Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»
материал по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Великородная Александра Владимировна

Обобщение опыта работы по теме

«Развитие  экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_po_teme.docx40.36 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме

«Развитие  экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»

Воспитателя 1 категории

Великородной Александры Владимировны

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней.

Актуальность:

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологическое образование – важный элемент общего образования современного человека. Началом экологического воспитания является работа с детьми в дошкольном учреждении. В условиях пребывания ребенка в детском саду удобно организовывать процесс познания и исследования различных форм природы. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение и изменить представление человека чрезвычайно сложно. Наиболее активной инновационной педагогической технологией, для достижения цели и открывающей новые возможности воспитания дошкольников, является в наши дни метод проектов

Цель:

Поэтому цель моей работы стало Развитие  экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности

Экологические проекты - одна из наиболее перспективных и актуальных форм работы современного педагога с детьми!

Были поставлены следующие задачи:

 - Формирование основ общей экологической культуры ребенка.

- развивать экологическое  мышление, познавательное и творческое воображение в процессе проектной,  опытнической и исследовательской деятельности детей

- систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе

- формирование предпосылок поисковой деятельности

- развивать умения самостоятельно определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно в природе

- воспитывать свободную, творческую личность, имеющую чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы

- вовлекать в проектно исследовательскую деятельность родителей

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Поэтому  одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Для выбора методов и методик я изучила литературу по экологическому воспитанию детей: С. А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»; Н. А. Рыжова «Наш дом природа»; Л. Б. Поддубная «Природа вокруг нас»; З. Ф. Аксенова «Войди в природу другом»; П. Г. Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию».

Один из путей повышения эффективности воспитания экологической культуры состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.

В своей проектной деятельности  я использовала такие методы и приемы:

беседы –наблюдения, экспериментально – исследовательская деятельность

моделирующую  деятельность, экскурсии, чтение художественной и научной литературы природоведческой направленности, беседы, рассматривание картин

видео- и аудиозаписи, разнообразные сюжетно-ролевые игры, настольные игры,

праздники и развлечения, обсуждение и проигрывание экологических ситуаций

При использовании таких методов и форм, считаю, что у детей повысятся знания об экологической культуре, сформируется положительное и бережное отношение к природному миру.

Совместная деятельность с детьми

Для организации совместной деятельности с детьми использую следующие принципы:

Систематичность;

Возрастные особенности;

Интегрированный подход;

Взаимодействие с воспитанниками в условиях дошкольного учреждения и с семьей;

Используя наглядное пособие о животных, дети учатся составлять описательные рассказы по картинам, используя части речи такие как: прилагательные, глаголы, синонимы, антонимы.

Учитывая возрастные психологические особенности детей, я разрабатываю поэтапный план-схему осуществления проекта, где отражаю наиболее яркие формы работы по данному направлению. В зависимости от задач проекта.

1.На основе изученных проблем детей ставила цель проекта

2.Разработка плана движения к цели

3.Привлечение родителей к осуществлению проекта

4.Составление плана – схемы проекта

5.Сбор, накопление материала

6.Включение в план – схему проекта занятий по всем видам детской деятельности

7.Подведение итога проекта

я   старалась  развивать у каждого ребёнка:

- творческое начало, воображение, изобретательность;

- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

- способность ставить проблемы и находить их решение;

Использование проектов в работе с дошкольниками имеет свою специфику: мне необходимо было «наводить» детей, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом стараюсь не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

В результате использования проектной дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Проектная деятельность способствовала развитию и активизации самостоятельной познавательной деятельности детей; творческих способностей детей, умение наблюдать; умение слушать; мышление; воображение; внимание, память, речь.

Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к исследовательской деятельности в группе оформили и оборудовали «уголок экспериментирования».  В процессе работы дети с удовольствием рассматривали предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования и рассказывали об этом. Для более полного усвоения материала мною были изготовлены дидактические игры, подобраны подвижные игры при помощи которых закреплялись и углублялись знания. В процессе проведения проектной деятельности постоянно пополнялся уголок природы.

В ходе работы по проекту дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, дети слушали в аудиозаписи  песен о родном городе и крае. Дети знакомились с народным творчеством  сказками, сказаниями, с целью формирования устойчивого интереса к природе  родном крае.

Участвовали также в интернет конкурса  по таким темам : «Моя Родина Россия», «Мой край», «День России», «День Победы»  

          В рамках проекта    подводила  детей к пониманию бережного отношения людей к природе, в том числе к растениям, животным.  Для чего был создан стенд «Красная книга  родного края», в котором детям и их родителям  представлена информация о растениях и о животных занесенных в красную книгу произрастающих в нашем округе.

Работу над проектами стараюсь строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимали участие в изготовлении плакатов, поделок, кормушек для птиц, коллажей, выпуске газет, которые использовались для оформления различных тематических выставок

Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители, которых чаще выполняли роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Ведь участие  взрослых способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.

Вместе с детьми и родителями была проведена работа по оформлению проекта «Огород на окне», проведены выставки рисунков и поделок «Берегите природу», «Эти прекрасные животные», Для знакомства детей с историей родного края  создана презентация «Карасук – моя маленькая Родина». проведена фотовыставка «Родные просторы», в которой отразилась природа нашего города .

              По данной теме были реализованы следующие проекты:

1. Информационный проект был приурочен ко Дню России. Его целью стал сбор, оформление и предоставление информации. Конечно, в проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это – цель. В течении работы были оформлены альбомы «Моя малая Родина», просмотр презентаций по данной теме, подобраны стихотворения и пословицы. Итогом проекта стала выставка рисунков ко «Дню России».

2. Для развития аналитических способностей, мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации провела исследовательский проект. по теме «Волшебница вода» . На протяжении проекта совместно с детьми проводила эксперименты, анализировали их результаты, обобщали, сравнивали, , а также делать выводы, обосновывали свою точку зрения. Таким образом, основной упор я делала на мыслительную компетентность. Поэтому была подобрана мной  картотека опытов с водой, которая соответствовала возрасту детей, так же подобран необходимый материал для проведения опытов и помещен в уголок природы. Подбор подвижных и речевых игр. Провела беседы  «Что мы знаем о воде?» Познакомила детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Приучала детей внимательно слушать литературные произведение: экологическая сказка «Королева вода» 

Провела игры  "Подскажи словечко",игра малой подвижности «Ручеек»

Подвижнве игры «На рыбалке» ,«Караси и щука», “Море волнуется” “Мы – капельки”.  Провела опыты:  «Вода не имеет формы», «Лед легче воды»,  «Превращение в воду»,«Вода нужна всем»

3. Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Данный вид проекта предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

 Мной был проведен проект «Осень золотая»,  в течении всего времени проводились

наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом.

Были проведены беседы об осени, изменениях происходящих в природе, «Они же живые, их надо беречь и защищать». Подобраны  загадки о деревьях и кустарниках.

Рассматриванили и сравнивали листьев (по форме, размеру, длине черенка).

Проведены игры Д. И. «От какого дерева лист», игры с листочками «Дорожка из листьев», «Образы из листьев». Д/и "Загадай, мы отгадаем", "С какой ветки детки? ", "Найди дерево по семенам", "Найди лист такой, как покажу". Проведен ситуативный разговор: «Почему не нужно срезать и ломать ветки? », «Как помочь раненому деревцу?». Читала рассказы  и сказки по данной теме: Л. Н. Соколов-Микитов, «Осень», М. Пришвин «Листопад», Е. Трутнева «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге». Так же не забывали и о безопасности, поэтому провела такие беседы

 «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья? » «Почему опасно бегать с палками? » Беседа «О пользе деревьев для человека».  Сбор природного материала – на территории детского сада.

Была  проведена экскурсия по территории детского сада, где рассматривались листья, после чего дети была предоставлена возможность отразить это в своих работах, а именно в
Аппликации «Старичок – лесовичок», рисовании «Осенний лес»,

Создание условий для самостоятельной деятельности детей: трафареты листьев, альбомы для раскрашивания «Осень», цветные отпечатки листьев.

Раскрашивание деревьев, листьев.

4. Ролевые проекты, в том числе игровые проекты.  Значение игры для развития ребенка трудно переоценить.  

     Ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем ими пользоваться в реальной жизни.

Данный проект проводился на основе сюжетно – ролевых игр. Так их много я остановила сове внимание на игре «Поликлиника»

Данный проект способствовал формированию у детей играть по собственному замыслу;  дети получили  знания  о специализациях  медицинских работников;  обогатился словарный запас детей. С детьми были прочитаны такие произведения

К. Чуковский «Айболит» В. Маяковский «Кем быть?» (отрывок),П. Образцов «Лечу куклу» Инсценировали сюжет «Звери болеют». Провела беседы с детьми: «Нас лечат врач и медсестра», «Как нужно вести себя в кабинете у врача?»

 Так же  были подобраны и проведены мной дидактические игры

«Кому что нужно для работы», «Если малыш поранился» (оказание первой помощи) «Если хочешь быть здоров».

Рисовали с детьми по теме «Я хочу быть здоровым…»

Лепили «Угощение для заболевшей куклы», «Заходите в гости к нам, витамины я вам дам….»

Конструировали и обыгрывали с детьми  детскую больницу.

Совместно  с детьми пополнили уголок здоровья, также были подобраны атрибуты к игре:

Лекарства:  мази, порошки, таблетки, капли, горчичники и т.д.

Инструменты: фонендоскоп, молоточек, шпатель, зеркало  лор-врача,

таблица для проверки зрения,  ростомер,  градусники  и т.д. Документация: медицинские карты на каждого  «больного», талоны, рецепты, рекламки, визитки. Для родителей были приготовлены и проведены  консультации: - «Игра в жизни ребёнка»;  - «Красивая осанка – залог здоровья        - «Питание ребёнка-дошкольника», так же привлекла  родителей к оформлению игрового уголка: - атрибуты игры; - костюмы; были подобраны мной  «Загадки. Пословицы. Стихи»  по данной теме.

 Так же мною были проведены проекты «Огород Страшилы», Целью проекта стало углубление и закрепление знаний об охране природы;   «Удивительный  Лес»  «Осенние  заботы Животных и птиц.        

В свое работе хочу отметить, что проекты могут быть как определенного вида деятельности , которая является доминирующей на протяжении всего проекта, ролевой или творческий, так могут совмещать в себе несколько видов деятельности.  Бывают как информационно – исследовательский, так исследовательско – творческий, что позволяет расширить виды работы с детьми. Сделать ее более интересной и насыщенной.

Выводы.

В результате использования проектной дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Проектная деятельность способствовала развитию и активизации самостоятельной познавательной деятельности детей; творческих способностей детей, умение наблюдать; умение слушать; мышление; воображение; внимание, память, речь.

Как показала моя практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепило навыки воспитанников, помогло им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

 Я считаю, что в проектно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому  стремлюсь вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Обобщение опыта работы по теме

Использование краткосрочной проектной деятельности

 для развития экологического воспитания дошкольников через ознакомление с природой родного края.

Воспитателя 1 категории

Великородной Александры Владимировны