Семинар Тема: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»
методическая разработка

Орлова Татьяна Григорьевна

Семинар 

Тема:  «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorch.sp_._v_hud.-prod.deyatelnosti.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12 «УЛЫБКА» ГОРОДА САФОНОВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (МБДОУ Д/С № 12)

Семинар для заместителей заведующих  города Сафоново.

Тема:  «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»

Программа работы  семинара:

  1. Введение в тему семинара
  2. Представление опыта работы по теме «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» (презентация)
  3. Просмотр фрагментов ООД в подготовительной к школе группе (воспитатель – Гуслякова Т.И.)
  4. Презентации дополнительного образования:

- «Тестопластика» - 1-ая младшая группа –руководитель Матвеева С.В.

- «Маленькие фантазёры» - 2-ая младшая группа – руководитель Гриб М.В.

- «Декупаж» - старшая группа – руководитель Нидвецкая Е.М.

- «Бумажные фантазии» - подготовительная группа руководитель Жигалова В.И.

5. Творческая мастерская

- аппликация методами обрыва и сминания бумаги – Гриб М.В.

- квилинг, гофротрубочки – Жигалова В.И.

- Мастер-класс «Рисуем песком» - Орлова Т.Г.

6. Деловая игра-викторина «Знатоки изобразительного искусства» - Орлова Т.Г.

7. Символьный тест – Орлова Т.Г.

8. Подведение итогов семинара-практикума. Отзывы коллег.

                       Ход семинара-практикума.

1.Слайд 1: Тема:  «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»

Слайд 2:   «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению»  Л.С. Выготский

            Все мы, педагоги, родители, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в делах, в учебе, разностороннее развитыми, словом воспитать личность.

 Начало личности – умение поставить гуманные цели, найти способы их реализации и довести до совершенства замысел – присуще только творчески развитому человеку. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, умножать, не разрушая.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом  у общества не возникало особой потребности в формировании и развитии творчества людей.

Слайд 3         Актуальность темы: 

 В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

В условиях стандартизации дошкольного образования развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение.                                 Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является художественно - продуктивная деятельность.                                                                                                                     Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.                                                                                                                                                   

 Слайд 4    Одно из приоритетных направлений нашего детского сада   -  развитие творческой личности.

Слайд 5     Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров  в художественно – эстетическом развитии детей посредством   использования в художественно- продуктивной деятельности наряду с традиционными нетрадиционных методов;

- взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;

- взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.

Слайд 6    Цель: Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник художественно- продуктивной  деятельности.

Слайд 7    Для решения поставленной цели были определены следующие  задачи: 

Слайд  8    В основу  педагогической деятельности по развитию творческих способностей легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию. 
Слайд 9  Система работы (схема)

Система работы по развитию творческого мышления у дошкольников в художественно-продуктивной деятельности  состоит из следующих блоков:

  • Работа с педагогами или повышение компетентности педагогов;
  • Работа с детьми,   куда входит образовательная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность детей.
  • Работа с родителями

Вся работа строилась в три этапа.

Слайд  10   Этапы работы по теме опыта

I. Подготовительный этап

Слайд 11:  Результаты анализа материально-технической оснащённости групп, диагностики, анкетирования родителей.                                                              

Слайд 12:   Для начала работы над темой была приобретена методическая литература, методические разработки по данной проблеме исследования для самостоятельного изучения:  

Слайд 13:  Для многих педагогов это были тоже новые не опробованные  техники. Чтобы обучить  педагогический коллектив был проведен теоретический семинар  «Новые технологии для развития  творческих способностей дошкольников».

Слайд 14, 15:    Затем прошли практические семинары по овладению технологиями работы с бумагой, такими как,  тычкование или торцевание, гофротрубочки,  квилинг, изготовление различных поделок из бумаги, сложенной гармошкой.

Слайд 16:   Проведено несколько мастер-классов по работе с бумагой.                                      Семинар – практикум   «Нетрадиционные методы рисования»

Слайд 17:   Педагогический совет « Развитие творческих способностей у дошкольников в художественно-продуктивной деятельности»

Слайд 18:     II. Основной этап: 

 1. Организация и пополнение развивающей среды                                                                                       2. Реализация намеченных мероприятий с детьми:                                                                                           - непосредственно образовательная деятельность,                                                                                           - совместная деятельность;                                                                                                                         - самостоятельная деятельность детей;                                                                                                               3. Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами.

Слайд  19, 20, 21, 22:   Оснащение уголка изобразительной деятельности                               Большая работа была проведена по  обогащению развивающей среды. Так в группах  «центры искусства и творчества» пополнились  разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда:

 Слайд    23:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     На занятиях по художественно-эстетическому развитию педагоги применяют упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов.                                                  Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»).                                                                     Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения;                                                                                              Использование приемов сотворчества  (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций;

Слайд 24:

Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием;

Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек;

Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта;

Рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам.  

Для активизации творческого воображения и мышления используем  следующие приемы:

Слайд 25:

Приемы ТРИЗ-технологий, 

Дорисовать элемент или фигуру, оживить геометрическую фигуру.

Рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», «Радость».

Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование соком овощей и фруктов. 

Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

Слайд 26:    Формирование у детей интереса к продуктивной деятельности, и развитию художественно - творческих способностей осуществляем  через создание игровых образовательных ситуаций.  Игровые образовательные ситуации состоят из трех частей:   - чтобы заинтересовать совместной деятельностью детей в первой части         (постановка игровой проблемы, игровой мотивации:  кому- нибудь  помочь, исправить чьи – то ошибки).                                                                                                - Во второй части происходит обогащение детского творческого опыта, вместе с детьми рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, или активизируем детскую деятельность на создание какого – либо продукта детского творчества.             -  В третьей части обогащается  полученный опыт, обыгрываем ситуацию и она плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы отправляемся  в путешествия или сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая персонажам. 

Слайд 27,28:    Дополнительное образование                                                                                Так  как далеко не каждую задуманную идею можно воплотить на  занятии со всеми детьми,  было принято решение организовать работу следующих кружков: «Тестопластика», «Говорящие пальчики», «Бумажные фантазии», «Декупаж», «Волшебная бумага», «Волшебная кисточка», (работает уже много лет).

Слайд 29:  «Волшебная кисточка»                                                                                                     Слайд 30: Бисероплетение                                                                                                                  Слайд 31:    В совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей заложен большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников.  Овладев новой техникой, дети с удовольствием в свободной деятельности создают несложные картинки, применяя выдумку, фантазию занимаются понравившимся делом.

Слайд 32:   Нашим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ, где они бывают главными экскурсоводами. Используем  в своей работе метод проектов, где учитываем  принцип интеграции с другими образовательными областями. А также сочетания рисования и аппликации, лепки и аппликации.  Использование приема сотворчества и коллективных работ. 

Слайд  33:   Работа с родителями.     Была проведена  серия консультаций для родителей и воспитателей: "Игрушки из бросового материала своими руками" "Нетрадиционные способы рисования», «Развитие художественного творчества у дошкольников».

Слайд 34     Родительские собрания «Развиваем творчество и мелкую моторику у ребёнка»,   « Наши руки не знают скуки».

Слайд 35,  36     Совместные с родителями занятия

Слайд 37  Досуги    « Зимние фантазии»

Слайд 38:     Вовлекаем  родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей: выставка «Поделки с грядки»,  « Осенние фантазии», выставки рисунков «Золотая осень», «Ёлочная игрушка своими руками», выставки поделок из бросового материала «Наши руки не для скуки».

Слайд 39:     Организуем  и проводим  семейные праздники и викторины об искусстве.                С совместными с детьми поделками из природного материала, рисунками мы участвовали в международных конкурсах «Талантоха», «Звёздочка в ладошках» «Краски»  и др.                                                                                         Одним  из условий  формирования художественно - творческих способностей детей является развитие креативности самого педагога. 
Проявляя творчество и фантазию,  занимаемся  дизайном групп и детского сада,  оформляем территорию.

Слайд 41:   III. Заключительный этап:     Диагностика, оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности.    Говоря о результатах  нашей работы, можно сделать вывод, что:  

Дети эмоционально откликаются на выразительные образы, радуются красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам; могут высказать свою оценку, доступными средствами пояснить выбор предмета. Освоили некоторые изобразительно-выразительные и технические умения, способы создания изображения, обогащают образ выразительными деталями. Проявляют некоторую самостоятельность в выборе изобразительных средств и материалов;               Проявляют интерес к творческому экспериментированию;                     Совершенствовалась ручная умелость, мелкая моторика;                                    Повысился уровень развития художественно – творческих способностей.  Педагоги: Обогатили предметно развивающую среду в группах, пополнили уголки изодеятельности;                                                                                     Систематизировали собственные знания по применению нетрадиционных техник в работе с дошкольниками;                                                                                       Используют разнообразные формы работы с родителями по развитию творческих способностей детей.                                                                                                                             Родители: Стали проявлять  интерес к совместной творческой продуктивной деятельности;                                                                                                        Интересуются жизнью детей в группе, оказывают посильную помощь в оформлении выставок;                                                                                             Повысился уровень компетентности в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников;                                                                                                                             Сформировалась потребность участвовать в совместных проектах.

Слайд   42,43,44:   Наши достижения:

Слайд  45:  Вывод:  Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.

Роль педагога, во – первых, сформировать способность Смотреть и Видеть, Чувствовать Познавать Творить, вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования); во – вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

3.  Просмотр фрагментов ООД по лепке «Огородное пугало» в подготовительной к школе группе (воспитатель – Гуслякова Т.И.)

4. Презентации дополнительного образования: Воспитатели рассказали, показали работы детей. Выступления сопровождали показом презентаций.

- «Тестопластика» - 1-ая младшая группа – руководитель Матвеева С.В.    (работы детей представлены на выставке)

- «Маленькие фантазёры» - 2-ая младшая группа – руководитель                 Гриб М.В.                     (работы детей представлены на выставке).

- «Декупаж» - старшая группа – руководитель Нидвецкая Е.М.                                                            (работы детей представлены на выставке).

- «Бумажные фантазии» - подготовительная группа руководитель Жигалова В.И.                                    (работы детей представлены на выставке).

5. Творческая мастерская:

-Мастер-класс по работе с бумагой с детьми младшего дошкольного возраста (аппликация методами обрыва и сминания бумаги)                  – Гриб М.В.

- Мастер-класс по работе с бумагой с детьми старшего дошкольного возраста (квилинг, гофротрубочки) – Жигалова В.И.

- Мастер-класс «Рисуем песком» - Орлова Т.Г.

6. Деловая игра-викторина «Знатоки изобразительного искусства» - Орлова Т.Г.

7. Символьный тест – Орлова Т.Г.

8. Подведение итогов семинара-практикума. Отзывы коллег.

Уровень проведенного семинара был высоко оценен  коллегами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"

«… Детский рисунок, процесс творчества – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, насл...

Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников в процессе продуктивной деятельности

Данный материал основан на оопыте работы по теме; "Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников в процессе продуктивной деятельности"....

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»

По мнению В. Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы компле...

Семинар - практикум для воспитателей "Развитие индивидуальных способностей детей в процессе продуктивной деятельности "Создаю. Творю. Радуюсь"

Система работы по развитию творческих способностей дошкольниковРабота с детьми: Непосредственно образовательная деятельность. Совместная деятельность воспитателя с детьми. Самостоятельная детская...

Мастер-класс "Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"

Мастер-класс "Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"...

Семинар-практикум «Развитие индивидуальных способностей детей в процессе продуктивной деятельности»

Семинар-практикум  для педагогов «Развитие индивидуальных способностей детей  процессе продуктивной деятельности»...