владимировна

«Зимующие птицы Урала»

НОД: «Наши друзья-пернатые»

Программное содержание:

Образовательная: Закрепить и расширить знания о зимующих птицах, их повадках.

Обобщение представлений о зависимости между зимними явлениями в природе

Коррекционная: Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида зимующих птиц. Формировать связи между условиями жизни и внешним видом зимующих птиц.

Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Учить любоваться красотой окружающей природы.

Формировать знания о помощи людей зимующим птицам в условиях города.

Речевая: Учить составлять описательные загадки по алгоритму «птицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy_urala.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Зимующие птицы Урала»

НОД: «Наши друзья-пернатые»

Программное содержание:

Образовательная: Закрепить и расширить знания о зимующих птицах, их повадках.

Обобщение представлений о зависимости между зимними явлениями в природе

Коррекционная: Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида зимующих птиц. Формировать связи между условиями жизни и внешним видом зимующих птиц.

Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Учить любоваться красотой окружающей природы.

Формировать знания о помощи людей зимующим птицам в условиях города.

Речевая: Учить составлять описательные загадки по алгоритму «птицы».

Предварительная работа: наблюдение на участке детского сада за птицами.

Методические приемы: загадки, рассматривание картинок, дидактическая игра, чтение стихотворения «Покормите птиц зимой».

Материал: картинки с изображением птиц, кормушка, презентации в электроном виде, звуки птиц, леса.

Ход НОД

Звуки леса, пения птиц

1.- Ребята, давайте представим, что мы сегодня пришли с вами в парк, вокруг деревья и слышны голоса? - Чьи это голоса? Здесь живет много птиц. А еще где можно встретить птиц? - Хотите послушать их пение? - Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Эта профессия называется- орнитолог?

- Ученые- орнитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам угадать, какая это птица. А вы можете? Хотите поиграть в ученых-орнитологов? Мы с вами в парке, здесь много птиц. Слышите их голоса?

2. Игра «Отгадайте загадки». Отгадывание загадок.

Я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать:

Платье серое надела

И к кормушке подлетела

Стала каркать «Кар-кар-кар!»

Что за птичий тут базар?

Кто это? (ворона)

Посмотрите какая она? Что можно сказать? (большая, умная, важная, серьезная, сама серая, а крылья, хвост, голова черная. А почему ее зовут ворона? Потому что она любит что-нибудь воровать (брать), в деревнях цыплят, утят, яйца. Может поживиться из запасов продуктов на балконах в городах. Хоть ворона и вороватая птица, но он нее польза есть: она уничтожает вредных насекомых и сохраняет деревья в городах.

Костюмчик пестрый,

Носик острый

Сам небольшой

Доктор лесной. (дятел)

Что можно сказать про дятла? Это небольшая, но очень красивая птичка, сидит на стволе дерева «солдатиком» цепляясь острыми коготками и опираясь на твердый и упругий хвост. Своем длинным клювом извлекает вредителей жуков-короедов. Поэтому он лесной доктор. Дятла еще называют «барабанщиком». Почему? Долбит кору дерева, как будто играет на барабане.

Птицу с грудкой красной

Знают все прекрасно

Любит птица кочевать

И рябину объедать. (Снегирь)

Что мы знаем про снегирей? Красавец снегирь прилетает перед первым снегом. Есть такая примета, если снегири прилетели, значит завтра после завтра пойдет снег. Снегирь – это не только гордость и краса наших лесов, он еще и галантный кавалер. Лучшие гроздья рябины снегирь, как бы он не был голоден, уступит своей подружке. Посмотрите на клюв. Он толстый, широкий, хорошо приспособлен для выуживания семян из ягод рябины, черемухи. Он расклевывает ягоды, выедает семечки, а мякоть выплевывает на землю.

Очень шустрый, суетливый

Разговорчивый, крикливый

По дорожке, прыгает

Чик-чирик! Чирикает. (Воробей)

Какой он? Маленький, быстрый, шустрый, крикливый, часто вступает в споры с другими воробьями и даже дерется с ними. У маленьких воробышков желтые рты, которые они широко открывают и просят корм, поэтому птенцов называют «желторотиками». Как они летают? Стайками, т.к. вместе им легче заметить опасность и быстрее найдешь корм.

Кто летает

Кто стрекочет

Рассказать нам новость хочет (сорока)

Какая она? Сороку можно узнать по белым пятнышкам на крыльях. Голова, шея, грудка – черные. У нее очень длинный хвост. Сороки отлично летают, а по земле – прыгают. Они умеют издавать стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой. Сорока – очень красивая птица, и в некоторых странах она считается птицей счастья. Черненькая шапочка.

Тоненькие лапочки

Галстук есть у птицы

Кто она? (синица)

Какая она? Маленькая птичка, черная головка, белые щечки, грудка желтая и черный галстук. Синичкой называли ее за ее песенку си-си-си, синь-синь, пинь-пинь. Синички любят делать запасы. Например поймают бабочку, гусеницу и спрячут с внутренней стороны веточки, чтобы выпавший снег не мешал подобраться к кладовой. Лапки у нее цепкие это позволяет ей цепляться за ветку и висеть вниз головой.

А есть еще синичка хохлатая и синичка длиннохвоста. У синички хохлатой удлиненные перья на голове образуют хохолок. На горле и по бокам черные пятна. У синицы длиннохвостой белая грудка и очень длинный хвост.

Всю ночь летает

Мышей добывает

А станет светло

Спать летит в дупло. (сова)

Это крупная птица, серые перышки, короткий хвост и длинные изогнутые когти. Особые перья расположены по кругу, и кажется, что у совы есть «лицо». Клюв у нее в идее крючка, глаза огромные, а шея очень подвижная. У нее хорошее зрение и прекрасный слух. Это позволяет ей охотиться ночью.

- А эта птица клест. У Клеста все туловище красного цвета. Только крылья черно-белого цвета. Эта птица питается семенами еловых и сосновых шишек, поэтому у него такой формы клюв: верхняя часть изогнут вверх, а нижняя часть – вниз. Клест выводит птиц зимой. Чтобы прокормить своих птенцов семенами шишек.

А как вы думаете, что этих птиц объединяет? Правильно эти птицы зимующие. Чем они отличаются от перелетных? У них есть подпушек под перьями и очень твердый клюв.

А что общего у всех птиц? (поговорить с детьми о строении тела птиц)

3. Дидактическая игра. «Один-много».

4. -Что для птиц страшнее холод или голод?

А как человек может помочь птицам?

Конечно сделать кормушки и повесить их на дерево и подкармливать.

Надо соблюдать правила:

- во время подкормки не сорить, не оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут прилетать к этому времени;

- кормить регулярно, ежедневно особенно в мороз.

5. Игра «Кто внимательный». Схема с изображением зимующих птиц. - Посмотрите внимательно на схему.

Дятел воробей сорока

Сова ворона клест

голубь снегирь синица

- Я задумываю птиц, которые стоит после… (снегиря) - Это кто? Перед…? Справа от…? Слева от…? Сверху над…? Снизу под…? Между… А теперь вы. - Мы с вами хорошо поработали, а теперь можно отдохнуть и поиграть в парке.

6. Подвижная игра «Найди пару». Каждому ребенку клеится на одежду картинка с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару.(игра повторяется 2 раза.

7. Д/и «Чьи перышки». - Посмотрите ребята, что я нашла. - Как вы думаете, что это? (перья птиц) - Птицы так спешили к нам, что обронили свои перышки. Давайте соберем их и посмотрим, чьи перышки у нас. Орнитологи могут определить, какой птице принадлежит перо, давайте, и мы с вами попробуем. Дети находят перышки и становятся с ними под нужную птицу. - Это перо чье? (воробьиное, воронье, голубиное и т.д.) - Орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют. Мы сегодня с вами раскрасим зимующих птиц, обратите внимание на цвет оперенья. Выбирайте, какую зимующую птицу будете раскрашивать. (Дети садятся за подготовленный стол).

8. Развитие мелкой моторики «Раскрашивание птиц». Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона). В конце дети называют, какую птицу раскрасили.

9. «Паспорт зимующих птиц». - Когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу, а мы сегодня закончим с вами заполнение паспорта зимующих птиц. На лист ватмана крепим птиц, раскрашенных детьми, недостающих птиц. Ватман заранее подписан «зимующие птицы» и изображена схема составления описательного рассказа. (Название, части тела, цвет, где живут чем питаются).

- Посмотрите, какой паспорт зимующих птиц у нас получился. Что по нему мы можем узнать? Какие птицы. Как называются. Части тела. Составить рассказ…

- Мы с вами в группе подпишем названия птиц. - Этот паспорт мы поместим в группе. А на этом наша прогулка в парке завершается..

Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимующие птицы Урала

Проект по региональному компоненту...

"Зимующие птицы Урала"

краткосрочный проект для детей старшего дошкольног возраста...

Проект «Зимующие птицы Урала» в средней группе

Реализация регионального компонента...

Презентация "Зимующие птицы Урала"

В данной презентации рассказано о птицах зимующих на Урале....

Методическая разработка "Зимующие птицы Урала" средняя группа

Методическая разработка  экологического  проекта "Зимующие птицы Урала" разработана  для воспитанников 4-5 лет....

Экологический проект "Зимующие птицы Урала" для воспитанников 4- 5 лет

Реализован экологический   проект  в средней группе  на тему "Зимующие птицы Урала" -  https://docs.google.com/presentation/d/1tAc_beg3QeuxLm-IeKJowOrSenyKQpuj/edit#...

Экологический проект во второй младшей группе Тема: «Зимующие птицы Урала»

Цель проектной деятельности – развитие свободной творческой личности ребенка....