Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»
материал по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Обобщение опыта работы по теме
«Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_po_teme.docx | 40.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме
«Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»
Воспитателя 1 категории
Великородной Александры Владимировны
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней.
Актуальность:
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологическое образование – важный элемент общего образования современного человека. Началом экологического воспитания является работа с детьми в дошкольном учреждении. В условиях пребывания ребенка в детском саду удобно организовывать процесс познания и исследования различных форм природы. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение и изменить представление человека чрезвычайно сложно. Наиболее активной инновационной педагогической технологией, для достижения цели и открывающей новые возможности воспитания дошкольников, является в наши дни метод проектов
Цель:
Поэтому цель моей работы стало Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности
Экологические проекты - одна из наиболее перспективных и актуальных форм работы современного педагога с детьми!
Были поставлены следующие задачи:
- Формирование основ общей экологической культуры ребенка.
- развивать экологическое мышление, познавательное и творческое воображение в процессе проектной, опытнической и исследовательской деятельности детей
- систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе
- формирование предпосылок поисковой деятельности
- развивать умения самостоятельно определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно в природе
- воспитывать свободную, творческую личность, имеющую чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы
- вовлекать в проектно исследовательскую деятельность родителей
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Поэтому одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Для выбора методов и методик я изучила литературу по экологическому воспитанию детей: С. А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»; Н. А. Рыжова «Наш дом природа»; Л. Б. Поддубная «Природа вокруг нас»; З. Ф. Аксенова «Войди в природу другом»; П. Г. Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию».
Один из путей повышения эффективности воспитания экологической культуры состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
В своей проектной деятельности я использовала такие методы и приемы:
беседы –наблюдения, экспериментально – исследовательская деятельность
моделирующую деятельность, экскурсии, чтение художественной и научной литературы природоведческой направленности, беседы, рассматривание картин
видео- и аудиозаписи, разнообразные сюжетно-ролевые игры, настольные игры,
праздники и развлечения, обсуждение и проигрывание экологических ситуаций
При использовании таких методов и форм, считаю, что у детей повысятся знания об экологической культуре, сформируется положительное и бережное отношение к природному миру.
Совместная деятельность с детьми
Для организации совместной деятельности с детьми использую следующие принципы:
Систематичность;
Возрастные особенности;
Интегрированный подход;
Взаимодействие с воспитанниками в условиях дошкольного учреждения и с семьей;
Используя наглядное пособие о животных, дети учатся составлять описательные рассказы по картинам, используя части речи такие как: прилагательные, глаголы, синонимы, антонимы.
Учитывая возрастные психологические особенности детей, я разрабатываю поэтапный план-схему осуществления проекта, где отражаю наиболее яркие формы работы по данному направлению. В зависимости от задач проекта.
1.На основе изученных проблем детей ставила цель проекта
2.Разработка плана движения к цели
3.Привлечение родителей к осуществлению проекта
4.Составление плана – схемы проекта
5.Сбор, накопление материала
6.Включение в план – схему проекта занятий по всем видам детской деятельности
7.Подведение итога проекта
я старалась развивать у каждого ребёнка:
- творческое начало, воображение, изобретательность;
- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
- способность ставить проблемы и находить их решение;
Использование проектов в работе с дошкольниками имеет свою специфику: мне необходимо было «наводить» детей, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом стараюсь не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
В результате использования проектной дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Проектная деятельность способствовала развитию и активизации самостоятельной познавательной деятельности детей; творческих способностей детей, умение наблюдать; умение слушать; мышление; воображение; внимание, память, речь.
Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к исследовательской деятельности в группе оформили и оборудовали «уголок экспериментирования». В процессе работы дети с удовольствием рассматривали предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования и рассказывали об этом. Для более полного усвоения материала мною были изготовлены дидактические игры, подобраны подвижные игры при помощи которых закреплялись и углублялись знания. В процессе проведения проектной деятельности постоянно пополнялся уголок природы.
В ходе работы по проекту дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, дети слушали в аудиозаписи песен о родном городе и крае. Дети знакомились с народным творчеством сказками, сказаниями, с целью формирования устойчивого интереса к природе родном крае.
Участвовали также в интернет конкурса по таким темам : «Моя Родина Россия», «Мой край», «День России», «День Победы»
В рамках проекта подводила детей к пониманию бережного отношения людей к природе, в том числе к растениям, животным. Для чего был создан стенд «Красная книга родного края», в котором детям и их родителям представлена информация о растениях и о животных занесенных в красную книгу произрастающих в нашем округе.
Работу над проектами стараюсь строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимали участие в изготовлении плакатов, поделок, кормушек для птиц, коллажей, выпуске газет, которые использовались для оформления различных тематических выставок
Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители, которых чаще выполняли роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Ведь участие взрослых способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.
Вместе с детьми и родителями была проведена работа по оформлению проекта «Огород на окне», проведены выставки рисунков и поделок «Берегите природу», «Эти прекрасные животные», Для знакомства детей с историей родного края создана презентация «Карасук – моя маленькая Родина». проведена фотовыставка «Родные просторы», в которой отразилась природа нашего города .
По данной теме были реализованы следующие проекты:
1. Информационный проект был приурочен ко Дню России. Его целью стал сбор, оформление и предоставление информации. Конечно, в проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это – цель. В течении работы были оформлены альбомы «Моя малая Родина», просмотр презентаций по данной теме, подобраны стихотворения и пословицы. Итогом проекта стала выставка рисунков ко «Дню России».
2. Для развития аналитических способностей, мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации провела исследовательский проект. по теме «Волшебница вода» . На протяжении проекта совместно с детьми проводила эксперименты, анализировали их результаты, обобщали, сравнивали, , а также делать выводы, обосновывали свою точку зрения. Таким образом, основной упор я делала на мыслительную компетентность. Поэтому была подобрана мной картотека опытов с водой, которая соответствовала возрасту детей, так же подобран необходимый материал для проведения опытов и помещен в уголок природы. Подбор подвижных и речевых игр. Провела беседы «Что мы знаем о воде?» Познакомила детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Приучала детей внимательно слушать литературные произведение: экологическая сказка «Королева вода»
Провела игры "Подскажи словечко",игра малой подвижности «Ручеек»
Подвижнве игры «На рыбалке» ,«Караси и щука», “Море волнуется” “Мы – капельки”. Провела опыты: «Вода не имеет формы», «Лед легче воды», «Превращение в воду»,. «Вода нужна всем»
3. Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Данный вид проекта предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Мной был проведен проект «Осень золотая», в течении всего времени проводились
наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом.
Были проведены беседы об осени, изменениях происходящих в природе, «Они же живые, их надо беречь и защищать». Подобраны загадки о деревьях и кустарниках.
Рассматриванили и сравнивали листьев (по форме, размеру, длине черенка).
Проведены игры Д. И. «От какого дерева лист», игры с листочками «Дорожка из листьев», «Образы из листьев». Д/и "Загадай, мы отгадаем", "С какой ветки детки? ", "Найди дерево по семенам", "Найди лист такой, как покажу". Проведен ситуативный разговор: «Почему не нужно срезать и ломать ветки? », «Как помочь раненому деревцу?». Читала рассказы и сказки по данной теме: Л. Н. Соколов-Микитов, «Осень», М. Пришвин «Листопад», Е. Трутнева «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге». Так же не забывали и о безопасности, поэтому провела такие беседы
«Почему могут быть опасны старые засохшие деревья? » «Почему опасно бегать с палками? » Беседа «О пользе деревьев для человека». Сбор природного материала – на территории детского сада.
Была проведена экскурсия по территории детского сада, где рассматривались листья, после чего дети была предоставлена возможность отразить это в своих работах, а именно в
Аппликации «Старичок – лесовичок», рисовании «Осенний лес»,
Создание условий для самостоятельной деятельности детей: трафареты листьев, альбомы для раскрашивания «Осень», цветные отпечатки листьев.
Раскрашивание деревьев, листьев.
4. Ролевые проекты, в том числе игровые проекты. Значение игры для развития ребенка трудно переоценить.
Ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем ими пользоваться в реальной жизни.
Данный проект проводился на основе сюжетно – ролевых игр. Так их много я остановила сове внимание на игре «Поликлиника»
Данный проект способствовал формированию у детей играть по собственному замыслу; дети получили знания о специализациях медицинских работников; обогатился словарный запас детей. С детьми были прочитаны такие произведения
К. Чуковский «Айболит» В. Маяковский «Кем быть?» (отрывок),П. Образцов «Лечу куклу» Инсценировали сюжет «Звери болеют». Провела беседы с детьми: «Нас лечат врач и медсестра», «Как нужно вести себя в кабинете у врача?»
Так же были подобраны и проведены мной дидактические игры
«Кому что нужно для работы», «Если малыш поранился» (оказание первой помощи) «Если хочешь быть здоров».
Рисовали с детьми по теме «Я хочу быть здоровым…»
Лепили «Угощение для заболевшей куклы», «Заходите в гости к нам, витамины я вам дам….»
Конструировали и обыгрывали с детьми детскую больницу.
Совместно с детьми пополнили уголок здоровья, также были подобраны атрибуты к игре:
Лекарства: мази, порошки, таблетки, капли, горчичники и т.д.
Инструменты: фонендоскоп, молоточек, шпатель, зеркало лор-врача,
таблица для проверки зрения, ростомер, градусники и т.д. Документация: медицинские карты на каждого «больного», талоны, рецепты, рекламки, визитки. Для родителей были приготовлены и проведены консультации: - «Игра в жизни ребёнка»; - «Красивая осанка – залог здоровья - «Питание ребёнка-дошкольника», так же привлекла родителей к оформлению игрового уголка: - атрибуты игры; - костюмы; были подобраны мной «Загадки. Пословицы. Стихи» по данной теме.
Так же мною были проведены проекты «Огород Страшилы», Целью проекта стало углубление и закрепление знаний об охране природы; «Удивительный Лес» «Осенние заботы Животных и птиц.
В свое работе хочу отметить, что проекты могут быть как определенного вида деятельности , которая является доминирующей на протяжении всего проекта, ролевой или творческий, так могут совмещать в себе несколько видов деятельности. Бывают как информационно – исследовательский, так исследовательско – творческий, что позволяет расширить виды работы с детьми. Сделать ее более интересной и насыщенной.
Выводы.
В результате использования проектной дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Проектная деятельность способствовала развитию и активизации самостоятельной познавательной деятельности детей; творческих способностей детей, умение наблюдать; умение слушать; мышление; воображение; внимание, память, речь.
Как показала моя практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепило навыки воспитанников, помогло им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
Я считаю, что в проектно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Обобщение опыта работы по теме
Использование краткосрочной проектной деятельности
для развития экологического воспитания дошкольников через ознакомление с природой родного края.
Воспитателя 1 категории
Великородной Александры Владимировны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад обобщение опыта работы презентация Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие семьи и ДОУ»
СЛАЙДРодина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.(Н. Карамзин) На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуально...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
опыт работы...
Модель развития экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сот
Модель развития экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специа...
Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения на...
Обобщение опыта работы по теме «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»
использование сказок в работе с детьми дошкольного возраста спосбствует формированию нравственно-этических представлений...
Обобщение опыта работы по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста".(Подготовительная группа.)
Обобщение опыта работы по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста".(Подготовительная группа.) Ранняя профориентация – одн...
Обобщение опыта работы по теме «Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к питанию, как одной из составляющих культуры здорового образа жизни»
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для формирования основ культуры здорового образа жизни. Одной из задач современного стандарта дошкольного образования, является формирование общей к...