Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста».
материал (старшая группа)

Черкасова Надежда Борисовна

Хорошо известно, что главным средством развития ребёнка в дошкольном возрасте является родное слово, родная речь. Как отмечал великий русский педагог К.Д. Ушинский: « Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык. Он усваивает бесконечное множество понятий, множество мыслей, чувств, художественных образов…Осваивая родной язык ребёнок осваивает духовный опыт предшествующих поколений».

Многие дошкольники испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками речевой деятельности. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в развитии речи детей.

К жизни нашей страны дошкольника приобщает всё: рассказы родителей о своем труде, обсуждение с детьми произошедших в стране событий (космический полет, чемпионат мира по хоккею или футболу и т. д.); участие в общенародных праздниках и гуляниях; посещение парка культуры, музеев или стадионов и др.

Вам хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, поселка или города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherkasova_n.b._opyt_raboty.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме:

«Развитие связной  речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания

детей старшего возраста».

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи

начинается с малого – любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит

в любовь к Родной стране, к её истории.

Прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д.С. Лихачёв.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизма "от ума" не бывает, он бывает только "от сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с геральдикой происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается связная речь и обогащается словарь.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Прежде чем ребёнок начнёт воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию детей мы реализуем в течение трёх лет, начиная со средней группы, по следующим мини-проектам:

«Здравствуй, это Я!»;

«Вместе дружная семья» (семья и детский сад);

«Моя малая Родина» (город, микрорайон) и

«Широка страна моя родная».

Реализуя каждый мини-проект, мы развиваем связную речь и обогащаем словарь дошкольника, так как каждый проект содержит как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, составление описательного рассказа, дидактические игры и решение грамматических задач.

Рассмотрим, как развивается речь детей на конкретной теме: «Геральдика». Психологические особенности детей пятого-шестого года  жизни, их любознательность, интерес к познанию окружающего мира обуславливают возможность ознакомления с государственным гербом и флагом нашей страны.

Многие современные вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом и гербом страны, мелодией гимна. Приведём примеры этих задач:

  1. Познакомить с изображением Государственного флага РФ (цветовое решение, расположение полос).
  2. Формировать представление о значении Государственного флага.
  3. Воспитывать уважительное отношение к нему, любовь к Родине, гордость за неё.
  4. Углубить представление детей о России как государстве, в котором они живут (столица, президент).
  5. Способствовать развитию грамматического строя речи, связной речи.
  6. Обогащать словарный запас, расширять кругозор.
  7. Поддерживать познавательный интерес к истории страны.

Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с государственными символами, следует выявить имеющиеся у дошкольников представления о гербе и флаге России. Можно показать изображения герба и флага нашей Родины, спросить, что это, зачем нужен герб, флаг. Для этого не нужно проводить специального занятия. В процессе свободной детской деятельности, на прогулке можно задать вопросы и определить уровень знаний своих воспитанников.

В качестве примерных вопросов для беседы с детьми, предлагаю использовать следующие:

·  Что это? (Герб России, флаг России).

·  Назови цвета флага нашей страны. (Белый, синий, красный).

·  Что означают цвета Российского флага? (Добро и красоту; белый цвет – снег, облака, синий – небо, реки и моря, красный – огонь).

·  Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел, всадник, побеждающий змея).

·  Что означает изображение двуглавого орла? (Солнце).

·  Что означает изображение всадника? (Победу добра над злом).

·  Где можно увидеть изображение герба России? (На монетах, документах).

·  Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флага на автомобилях и самолетах? (Чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов других стран).

·  Зачем стране нужны герб и флаг? (Объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).

Знакомя с историей происхождения Российского герба и флага, нужно помнить о ребенке, о его психологических особенностях, познавательном, эмоциональном развитии.

Принципиально важным для ознакомления детей дошкольного возраста с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Для ребенка в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке или какой-либо другой деятельности. Представления о символическом значении изображении на гербе, цветов герба и флага более эффективно формируются у дошкольников в процессе практической, творческой деятельности. Например, знания и впечатления, полученные на занятии, посвященному образу солнца в русском фольклоре, отразились в детских рисунках на следующие темы: «Солнышко», «Сказочная Жар-птица», «Дымковский петушок». Проведены мероприятия согласно тематических планов по нравственно-патриотическому воспитанию.

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы

Тема

Содержание занятия

по развитию речи

Связь с другими видами деятельности

Сроки выполнения

1

2

3

4

«Моя семья»

Работа над понятием «Родня» (чтение «Домовенок Кузя» стихотворения Я. Акима «Моя родня»)

Заучивание стихов о сестренке, братишке.

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения»

Рисование на тему «Моя семья».

Беседы на тему «Где мы отдыхали летом» Обсуждение ситуаций из семейной жизни семьи.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Сентябрь

«Мой любимый детский садик»

Беседа о важности труда всех людей, работающих в д/ с.

Изготовление поделок из природного материала в подарок детям мл. группы.

Пение песен и чтение стихов о д/с.

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Труд по уборке листьев на участке детского сада.

Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»

Октябрь

«Мой район и город, в котором я живу»

Экскурсия по району и городу на «автобусе» (по фотографиям).

Игра «Магазин сувениров» («продажа» сувениров Гжельских, Хохломских мастеров.

Прослушивание песен о Ейске.

Экскурсия по району и городу.

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.

Изготовление альбома «Природа моего края».

Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и д/с).

Ноябрь

«Я и мое имя»

Для чего человеку имя? (беседа).

«Полное и «неполное» имя (игра).

Этюд «Назови ласково».

Изготовление именинных карточек.

Рисование на тему «Мой лучший друг».

Развлечение «Друг в беде не бросит».

Декабрь

1-2 недели

«Новый год у ворот»

Загадки о зиме.

Беседа о встрече Нового года в других странах.

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

Составление письма Деду Морозу.

Рисование на тему «Новогоднее представление».

Аппликация «Елка».

Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).

Акция «Покорми птиц».

Декабрь

3-4 недели

«Наша Родина – Россия»

Рассматривание репродукций с картин о родной природе.

Чтение стихотворения

М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Объяснение значения пословиц о Родине.

Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Рисование на тему «Моя Родина».

Пение русских народных частушек, песен, колядок.

Рождественское развлечение.

Народные игры.

Январь

«Москва – главный город нашей Родины»

Сюжетно-ролевая игра «Пароход по Москве-реке».

«Экскурсия по Красной площади» (по иллюстрациям).

«Экскурсия по Кремлю» (по иллюстрациям).

«Прогулка по Москве» (видеофильм под песни о Москве).

Оформление стенда «Москва – столица нашей Родины». (вместе с родителями).

Конструирование Московского Кремля.

Чтение стихов о Москве.

Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).

Февраль

1-2 недели

«Наши защитники»

Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.

Просмотр видеофильма «Защитники Отечества».

Пение песен об армии.

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Рассказы пап о службе в армии.

Февраль

3-4 недели

«Очень я люблю маму милую мою»

Беседа о мамах.

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».

Пение песен о маме, чтение стихов.

Рисование портрета «Моя мама».

Изготовление подарка маме.

Семейные посиделки «Вместе с мамой».

Март

«Наши космонавты»

Рассказ воспитателя о космонавтах (просмотр видеофильма).

Беседа о том, что в космосе летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

Игра «Космонавты».

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты».

Рисование на данную тему.

Конструирование космического корабля.

Апрель

«Этот День Победы»

Встрече с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Слушание и пение фронтовых песен.

Игры (соревновательного характера).

Экскурсия к Вечному огню.

Изготовление праздничных открыток.

Высаживание цветов на клумбы д/с.

Оформление стенда.

Май

«Мой край родной – Мичуринск»

Семейная экскурсия по городу.

Июнь-

август

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы

Тема

Содержание занятия

по развитию речи

Связь с другими

видами деятельности

Сроки выполнения

1

2

3

4

«Моя семья»

Разгадывание ребуса «7 Я».

Работа над понятием «семья».

Обсуждение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение»

Рисование дома для семьи.

Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.

Лепка и рисование домашней утвари для игры в «Семью».

Изготовление панно «Моя семья» (Я – в середине, а по лучам – члены семьи).

Сентябрь

«Я люблю свой д/с и район где я живу»

Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.

Рассказы заранее подготовленных детей об исторических местах города и его знаменитых людях (в честь которых названы улицы).

Рассматривание улиц.

Пометка на карте города интересных объектов, д/с.

Экскурсия по району.

Составление схемы «Я иду в свой детский сад».

Встреча с лучшими людьми города (бабушками и дедушками).

Семейный праздник «Моя родословная»

Октябрь

1-2 недели

«Город Ейск»

Рассказ воспитателя о городе Мичуринске (месторасположение, особенности, прошлое).

О знаменитых людях, в честь которых названы улицы.

Экскурсия по городу.

Изготовление панно из природного материала «Герб Ейска».

Рисование на тему «Мой город»

Октябрь

3-4 недели

«Законы, по которым мы живем»

Беседа о Конституции.

Чтение отрывка из сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Д. Родари «Приключения Чиполлино»

(беседа о справедливости сказочного государства)

Выставка поделок «Руками детей и их родителей».

Ноябрь

«По карте г. Ейска»

Беседа о праздниках.

Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.

Беседа о Мичуринских символах.

Рассказ о Мичуринских обычаях.

Показ вертепа со сценами рождения Христа.

Зимние постройки из снега для малышей.

Акция «Поможем птицам зимой»

Декабрь

«Наша родина – Россия»

Экскурсия по выставке рисунков «Моя Родина».

Беседа о березке – символе России.

Стихи и песни о березке.

Народные игры.

Рисование на тему «Моя Родина».

Беседа о народных приметах.

Беседа о народных промыслах.

Январь

1-2 недели

«Живем в России»

Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.

Работа над понятием «гражданин».

Слушание песен о Родине.

Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.

Составление рассказов о будущем Родины.

Семейные национальные праздники.

Январь

3-4 недели

«Москва – столица нашей Родины»

Рассматривание макета города Москвы.

Рассказ об основании Москвы.

Обсуждение стихотворения Ф. Глинки «Москва».

Слушание песен о Москве.

Рассказы детей из личного (кто побывал в Москве).

Конструирование и аппликация «Башни Московского Кремля».

Февраль

1-2 недели

«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества)

Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова.

Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.

Беседе о характере богатырей Руси и о защитниках Родины.

Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.)

Просмотр фильмов «Защитники Отечества».

Изготовление подарков папам и дедушкам.

Спортивные развлечения «Вместе с папой».

Февраль

3-4 недели

«Моя мама»

Мама самое прекрасное слово на земле (обсуждение).

Рассматривание репродукций с картины («Мать и дитя»).

Рассказы детей о своих мамах.

Чтение стихов и пение песен о маме.

Викторина «Что ты знаешь о своих родителях».

Оформление семейных уголков.

Изготовление подарков для мам.

Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.

Март

«Наши космонавты»

Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма).

Пословицы и поговорки о космонавтах.

Спортивное развлечение «Мы – космонавты».

Конструирование космического корабля.

Апрель

1-2 недели

«Наше государство – Российская Федерация»

Беседа о государстве – «Российская Федерация». Знакомство с различными городами России.

Знакомство с флагом, гербом и гимном России.

Прослушивание гимна.

Разукрашивание в альбомах Российского флага.

Оформление на карте РФ мест, где были дети.

Апрель

3-4 недели

«Этот День Победы»

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны.

Просмотр видеофильма.

Экскурсия к Вечному огню.

Изготовление праздничных открыток.

Высаживание цветов на клумбы д/с.

Оформление стенда.

Май

«Мичуринск раньше и теперь»

Семейная экскурсия по городу с экскурсоводом.

Июнь-Август

Для обогащения и активизации словарного запаса проводились дидактические игры: «Составь герб детского сада», «Разрезная картинка», «Ошибка художника» (дорисовать недостающую деталь в гербе), «Собери флаг».

Проводя диагностику в подготовительной группе в конце года достаточно иметь качественные изображения герба и флага России, запись государственного гимна. В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображения государственных символов. Приведём пример знаний и представлений о гербе и флаге России, которые могут быть сформированы у детей подготовительной группы.

 

Знания
и представления 

Характеристика
уровней знаний и представлений 

минимальный 

базовый 

максимальный 

Знать и называть
государственные символы: «флаг России», «Герб России», «Гимн России». Знать,
что цвета герба и флага, изображения на гербе означают добро и красоту. Иметь
представление о назначении 
государственного герба и государственного флага. Иметь представления о
правилах поведения при прослушивании государственного гимна. 

Называет флаг, герб и гимн
России. 

Называет флаг, герб и гимн
России. Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означает добро и
красоту, орел – солнце, всадник – победу добра над злом, цвета Российского
флага определяет как цвета природы (снег, небо и т.д).  Имеет представление, что флаг и герб нужны
стране, чтобы объединять людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают
на зданиях флаги России, а на монетах изображают герб. Знает, когда
исполняется гимн, как нужно при этом себя вести. 

Называет флаг, герб и гимн
России. Имеет представление о символическом значении изображений на гербе,
цветов герба и флага. Двуглавый орел означает единство и независимость
страны; всадник – победу добра над злом, белый цвет – чистоту, мир; синий –
верность, правду; красный – отвагу, красоту, любовь. Знает о том, что
государственные символы объединяют людей и служат отличительными знаками.
Определяет музыку гимна России как величественную и торжественную. Знает,
когда исполняется гимн, как нужно при этом себя вести. 

По результатам проведённой диагностики мы увидели, что у детей значительно повысился уровень речевых умений: дети научились давать анализ пословиц. Так о пословице «Труд кормит, а лень портит» Ребята говорят: «Тот, кто работает, тот трудится, его уважают»; «Лень портит человека»; «Кто не хочет трудиться, тот будет жить не честно» и т.д. Могут составлять небольшие рассказы по пословицам. С интересом рассказывают о своей семье, стараясь сказать как можно больше и интереснее, чаще используют в своей речи сложные предложения, стараясь строить их в грамматически правильной форме. На предложение рассказать стих, который знают, рассказывают про герб (мы разучили 3 стихотворения и они их все помнят, хотя другие выученные стихи, начинают говорить после подсказки). Повысился интерес к устному народному творчеству, к былинам и чтению стихов и произведений о Родине, о солдатах, о героях войны.

Между тем наш опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. Проведены для родителей, и совместно с родителями.

  1. Консультации: «Зачем изучать геральдику в детском саду», «Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство с семьёй».
  2. Акции: «Составь родословное древо», «Придумай герб своей семьи».
  3. Приглашение на тематическое занятие «Герб семьи».
  4. Совместный досуг с детьми «Знатоки геральдики».

Таким образом: работая по нравственно-патриотическому воспитанию мы решали и речевые задачи: работая  над обогащением словарного запаса велись одновременно и работы по совершенствованию звукопроизношения и формированию грамматического строя речи. В речи детей появилось много новых слов, таких как: государственный гимн, флаг, символы, государство, могущество, геральдический щит, двуглавый орёл, скипетр, держава, патриот, столица, президент, семья, родственники близкие и дальние, родовое поместье, гены, гениалогическое древо и другие. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.

Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, мы обогащали его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.

Процесс знакомства с геральдикой, семьёй, родным краем во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать изучаемый предмет и явление со всех сторон.

Вывод: развитие речи в процессе ознакомления с геральдикой, семьёй, родным краем, происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой и художественной деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний и понимания нравственности и патриотизма. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....

Обобщение опыта работы по теме "Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений"

Представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста: цели, задачи, этапы деятельности; формы работы с детьми, родителями....

Опыт работы "Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста".

"Любовь к родному краю, родной культуре, ролной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родной с...

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"

«… Детский рисунок, процесс творчества – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, насл...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование умения разрешать конфликтные ситуации в самостоятельной игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

В работе редставлен опыт работы по работе со старшими дошкольниками на умение разрешать конфликтные ситуации....

Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста

Материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ. В данном материале логопед деляться своей работой на тему: "Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического вос...