К о н с п е к т ООД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Поможем капельке»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Аксёнова  Наталья  Борисовна

Занятие направлено на воспитание  бережного  отношения  к  воде  как  основному  природному  ресурсу. Основными  задачами  являются развитие   экологического мышления  в  процессе  опытнической  деятельности, формирование  представления  о  причинах  нарушения баланса  в  экосистеме, учить  устанавливать  причинно-следственные  связи  между  природными  явлениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К о н с п е к т

ООД  по  познавательному  развитию   в  старшей  группе

Тема:   «Поможем  капельке»

Провела воспитатель МКДОУ «Детский  сад № 19   «Звёздочка»

Аксёнова  Наталья  Борисовна

Дата проведения: 11.02.2020

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ :

-Учить  устанавливать  причинно-следственные  связи  между  природными  явлениями;

- Формировать  представления  о  причинах  нарушения баланса  в  экосистеме;

- Расширять  знания    о  различных  видах  водоёмов;

- Развивать  умение  ориентироваться  в  условных  цветовых  обозначениях  на  глобусе;

- Развивать  экологическое  мышление  в  процессе  опытнической  деятельности;

-Воспитывать  бережное  отношение  к  воде  как  основному  природному  ресурсу;

- Закрепить  желание  правильно  вести   себя  в  природе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- Познакомить  детей  с  понятиями: «круговорот  воды  в  природе», «акватория»;

Активизировать   в  речи  детей  слова:  пресная, круговорот, фильтр, испарение, очистка,  опыт.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

письмо  с  фотографией, картина- схема,  картинки  живой и неживой  природы, глобус,  макет  «Круговорот  воды  в  природе», баночки  с  грязной  водой,  баночки  с  воронкой (по 4 шт.),  марля,  вата  для  фильтра,  знаки  «Правила  поведения  в  природе».

ХОД  ЗАНЯТИЯ

1-я  часть.

 Воспитатель:  Ребята! Сегодня  в  наш  детский  сад  пришло  странное  письмо. Давайте  его  прочитаем.  «Текла  по  равнине  чистая, прозрачная  река. Построили  на  берегу  завод  игрушек. Стало  много  разных  игрушек,  что  радовало  малышей. А  завод  стал  брать  чистую  воду  и  сбрасывать  в  него  грязную. Было  много  воды  в  реке, а  стало  мало – завод  много  расходует. Рыба  в  реке  заболела. Птицы  и  звери  перестали  пить  воду  из неё. Погибает  река!  Помогите! Капелька».

Поможем  Капельке  и  всему  живому  вернуть  чистую  речку!  Но  прежде  давайте  вспомним, кому  и  зачем  нужна  вода?

 2-я часть

      Воспитатель  проводит  дидактическую  игру «Кому  нужна  вода?»

 Дети    подходят  к  картине  схеме. На  столах  лежат  картинки  с  изображением  живой  и  неживой  природы. Из  них  выбирают  только  те  объекты, которым  необходима  вода. Прикрепляют  картинки  к   картине-схеме  и   объясняют, зачем  нужна  им  вода.

3-я  часть

 Воспитатель: Как  вы  думаете, ребята,  на  Земле  много  воды? Очень  хорошо  видно  на  глобусе, сколько  места  на  земле  занимает  вода  и  суша. Каким  цветом  обозначена  суша? А  каким  цветом  вода?

Дети. Зелёным, коричневым  и жёлтым  выделена  суша, голубым – вода.

Воспитатель: Можно  сказать, чего  больше  на  Земле – воды  или  суши?
Дети. На  Земле  больше  воды.

 Воспитатель: Всё  это  голубое  пространство  на  земле  называется  акваторией. Она  состоит  из  водоёмов. Какие  водоёмы  вы  знаете?

Дети. Есть  реки, озёра, ручьи, моря  и  океаны.

Воспитатель: Какие  водоёмы  самые  большие?

Дети. Океаны.

Воспитатель: Чем  отличается  вода  в  морях  и  океанах  от  воды  в  реках  и  озёрах?

Дети. Вода  в  морях  и  океанах  солёная. А  в  реках  и  озёрах  пресная, т.е.  несоленая.

Воспитатель:  Правильно! А  какую  воду  больше  всего  использует  человек?

Дети.  Пресную.

Воспитатель:  Расходует  человек  пресную  воду  в  огромном  количестве, а  её  запасы  на  земле  постоянно  пополняются.  Хотите  узнать как?

4-я  часть.

Воспитатель: Представьте  себе, что  вы  пришли  на  берег  водоёма. Много-много  капелек - подружек  резвятся  и  играют  в  воде. Солнце  светит ярко, припекает. И  капельки  подружки  по  одной  начинают  отделяться  и  подниматься  в  воздух. Они летят  всё  выше  и   выше, высоко  от  земли  воздух  становится  всё  холоднее. И  капельки  снова  собираются  вместе. Так  получаются  облака. Ветер  гонит  их  к  земле. Облака  становятся  тёмными  и  тяжёлыми. Из  них  идёт  дождь. А  дождь  -  это  маленькие  капельки  воды. Упали   они на  землю, напоили  растения, животных, промочили  землю. Под  землёй  капельки  собираются  в  подземные  ручьи. Ручьи  стекаются  в  водоёмы.

      Вот  так   пополняются  запасы  воды  на  Земле. Этот  процесс называется  круговорот  воды  в  природе, от  слова  «круг», т.е.  вода  движется  по  кругу. С  земли  на  небо, с  неба  на  землю.  Кто  может  повторить, как  движется  Капелька?

Дети. По  кругу, с  земли  на  небо, с  неба  на  землю.

Воспитатель: Как  это  называется?

Дети. Круговорот  воды  в  природе.

5- часть

Подвижная игра  «Ходят  капельки  по  кругу»

Воспитатель:  Давайте  превратимся  в  капельки  и  поиграем  в  их  путешествие.

 Звучит  лёгкая  музыка.

Я - мама-тучка, а  вы - детки-капельки. Вам  пора  отправляться  в  путь.

Под  музыку   «капельки» прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка  показывает, что  им делать.

Полетели  капельки  на  землю… Скучно  им  стало  по  одиночке  прыгать, собрались  они  вместе  и  потекли  маленькими  весёлыми ручейками.

Дети «капельки  составляют  ручейки,  взявшись  за  руки

Встретились ручейки  и  стали  большой  рекой.

Ручейки  соединяются  в  одну  цепочку

Плывут  капельки  в  большой  реке.  Текла-текла  река  и  попала  в  океан.

Дети  перестраиваются  в  хоровод  и  движутся  по  кругу.

Плавали-плавали  капельки  в  океане, а  потом  вспомнили, что  мама  Тучка  наказывала  им  домой  вернуться. И  Тучу  как  раз  солнышко  пригрело. Стали  капельки  лёгкими, потянулись  вверх. Испарились   они  под  лучами  солнышка  и  чистые  весёлые  вернулись  к  маме  Тучке.

Присевшие  на  корточки  дети  поднимаются  и  вытягивают   руки  вверх.

6-я  часть

Воспитатель:  Ребята, нашей  Капельке  плохо  живется  в  грязной  реке.  Как  ей  помочь?  Может  остановить  завод  игрушек  и  другие  заводы  и  фабрики?

Дети. Нельзя, не будет  игрушек, машин, посуды.

Воспитатель:  Тогда  давайте  научим  директора  завода, как  очистить  воду, которую  сливает  завод.  Мы  это  умеем?

Дети. Да, мы   уже  проводили опыты  и  очищали  воду.

 Воспитатель: Процесс очистки  воды  Лидия  Семёновна  снимет  на  видеокамеру, а  диск  отправим  директору  завода. С  помощью  чего  можно  очистить  воду?

Дети. С  помощью  фильтра.

 Воспитатель: Из  чего  мы  сделаем  наш  фильтр?

Дети. Из   марли  и  ваты.

Дети  занимают  свои  места  и  начинают  фильтровать  воду.

Что  произошло  после  фильтрования  грязной  воды? Посмотрите , у  всех  ли  получился  опыт? Что  осталось  на  фильтре.

Дети. На  фильтре  осталась  грязь.

Воспитатель: Ребята, какой  совет  мы  можем  дать  директору  завода.

Дети. Поставить  фильтры  на трубы.

7-я  часть

Воспитатель: Ребята, давайте  вернёмся  к  нашему  письму. Сточную  воду  очистят  фильтрами. Достаточно  ли  этого, чтобы  нашей  Капельке  и  другим  в  водоёме  жилось  уютно? Что  можно  сделать  ещё  для  реки и    как  надо  вести  себя  в  природе?

Дети. В  природе  нельзя  мусорить, рвать  цветы, бросать  бутылки. Все  люди  должны  сохранять  и  беречь  природу.

В этот  момент  раздаётся  звук  льющейся  воды.

Воспитатель: Что  случилось? Кто  открыл  воду? Пойду,  посмотрю.

Ребята, да  это  волшебная  Капелька  просочилась  к  нам  через  кран.

Воспитатель  вводит  взрослого одетого  капелькой.

Капелька. Ребята,    всё  слышала  и  не  могла  удержаться, чтобы  не  навестить  вас. Какие  вы  молодцы! Как    хорошо  придумали  поставить  фильтры  на  трубы  завода.  И  правила  поведения  в  природе  вы  знаете. И за это  я  хотела  бы  вас  повеселить. Я  превращусь  в  волшебника и  обычную  воду   превращу во  вкусный  сок.

Показывает  фокус  с  окрашиванием  воды  в  оранжевый  цвет, а  затем помещает бутылку  с  окрашенной  водой  в ящик  с  двойными  стенками  и  вытаскивает   бутылку  с  соком, приговаривая  заклинания

                       Ахалай-махалай

                       Воду  в  сок  превращай.

Капелька. Ребята, угощайтесь!

Дети  пьют  сок, благодарят  и  прощаются  с  Капелькой.