Мастер – класс на тему: «Развитие речи детей и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Косягина Татьяна Николаевна

повышение профессионального мастерства педагогов в речевом развитии детей дошкольного возраста, в процессе нравственно - патриотического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад №123 « Гармония» комбинированного вида г. Орска»

Мастер – класс на тему:

 «Развитие речи детей

и обогащение словаря  в процессе нравственно-патриотического воспитания»

                                       Подготовил воспитатель

Высшей квалификационной категории:

                                                Косягина Татьяна Николаевна

2024

Мастер – класс на тему: «Развитие речи детей и обогащение словаря  в процессе нравственно-патриотического воспитания»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в речевом развитии детей дошкольного возраста, в процессе нравственно - патриотического воспитания.

Задачи: 

  • познакомить педагогов с использованием различных приёмов в развитии речи дошкольника;
  • активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
  • повысить интерес педагогов к данной проблеме

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи

начинается с малого – любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит

в любовь к Родной стране, к её истории.

Прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д.С. Лихачов.

      У каждого из нас при слове Родина возникают вполне конкретные образы. Для кого-то Родина - это дом родителей, построенный своими руками, для кого-то - это запах парного молока и вкус свежеиспечённого хлеба. Родина - это то место, куда хочется возвращаться снова и снова.

      Мы не случайно говорим о Родине. Сегодня среди наиболее острых вопросов патриотического воспитания стоит вопрос формирования у дошкольников ценностного отношения к Родине. Перед всеми нами стоит задача увлекательно и эффективно проводить работу по данному направлению. В основе этого лежит развитие нравственных чувств, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук.

       Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Нравственно - патриотическое воспитание – это приобретённый фактор, который закладывается педагогом. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено «биологически», это естественный процесс.

       Проблема речевого развития дошкольника на сегодня очевидна: количество воспитанников дошкольных учреждений с различными речевыми нарушениями возрастает, чаще всего встречаются комплексные нарушения, требующие длительной работы с детьми.

      Причин этому много. Это и разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, вытеснение содержательных живых способов общения (разговор, беседа, рассказывание) просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей.

       Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка со взрослыми, способствует проявлению различных отклонений. А ведь уже давно доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

      Именно поэтому в своей работе по развитию речи и обогащению словаря в процессе нравственно – патриотического воспитания, как один из основных был выбран метод проектной деятельности, который является совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения и совместной деятельности, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

      Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность по определенному плану в любом направлении содержания образования.

       Исходя из этого, считаю наиболее эффективными следующие виды деятельности в  работе с детьми:

  • Совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов (разучивание стихов, песен, частушек и т.д.);
  • Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми (занятия, беседы, экскурсии, целевые прогулки, развлечения);
  • В самостоятельной деятельности детей (дидактические игры, сюжетно-ролевые, настольно-печатные);
  • В совместной деятельности с семьей (родительские собрания, консультации, выставки, конкурсы). 

      Во вех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний и понимания нравственности и патриотизма. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи, что составляет базу готовности детей к школе.

За время работы были реализованы следующие проекты.

Проект «Крепкая семья – крепкая Россия». 

Цель проекта: расширять представления детей о своей семье, родословной; установить контакт с родителями для согласования воспитательных мер во взаимодействии с детьми.

Задачи: сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботится о близких, вызвать чувство гордости за свою семью; активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье; раскрыть понятия: «род», «родители», «семья»; расширить словарный запас (род, родословная, генеалогическое древо.

      Для реализации данного проекта была проделана следующая работ по развитию речи:

  • Проведены беседы «Как мы отдыхаем всей семьей», «Мои друзья»;
  • Занятия «Традиции нашей семьи», «Я и моя семья»;
  • Рассматривание фото с изображением членов семьи и их занятий;
  • Чтение художественной литературы: А. Яковлев «Мама», К. Ушинский «Петушок с семьёй»;
  • Разучивание загадок и стихотворений о семье;
  • Игровые ситуации «Мамины помощники», «Строим дом на даче», «Большая стирка»;
  • Дидактические игры «Назови ласково», «Собери картинку», «Кто что делает?»;
  • Пальчиковые игры «Ладушки», «Моя семья», «Дом»;
  • Организация совместной работы родителей и детей, изготовление творческих работ на теме «Мое генеалогическое древо», «Герб». Целью этой работы было закрепить представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, закрепить умение называть свою фамилию, имя, отчество и членов семьи;
  • Собрана картотека стихов и тактильных чистоговорок;
  • Была организованна выставка коллажей «Самый счастливый день моей семьи», по которым дети составляли рассказ. Часть из них представлены на выставке.

  Проект «Вместе  дружная  семья  детский сад,  родители  и я»

 Цель проекта: Формирование духовно- нравственного отношения к малой Родине: своей семье, детскому саду.

Задачи: продолжить учить детей составлять предложения; пересказывать рассказ, систематизировать знания о детском саде; активизировать словарь по данной теме.

      В рамках проекта была проделана следующая работа:

  • Проведены беседы: «Наш веселый детский сад», «Кто работает в детском саду»;
  • Организованны экскурсии по детскому саду на прачку, на кухню, в кабинет медсестры, где детям рассказали, какое имеется оборудование и для чего оно необходимо;
  • Чтение стихов о детском саде;
  • Разучивание чистоговорок про детский сад.

      Проект «Мой любимый город Орск».

 Цель проекта: Дать детям знания о родном городе. Развивать чувство гордости, желание сохранить его чистым и красивым.

Задачи проекта: Расширять представления детей о родном городе, познакомить с некоторыми его достопримечательностями; учить отвечать на вопросы полными предложениями, подбирать слова-признаки; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь детей, учить детей рассказывать, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику.

      Для реализации проекта была организована следующая работа:

  • Разработаны и проведены конспекты занятий: «Мой любимый город Орск», «Мой город – моя малая Родина»; «Оренбургский пуховый платок»;
  • Беседы на темы «Дом, в котором я живу», «Любимый мой двор», «Улицы города» по своему содержанию помогали воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию;
  • Чтение художественной литературы об улицах Орска, о самом городе Орске;
  • Настольно печатные игры «Путешествие по городу»;
  •  Лэпбук «Мой город», в котором собраны достопримечательности города Орска с их описанием, стихи про город Орск; загадки про город.

      Проект «День народного единства»

Цель: Познакомить детей с национальными праздниками.

       Была проделана следующая работа по развитию речи:

  • Беседы: «Я люблю тебя, Россия», «Из прошлого нашей Родины», «Известные люди России», «Что означает — народное единство?»;
  • Ситуативные разговоры по темам: «Почему Москву называют сердцем России?», «Кто управляет страной?», «Если бы я стал президентом?», «Человек без родного дома», «Если все начнут ссориться»;
  • Составление рассказа на тему «Моя Россия»;
  • Разучивание поговорок и пословиц;
  • Прослушивание песен о Москве;
  • закрепление полученных знаний в дидактических играх (Круги Луллия «Народы России»: расширение словаря, развитие навыков связной речи (составление распространенных предложений, рассказов о народах России), характеристика их символики;
  • Сюжетно-ролевые игры «Главный город Земли», «Дружная семья».

Принимали участие в проекте детского сада «Куклы в костюмах народов России».

     Цель данного мероприятия: сформировать представления детей о русском народном костюме, дополнить знания о его элементах и деталях; расширять кругозор, развивать любознательность; формировать образную речь; обогащать словарь.

     В рамках этого проекта наши ребята совместно с родителями сшили для кукол белорусский костюм, чувашский.      

      Детей познакомили с народами, которые проживают на территории РФ и с их национальными костюмами, традициями и обычаями. Познакомили с играми казахскими, башкирскими, грузинскими. В детском саду была организована выставка «Во всех ты, душечка, нарядах хороша!». Ребята разучивали стихи, учились описывать костюмы других народов, узнавать их по узорам.

     Проект  «Этот славный день победы» 

      Цель проекта: расширить знания детей о ВОВ; сформировать у детей чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

      Задачи проекта: создать условия для ознакомления детей с Великой отечественной войной, через различные виды деятельности детей; познакомить дошкольников с историческими фактами военных лет; активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путём уточнения понятий: Россия, Отечество; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, народная, героическая война; пехота, танкисты, лётчики; фашизм; генералы, маршалы, военачальники; воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них.

        Реализована следующая работа в рамках этого проекта:

  • Выставка книг на военную тематику, собраны макеты военной техники;

подготовили презентацию «Города- герои»;

  • Прослушали   и разучивали гимн России музыка А. Александрова, слова С. Михалкова «Россия — священная наша держава»;  
  • Провели беседы – о Родине, об армии, о защитниках Отечества;
  • Рассматривали иллюстраций «Военные сражения», «Боевые машины», «Обмундирование»;
  • Читали рассказы, повести и стихи о героях венных лет;
  • Собраны картотека стихов и чистоговорок;
  • Принимали участие в региональном конкурсе «Читают  дети о Победе!»

       Реализуя каждый проект, работа проводится, таким образом, что у детей развиваем речь и обогащаем словарь дошкольника, т. к. каждый проект содержит как специально организованные занятия по нравственно-патриотическому воспитанию, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, составление описательного рассказа, дидактические игры и решение грамматических задач. Это необходимо, чтобы реализовать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их рассуждать.             Расширились знания о семье, об окружающем мире и  родном городе, стране, обогатился словарный запас они стали более эмоционально отзывчивыми и любознательными. У наших воспитанников сформировались патриотические чувства, повысилась самооценка. Наши дети принимают активное участие в конкурсах чтецов. Всероссийский флэшмоб «Символы России».

      Развитие речевой активности может проходить во всех режимных моментах, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду.  Во время утреннего круга, который способствует повышению эмоционального фона, улучшению психологического климата в группе, помогает устанавливать положительные взаимоотношения между детьми. Во время динамических пауз можно проводить пальчиковые игры о семье, о родине.

      Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, можно поиграть в народные игры, такие как казахская игра «Тюбетейка», башкирская игра «Голуби», грузинская игра «Конное поло»,  которые способствуют развитию речевых навыков, расширению словарного запаса детей,  умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.

      Проделанная работа повысила и у родителей интерес к совместной  деятельности, направленной на  развитие речи и обогащение словаря в процессе нравственно – патриотического воспитания. Для родителей были подготовлены консультации: «Зачем изучать геральдику в детском саду», «Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство с семьёй». Проведены акции: «Составь родословное древо», «Придумай герб своей семьи». В нашей группе прошло родительское собрание на тему: «Семейные традиции»,  «Как рассказать ребенку о войне».

     Таким образом: работая по нравственно-патриотическому воспитанию мы решаем  речевые задачи: работая над обогащением словарного запаса, велись одновременно и работы по совершенствованию звукопроизношения и формированию грамматического строя речи. В речи детей появилось много новых слов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, мы обогащали его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.

Практическая часть с детьми

      А теперь я хочу пригласить детей

Вход детей

Приветствие:  Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое.

Здравствуй легкий ветерок,

Здравствуй маленький дубок

Мы живем в родном краю все я вас приветствую!

       Ребята я хочу с вами сегодня поговорить про нашу Родину, а за каждое выполненное задание в будете получать по лепестку, а зачем они нам нужны и что мы с ними будем делать я скажу потом, договорились? Но сначала я хочу  прочитать одно очень красивое стихотворение, послушайте его внимательно.

«Что такое Родина?»-

Маму я спросила.

Улыбнулась мама, повела рукой:

«Это наша Родина,

Милая Россия.

Нет другой на свете

Родины такой.

Про что говорится в этом стихотворении?

Дети, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на земле.

Вы уже знаете, как называется наша страна?  

У нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия.

Давайте повторим его вместе – РОССИЯ

        А чтобы узнать какая она, наша Россия, предлагаю вам поиграть в игру «Возьми сердечко и скажи словечко». Вам нужно  по очереди взять сердечко и сказать почему я люблю свою Россию, я начинаю первая.

- Я люблю Россию, потому что она красивая

Ответы детей (Я люблю Россию, потому что она сильная, могучая, богатая, большая, мужественная, гордая)

- Ребята все это сейчас с вами мы сказали про нашу РОДИНУ. Посмотрите внимательно на сердечки, которые у вас в руках, что на них есть буквы, как вы думаете зачем они нам

Собираем слово Р  О  Д  И  Н  А

Воспитатель: Молодцы! Какие вы смышлёные! Вы заработали первый лепесток, предлагаю повесить его на доску

Ребята скажите, а какие государственные символы вы знаете

- Ответы детей.

Появляются на экране символы.

        У каждой страны есть свои государственные символы, которые отличают ее от других стран. Государственные символы России — это:

Флаг. Состоит из трёх цветов: белого, синего, красного. Белый цвет на флаге России означает мир, синий — веру и надежду, воду и небо, красный — победу добра над злом.

Герб. На гербе России изображён двуглавый орел — символ мощи и могущества страны. Всадник — святой Георгий Победоносец, пронзающий своим копьём змея, символизирует вечную победу добра над злом.

Гимн. Это торжественная песня о стране, о том, как мы её любим. Гимн всегда звучит на торжественных мероприятиях и различных соревнованиях. Гимн слушают стоя

Воспитатель: Это мы с вами назвали государственные символы России, по другому их еще называют официальные,  а есть неофициальные символы. Назовите их.

Ребята посмотрите, а у вас на значках какие символы изображены. Сейчас я вам предлагаю поделиться парами у кого какой символ и пройти за тот стол, где стоит ваш символ.

А теперь внимательно послушайте следующее задание. Вам нужно будет построить предложение про свой символ при помощи кубиков.

Например (Синяя матрешка стоит на полке)

(Каждый стол читает свое предложение, затем меняются и читают, какое предложение получилось у соседа)

Какое сложное задание вы выполнили, я думаю что каждая команда заработала по одному лепестку.

Физминутка: После такого сложного задания, можно и отдохнуть.

В нашей стране горы высокие – вот такие,

В нашей стране реки глубокие – вот такие,

В нашей  стране степи широкие – вот такие,

В наше стране леса большие – вот такие,

А мы свами ребята классные – вот такие!

Вы так здорово поиграли, что заработали еще один лепесток.

       Мы с вами сегодня вспомнили, какие символы бывают, составили предложения про символы, а сейчас я вам предлагаю еще одно очень сложное задание.

       Нужно прочитать стихотворение про Медведя по таблице, для этого встаем по порядку и каждый по очереди читает, свою строчку, а последнюю прочитаем все вместе, только слушайте друг друга внимательно. Мы с вами прочитали слева на право, а теперь наоборот давайте справа налево.

     И с этим заданием вы справились, даю вам последний лепесток. А теперь давайте подойдем к доске и посмотрим,  что же у нас получилось. А что нам не хватает, для того чтобы получилась ромашка. Я думаю, что могу вам помочь, у меня есть еще одна деталь,  может быть она нам пригодится.

     Что же у нас получилось? Ромашка. Ребята, а вы знаете есть такой государственный праздник, который отмечают 8 июля называется он «День семьи, любви и верности» и ромашка является символом этого праздника. Ромашка – символ семьи, любви, верности, милой простоты и нежности. Белый цвет – как символ чистоты. Желтая серединка – тепло домашнего очага, объединяющее лепестки в  одну крепкую и дружную семью.

     Вы сегодня у меня молодцы, заработали по медали. А теперь пришла пора нам с вами прощаться, построились и друг за другом идем в группу

       Практическая часть с педагогами

      Сейчас вы посмотрели фрагмент занятия, на котором мы поиграли в игру «Возьми сердечко и скажи словечко» Цель данной игры: Активизировать в речи детей употребление прилагательных, учить отвечать на вопросы полным предложением.

        Следующее задание «Составь слово».  Цель: Приучать слышать звуки в слове, развивать фонетическую память, развивать умение составлять из букв слова.

Дальше мы с детьми, коротко поговорили о символах России. Вспомнили о том что символы бывают государственные и неофициальные.

       Игра «Фразовый конструктор» — это пособие, которое помогает детям не только повторять фразы, произнесённые педагогом или другими детьми, но и конструировать предложения самостоятельно или по образцу педагога. Задачи, которые решает фразовый конструктор: развитие понимания обращённой речи; формирование фразы, состоящей из названия предмета или простого действия; формирование предложений (предмет + действие+ признак, умение правильно подобрать предлог); актуализация накопленного пассивного и активного словаря.

      Мнемотаблица использовались в работе в качестве дидактического материала по развитию связной речи детей с целью запоминания стихотворения.

       А сейчас я хотела бы поиграть с вами, уважаемые педагоги.

       1.  «Кубик Блума» И первое пособие, на котором я хотела бы остановиться это  «Кубик Блума» мы используем его во время бесед на закрепление лексической темы. Он включает в себя 6 блоков: Назови, почему, объясни, придумай, поделись.

       Приглашаю выйти 5 человек, у которых на буклетах нарисован символ Береза. И мы с вами при помощи кубика проведем беседу на тему «Моя Россия». Крутим кубик выбираем ту сторону, про которую еще не говорили  и рассказываем о том, что нам выпало.

      Спасибо большое проходите на свои места. Вот так в игровой форме во время беседы мы решаем следующие задачи: развитие речи, мышления, внимания, памяти; учить детей выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; способствовать развитию словарного запаса и связной речи.

     

        2. Тактильные чистоговорки «Мой город» На протяжение всей своей работы по данной теме, мною была собрана картотека тактильных чистоговорок по лексическим темам: «День защитника Отечества», «Мамин праздник», «Профессии в детском саду», «Семья», «Улица. Город». Комплекс направлен на лучшее запоминание и автоматизацию изучаемых звуков. На начальном этапе ребёнок проговаривает только слоги, используя тактильную стимуляцию. Например, хлопки ладонями по воде или резкие сжимания кулачков в воде. Затем взрослый начинает чистоговорку, а ребёнок договаривает слоги, чтобы получилась рифма. Я вам сейчас предлагаю проговорить чистоговорки используя клавесы по теме «Город»

     Приглашаю выйти 3 человека у кого на буклете изображен символ «Матрешка»

      3.  «Черный конверт». Или по другому игра «Крокодил». Главное отличие этой  игры от оригинала заключается в том, что дети не показывают слова жестами, а объясняют изображения на карточках вербально, давая подсказки остальным участникам, что в свою очередь стимулирует речевую активность. Цель игры: развитие речевых навыков и мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста. Задачи игры: развивать монологически связанную речь; активизировать словарный запас; совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей; развивать словесно-логическое мышление; сформировать умение приходить от частного к общему и делать умозаключение; воспитать умение слушать и слышать друг друга; создать благоприятный эмоциональный фон в группе и снять психоэмоциональное напряжение детей.

      У меняя в конвертах, лежат символы Росси, я сейчас приглашаю к себе 3 участника у которых изображен на буклете символ Медведь и вы должны объяснить тот символ, который лежит у вас в конверте, не называя его. (Самовар, Неваляшка, Памятник «Старогородскому пирожку»).

    А теперь ко мне выходят те, кто отгадал наши символы. И вам нужно вместе составить рассказ под названием «Однажды в России…» Каждый участник придумывает по своему символу 2-3 предложения, но так чтобы в итоге у вас получился связный рассказ.

     

       Таким образом, развитие речи детей и обогащение словаря  в процессе нравственно – патриотического воспитания происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой и художественной деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний и понимания нравственности и патриотизма. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.

       Наша работа по нравственно – патриотическому воспитанию ведется в разных направлениях, в нашей группе такое большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, так как мы входим в сообщество «Три цвета Родины».

        Каждый учебный год мы начинаем  с того что принимаем в патриоты вновь прибывших детей, вручаем им галстуки, значок и удостоверение.

        На протяжении всего года мы участвуем в различных акциях, мероприятиях: Конкурс «Мой город отмечает праздник свой!», «День государственного флага России», в областном флэшмобе «Гордо реет флаг России», фотоакция «Папа может все что угодно», проводилась «Квест игра. Моя многонациональная Россия», конкурс «Открытка для мамы», «Символ года 2024», принимали активное участие во всероссийской акции «Блокадный хлеб» в рамках которой проводились:  беседы с использованием презентации на тему «Блокада Ленинграда» , где детям рассказали, об историческом прошлом с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ; оформлены тематические стенды в группах «Блокадный Ленинград»;  раздача участникам акции талонов на получение хлеба; прослушивание музыкальных произведений; разучивание стихотворений. написание писем из будущего «Письмо в блокадный Ленинград»; изготовление открытки для акции «Блокадная ласточка»; играли в подвижные игры: «Переправа», «Разведка»; в детском саду организовали «Пункт выдачи хлеба», где ребята получили по талонам суточную норму хлеба 125 гр. Уже два года подряд участвуем во всероссийской акции «Случайный вальс».

        В этом году на базе нашего детского сада проводилась социально – патриотическая акция «Герои России!», посвященная дню памяти о россиянах, исполнивших служебный долг за пределами Отечества. В рамках этой акции прошли следующие мероприятия: еседы с детьми старшего и подготовительного возраста «Души опаленные Афганистаном»; консультации для родителей, папки – передвижки «15 февраля – День памяти о Россиянах, исполнивших служебный долг за пределами Отечества»; выставка творческих работ в группах «Афганистан глазами детей»; всю неделю с детьми играли в подвижные игры: «Мы растём смелыми!», «Самолёты», «Оденься по сигналу», «Переправа через болото» и т.д.; разучивание стихотворений на тему: «Слава Армии родной!»; организация фотовыставки «Герои России! Мы гордимся, Вами!»

       

          Таким образом, развитие речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания, успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, города, страны, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими. Воспитание патриотизма пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой и большой Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним.

Рефлексия «Всё в наших руках»

        «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».   А.С. Макаренко

      Подходит к концу наша встреча, и я предлагаю вам оценить работу, проделанную на мастер - классе и выбрать, как поступить с полученной информацией.

Чемодан - все пригодится

Мясорубка - переработаю информации.

Корзина - выброшу в корзину.

      

Список используемой литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005
  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
  3. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
  4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.
  5. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
  6. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  8. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
  9. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
  10. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
  11.  «Патриотическое воспитание дошкольников» -2007 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар педагогических работников "Билингвальное образование дошкольников как одно из условий реализации ФГОС д/о Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Знакомство с инновационными формами работы над рассказом»

Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспек...

Мастер-класс по теме: «Развитие связной речи через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Связная речь - это один из показателей развития ребенка. Как правильно составить занятие по формированию связной речи? С чего начать? Ответы на эти вопросы вы получите познакомившись с моим мастер-кла...

мастер класс по теме "развитие связной речи у дошкольников с применением мнемотаблиц"

краткое введение в работу по технике мнемотаблиц и пример их применение с детьми...

Конспект родительского собрания в форме семинара- мастер- класса на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста».

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.Задачи:• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;• актуализация...

Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники»

Мастер-класс для педагогов и членов творческой группы по развитию связной речи у детей с использованием мнемотехники....

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста».

Хорошо известно, что главным средством развития ребёнка в дошкольном возрасте является родное слово, родная речь. Как отмечал великий русский педагог К.Д. Ушинский: « Не условным звукам только у...

Мастер – класс по теме: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.

Мастер – класс  по теме: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....