Развитие связной речи дошкольников с применением элементов изотерапии
презентация по коррекционной педагогике

Елена Сванидзе
Связная речь позволяет ребенку логично и последовательно излагать свои мысли, описывать приобретенные умения и навыки. В настоящее время для развития связной речи все более активно применяется такой инновационный подход, как психотерапия искусством. Одно из направлений – это воздействие посредством изобразительного творчества – арт-терапия или «терапия творческим самовыражением».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие связной речи дошкольников с применением элементов изотерапии Презентация подготовлена Кузнецовой Т.А., воспитателем, Сванидзе Е.В., учителем-дефектологом ГБДОУ д/с № 101

Слайд 2

Связная речь позволяет ребенку логично и последовательно излагать свои мысли, описывать приобретенные умения и навыки. Исследования Тихеевой Е.И., Коротковой Э.П.. Борович А.М., Соловьевой О.И. показали, что связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения, реализуя основную функцию связной речи – коммуникативную.

Слайд 3

В настоящее время для развития связной речи все более активно применяется такой инновационный подход, как психотерапия искусством. Одно из направлений – это воздействие посредством изобразительного творчества – арт-терапия или «терапия творческим самовыражением». Появление арт-терапии (термин А.Хилла ) на стыке искусства и науки относят к 30-м годам прошлого столетия. Коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением человеку неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием собственного «Я», личности, что помогает мобилизовать внутренние естественные механизмы саморегуляции .

Слайд 4

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Изотерапия по форме организации может индивидуальной и групповой. В современной зарубежной и отечественной изотерапии ( В.Е.Фолке , Т.В. Келлер ; Р.Б.Хайкин , М.Е.Бурно ) выделяют направления этого метода: - использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами; - побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Слайд 5

Остановимся подробнее на использовании возможностей рисования для развития связной речи. С. Кратохвил предлагает использовать следующие методики рисования: 1). Свободное рисование, при котором рисунки на заданную или самостоятельно выбранную тему выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе

Слайд 6

2). Для коммуникативного рисования группа разбивается на пары, каждая из них совместно рисует на одном листе на определенную тему. После окончания рисования происходит обсуждение процесса рисования. (мысли, чувства, отношение друг к другу в процессе рисования)

Слайд 7

3). В процессе совместного рисования несколько человек молча рисуют на одном листе. По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками

Слайд 8

4). При дополнительном рисовании рисунок посылается по кругу – один начинает рассказывать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

Слайд 9

Работу по формированию связного высказывания у дошкольников проводим в 2 этапа: работа с готовым текстом; - построение самостоятельного высказывания Текст и предложение Сравнение текста и набора слов Сравнение текста и набора предложений Рисование на свободную тему Распространение краткого рассказа По вопросам Нахождение предложений , не подходящих по смыслу Сравнение рисунков по краткому и полному рассказу Восстановление окончания рассказа по его началу и начала рассказа по концу -Сравнение текста и искаженных вариантов - Восстановление текста по началу или концу - Придумать и нарисовать начало или конец рассказа Определение темы и основной мысли рассказа Озаглавить текст Нарисовать и придумать название Определение последовательности и связности предложений в тексте Работа с деформированным текстом Построение текста по схеме: начало, середина, конец Нарисовать предмет, о котором говорит автор ( по цепочке)

Слайд 10

Составление рассказа по серии сюжетных картин По картине С опорой на слова Рисование иллюстраций к рассказу товарищей Составление рассказа по сюжетной картине По картине С опорой на слова Коллективное рисование сюжетной картины Составление рассказа по личным впечатлениям Составление рассказа по личным впечатлениям Рисование «Моя семья» Составление рассказа на предложенную тему Составление рассказа на предложенную тему Рисование на предложенную тему Построение самостоятельного высказывания

Слайд 11

Использование изотерапии при работе с текстом

Слайд 12

Использование изотерапии при составлении самостоятельного рассказа Составление рассказа по сюжетной картине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование элементов устного народного творчества для развития связной речи дошкольников"

Связность речи - это связность мыслей. Именно в дошкольном возрасте надо научить детей связно и последовательно излагать свои мысли, строить предложения грамотно. Методы различны, но можно использоват...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Педсовет "Применение игровых технологий в образовательном процессе МДОУ для развития связной речи дошкольников"

Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудную речь. С помощью игровых техно...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...

Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ для развития связной речи дошкольников

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...

Применение технологии "Кубики историй" для развития связной речи дошкольников.

Автором представлен материал о развитии связной речи дошкольников....