Программа по экологическому воспитанию дошкольников
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Вознюк Анжелика Петровна

В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости детей в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а также помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ekologii.docx48.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Нивенский детский сад»

                                                                                                                                       «Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

 «Нивенский детский сад»

___________ Н.П. Стенникова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по экологии

социально-педагогической направленности

Составитель:

Воспитатель

Вознюк А.П.

Калининград 2021 г.

Содержание

1. Целевой раздел.

    1.1. Пояснительная записка

    1.2. Планируемые результаты освоения программы

2. Содержательный раздел.

    2.1. Перспективный план работы кружка на год

    2.2. Диагностика по экологическому воспитанию детей 

3. Организационный раздел.

    3.1. Используемая литература

    3.2. Приложения

           3.2.1. Список воспитанников

           3.2.2. Табеля посещаемости

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

       В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости детей в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а также помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.

     Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и воспитанниками, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают воспитанникам богатейший материал.

     

Цель программы:

    На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры ребят, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.

     

В соответствии с поставленной целью формируются и задачи кружка:

Обучающие:

- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

- научиться применять на практике знания, полученные в клубе.

Развивающие:

- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

- воспитывать потребность в общении с природой;

- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

     - способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

     

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания:

Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).

Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей).

Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

Принцип ориентации на успех.

Принцип взаимоуважения.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений).

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

Принцип креативности (творчества) и коллективности.

Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Программа ориентирована на детей 5-6 лет.

Виды деятельности:

- Индивидуальная работа

- Коллективная работа

- Опытно-экспериментальная работа

- Проектно-исследовательская работа

- Акции

- Конкурсы

Организация деятельности и режим:

Кружок проводится с 1 сентября по 31 мая 1 раз в неделю, в год 36 занятий.

Методы, используемые в работе кружка:

Наглядные: рассматривание предметных картинок, наблюдения за объектами природы, просмотр презентаций

Словесные: беседы, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, словесные игры, рассказ воспитателя

Игровые: дидактические игры, подвижные игры

Практические: организация продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка), экспериментирование, сбор природного материала

Прослушивание музыкальных произведений

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Дети умеют:

- называть несколько деревьев разных пород, кустарники, различать хвойные и лиственные деревья, травянистые растения, 5-6 видов овощей и фруктов, несколько видов птиц, 3-5 насекомых, 8-10 диких и домашних животных и птиц;

- определять состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая, снежная, ветреная, облачная);

- называть несколько видов комнатных растений; ухаживать за комнатными растениями, знают правила посадки цветов на рассаду и лука;

- называть свойства воды и воздуха, провести элементарные опыты с водой и воздухом самостоятельно;

- называть значение человека для природы и природы для человека;

- назвать правила поведения в природе.

В качестве итога проводится познавательное занятие в форме КВН.

2. Содержательный раздел.

2.1. Тематическое планирование

сентябрь

1 занятие

Листопад

Учить определять приметы осени, уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в неживой природе, развивать умение ориентироваться в пространстве; развивать двигательные навыки; развивать память, внимание, мышление.

2 занятие

Осеннее дерево

Закреплять и уточнять знания детей о признаках осени; упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев; включать в активный словарь названия деревьев и листьев (дуб, дубовый, клён, кленовый, берёза, берёзовый); учить детей создавать в рисунке сказочный образ; упражнять в умении передавать характерные особенности дерева: ствол, расходящиеся от него ветви длинные и короткие; совершенствовать способности и умения у детей в изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники.

3 занятие

Польза овощей и фруктов

Уточнить знания детей о пользе фруктов и овощей, названиях, форме, вкусе, запахе твердости (мягкости); развивать речь, сенсорные способности, формировать умение объединять плоды по сходному признаку

4 занятие

Хлеб – всему голова

Познакомить с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; развивать мыслительную активность, учить разгадывать загадки; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду

октябрь

5 занятие

Дождик, дождик

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

6 занятие

Перелетные птицы

Познакомить с понятием «перелетные птицы». Расширять представления детей о птицах. Воспитывать бережное отношение к природе.

7 занятие

Вечер экологических игр

«Где растет?», «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты). Познакомить с основными видами овощей и фруктов. Развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей.

8 занятие

Кто в лесу главный

Расширять представления детей о лесе: что в лесу живут разные животные (волк, заяц, лиса, медведь, белка, ежик), как животные к зиме готовятся, учить различать этих животных по особенностям внешнего вида; активизировать мыслительную деятельность через отгадывание загадок; развивать познавательный интерес к миру природы; воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помогать, бережное отношение к животным.

9 занятие

Птицы тайги

Закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах: об их внешнем виде, о питании; развивать диалогическую речь детей, активизировать словарь детей по теме: «зимующие птицы»; учить отгадывать загадки; воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

ноябрь

10 занятие

Как звери к зиме готовятся

Закрепить знания детей о диких животных; учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения; развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе

11 занятие

Синичкин праздник – 12 ноября

Расширять знания детей о птице - синице (питание, повадки, чем полезны); развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов; воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам

12 занятие

Ёлочка. Защитите ель и сосну

Формировать знания о том, что дерево - живой организм, которой нуждается в воде и тепле; дать представления о значении ели в жизни обитателей леса и использовании этого дерева человеком; уточнить представление детей о хвойных деревьях; закрепить умение детей рисовать методом тычка; воспитывать у детей бережное отношение к природе.

13 занятие

Зимушка-зима

Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе; познакомить детей с образом русской зимы, переданных в различных произведениях искусства, вызвать чувство любви к родной природе; воспитывать эстетическое отношение к природе

декабрь

14 занятие

Снеговичок

Выявить и расширить представления детей о свойствах снега; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать интерес к явлениям неживой природы

15 занятие

Зимние узоры

Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы, рисовать короткие штрихи и линии; проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года; развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира; воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру;

16 занятие

Человек – часть природы

Формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое); совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровым

17 занятие

Воздух

Формировать представления о свойствах воздуха: воздух прозрачный и невидимый, воздух есть внутри каждого человека, воздух можно поймать и запереть, воздух легкий, воздух есть везде, воздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер; развивать познавательную активность, побуждать детей мыслить, рассуждать, искать ответ самостоятельно, внимательно слушать вопросы; отвечать, не перебивая друг друга; пополнять словарный запас

январь

18 занятие

Экспериментирование со снегом и льдом

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда; учить устанавливать причинно - следственные связи: снег тает и превращается в воду, на морозе вода замерзает и превращается в лёд; продолжать знакомить с осязаемыми свойствами снега и льда; обогащать чувственный опыт детей.

19 занятие

Снегопад.

Снег и его свойства

Уточнить и расширить знания детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явления неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ

20 занятие

Покормим птиц зимой

Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц; расширять знания детей о птицах нашего города, их питании, формировать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, к наблюдению за зимними явлениями; активизировать словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; вырабатывать силу голос, умение говорить «громко – тихо».

21 занятие

Дикие животные в лесу зимой

Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

февраль

22 занятие

Посадка лука

Учить детей подготавливать инструмент, рабочее место и убирать за собой; закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь: корень, луковица, посадить, углубления, условия, стрелка; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле

23 занятие

Сидит кошка на окошке

Познакомить детей с внешним видом кошки, с особенностями поведения; показать, что жизнь кошки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними.

24 занятие

Знакомимся с комнатными растениями

Расширить представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении; учить различать комнатные растения по внешнему виду

25 занятие

Растения лечат. Лекарственные растения

Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора

март

26 занятие

Спешит весна

Познакомить детей с признаками весны и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, на улице начинает звенеть капель, появляются проталины, а затем первые цветочки и трава; развивать наблюдательность, любознательность в трудовой работе; воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее

27 занятие

Русская березка

Расширить и уточнить представления детей о русской березе; продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о березке; расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской березке.

28 занятие

Посадка цветов. Огород на окошке

Расширять знания детей о весенних цветах (луке, их значении в жизнедеятельности; формировать умение правильно садить цветы на рассаду, дать знание об основных потребностях растений, условиях, которые необходимы для их роста (почва, влага, тепло, свет).

29 занятие

Солнце – источник тепла и света

Дать детям первоначальное знание о солнце; показать значение солнечного света и его свойство - способность отражаться от предметов; использование этого свойства человеком.

апрель

30 занятие

День птиц – 1 апреля. Перелетные птицы

Познакомить детей с праздником Днём птиц, многообразием пернатых; обобщить знания о перелётных птицах; прививать любовь и бережное отношение к родной природе; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; активизировать и расширять словарь детей; воспитывать интерес к жизни перелётных птиц.

31 занятие

День воды.

Вода помощница

Дать детям простейшие представления о круговороте воды в природе через сказку; рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу; уточнить представления о трех состояниях воды – пар, лед, снег; воспитывать доброе, заботливое отношение к природе, развивать наблюдательность, интерес к неживой природе.

32 занятие

Экспериментирование с водой

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного; через опыты – эксперименты закрепить понятия о том, что вода не имеет формы, запаха, находится в разнообразных состояниях; воспитывать бережное отношение к природе.

33 занятие

День Земли –

22 апреля

Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар (большая часть Земного шара покрыта водой и океанами, кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди); сформировать у детей понятие «космическое пространство»; закреплять знания детей о планете – как общем доме для растений, животных и человека; воспитывать любовь и бережное отношение к Земле и жителям Земли

май

34 занятие

Байкал

Формировать представления детей о богатейшем и самом большом пресноводном озере – Байкал; обобщать знания о животном и растительном мире озера и сибирского края; продолжать воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе; развивать доказательную речь детей, пополнять словарный запас.

35 занятие

Огонь – друг, огонь – враг!

Познакомить детей с машинами специального назначения – пожарная машина; сформировать правильное отношение к огню; рассмотреть разные варианты обращения с огнем, когда огонь – друг, огонь – враг; расширить знания детей о правилах обращения с огнем; закрепить знания детей о причинах возникновения пожара, о правилах пожарной безопасности и поведения в общественных местах, лесу; воспитывать культуру поведения со сверстниками и взрослыми

36 занятие

Мир насекомых

Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас; развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение

2.2. Диагностика по экологическому воспитанию детей.

Живая природа.

Задание «Растительный мир»

 Цель: выяснить, что детям известно о растительном мире, о сезонных изменениях, происходящих с растениями.

Материал: картинки с разными растениями, овощами, фруктами.

1. Посмотри на картинку, на которой нарисовано дерево и куст и скажи, чем

     они отличаются.

2. Почему растения относят к живым объектам? Как ты об этом догадался?

3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

4. Какие овощи и фрукты тебе известны? Назови их и покажи на картинке.

5. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

6. Почему нужно беречь природу? Как вести себя в природе?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

 

Задание «Животный мир»

Цель: выяснить знания детей о животном мире.

Материал: Картинки с животными - домашними и дикими, птицами, рыбами, насекомыми. Иллюстрации зимний лес, медведь в берлоге, заяц на снегу, деревенский двор.

1. Относятся ли животные к живой природе? Как ты это определил?

 2. Каких домашних животных ты знаешь? Почему их так называют?

 3. Каких диких животных ты знаешь? Почему их так называют?

 4. Какие сезонные изменения происходят с животными? Почему медведь

     засыпает зимой? Куда улетают птицы?

 5. Каких животных, живущих в воде, ты знаешь?

 6. Почему нужно охранять исчезающих животных?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

 1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

    говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

 

Характерные особенности времён года.

Задание «Осень»

Цель: выяснить знания детей о приметах осени.

Материал: панно «Осень», картинки осенней природы, людей, работающих в поле, на огороде.

1. Посмотри на картинку и назови приметы осени.

 2. Что происходит с погодой осенью?

 3. Какие овощи и фрукты убирают с полей, огородов?

 4. Куда осенью улетают птицы?

 5. Как животные готовятся к зиме?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Задание «Зима»

 Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях, происходящих в природе.

Материал: панно «Зима», картинки зимней природы.

1. Посмотри на картинку и расскажи, что происходит с растениями зимой?

 2.  Расскажи, как животные проводят зиму?

 3. Какая погода зимой?

 4. Что ты любишь делать зимой на улице?

 5. Какой праздник мы отмечаем зимой?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

 

Задание «Весна»

 Цель: выяснить знания детей о весне, об изменениях, происходящих в природе.

Материал: Панно «Весна», картинки весенней природы.

1. Посмотри на картинку и назови приметы весны.

 2. Как изменилась погода с приходом весны?

 3. Почему стали возвращаться птицы?

 4. Какие изменения происходят с растениями?

 5. Чем занимаются люди весной на своих участках?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Инструкция к проведению диагностики:

проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

3. Организационный отдел.

3.1. Используемая литература.

1.Александрова, Ю. Н. Юный эколог /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. 2.Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008.

3.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию – М.: ВАКО, 2010. 4.Марудова Е.В. Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

5.Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

6.Энциклопедия для детей. Биология. -  Москва: «Аванта +», 1993г.

3.2. Приложения.

       3.2.1. Табеля посещаемости

№ п/п

ФИО воспитанника

сентябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ п/п

ФИО воспитанника

октябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ п/п

ФИО воспитанника

ноябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ п/п

ФИО воспитанника

декабрь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ п/п

ФИО воспитанника

январь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ п/п

ФИО воспитанника

февраль

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ п/п

ФИО воспитанника

март

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ п/п

ФИО воспитанника

апрель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ п/п

ФИО воспитанника

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по Экологическому воспитанию дошкольников

Программа поэкологическому воспитанию дошкольников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания ч...

Современные программы по экологическому воспитанию дошкольников

Авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников....

Программа по экологическому воспитанию дошкольников

Данная программа по привитию основ экологической культуры дошкольникам принимала участие в областном конкурсе авторских программ и стала призером, также была опубликована в сборнике лучших авторских п...

Программа по экологическому воспитанию дошкольников "Росточек"

Направленность программы: кружка «Росточек» по содержанию является эколого-биологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализ...

Модифицированная программа по экологическому воспитанию дошкольников «Познай природу вокруг себя»

Программа позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку выбрать свой темп усвоения программного материала. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаи...

ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Раскрыть различные аспекты работы педагогов-специалистов в сфере экологического воспитания детей. Показать различные пути взаимодействия....

ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Содержание работы воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников по программе С.Н.Николаевой....