Экологические игры
картотека по окружающему миру

Романенко Наталья Олеговна

Папка включает в себя игры, опыты, проблемные ситуации по экологическому образованию

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыты для дошкольного возраста Выполнила воспитатель МАДОУ ДС №38 «Домовенок» Романенко Н.О.

Слайд 2

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Развитие поисково-познавательной деятельности детей 3–7 лет предполагает решение следующих задач: формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей); расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Слайд 3

Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» Предложим детям собрать по десять самых обычных предметов. Это могут быть самые разные предметы, например: деревянный брусок, чайная ложка, маленькая металлическая тарелочка из набора игрушечной посуды, яблоко, камешек, пластмассовая игрушка, морская раковина, небольшой резиновый мячик, шарик из пластилина, картонная коробочка, металлический болт и др. Теперь, когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо последовательно проверить. Дети не всегда могут гипотетически предсказать поведение в воде таких предметов, как яблоко или пластилин, кроме того, металлическая тарелка будет плавать, если ее аккуратно опустить в воду, не наливая воды внутрь; если вода попадет, то она конечно же утонет. После того как первый опыт закончен, продолжим эксперимент. Изучим сами плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик? А что будет, если мы придадим пластилину, например, форму тарелки или лодки? А что произойдет, если мы соединим плавающий и не плавающий предметы? Они будут плавать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?

Слайд 4

Эксперименты с магнитом и металлами Многие дети знают, что магнит, как по волшебству, притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит? Давайте попробуем провести эксперимент, чтобы узнать это. Для этого нам понадобится много самых разных металлических предметов. Кнопки, скрепки, шурупы, гвозди, монеты, металлическая линейка (подойдет и алюминиевая, и стальная), металлическая консервная банка, металлические части шариковой ручки и др. В ходе проведения опыта выяснится, что магнит хорошо притягивает стальные предметы: кнопки, скрепки, шурупы, гвозди и др. И совсем не притягивает предметы из алюминия и меди: линейку, монеты и др. Очень важно по итогам эксперимента сделать выводы и умозаключения

Слайд 5

Ветер по морю гуляет Цель опыта : Обнаружить воздух. Что нужно для опыта : Таз с водой, модель парусника. Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем). Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края». Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать). Затем взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность).

Слайд 6

Бумага, ее качества и свойства Цель опыта : научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) свойства (мнется, рвется, режется, горит). Что нужно для опыта : различные виды бумаги, ножницы, спиртовка, спички, емкость с водой. Взрослый и ребенок рассматривают бумагу, определяют, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая, гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее. Затем взрослый предлагает смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные — определить, как быстро разрушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички (или зажигалку). Можно изучить различные виды бумаги.

Слайд 7

Ткань, ее качества и свойства Цель опыта : Научить узнавать вещи из ткани, определять ее-качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). Что нужно для опыта : Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется); опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага). Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении.

Слайд 9

Спасибо за внимания



Предварительный просмотр:

Игровые проблемные ситуации для детей дошкольного возраста

Игра «Межпланетный телемост»

Материал: фишки, карточки с изображением предметов по темам: «Игрушки», «Посуда», «Транспорт», «Одежда», «Фрукты», «Овощи», «Продукты».

Дети делятся на две команды инопланетян и придумывают названия своим планетам. Ведущий — «землянин». Детям сообщают, что организован межпланетный телемост, чтобы узнать о жизни на других планетах.

«Землянин» поочерёдно предлагает командам наугад вытянуть карточку с изображением предмета с планеты Земля и рассказать, как этот предмет выглядит у них на планете (что добавилось в нём или исчезло и зачем или почему появились эти изменения) и для чего используется.

Если рассказ аргументирован и доказано, что их планета самая необычная — команда получает фишку. Выигрывает команда, получившая больше фишек.

Задание «Тема одна – сюжетов много»

 

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, предлагается тема «Осень» («Город», «Лес» и др.). Раскрывая ее, можно нарисовать деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу и многое другое.

Задание «Давайте вместе подумаем»

 

Как птицы узнают дорогу на юг?

Почему весной появляются почки на деревьях?

Почему течет вода? и др.

Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае: Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам?», «Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указывают им направление полета», «Птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?»

Задание «четвертый лишний»

 

Четыре карточки содержат изображения: яблока, груши, банана, помидора. Если классифицировать по основному признаку, то потребуется объединить фрукты: яблоко, груша, банан и отделить овощ – помидор.

Упражнения на развитие наблюдательности и внимания

-«Волшебный мешочек» (в мешочек складываются различные предметы, знакомые игрушки, предлагается назвать их по памяти, используется соревнование: кто больше вспомнит)

— «Найди отличия» (используется набор парных картинок)

— «Найди пары» (задания включают в себе поиск пар обуви, перчаток, одинаковых геометрических фигур)

— «Что художник нарисовал неправильно?» (рисунки с ошибками) и т. п.

— Что можно сделать из куска бумаги?

— Что будет, если все станут выше ростом?

— На какое животное похожа темнеющая туча? И т. п.

Утешение
Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.
1.Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно).
2.Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
3.Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
4.Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.
5.Поиграем в больницу. Кукла Катя больна. Медсестра сделала ей укол. Кате больно. Пожалейте ее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра в экологическом образовании Выполнила воспитатель МАДОУ ДС №38 «Домовенок» Романенко Н.О.

Слайд 2

Игра - как метод экологического воспитания. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания. Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры.

Слайд 3

Условия для игры - оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда; - в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.; - игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; - воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Слайд 4

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы

Слайд 5

Игрушки-аналоги - это дидактические игрушки, их следует собирать и хранить в методическом кабинете. Они служат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе.

Слайд 6

Главные персонажи сказок

Слайд 7

Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей Подвижные игры Зайцы и волк Курочка и цыплята У медведя во бору Караси и щука Собери урожай

Слайд 8

Настольно-печатные

Слайд 9

Речевые упражнения, загадки Съедобное – не съедобное» Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию. Материал: Мяч. Ход игры: Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит. Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным) «Что сначала, что потом?» Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных). Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение). Ход игры: Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку. «Неживая природа» «Почтальон принес посылку» Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию. Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки. Ход игры: Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки. «Назовите растение» Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. - Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга? - На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

Слайд 10

Библиографический список 1.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе озна комления с природой. – М., 1982. 2. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного мате риала. – М., 1983. 3. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., 1982. 4. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. – М., 1985. 5. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой , П.Г. Само руковой . – М., 1998. 6.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед . учеб. заведений. — 2-е изд., испр . — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с. I


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование как наглядно-практический метод экологического образования дошкольников Выполнила воспитатель МАДОУ ДС №38 «Домовенок» Романенко Н.О.

Слайд 2

«Моделирование – это исследование каких-либо явлений, процессов с помощью построения и изучения моделей» Объектом моделирования являются модели. Модель – это «любой образ (мысленный или условный) какого-либо процесса или явления (“оригинала” данной модели), используемый в качестве его “заместителя”».

Слайд 3

выделяют три вида моделей Первый вид – предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. Это может быть плоскостная модель фигуры человека с подвижным сочленением туловища и конечностей; модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски (автор С.Н. Николаева). Второй вид – предметно-схематическая модель . Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Третий вид – графические модели (графики, схемы и т.п.).

Слайд 4

Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ Предметное моделирование различных объектов природы Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей

Слайд 5

Требования 1) четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; 2) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней; 3) ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены; 4) облегчать познание

Слайд 6

календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Слайд 7

Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ

Слайд 8

Зимняя подкормка птиц - одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия.

Слайд 9

Предметное моделирование различных объектов природы

Слайд 10

демонстрация картонных моделей, на которых представлено одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира

Слайд 11

Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей Каждое дошкольное учреждение и отдельные воспитатели имеют различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, фотографии, вырезки из календарей и журналов, репродукции произведений известных художников. Весь этот материал может быть использован в педагогическом процессе самым различным образом - для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр путешествий, досугов

Слайд 12

Этапы ознакомления дошкольников с моделями Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с ней, осваивают способы замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача – расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования. На втором этапе осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируется умение отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями. Третий этап – самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности. Дошкольники могут пользоваться ими в познавательной, художественно-эстетической, трудовой деятельности.

Слайд 13

Преимущества моделирования Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста доказана психологами (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков , Д.Б. Эльконин ). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения : реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Моделирование в детской конструктивной деятельности. Создаваемые детьми конструкции из строительного материала и различных конструкторов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются в качестве таковых в процессе сюжетно-ролевых игр.

Слайд 14

Библиографический список 1.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе озна комления с природой. – М., 1982. 2. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного мате риала. – М., 1983. 3. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., 1982. 4. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. – М., 1985. 5. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой , П.Г. Само руковой . – М., 1998. 6.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед . учеб. заведений. — 2-е изд., испр . — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с. I


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"...

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...