Опыт работы по обогащению словаря детей в процессе экологического воспитания
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Седельникова Галина Николаевна

В статье описан опыт работы по обогащению словаря детей в процессе экологического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sedelnikova_g.n._statya.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Седельникова Галина  Николаевна,

воспитатель высшей категории,

МАДОУ «Детский сад №370»,

г. Пермь

Опыт работы по обогащению словаря детей

в процессе экологического воспитания

В период от четырёх до пяти лет в психическом развитии ребёнка происходят существенные изменения, связанные с развитием познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), с достаточно высокой степенью овладения речью, накоплением определённого запаса представлений о мире. Благодаря этому ребёнок имеет возможность выйти за пределы непосредственно воспринимаемой действительности, мысленно перешагнуть через границу ближайшего окружения, увидеть и понять, что мир значительно шире, разнообразнее, чем ему казалось раньше.

Уровень психического развития детей к четырём годам открывает перед ними возможность овладеть качественно иным способом познания мира – умением принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Природа при формировании словаря выбрана нами не случайно. Именно природные объекты и явления вызывают у детей нескончаемый поток чувств и эмоций, которые помогают закрепить знания легко и надолго. Наша работа по обогащению речи детей построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет мы отдаём организации совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Для детей очень важным является также то, как организована предметная среда, которая их окружает. Поэтому совместно с родителями мы стараемся сделать эту среду доступной для их восприятия и понимания, чтобы она как можно полнее удовлетворяла их потребности. Используемые нами предметные дидактические игры («Чудесный мешочек», «Детки на ветке», «Вершки и корешки» и др.) уточняют, конкретизируют и обогащают представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектах природы. Различные словесные игры («Закончи предложения», «Слова-приятели» и др.) упрочивают у детей знания о свойствах и признаках предметов, развивают у детей внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

При помощи настольно-печатных игр («Зоолото», «Четыре времени года», «Ботаническое лото» и др.) мы уточняем, систематизируем и классифицируем знания детей о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы.

В группе нами также созданы условия для самостоятельного экспериментирования детей. В уголке-лаборатории под названием «Ручеёк» дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной. Наш «Ручеёк» ассоциируется с пытливой мыслью ребёнка, которая, как ручеёк, прокладывает путь в неизведанное.  Первые эксперименты проводились с водой: дети знакомились со свойствами воды. Жидкая, не имеет формы, принимает форму того предмета, в котором находится. Вода имеет температуру – бывает тёплой, горячей, холодной, прозрачной, не имеет вкуса, запаха. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет.

Уголок постепенно пополнился различными материалами: песком, глиной, почвой, палочками, камушками, разными по форме сосудами, воронками, подносами. Вместе с детьми были подготовлены карточки со схематическим изображением предлагаемых опытов. При экспериментировании дети не просто усваивают знания, которые даёт им взрослый, - они активно привносят в этот процесс собственный опыт.

При ознакомлении с природой мы также используем семантические поля с пиктограммами. Семантическое поле в нашем понимании – это комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова. Семантическое поле состоит из ядра, которое окружает периферия – концерны. Ядро должно быть самым объёмным и смысловым. Дети сначала учатся моделировать небольшое семантическое поле, связанное с определённой ситуацией, а затем постепенно его расширяют. В результате такой работы ребёнок легко актуализирует, припоминает и запоминает на одном занятии не 3 или 5 новых слов, а 15-20, а то и более.  При этом идёт систематизация значений слов глаголов, прилагательных, наречий, существительных более абстрактного значения, которыми так бедна речь детей.

Опыт нашей работы показал, что обогащение словаря при ознакомлении с природой необходимо и доступно детям в условиях вариативности. Наиболее успешно словарь у детей 4-5 лет формируется при комплексном использовании разных педагогических методов: наглядного, практического, словесного, - в их взаимодействии в условиях реализации деятельностного подхода как методологической основы. Развитие экологических представлений тесно взаимосвязано с эмоционально-нравственным развитием детей, что проявляется в их речи и поведении. При организации совместной деятельности педагога с детьми мы также создаём ситуации, побуждающие дошкольников к активному использованию словаря.

Для становления у детей лексических взаимосвязей особую значимость имеют специально направленные по содержанию дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные), а также использование семантических полей с пиктограммами. Это связано с тем, что словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста".

"Любовь к родному краю, родной культуре, ролной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родной с...

Опыт работы по обогащению словаря младших дошкольников средствами ТРИЗ-технологии

В помощь  воспитателям, какие использовать игры ТРИЗ-технологии для пополнения и обогащения словаря младших дошкольников....

Опыт работы на тему: «Игры как средство экологического воспитания»

Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинс...

Опыт работы воспитателя детского сада по теме «Экологическое воспитание дошкольников через изучение природы родного края».

  Сегодня экологическое образование официально признано одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных учреждений. Экологическое мировоззрение, экологичес...

Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста

Материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ. В данном материале логопед деляться своей работой на тему: "Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического вос...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста».

Хорошо известно, что главным средством развития ребёнка в дошкольном возрасте является родное слово, родная речь. Как отмечал великий русский педагог К.Д. Ушинский: « Не условным звукам только у...