Обобщение опыта работы на тему: "Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

«… Детский рисунок, процесс творчества – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

(В.А Сухомлинский)

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

          Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте . Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность  и она, пожалуй,  является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, учится овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал:  «Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности способствуют разностороннему развитию ребенка, создают основу для полноценного  общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние». Поэтому так важно в процесс воспитания включать разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью, где каждый ребенок,  может наиболее полно проявить себя без какого – либо давления со стороны взрослого.

Актуальность темы

 

         Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и  ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка  и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.        

         Таким образом, актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество, развитие творчества  – одна из главных задач дошкольного воспитания.  Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными психическими функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. На организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию  осуществляются  задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное развитие.  Сам процесс рисования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ. Кроме того, проявляются интересы ребенка, темперамент, развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.

 

Условия возникновения опыта.

           Выбор данной  темы  посвящен проблеме целенаправленного  и активного воздействия на развитие художественно - творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности возник не случайно. Она проектировалась с учетом современных социально – культурных запросов, ФГОС, накопленного опыта реализации программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей детей.

 В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.  Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как  «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.

 Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение ), характер ( смелость, настойчивость), чувство

( любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольном  учреждении. Большое значение для формирования творческих способностей имеют продуктивные виды деятельности.

         Велико участие продуктивных видов деятельности в эмоционально – личностном становлении ребенка – в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Этот вид деятельности

  1. Дает возможность для творчества.
  2. Формирует умение предвидеть будущий результат.
  3. Воспитывает самостоятельность.
  4. Развивает пространственно – образное мышление.
  5. Дает толчок обогащению речи.
  6. Улучшает координацию глаз – рука.
  7. Повышает уровень подготовки к школьному обучению.

 

          Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

         В своей практической деятельности я столкнулась с рядом противоречий:

-между ориентацией нового содержания образования на творческое развитие личности дошкольника и традиционными формами обучения;

-между сформированностью у дошкольников определенной системы фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения;

 -между необходимостью развития художественно – творческих способностей ребенка и недостатком психолого – педагогических знаний в этой области у педагогов и родителей.

 

Ведущая педагогическая идея опыта

 

          В основу педагогического опыта заложено положение академика Н.Н.Поддъякова о поэтапности развития детского творчества:

1. Свободное экспериментирование с материалом.

2. Проблемное обучение (по образцу, по условию).

3. Конструирование по замыслу.

         Теоретическую основу составили следующие труды: 

- концепция деятельностного подхода (работы А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна)

- идея развивающего обучения (Л.С. Выготский);

- положения теории Л.С. Выготского и Б.М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования о специфике художественно-творческого развития ребенка и праве каждого ребенка, независимо от уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;

- теория игры (представлена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др.);

Теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого - педагогической и методической литературы. Были изучены «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н.А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготского, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Казаковой, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комаровой, О.Ю. Зыряновой, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. Авторы данных трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий.

      Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов  (Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина)  показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве и при этом имеют специфические особенности:

1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка-

дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее

продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);

2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок  и

открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов

творчества взрослых людей;

3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время

их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.

Компоненты творческих способностей:

1. творческое мышление;

2. творческое воображение.

         Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

        В своей работе я  опиралась на методические разработки Ю.В. Рузановой «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, опыт работы  Е.Н.Черниченко «Ступеньки творчества».

Новизна опыта

        Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, он представляет собой целостную систему по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе организованной и совместно деятельности, вариативное использование известных в педагогике теорий, идей, методов, традиционных принципов и форм обучения с учетом особенностей определенного возрастного периода. Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии. Вся работа разделена на блоки: работа с бумагой, красками, природным материалом, нетрадиционным материалом. Использование различных способов выполнения, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, способствует созданию нового, оригинального ребенком творческого продукта.

Технология опыта.

 

       Целью моего опыта является  приобщение детей к миру прекрасного, развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

 

1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)

2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать)

3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.

4. Сформировать технические навыки рисования.

5. Формировать устойчивый интерес к продуктивной  деятельности.

6. Знакомить с многообразием продуктивных видов деятельности (с разными видами аппликации, квиллингом, пластилинографией, мозаичным оригами, гипсом, бумагопластикой, нетрадиционным  рисованием, с природным материалом и др.)

7. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера, эмоциональное отношение к художественной деятельности -важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.

 

8. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.

9.Прививать навыки работы в группе и культуру труда.

10. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

11. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их компетентность в области детского художественного творчества.

12. Формировать у детей позицию художника - творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления в процессе приобщения к искусству и собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа, творческого экспериментирования с изобразительными материалами, применения способов создания по собственной инициативе и в новых условиях, использование разнообразных изобразительных техник и их сочетаний.

6. Развивать у детей компоненты продуктивной деятельности:

- целеполагания,

- освоение средств и способов создания изображения, продукта деятельности,

- развитие технических и изобразительно-выразительных умений, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.

          В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.

3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства

предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Описание опыта

        На первом  этапе работы над темой я изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: Ю. В. Рузанова «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», программу  художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой,  опыт работы «Ступеньки творчества» автора Е.Н.Черниченко,  «Природа и художник» Т.А.Копцевой, Комарова Т.С. «Изобразительное творчество дошкольников в детском саду»,  примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Вераксы, систематизировала полученные знания. Проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», провела анкетирование родителей.  С целью выявления особенностей художественно – творческого развития и развития изобразительной деятельности дошкольников  была разработана диагностика, взятая за основу авторов Т.С.Комаровой и Т.Г.Казаковой. Основные методы, применяемые для диагностики – это наблюдение за  деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа.

       В диагностике принимали участие 22  ребенка  в возрасте 4 - 5 лет.  Первичная диагностика показала, что у 56 %  детей низкий уровень развития художественно – творческих способностей, у 44 % – средний уровень, а высокого уровня вообще не отследилось. Диагностика позволила выявить типичные затруднения. В результате диагностики выявилось, что  многие изобразительные  умения недостаточно сформированы.  На первом  задании  было предложено нарисовать то, что хочется. Оно вызвало затруднение у многих воспитанников.  Дети  ждали указаний и помощи, что именно надо  изобразить.  Для активизации творческого процесса этим ребятам было предложено нарисовать, что самое удивительное они видели летом. По окончании, на взгляд детей, работы, многие рисунки остались незавершенными. В большинстве из них сложно было угадать изображаемый предмет. Дети были скованны в проявлении творчества, проявляли низкую самостоятельность, постоянно требовали подтвердить правильность своих действий. Отсутствие образца для копирования, при наличии достаточно большого количества наглядного материала, вызвало растерянность. У значительной части детей цвет в рисунке не соответствовал реальной окраске предметов. Особенно это проявилось при изображении осенних листьев, когда листья были раскрашены всеми цветами радуги, включая синий, черный, фиолетовый.  Также наблюдались значительные искажения формы и пропорций предметов.  Многие дети рисовали быстро, неаккуратно, формально выполняя требования воспитателя.  Карандашные линии лежали неровно, в разных направлениях, заезжали за края изображаемого предмета. Содержание рисунков и лепных работ  было скудным, тематического разнообразия не наблюдалось.  Кисти, краски, пластилин, цветную бумагу, ножницы ребята в свободное пользование не брали вообще. Это говорит о неготовности детей к экспериментальной деятельности с изобразительными материалами,  неумению их использовать.

Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени, боятся испачкать мебель красками ). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой не только с детьми, но и с родителями. Исходя из полученных данных,  мною была разработана программа кружка  художественно – эстетического направления «Цветные  ладошки» и составлен  тематический перспективный план работы для среднего, старшего и подготовительного возраста, охватывающий несколько направлений: по работе с бумагой, красками, лепным материалом, гипсом,  различными  нетрадиционными техниками. (см. приложение №1).

          Второй этап деятельности по своей теме я начала с обогащения развивающей среды. Так,  в группе появилась «зона  творчества» с разнообразными  традиционными и нетрадиционными инструментами,  материалами для изобразительной продуктивной  деятельности: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейле вые трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый,  декоративный материал и т.д. В группе и ДОУ установлен стенд «Наши шедевры» и аллея творчества  для выставок  детских работ. Основная цель их в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвуют в украшении группы и ДОУ своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности. Родители помогали пополнять и обновлять предметно-пространственную среду в группе:  насыщали уголок творчества бросовым, природным, декоративным материалом.  В группе появились плакаты по освоению детьми основного спектра цвета, фартуки  для продуктивных видов деятельности, наглядно-дидактические пособия и альбомы, мною изготовлены дидактические игры: «Собери радугу», «Подбери по цвету», «Подбери палитру к картине», «Составь портрет», оформлена картотека с дидактическими играми по изобразительной деятельности (см. приложение 2). Все материалы и игры находятся в доступном для детей месте.

       Свою работу разделила на этапы, где на каждом возрастном периоде были поставлены свои задачи.

         Подготовительным этапом развития художественно-творческих способностей являлась работа с детьми   средней группы, в ходе которой они знакомились с разными изоматериалами и работой с ним, начали работу по освоению простых нетрадиционных техник рисования, а также знакомила их с видами бумаги (картоном, тонкой бумагой, цветной, гофрированной, калькой, бархатной, вощёной, глянцевой, и т.д.).  Для детей среднего возраста главным было создание условий для творческой работы, научить работать с изоматериалами. На каждое занятие подбирались пособия, инструменты и материал по комплекту  на каждого ребёнка. Дети учились ориентированию на плоскости листа, упражнялись в составлении композиций. Высоких результатов достигли в наклеивании в произвольном порядке. Деятельность носила репродуктивный характер. Организация самостоятельной деятельности  начиналась с оборудования уголка  художественного творчества, в котором проводилась работа по изготовлению поделок с детьми. Выбрали место и укрепили стеллаж на доступной детям высоте. Специальный стол не выделялся, так как дети всегда найдут удобное, хорошо освещённое место за свободными столами. К оформлению уголка подошла творчески, так в уголке появились чудесные мешочки и коробочки для инструментов и необходимых мелочей, различные традиционные и нетрадиционные материалы. В уголке  художественного творчества сочеталась эстетика с рациональностью и удобным размещением всевозможного материала для изготовления творческих работ, поделок, это не создавало детям трудности в пользовании ими. В первое время дети к работе в уголке привлекались ненавязчиво, используя удобные ситуации повседневной жизни. Например, создавалась «больница» по ремонту книг, мастерская для ремонта и реставрации оборудования и игрушек. В уголке изготавливались сувениры и подарки на праздники для детей и кукол, открытки на дни рождения, атрибуты для сюжетно- ролевых игр (лепка овощей, хлебобулочных изделий из соленого теста),  настольных спектаклей и игр. Безусловно, в группе были такие дети, которые не испытывали интереса к изобразительной деятельности. Непринужденно, не настаивая, я старалась заинтересовать необычной, интересной игрой и ненавязчиво вовлекала его в работу в уголке художественного творчества.  Старалась научить детей переживать,  чувству радости от самостоятельно выполненных действий, приучала  преодолевать трудности. Поддерживала детей доброжелательным отношением, похвалой. Материалы и разные техники вводились, исходя из возрастных возможностей детей, применяла с учётом индивидуальных возможностей, ручных умений и навыков детей. В этот период были проведены открытые занятия «Мишка – топтыжка»,  «Совушка – сова – большая голова», «Лебеди» и другие. Родителей познакомила с нетрадиционными техниками рисования, чтоб они могли применять их для творчества своих детей в домашних условиях.

          В старшей группе   творчески подошли  к работе, я  создавала условия для творчества в самостоятельной и совместной деятельности детей по использованию разнообразных материалов. Продолжалась работа с красками бумагой, детьми использовались нетрадиционные способы и приемы рисования, лепки уже с усложнением. Помимо использования бумаги широко применяли  бросовый и декоративный  материал. Благодаря фантазии и изобретательности, дети создавали  удивительные самоделки из него. В дело шли  баночки, коробочки, катушки, крышки, пробки, упаковки. Всё это  помещалось   в большой коробке, которую можно в любой момент достать и найти там все необходимое. Чтобы не погасить детскую инициативу навязчивыми предложениями, советовала   им  самим находить интересные решения. При изготовлении игрушек-самоделок добивалась, чтобы поделки имели аккуратный, красивый вид и имели не только декоративное применение, но и использовались в театральной деятельности, как атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игрушки-забавы,  сувениры, подарки родителям и друзьям, малышам.

         В этом возрасте у  детей начал возрастать интерес к творчеству, он стал иметь продуктивный характер, появились любимые занятия,  в которых дети стремились реализовать свои потребности. В процессе деятельности сформировались разнообразные умения и навыки, у них стали получаться качественные творческие работы, которые они используют по своему желанию. В этот период были проведены открытые мероприятия как для детей, так и для родителей.

        В подготовительной группе дети обучались новым способам деятельности, проявляли свою фантазию и самостоятельность, создавали много коллективных работ.  Все групповое пространство  способствует формированию у детей устойчивого интереса к продуктивной деятельности, развитию продуктивно-творческих способностей, формированию  навыков трудолюбия. С детьми подготовительного возраста создавались поделки из салфеток, квиллинга, круп,  мозаичного оригами, модульного оригами, из фантиков по принципу бумажной пластики. Фантик и салфетка у нас получили вторую жизнь. Из салфеток дети сделали разные фрукты и овощи, цветы, топиарчики. Замечательные картины были выполнены из кофейных зерен путем их приклеивания. Используя технологию квиллинга,  выполнили  разные коллективные композиции «Рябиновая гроздь», «Нарциссы», «Ландыши», «Первоцветы». Работа по художественно-эстетическому развитию формирует у ребенка положительное отношение к продуктивным видам деятельности, он ощущает удовольствие и гордость от результата своего творчества. Получение результата становиться для ребенка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. Поэтому в работе  подбирались посильные по объему и сложности выполнения различные задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. Все это выполняется для поддержания у него уверенности в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.

         Полученные знания дети закрепляют и осуществляют  через создание игровых образовательных ситуаций, на одних - дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами искусства (портрет, натюрморт, пейзаж), например, «Мир натюрморта», «Секреты художника портретиста», «Как цвет помогает понять настроение картины?»; на других – усваиваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом, с разными фактурами «Можно ли рисовать без красок? », «Как слепить бусы из муки?».  В совместной игровой деятельности  я создаю  образовательные ситуации для того, чтобы заинтересовать детей, ставлю  перед ними игровые проблемы, провожу постановку игровой проблемы, игровой мотивации (кому- нибудь помочь, исправить чьи – то ошибки).  Вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, после чего дети самостоятельно выбирают материал и переходят к изготовлению творческого задания, затем мы обыгрываем ситуацию,  и она плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы можем отправиться в путешествие или в сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая различным персонажам.

       Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников заложен в совместной самостоятельной деятельности детей и взрослых. Моим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ, где они бывают главными экскурсоводами,  мы изготовили «Кукольный театр» из бумаги и ткани,  показывали сказки малышам, создали очень много коллективных работ «Рябиновая ветвь», «Нарциссы», «Ландыши», «Дыхание весны» (в технике квиллинг), «На скотном дворе», подарки для мам и пап (гипс), «Рыжий кот», «Роза», «Краб» (мозаичное оригами), «Царевна-лебедь», ваза для цветов, ваза с цветами, праздничный торт, снеговик, пингвин (в технике модульное оригами), картина «Дыхание осени» (в технике оригами), лепили из соленого теста атрибуты для сюжетно-ролевых  игр, многие детские работы использовались для украшения группы, музыкального зала к праздникам. Для придания завершенности каждой работе используем бисер, бусинки, разные декоративные элементы.

         В нашем детском саду ежемесячно проходили выставки детских работ  на «Аллее творчества», накопившихся за месяц (квартал) плодотворной работы. Чья работа набирала  большее число голосов, поощрялась. Это тоже был своего рода стимул  для детей и для дальнейшего их творческого пути.   

       На   протяжении нескольких лет мы тесно сотрудничали с музеями, художественной школой, фабрикой росписи игрушек, в ходе которых  я для моих детей организовывала  различные интересные встречи с художниками нашего Нерехтского края:  Седовой Татьяной Николаевной, которая показала мастер – класс по лепке картин с помощью глины; с художником Осипенко …, который познакомил детей со своими картинами – пейзажами. По ним дети учились определять настроение художника во время его творческой работы. А также  посещали мастер-классы специалистов по лепке из глины, по росписи деревянных игрушек. В результате этих встреч дети расширяли и обогащали свои знания в области изобразительного искусства. 

       В своей работе использовала метод проектов, где учитывался принцип интеграции с другими образовательными областями. Так, например, в проекте «Бумагопластика» дети учились создавать различные композиции из бумаги, гофробумаги, салфеток, картона. Большое восхищение у детей вызвало создание топиариев, которыми мы украсили группу.

         Для активизации творческого воображения и мышления в своей работе, я часто  использую приемы ТРИЗ – технологий, в ходе которых  давала детям разные задания. Например, нарисовать рисунок по фантазийным темам «Пейзаж – пойди туда, не знаю куда», «Портрет пришельца», «Рисунок будущего»; рисование по необычным словам,  которые придумывают сами дети «Снегоеды», «Зайцемух».  Все работы получались очень интересными и вызывали у детей много положительных эмоций.

         Очень любят дети экспериментировать  с изобразительными материалами и техниками. Для них я проводила игры,  эксперименты  по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование соком овощей и фруктов. Также в своей работе я использовала нетрадиционные техники  изображения. Это ладонная, пальчиковая, пластилиновая  живопись, рисование цветным песком, на восковой поверхности, крупами, карандашными опилками, на гипсовых поверхностях,  печатками, кляксография, ниткография  и другие. Данные техники не только стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации у детей, но и  вызывают желание творить дальше. Очень нравится детям лепить из соленого теста, сочетать разные по фактуре материалы (вату, бумагу, бумажные салфетки, природный материал), использовать пищевой материал (крупы, макароны, яичную скорлупу). Проводила такие ситуации,  как «Прятки в отпечатке» - дети отгадывали, на что похож отпечаток ладони, и предлагала дорисовать до какого – либо образа; «Семейка медвежат» - предлагала детям трафареты медвежат и просила одеть каждого в свой наряд, наклеить разные материалы (нитки, салфетки, ватные шарики). А также в создании творческой работы  предлагала сочетать рисование с  аппликацией, лепку с аппликацией. На 8 марта и 23 февраля дети рисовали портреты папы и мамы, а украшали портрет при помощи аппликации. У своих детей я формировала мотив - стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью. Старшие дети выполняли коллективную аппликацию на ватмане, изображали улицу города, вырезали и приклеивали дома, машины, людей,  используя вырезки из журналов, делая работу в технике коллажа. Это панно потом долго украшало группу. Вместе с детьми выпускали газету – коллаж «Как хорошо у нас в саду». Для придания завершенности каждой работе используем бисер, бусинки, разные декоративные элементы.

        Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью я провела ряд консультаций:

 Для родителей:

- «Современные изоматериалы в работе с детьми дошкольного возраста»,

- «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики»,

- «Основы формирования графических умений и навыков детей старшего возраста в процессе рисования»,

- Мастер-класс «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности».

- Консультация  «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».

- Консультация «Развиваем творчество детей»

- Консультация для родителей «Как организовать домашнюю лепку и рисование»

(см. приложение 3)

Для воспитателей:

- Семинар «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста»,

- Семинар – практикум «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»,

 - Мастер-класс  «Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»,

 - Мастер – класс «Бумагопластика  как средство развития мелкой моторики и творчества дошкольников»

- Выступила с докладом  из опыта работы: «Развитие художественного творчества у дошкольников».

(см. приложение 4)

Проводила  организованную  образовательную деятельность для родителей   и педагогов. (см. приложение 5).  Вовлекала  родителей в активную творческую совместную деятельность. Результатами этой деятельности стали  выставки творчества детей и родителей группы: выставка «Дыхание осени», «Зимняя сказка», «Цветные ладошки», «Символ года», выставки поделок из бросового материала «Наши руки не для скуки», «Наши мамы мастерицы». Родители принимали  активное участие в муниципальных конкурсах, участвовали  во всероссийском конкурсе «Забавные отпечатки». Организовывала  и проводила  мастер-классы для родителей.

      В свое свободное время я изучаю новинки изобразительной деятельности, экспериментирую с различными материалами, внедряю их в практику моих воспитанников. Занимаюсь вытынанками, изготовлением картин с помощью кофейных зерен, мозаичного оригами и топиариев.

Результативность опыта.

 

        Образовательная  деятельность, которая осуществлялась одновременно с освоением основной общеобразовательной программы дошкольного образования, позволила значительно расширить использование нетрадиционных техник и приемов работы с различным изоматериалом, что повлекло за собой свободное экспериментирование и создание оригинальных образов, поделок  детьми. Это в свою очередь отразилось на результативности. 

 

 

 

        

         Результаты диагностики развития художественно - творческих способностей детей  свидетельствуют о положительной динамике:

- появилась увлеченность изобразительным процессом;

- наблюдается подъем уровня изобразительных способностей;

- дети точно и детально стали передавать форму предметов, их строение и пропорции;

- изменилась эстетическая функция цвета, научились подбирать цвет по принципу  соответствия реальным объектам окружающего мира;

- появилась продуманность композиции;

- расширилось тематическое содержание работ;

- формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук;

- дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках,  творческих работах, ставить цели и выполнять их;

- дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов;

- показателем и результатом работы можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем творческие выставки рисунков,  украшаем группу своими картинами, готовим подарки взрослым к праздникам.

Достижения детей.

Дети стали принимать активное участие в различных конкурсах.

 В рамках ДОУ:

1.Конкурс рисунков «Безопасная дорога от дома до садика».

2. Конкурс изготовления поделок из бросового материала «Снежинка для Снегурочки».

3. Конкурс рисунков «В здоровом теле – здоровый дух».

4.Творческий конкурс «Символ года».

На муниципальном уровне:

1.Конкурс рисования на ткани «Покрывало мира», посвященный 70 – летию Победы.

2. Конкурс рисунков «Полицейский – мой друг».

3. Конкурс рисунков «Портрет моей мамы».

На федеральном уровне:

Всероссийский конкурс детского рисунка «Забавные отпечатки».

        Таким образом, подводя итоги моей работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы. Результатом своей работы, я считаю, не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Перспектива педагогической деятельности.

 

        Разнообразить и усложнить техники нестандартного развития творческих способностей. Ввести ранее не используемый материал для рисования. Разработать больше подгрупповых  и коллективных занятий. Использовать продуктивную деятельность на улице. Принимать участие в различных  городских и всероссийских конкурсах и выставках.  Заниматься самообразованием. Продолжать углублённое изучение методической литературы, развивая свои творческие способности, накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями.  Продолжить публикацию материалов по данной теме на областном и всероссийском уровне.

         Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, хочется сказать следующие слова: А.Довженко «Одобряйте и окрыляйте, воодушевляйте творческие начинания. Чтобы потрясать, надо самому быть потрясенным и сердце свое держать высоко».

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. М.: Просвещение, 2004

2.     Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. СПб: Детство-ПРЕСС, 2007

3.     Казакова Т.Г  Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией).  М.: Просвещение, 1985

4.     Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6 -7 лет: Конспекты занятий. М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012

5.     Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду. Москва, 2007

6.     Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 2008

7.     Комарова Т.С., Антонова А.В., Программа эстетического воспитания дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005

8.     Комарова Т.С.. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. М.: Мозаика – Синтез 2009

9.     Коротеева Е.И., Серия «Умное поколение. Школа творчества» М.: ОЛМА медиа Групп, 2009

10. Лыкова И.А. Серия «Мастерилка» М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008

11. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2009

12. Малышева А.Н. Подарки к праздникам в детском саду. Бумага, ткань, тесьма, аппликация. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012

13. Пантелеев Г.Н., Максимов Д.В. Декоративное искусство - детям. М.: Просвещение, 1976

14. Румянцева Е.А. Аппликация: Мастерите, малыши, на досуге для души. М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009

15. Цирулик Н.А. Умейка. Рабочие тетради по ручному труду для детей 6 – 7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009

16. Чен Н.В. Замечательные поделки своими руками. / С.С.Скляр – Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»

По мнению В. Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы компле...

Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме«Развитие  экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»...

Обобщение опыта работы: "Использование ИКТ в развитии творческих способностей дошкольников в рамках ФГОС ДО"

Дошкольный возраст является наиболее сенситивным (чувствительным) для развития творческих способностей. Для этого использую различные технологии: здоровьесберегающие, ИКТ и др....

Мастер-класс "Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"

Мастер-класс "Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"...

Семинар Тема: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»

Семинар Тема:  «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора ЛЕГО»

Конструирование – это интереснейшее и   увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их во...