Взаимодействие педагога и детей в процессе экологического воспитания
статья по окружающему миру

Виноградова Людмила Ивановна

Начало становления экологического мировоззрения приходится на дошкольный возраст. Главная роль в этом принадлежит взрослому: педагогу, родителям. Будет ли организуемая взрослыми деятельность интересна дошкольнику – от этого зависит, на сколько ребенок усвоит знания, как станет проявлять свое отношение к миру, в частности, к природе. Разнообразие методов, их целесообразность способствуют заинтересованности и активности детей, созданию эмоционально-положительного настроя. А это, в свою очередь, является залогом прочности знаний и отношений к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Формирование экологической культуры всегда было, есть и будет актуальной проблемой общества. Экологическое мировоззрение формируется на протяжении всей жизни и учения человека. Основы развития личности, отношение к окружающему миру, в том числе к себе, как части этого мира, закладывается в детстве. Начало становления экологического мировоззрения приходится на дошкольный возраст. Главная роль в этом принадлежит взрослому: педагогу, родителям. Будет ли организуемая взрослыми деятельность интересна дошкольнику – от этого зависит, на сколько ребенок усвоит знания, как станет проявлять свое отношение к миру, в частности, к природе. Разнообразие методов, их целесообразность способствуют заинтересованности и активности детей, созданию эмоционально-положительного настроя. А это, в свою очередь, является залогом прочности знаний и отношений к природе.

Экологическое образование, согласно ФГОС дошкольного образования, прослеживается во всех образовательных областях: социально-коммуникативном развитии, познавательном развитии, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии.

Согласно ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры – это «возможные достижения ребёнка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. В плане ознакомления с природой эти достижения сформулированы следующим образом: «Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».

Также необходимо помнить, что основными критериями качества дошкольного образования является здоровье дошкольников. Задачей образовательного учреждения становится создание максимально благоприятных условий для формирования здоровья воспитанников.

С учетом этих ориентиров и развертывается система экологического воспитания в нашем дошкольном учреждении.

Естественно, что осознанно-правильное отношение к природе формируется в случае непосредственного контакта и взаимодействия с растениями и животными. Наш детский сад отчасти располагает такими возможностями. На его территории создана экологическая тропа, которая состоит из цветника, уголков леса, сада, зоны отдыха и здоровья. Дети имеют возможность наблюдать, трудиться, исследовать и т.д.

В данной статье мы хотим представить лишь некоторые формы работы по экологическому воспитанию дошкольников, которые активно применяются в нашем детском саду, являются перспективными в образовательном процессе и отвечают требованиям ФГОС дошкольного образования, т. к. требуют не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним и с его родителями.

         Для успешного усвоения знаний педагогами нашего ДОУ используются: интегрированные формы непосредственно-образовательной деятельности, опытно-экспериментальная работа с детьми, ИКТ как средства обучения и развития, проектная деятельность, совместные выставки с детьми и родителями по теме природы, участие в акциях, экологические праздники, экскурсии выходного дня, тематические посещения библиотеки и др. В групповых комнатах созданы уголки природы, макеты природных зон и явлений, есть интерактивные доски, имеется хорошая материально-техническая база для всестороннего экологического воспитания дошкольников.

Меняется время – меняются требования к образованию. Актуальным становится воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных. Меняются способы получения информации. Наиболее эффективными и результативными при взаимодействии с детьми становятся те, которые вызывают восхищение, интерес, увлеченность и желание дальнейшего познания. С этой целью в нашем детском саду активно применяются информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) в процессе формирования у детей экологической культуры.

Средствами ИКТ в работе с дошкольниками являются: ноутбуки, фотоаппараты, видеокамера, аудио магнитофоны, проектор, интерактивные доски, образовательные компьютерные игры, образовательное видео, информационные сайты, поисковые Интернет-системы и т.п.

Виртуальные экскурсии на природу дают детям возможность посетить недоступные места. Они, конечно, не заменят непосредственного пребывания ребёнка в естественной природной среде, но позволят получить новые впечатления об окружающем мире. Развивающие игры, мультимедийные презентации, их последующее обсуждение помогают формировать этику взаимодействия маленького человека с окружающим миром, систематизируют и углубляют экологические знания. Рациональное и систематическое использование ИКТ в приобщении дошкольников к экологической культуре в сочетании с традиционными методами обучения значительно повышает эффективность нашей работы.

Большую роль в формировании экологических знаний играет созданная в группе и на участке предметно-развивающая среда. Это игры с водой и песком, предметы живой и неживой природы (коллекции камней, ракушек, семян, растений, перьев, сухих листьев, коряг, комнатные растения), экологические блокноты, в которых дети отмечают результаты наблюдений, опытов. Расширен спектр возможностей для поиска, моделирования и экспериментирования различными материалами.

Детское экспериментирование является наиболее приемлемым методом экологического образования дошкольников и помогает в доступной форме сформировать у ребёнка первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, а также развивает любознательность, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, устанавливать причинно-следственные связи, давать самостоятельно находить объяснения явлениям природы. Для осуществления поисково-исследовательской деятельности в группах оборудованы уголки экспериментирования. В них есть оборудование для проведения элементарных опытов и экспериментов (стаканчики, трубочки, тарелочки, колбы, термометры, песочные часы, бумага для фильтрования, губки, тонущие и не тонущие предметы, магниты, гирьки, весы, микроскоп, телескоп, лупа, глобус и пр.). Полученные представления в области экологии конкретизируются и закрепляются посредством опытов и практической деятельности (на мини-огороде, цветнике, при пересадке растений, рассматривании почвы и т.д.). Дети самостоятельно и совместно с педагогом знакомятся со свойствами разных природных материалов, проводят с ними игры и используют их в изобразительном творчестве.

В формировании у детей экологических представлений хорошо зарекомендовал себя метод проектов, отвечающий запросам современных тенденций в образовании, связанных с реализацией интерактивных методов обучения. Экологический проект – это прежде всего, исследовательский проект, это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Метод проектов, согласно ФГОС дошкольного образования, требует от воспитателя не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним. Метод проектов также выступает важным технологическим обеспечением реализации технологии педагогической поддержки, стимулирующим активное взаимодействие с семьями воспитанников. Систему педагогической поддержки, направленную на поддержку индивидуализации и социализации ребенка, можно представить в виде модели, где педагогическая поддержка носит комплексный характер и выступает как необходимый элемент образовательной деятельности, в данном случае, экологической направленности. В нашем детском саду активно ведется работа, целью которой является разработка модели психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка в общеразвивающем ДОУ. В нашем детском саду проводились экологические проекты: «Осень золотая», «Мои домашние питомцы», «Покормите птиц зимой», «День птиц» …….

Привлекая родителей к экологическим проектам, мы, таким образом организуем их сотрудничество и партнерство с их ребенком и с педагогами детского сада. Для каждого родителя мы стараемся подбирать приемлемые формы взаимодействия.

Воспитание у дошкольников способности воспринимать красоту и любить природу - одна из главных задач детского сада. А для этого нам, взрослым, нужно подавать пример доброго отношения ко всему живому на Земле, непрерывно насыщать ребёнка эмоциями и впечатлениями, и, конечно же, использовать умные игры и пособия. Современные формы работы по экологическому образованию — это единая система экологического воспитания детей.

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
 2. Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21

3. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.

4. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. «Педагогика поддержки». Издательство – М.: МИРОС, 2001. – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в процессе экологического воспитания "Говори правильно"

Для развития мышления речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира природы, общественной жизни....

Консультация «Совместная деятельность взрослого и детей в процессе экологического воспитания»

Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации  экологического  воспитания дошкольников. Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого век...

Опыт работы по обогащению словаря детей в процессе экологического воспитания

В статье описан опыт работы по обогащению словаря детей в процессе экологического воспитания....

Развитие речи детей в процессе экологического воспитания "Говори правильно"

На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее...

Консультация «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе физического воспитания дошкольника»

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитани...

Развитие речи детей в процессе экологического воспитания. Т.О.Максимова

Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.  Ребенок учит...

Тема недели: «Лето красное пропело…» Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе экологического воспитания в ДОУ.

Рекомендации родителям по проведению организованной образовательной деятельности в домашних условиях 20.09.2021 – 24.09.2021...