Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников в процессе продуктивной деятельности
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Данный материал основан на оопыте работы по теме; "Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников в процессе продуктивной деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл самостоятельность дошкольников19.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников в процессе продуктивной деятельности».

Жгун Н.А

     Согласно ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие дошкольника предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности ребенка и создает предпосылки к   учебной деятельности.

    Подготовка детей к школе, по мнению ряда авторов, предполагает умственную, нравственную, физическую, эстетическую готовность (Р.С.Буре, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Л.В.Крайнова и др.). Ученые определяют содержание нравственно-волевой готовности следующим образом – это отношение к себе, отношение к сверстникам, отношение к учителю, родителям, и нравственно-волевые качества: ответственность, настойчивость, самостоятельность, активность. Среди перечисленных качеств личности исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка. Именно данное качество, по мнению ряда авторов, обеспечивает:

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью  взрослого;
  • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • умение переносить известные способы действий в новые условия.

    Таким образом, анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.

    Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в различных видах деятельности: в игре (Н.Я.Михайленко), в труде (М.В.Крулех, Р.С.Буре), в познании (А.М.Матюшин, З.А.Михайлова, Н.Н.Подъяков), в обучении (Е.Е.Кравцова, Л.В.Артемова).

     Самостоятельность – это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

    Согласно ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Исходя из этого я определила цель работы – создание оптимальных условий для формирования самостоятельности и инициативы детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности: лепка, аппликация, рисование, дизайн-деятельности.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений детьми старшего дошкольного возраста;
  • развитие созидательных возможностей личности у детей старшего дошкольного возраста;
  • создание условий для свободного экспериментирования с художественными       материалами, инструментами и техниками;
  • развитие художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста;
  • расширение кругозора детей, развитие интеллекта и рационально-логического мышления.

      Формирование самостоятельности у дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности включает в себя ряд этапов, содержание которых направлено на работу с детьми:

    На первом этапе задача сформировать у детей представление о формах самостоятельного поведения и подведения к пониманию самостоятельности, как значимого качества личности. С этой целью образовательный процесс основан на деятельностном подходе (используя личный опыт детей). Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. 

    На втором этапе для накопления навыков и умений у детей организуются игры для развития тонкой моторики пальцев, применяются здоровье сберегающие технологии (физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика), наглядно-методические материалы (пошаговые инструкции), электронные образовательные ресурсы (видеотека, картотека картинок, созданные педагогом).

    На третьем этапе для развития у детей интереса и положительного отношения к предметной деятельности создается предметно-развивающая среда, основными инициаторами которой, являются дети, проводятся детских матер-классы, индивидуальные выставки воспитанников, тематические выставки, дизайн-проекты;

    Для закрепления форм самостоятельного поведения с детьми проводятся коллективные работы, успех которых напрямую зависит от слаженных действий и самостоятельного выполнения каждым своей части работы.   Используется ряд домашних заданий, например, – «Научи маму замешивать тесто» (на основе рабочей тетради к программе И.А. Лыковой, «Умелые ручки».)

    В результате проведенной работы дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, отличаются ручной умелостью, пониманием значения слова «самостоятельность», свободно оперируют   этим понятием применительно к себе и сверстникам. Повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей.

    Важно отметить, что на всех этапах работы  активно применяются ИКТ-технологии и образовательные интернет-ресурсы (http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, http://fcior.edu.ru - федеральный центр информационно-образовательных ресурсов). Работаю в офисных программах Power Point, Word, в программе Notebook для работы с интерактивной доской. Проектируется образовательный процесс с использованием информационно-коммуникационных обучающих средств.

В результате поэтапной работы  воспитанниками были созданы:

  • детские мастер-классы;
  • индивидуальные и коллективные традиционные тематические выставки;
  • мини дизайн-коллекции;
  • тематические дизайн – проекты;
  • экологический проект детской предметной анимации;

Кроме того, ребята активно участвуют в оформлении музыкального зала к праздничным программам, групповых помещений, используя продукты индивидуальной и коллективной предметной дизайн-деятельности.

Большое значение   уделяется организации сотрудничества с родителями воспитанников. В данном направлении используются следующие формы взаимодействия:

  • консультации для родителей по применению нетрадиционных техник и приемов дизайн-деятельности;
  • электронные презентации в форме детских мастер-классов;
  • выставки семейного творчества;
  • дни открытых дверей;
  • семейные мастер-классы.

    Подводя итоги проделанной работы, нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, полное исключение скованности и страха в выборе материала и техники выполнения работ в самостоятельной творческой деятельности. Уверенность в собственных силах детей повысила результативность образовательного процесса, воспитанники стали активными участниками городских и всероссийских творческих конкурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как сюжетно-ролевые игры способствуют развитию самостоятельности и инициативы у дошкольников»

Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:1-й уровень...

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"

«… Детский рисунок, процесс творчества – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, насл...

Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников через организацию персональных выставок в ДОУ.

Составитель: воспитатель МБДОУ д/с № 67,  Жгун Наталья Анатольевна           Дошкольный возраст является важнейшим этапом художественно- эстетиче...

Опыт работы по теме: "Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"

Опыт работы по теме: " Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"...

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»

По мнению В. Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы компле...

формирования самостоятельности и инициативы у дошкольников в различных сферах деятельности в совместной работе педагогов и специалистов ДОО

формирования самостоятельности и инициативы у дошкольников в различных сферах деятельности в совместной работе педагогов и специалистов ДОО...

Мастер-класс "Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"

Мастер-класс "Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"...