мастер класс по теме "развитие связной речи у дошкольников с применением мнемотаблиц"
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему

Потапова Оксана Анатольевна

краткое введение в работу по технике мнемотаблиц и пример их применение с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_svyaznoy_rechi.docx163.26 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс « развитие связной речи с помощью мнемотехники»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – 
он будет долго и напрасно мучиться,
 
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».

 К.Д. Ушинский

Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:

1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки.

Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы. Показ схемы к стихотворению

МАРТ- сначала читаю без схемы и спрашиваю, кто запомнил. потом предлагаю мнемотаблицу и еще раз читаю. Спрашиваю кто запомнил. Рассказывают со схемой.

Март

Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте   И по карте На стене.        

hello_html_m43086cc2.jpg

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при рассказывании о весне. раздаю заготовки таблиц. вместе составляем.

– Перед вами листы бумаги с текстом и мнемоквадратами на тему «Весна». Предлагаю самостоятельно выложить этот текст в картинках –мнемотаблицу..

–  Что мы можем нарисовать к этой строчке

Следующая строчка – …. И т.д.    

http://900igr.net/up/datas/116441/007.jpg

 

– Наш рассказ «нарисован», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите свой рассказ без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое произведениеот простого до сложного.

http://900igr.net/up/datas/116441/007.jpg

– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

– Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку. Также с помощью схемы можно составить рассказ о любимой игрушке, животном, времени года.

– Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем (алгоритмов)для описания предметов и составления описательного рассказа

– На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте …... Даю каждому свое задание (3 человека-овощи фрукты, потом всем остальным даю текст с загадками) и они друг другу рисуют и угадывают о чем этот рассказ.

– На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т.д.

Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Результаты

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Выводы

Анализируя результаты проводимой работы, можно сделать вывод, что моделирование связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники заметно облегчает детям с выраженным речевым недоразвитием овладение данным видом связной описательной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим

Мастер-класс

По теме

«Развитие связной речи у дошкольников с применением мнемотехники»

Подготовила и провела

Воспитатель высш кв.кат.

Потапова Оксана Анатольевна

Новосибирск 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема: «Развитие связной речи дошкольников - как одно из условий подготовки к школе».

                                            Мастер-класс Тема: «Развитие связн...

Мастер-класс:" Приёмы формирования связной речи у детей с ОНР"

Презентация опыта работы учителя-логопеда по формированию связной речи у детей с ОНР. Представлены цели и задачи  работы по развитию связной речи у детей, пути реализации данной проблемы в практи...

Мастер-класс Тема:"Развитие связной речи у детей третьего года жизни".

Уважаемые участники!Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую Вам как работать с детьми раннего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет)  с художествен...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Ранняя профориентация дошкольников с применением игровой развивающей среды "Навигатум: В мире профессий"

Основная цель мастер-класса – это дальнейшее повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по ранней профориентации дошкольников через передачу опыта путем прямого и комментированно...

Развитие связной речи дошкольников с применением элементов изотерапии

Связная речь позволяет ребенку логично и последовательно излагать свои мысли, описывать приобретенные умения и навыки. В настоящее время для развития связной речи все более активно применяется такой и...

Развитие связной речи дошкольников с использованием мнемотаблиц.

Важным условием развития дошкольников является связная речь. Но в речи дошкольников часто встречаются серьёзные пробелы. Для устранения указанных проблем можно воспользоваться современными т...