Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»
материал по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Обобщение опыта работы по теме
«Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_po_teme.docx | 40.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме
«Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»
Воспитателя 1 категории
Великородной Александры Владимировны
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней.
Актуальность:
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологическое образование – важный элемент общего образования современного человека. Началом экологического воспитания является работа с детьми в дошкольном учреждении. В условиях пребывания ребенка в детском саду удобно организовывать процесс познания и исследования различных форм природы. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение и изменить представление человека чрезвычайно сложно. Наиболее активной инновационной педагогической технологией, для достижения цели и открывающей новые возможности воспитания дошкольников, является в наши дни метод проектов
Цель:
Поэтому цель моей работы стало Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности
Экологические проекты - одна из наиболее перспективных и актуальных форм работы современного педагога с детьми!
Были поставлены следующие задачи:
- Формирование основ общей экологической культуры ребенка.
- развивать экологическое мышление, познавательное и творческое воображение в процессе проектной, опытнической и исследовательской деятельности детей
- систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе
- формирование предпосылок поисковой деятельности
- развивать умения самостоятельно определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно в природе
- воспитывать свободную, творческую личность, имеющую чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы
- вовлекать в проектно исследовательскую деятельность родителей
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Поэтому одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Для выбора методов и методик я изучила литературу по экологическому воспитанию детей: С. А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»; Н. А. Рыжова «Наш дом природа»; Л. Б. Поддубная «Природа вокруг нас»; З. Ф. Аксенова «Войди в природу другом»; П. Г. Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию».
Один из путей повышения эффективности воспитания экологической культуры состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
В своей проектной деятельности я использовала такие методы и приемы:
беседы –наблюдения, экспериментально – исследовательская деятельность
моделирующую деятельность, экскурсии, чтение художественной и научной литературы природоведческой направленности, беседы, рассматривание картин
видео- и аудиозаписи, разнообразные сюжетно-ролевые игры, настольные игры,
праздники и развлечения, обсуждение и проигрывание экологических ситуаций
При использовании таких методов и форм, считаю, что у детей повысятся знания об экологической культуре, сформируется положительное и бережное отношение к природному миру.
Совместная деятельность с детьми
Для организации совместной деятельности с детьми использую следующие принципы:
Систематичность;
Возрастные особенности;
Интегрированный подход;
Взаимодействие с воспитанниками в условиях дошкольного учреждения и с семьей;
Используя наглядное пособие о животных, дети учатся составлять описательные рассказы по картинам, используя части речи такие как: прилагательные, глаголы, синонимы, антонимы.
Учитывая возрастные психологические особенности детей, я разрабатываю поэтапный план-схему осуществления проекта, где отражаю наиболее яркие формы работы по данному направлению. В зависимости от задач проекта.
1.На основе изученных проблем детей ставила цель проекта
2.Разработка плана движения к цели
3.Привлечение родителей к осуществлению проекта
4.Составление плана – схемы проекта
5.Сбор, накопление материала
6.Включение в план – схему проекта занятий по всем видам детской деятельности
7.Подведение итога проекта
я старалась развивать у каждого ребёнка:
- творческое начало, воображение, изобретательность;
- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
- способность ставить проблемы и находить их решение;
Использование проектов в работе с дошкольниками имеет свою специфику: мне необходимо было «наводить» детей, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом стараюсь не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
В результате использования проектной дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Проектная деятельность способствовала развитию и активизации самостоятельной познавательной деятельности детей; творческих способностей детей, умение наблюдать; умение слушать; мышление; воображение; внимание, память, речь.
Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к исследовательской деятельности в группе оформили и оборудовали «уголок экспериментирования». В процессе работы дети с удовольствием рассматривали предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования и рассказывали об этом. Для более полного усвоения материала мною были изготовлены дидактические игры, подобраны подвижные игры при помощи которых закреплялись и углублялись знания. В процессе проведения проектной деятельности постоянно пополнялся уголок природы.
В ходе работы по проекту дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, дети слушали в аудиозаписи песен о родном городе и крае. Дети знакомились с народным творчеством сказками, сказаниями, с целью формирования устойчивого интереса к природе родном крае.
Участвовали также в интернет конкурса по таким темам : «Моя Родина Россия», «Мой край», «День России», «День Победы»
В рамках проекта подводила детей к пониманию бережного отношения людей к природе, в том числе к растениям, животным. Для чего был создан стенд «Красная книга родного края», в котором детям и их родителям представлена информация о растениях и о животных занесенных в красную книгу произрастающих в нашем округе.
Работу над проектами стараюсь строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимали участие в изготовлении плакатов, поделок, кормушек для птиц, коллажей, выпуске газет, которые использовались для оформления различных тематических выставок
Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители, которых чаще выполняли роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Ведь участие взрослых способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.
Вместе с детьми и родителями была проведена работа по оформлению проекта «Огород на окне», проведены выставки рисунков и поделок «Берегите природу», «Эти прекрасные животные», Для знакомства детей с историей родного края создана презентация «Карасук – моя маленькая Родина». проведена фотовыставка «Родные просторы», в которой отразилась природа нашего города .
По данной теме были реализованы следующие проекты:
1. Информационный проект был приурочен ко Дню России. Его целью стал сбор, оформление и предоставление информации. Конечно, в проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это – цель. В течении работы были оформлены альбомы «Моя малая Родина», просмотр презентаций по данной теме, подобраны стихотворения и пословицы. Итогом проекта стала выставка рисунков ко «Дню России».
2. Для развития аналитических способностей, мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации провела исследовательский проект. по теме «Волшебница вода» . На протяжении проекта совместно с детьми проводила эксперименты, анализировали их результаты, обобщали, сравнивали, , а также делать выводы, обосновывали свою точку зрения. Таким образом, основной упор я делала на мыслительную компетентность. Поэтому была подобрана мной картотека опытов с водой, которая соответствовала возрасту детей, так же подобран необходимый материал для проведения опытов и помещен в уголок природы. Подбор подвижных и речевых игр. Провела беседы «Что мы знаем о воде?» Познакомила детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Приучала детей внимательно слушать литературные произведение: экологическая сказка «Королева вода»
Провела игры "Подскажи словечко",игра малой подвижности «Ручеек»
Подвижнве игры «На рыбалке» ,«Караси и щука», “Море волнуется” “Мы – капельки”. Провела опыты: «Вода не имеет формы», «Лед легче воды», «Превращение в воду»,. «Вода нужна всем»
3. Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Данный вид проекта предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Мной был проведен проект «Осень золотая», в течении всего времени проводились
наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом.
Были проведены беседы об осени, изменениях происходящих в природе, «Они же живые, их надо беречь и защищать». Подобраны загадки о деревьях и кустарниках.
Рассматриванили и сравнивали листьев (по форме, размеру, длине черенка).
Проведены игры Д. И. «От какого дерева лист», игры с листочками «Дорожка из листьев», «Образы из листьев». Д/и "Загадай, мы отгадаем", "С какой ветки детки? ", "Найди дерево по семенам", "Найди лист такой, как покажу". Проведен ситуативный разговор: «Почему не нужно срезать и ломать ветки? », «Как помочь раненому деревцу?». Читала рассказы и сказки по данной теме: Л. Н. Соколов-Микитов, «Осень», М. Пришвин «Листопад», Е. Трутнева «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге». Так же не забывали и о безопасности, поэтому провела такие беседы
«Почему могут быть опасны старые засохшие деревья? » «Почему опасно бегать с палками? » Беседа «О пользе деревьев для человека». Сбор природного материала – на территории детского сада.
Была проведена экскурсия по территории детского сада, где рассматривались листья, после чего дети была предоставлена возможность отразить это в своих работах, а именно в
Аппликации «Старичок – лесовичок», рисовании «Осенний лес»,
Создание условий для самостоятельной деятельности детей: трафареты листьев, альбомы для раскрашивания «Осень», цветные отпечатки листьев.
Раскрашивание деревьев, листьев.
4. Ролевые проекты, в том числе игровые проекты. Значение игры для развития ребенка трудно переоценить.
Ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем ими пользоваться в реальной жизни.
Данный проект проводился на основе сюжетно – ролевых игр. Так их много я остановила сове внимание на игре «Поликлиника»
Данный проект способствовал формированию у детей играть по собственному замыслу; дети получили знания о специализациях медицинских работников; обогатился словарный запас детей. С детьми были прочитаны такие произведения
К. Чуковский «Айболит» В. Маяковский «Кем быть?» (отрывок),П. Образцов «Лечу куклу» Инсценировали сюжет «Звери болеют». Провела беседы с детьми: «Нас лечат врач и медсестра», «Как нужно вести себя в кабинете у врача?»
Так же были подобраны и проведены мной дидактические игры
«Кому что нужно для работы», «Если малыш поранился» (оказание первой помощи) «Если хочешь быть здоров».
Рисовали с детьми по теме «Я хочу быть здоровым…»
Лепили «Угощение для заболевшей куклы», «Заходите в гости к нам, витамины я вам дам….»
Конструировали и обыгрывали с детьми детскую больницу.
Совместно с детьми пополнили уголок здоровья, также были подобраны атрибуты к игре:
Лекарства: мази, порошки, таблетки, капли, горчичники и т.д.
Инструменты: фонендоскоп, молоточек, шпатель, зеркало лор-врача,
таблица для проверки зрения, ростомер, градусники и т.д. Документация: медицинские карты на каждого «больного», талоны, рецепты, рекламки, визитки. Для родителей были приготовлены и проведены консультации: - «Игра в жизни ребёнка»; - «Красивая осанка – залог здоровья - «Питание ребёнка-дошкольника», так же привлекла родителей к оформлению игрового уголка: - атрибуты игры; - костюмы; были подобраны мной «Загадки. Пословицы. Стихи» по данной теме.
Так же мною были проведены проекты «Огород Страшилы», Целью проекта стало углубление и закрепление знаний об охране природы; «Удивительный Лес» «Осенние заботы Животных и птиц.
В свое работе хочу отметить, что проекты могут быть как определенного вида деятельности , которая является доминирующей на протяжении всего проекта, ролевой или творческий, так могут совмещать в себе несколько видов деятельности. Бывают как информационно – исследовательский, так исследовательско – творческий, что позволяет расширить виды работы с детьми. Сделать ее более интересной и насыщенной.
Выводы.
В результате использования проектной дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Проектная деятельность способствовала развитию и активизации самостоятельной познавательной деятельности детей; творческих способностей детей, умение наблюдать; умение слушать; мышление; воображение; внимание, память, речь.
Как показала моя практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепило навыки воспитанников, помогло им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
Я считаю, что в проектно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Обобщение опыта работы по теме
Использование краткосрочной проектной деятельности
для развития экологического воспитания дошкольников через ознакомление с природой родного края.
Воспитателя 1 категории
Великородной Александры Владимировны