Методическая разработка "Использование элементов устного народного творчества для развития связной речи дошкольников"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Белокудренко Светлана Сергеевна

Связность речи - это связность мыслей. Именно в дошкольном возрасте надо научить детей связно и последовательно излагать свои мысли, строить предложения грамотно. Методы различны, но можно использовать для этого элементы устного народного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Использование элементов устного народного творчества для развития связной речи детей дошкольного возраста»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования речевое развитие является одним из важнейших направлений развития и образования детей дошкольного возраста. И должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. И в то же время речь детей должна быть живой, непосредственной и выразительной. Значит, связная речь неотделима от мира мыслей: ведь связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. И по тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. А ведь умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неумении объяснить смысл отдельных слов. Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно. 

Развитие связной речи наших детей мы осуществляем в процессе повседневной жизни, а именно в индивидуальном общении с ними.

А под речевой деятельностью мы используем такую деятельность, которая направлена на создание нового, что обеспечивается способностью ребенка создавать новые образы. Разнообразные тексты наших детей на свободную тему имеют коммуникативную функцию. Они их придумывают не просто так, им хочется рассказать о чем-либо интересном и значимом для них самих. Наша задача услышать и записать за ребенком рассказ и сохранить его. Такая форма работы позволяет нам сделать для наших детей - целую серию открытий.

Первое открытие - любое сообщение можно записать.

Второе открытие - записанное сообщение никуда не пропадает, его можно сохранить и многократно возвращаться к нему, перечитывать дома, в детском саду, показать друзьям и знакомым по поводу и без повода.

Третье открытие - представление об их личных достижениях и успехах. Дети начинают понимать, что своим сочинительством они интересны для сверстников и взрослых.

Таким образом, мы их подводим к пониманию, чтобы в дальнейшем самому пользоваться своими достижениями, им надо научиться грамоте, чтобы записать свой рассказ, научиться пользоваться различными приспособлениями для оформления работы, т.е. нарисовать иллюстрации, подобрать картинки, фотографии, аккуратно наклеить их или вырезать, создать композицию и т.д.

Мы стараемся идти за ребенком, всячески поощрять его интересы к различной деятельности: рисование, ручной труд, конструирование и создаем условия для его творческой деятельности.

Для развития связной речи детей особое внимание мы уделяем развитию навыков их разговорной речи. К каждому инициативному высказыванию ребенка относимся бережно, поддерживая его. На начальных этапах мы предлагаем ему выполнить действие по словесной инструкции, затем ответить на поставленные вопросы. Стараемся улавливать смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побуждаем к более полному высказыванию и грамматически правильному его выражению.

Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Мы понимаем, что научить ребенка говорить — значит научить его мыслить. Мы считаем, что именно использование элементов устного народного творчества активизирует мыслительную деятельность дошкольников, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию и к саморазвитию. Устное народное творчество как ценнейший языковый материал помогает в развитии речи детей.

Загадки, пословицы, поговорки — древнейшие жанры устного народного творчества. Сколько в этих поэтических миниатюрах смысла, поэзии, красоты. Они воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, культуры. В пословицах осуждаются глупость, лень, нерадивость, хвастовство, а восхваляются ум, трудолюбие, скромность и другие, необходимые для счастливой жизни качества человека. В загадках — иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые необходимо отгадать. Они развивают неординарное мышление. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Загадки, пословицы, поговорки являются непревзойденными образцами фольклора как искусства слова.

Но, больше всего нам и нашим детям нравятся скороговорки. Ведь скороговорка – уникальное явление культуры любого народа. По-нашему мнению это великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Мы считаем, что чистое и ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь – это заслуга семейного воспитания. Выполнение игровых заданий – развлечений совместно с родителями дома приносит огромную пользу нашим детям. В соответствии с ФГОС «Требования к условиям реализации Программы (пункт 3.2.5) Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Советы родителям наших воспитанников, по работе со скороговоркой.

 Работа со скороговоркой.

1. Заинтересовать. Прочитать несколько раз.

2. Объяснить значение сложных слов или непонятных слов.

3. Предложить ребенку проговорить скороговорку в движении или при помощи маленького мячика, подбрасывая и ловя его двумя руками.

4. Предложить проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

5. Проговорить скороговорку, перебрасывая мячик друг другу.

6. Проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками, сначала медленно, затем быстрее.

7. Устроить соревнование – кто быстрее проговорит скороговорку.

8. Проговорить скороговорку несколько раз подряд и не сбиться.

9. Предложить усложнить скороговорку, проговорить ее, поменяв местами начало и конец. Но только после запоминания и правильного повторения.

Вывод прост. Надо чуть больше уделять внимания детям, и вы увидите, что через некоторое время ребенок сам все легко запомнит. А эти интересные упражнения помогут ему в развитии его связной речи. Ведь совместные игры с детьми сближают, наполняют атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и добра. Именно этого так часто не хватает в наше стремительное время.

 Список литературы:

1. Детский сад – дом радости. Младшая группа. Изд.2, доп. и переработ.: Книга для воспитателей. Н.М.Крылова, В.Т.Иванова. – Пермь. ПГПИ, 1992.

2. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Кн. для логопеда/Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Екатеринбург. Изд-во ЛИТУР, 2006. - 320 с. (Серия «Учимся играя»)

3. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с. (Модули Программы ДОУ).

4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование устного народного творчества в развитии связной речи детей-дошкольников"

Консультация на тему:«Использование устного народного  творчества в развитии связной речи детей дошкольников»        Воспитатель:Мачкалян...

Влияние малых форм устного народного творчества на развитие активной речи детей-сирот раннего возраста.

Данный  материал был подготовлен для выступления на педагогическом совете, для ознакомления педагогов цент ра с формами развития речи детей раннего возраста....

Консультация для педагогов «Устное народное творчество в развитии речевой активности дошкольников»

Консультацию составила: Чугина Елена Александровна, учитель-логопед, высшая категория...

Устное народное творчество в развитии связной речи дошкольника.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

"Влияние устного народного творчества на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами , вызывает у детей положит...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЯКУТСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

   Устное народное творчество давно является одним из наиболее эффективных средств формирования и развития речи у детей. В особенности это актуально для детей, изучающих якутски...