Формирование первичных представлений о предметах ближайшего окружения у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
статья по окружающему миру (младшая группа)

Камагина Валентина Владимировна

В статье рассматриваются особенности формирования первичных представлений о предметах ближайшего окружения у детей младшего дошкольного возраста и приведены примеры авторских дидактических игр, эффективно используемых в педагогическом процессе, в рамках реализации Программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Камагина Валентина Владимировна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 388»,

г. Нижний Новгород

Формирование первичных представлений о предметах ближайшего окружения у  детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Аннотация.

В статье рассматриваются особенности формирования первичных представлений о предметах ближайшего окружения у  детей младшего дошкольного возраста и приведены примеры авторских дидактических игр, эффективно используемых в педагогическом процессе, в рамках реализации Программы.

Мир входит в жизнь людей постепенно. С раннего детства нас окружает мир предметов, который призван вызвать любопытство, желание познать этот мир. Взрослый в данном процессе имеет очень важную роль, ведь именно он осуществляет первичное ознакомление и руководство в ориентировке среди множества предметов, раскрывая их названия, качества, свойства, сходства и различия, функции и способы использования.

Большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ребенка дошкольного возраста внесли такие ученые как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Ф. Фребель, В.И. Логинова, А.М. Леушина,  О.В. Дыбина и многие другие. Предметный мир в их исследованиях рассматривается как совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, его созданием и преобразованием.

Накопление и систематизация приобретенных ребенком знаний влияет на развитие всех видов детской деятельности, поэтому ознакомление детей младшего дошкольного возраста с предметным миром занимает одно из центральных мест в педагогической системе.

Для успешного формирования первичных представлений о предметах ближайшего окружения у  детей младшего дошкольного возраста необходимо вызывать интерес к познанию через положительное эмоциональное воздействие. Положительные эмоции у детей вызывает игра.

Она ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес, а отсюда активизация познавательных, творческих процессов. Мы отмечаем педагогическую ценность дидактических игр.

Все дидактические игры делятся на игры с предметами, игрушками; настольно-печатные и словесные игры.

В рамках реализации Программы мы создаем авторские дидактические игры, в том числе с художественным словом, соответствующие поставленным задачам и возрастным особенностям детей.

Игры знакомят детей с названиями, формой, цветом, размером предметов, способами использования, функциями, учат сравнению предметов (разные, такой же, одинаковые), выделению предметов,  обладающих сходными и различными признаками, помогают вводить обобщающие понятия.

Для эффективного использования дидактических игр в педагогическом процессе мы составили перспективный план на год и картотеку игр по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Транспорт».

Например, предлагаем для ознакомления некоторые авторские игры:

Дидактическая игра «Дом для игрушек» (с предметами и игрушками)

Цель: создание условий для формирования у детей обобщающего понятия «игрушки», умения сравнивать, выделять одинаковые и разные предметы.

Материал: игрушки: кукла, петушок, мишка, маленькие и большие кубики, маленькая и большая машинки.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение и предлагает детям выполнить действия с предметами, называет их, поощряет повторение детьми названий предметов, действий, обобщающего понятия. В процессе игры воспитатель подводит детей к желанию манипулировать с игрушками, сравнить предметы, обыграть.

В гости к нам пришли из книжки

Кукла, петушок и мишка.

Много кубиков возьмем,

На машине привезем,

Игрушкам мы построим дом.

Дидактическая игра «Дружная посуда» (с игрушками и предметами)

Цель: создание условий для знакомства детей с названиями предметов посуды, формирования обобщающего понятия «посуда», группировки предметов по цвету.

Материал: столик, чайник, чашки и блюдца синего, желтого, красного и зеленого цветов, тарелки, кастрюля, ложки, вилки, кувшин.

Ход игры: воспитатель зачитывает стихотворение, расставляя предметы посуды на столике, вводит обобщающее понятие, просит детей расставить чашки с блюдцами по цветам.

Есть на кухне важный чайник-

Блюдцам, чашкам он - начальник,

Есть тарелки и кастрюля, ложки, вилки и кувшин.

Чтобы им жилось всем дружно,

Путать их тебе не нужно.

Дидактическая игра «Зимняя и летняя одежда» (настольно-печатная)

Цель: создание условий для знакомства детей с предметами одежды их функциями, запоминания последовательности надевания одежды зимой и летом, обобщающего понятия «одежда».

Материал: бумажная кукла, одежда: колготки, кофта, брюки, сапоги, валенки, пальто, куртка, шапка, варежки, майка, шорты, сандалии, тапочки, панама.

Ход игры: воспитатель читает стихотворения и одевает бумажную куклу, затем спрашивает детей, запомнили ли они последовательность - что наденем мы зимой, а что летом? Воспитатель поощряет детей, называющих предмет одежды и последовательность при одевании, называет обобщающим словом, рассказывает о функциях предметов одежды.

В чем пойдем гулять зимой?

Что наденем мы зимой и пойдем гулять с тобой?

Красивые колготки, кофту и штаны,

Чтобы не замерзли ножки – обуваем мы сапожки.

Шапку, куртку, шарф, перчатки - надеваем по порядку

Что гулять наденем летом?

Летом бегать по лужайке надевают дети майки,

За носочки, шорты, сандалии и панаму,

Благодарим свою мы маму.

Дидактическая игра «Красивые сапожки» (настольно-печатная)

Цель: создание условий для формирования умения группировать, соотносить предметы по цвету, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Материал: картинки красных, синих, желтых, зеленых пар резиновых сапожек, полоски бумаги-дорожки разной длины и ширины красного, синего, желтого, зеленого цвета.

Ход игры: воспитатель показывает детям цветные дорожки и рассказывает, что прошел дождь, поэтому дорожки в парке стали сырыми. Чтобы не намочить ноги, нужно надеть сапожки. Для каждой дорожки нужны свои сапожки. Воспитатель, читая стихотворение, показывает, какие сапожки бегают по какой дорожке, комментирует действия, затем предлагает детям -  найдите сапожки для своей дорожки.

В парке по дорожке бегают сапожки:

По красной дорожке – красные сапожки,

По синей дорожке – синие сапожки,

По желтой дорожке – желтые сапожки,

По зеленой дорожке – зеленые сапожки.

Не замочат дети в парке свои ножки,

Есть у наших деток красивые сапожки!

По какой дорожке бегают эти сапожки?

Дидактическая игра «Готовим суп, варим компот» (настольно-печатная)

Цель: создание условий для знакомства детей с названиями овощей и фруктов, объединения их обобщающими словами, формирования умения сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Материал: бумажная кастрюля, бумажные овощи: капуста, лук, морковь, картофель, бумажные фрукты: яблоки, груши, сливы.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение и предлагает детям найти овощи для щей или фрукты для компота, поощряет высказывания детей, стимулирует сравнение, задает вопросы для установления причинно-следственных связей.

Готовим суп

Чтобы приготовить щи,

Принесли мы овощи:

Лук, морковку и капусту,

Чтобы было в щах не пусто,

К ним добавим мы немножко

Очень вкусную картошку.

Варим компот

Сварим вкусный мы компот,

Чтобы к нам попали в рот

Фрукты: яблоки и груши,

Чтобы было им не скучно,

Синюю добавим сливу,

Будет наш компот красивый!

Таким образом, опираясь на ключевые положения теоретических и практических исследований, мы можем сделать вывод о том, что значимость формирования первичных представлений о предметах ближайшего окружения у  детей младшего дошкольного возраста сложно переоценить в развитии дошкольников. Активное использование дидактических игр позволяет превратить этот процесс в увлекательное путешествие.

Список литературы

  1. Аникеева Н.П., Воспитание игрой / М.А. Бесова. К познанию мира – через игру. – Мн.: Высшая школа, 2008. – 210 с.
  2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.
  3. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. М., 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование первичных представлений о малой родине с детьми младшего дошкольного возраста.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… »....

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Создание социальной ситуации развития для выявления эффективности разработанной системы математических  д/и из нестандартного оборудования по развитию логического мышления у детей младшего дошкол...

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...

«Формирование первичных представлений о предметах ближайшего окружения у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения»

Повышение теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме «Формирование первичных представлений о предметах ближайшего окружения у детей младшего дошк...

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представленияЗадачи:Øповысить свою  профессиональную компетентность в данной области;Øпродолжать созда...

План по самообразованию Тема: «Формирование элементарных естественно научных представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 2023-2024гг.

Цель - создать оптимальные условия для развития естественно научных представлений дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития через дидактические игры....