Опыт работы по обогащению словаря младших дошкольников средствами ТРИЗ-технологии
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Утина Наталья Павловна

В помощь  воспитателям, какие использовать игры ТРИЗ-технологии для пополнения и обогащения словаря младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы22.57 КБ

Предварительный просмотр:

 «Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ - технологии»

Составили: старший воспитатель Утина Н.П.

воспитатель Аношина М.Н.,

           Обогащение словаря дошкольников является одной из глобальных задач по развитию речи.  Словарный запас детей младшего дошкольного возраста должен достигать приблизительно 2000 слов. Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции.

На практике же можно отметить, что словарь детей беден,  дошкольники мало используют в речи прилагательные, наречия, глаголы.  

   В современной методике словарная работа рассматривается, как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

   Развитие словаря – это длительный процесс, который включает  в себя:

  • количественное пополнение слов;
  •  освоение социально закрепленных значений слов;
  • формирование умения использовать  разные словесные конструкции в конкретных условиях общения.

     Для достижения эффективной работы по расширению и обогащению словарного запаса детей своей группы мы решили использовать ТРИЗ-технологию, которая в достаточной степени способствует решению следующих задач:

 

  • научить называть слова, обозначающие предметы по существенным признакам, отвечать на вопрос «Что это?», «Кто это?»;
  • называть признаки и качества предметов (мягкий, красивый), отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», « какое?»;  
  • называть действия связанные с движением, состоянием, возможными действиями, отвечающими на вопрос: «Что делает?», « Что будет делать», «Что с ним можно делать?»
  • формировать понимания и утверждение в речи обобщающих понятий (одежда, игрушки, транспорт, домашние и дикие животные и т.д.)
  • называть семантические отношения слов различных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит - рыба … плывет; мяч сделан из резины, карандаш… из дерева.
  • понимать противоположные значения слов (длинный - короткий, мягкий - твердый …)
  • познакомить с многозначными словами (ручка у сумки – ручка у зонтика – ручка у чашки).

      Все занятия мы строим на игровых приемах ТРИЗ – технологии, что позволяет развивать у детей образность речи, самостоятельность суждений и умозаключений, высокую работоспособность детей, основанную на интересе.

В играх ребятам помогают помощники умной головы – это глаза, уши, нос, рот, руки, а также имена признаков  предметов (принятые в ДОУ условные обозначения).

   Итак, для понимания и употребления обобщающих понятий: игрушки, обувь, одежда и т.д., мы используем такие игры как «Что в круге», (воспитатель называет объекты, ставит точки, на доске обведя их в круг, спрашивает: «Кто это?» «Что это?» Например, кошка, корова, собака, поросенок… Кто это?  Это домашние животные).

Следующая игра  «Я знаю». Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит: «Игрушки». Ребенок возвращает мяч и говорит: «Кукла, шарик, зайчик и т.д. ….

В игре  «Раз, два, три – ко мне беги» - детям раздаются карточки с изображениями объектов. «Раз, два, три ко мне бегут домашние животные» - говорит педагог. У кого из детей картинки с изображением домашних животных бегут к воспитателю.

Хорошо зарекомендовала себя известная игра «Четвертый лишний». Педагог предлагает ребенку три карточки с изображениями объектов одного вида (чашка, чайник, кастрюля) и одна карточка с изображением объекта другого вида (стул). Ребенок должен определить какая карточка лишняя и почему.

На закрепление обобщающих понятий используем игру «Я еду на север». Воспитатель называет, какой либо объект, предлагает детям перечислить другие объекты. Например, я еду на север и беру с собой куртку. Дети должны назвать предметы, относящиеся к группе «одежда».

  В игре «Наоборот», упражняем детей в подборе антонимов (длинный  – короткий, мягкий – твердый, эта кукла большая, а эта маленькая, это дерево высокое, а это низкое).

  Многозначность слов, раскрываем, рассматривая картинки, например: кисть у человека и кисть рябины, ручка у двери и ручка у сумки и т.д.

       Наши дети (мальчики и девочки) очень любят играть с наборами игрушек «Доктор», «Парикмахерская», «Магазин». Мы стараемся во время сюжетно – ролевой игры не предоставлять готовый выход из ситуации,  а подводим к проблеме, где наши воспитанники вместе с взрослыми пытаются ее решить. Все это способствует творческой активности у ребят, поддержке самовыражение, способствует употреблению и закреплению новых слов, действий, свойств и качеств предметов.

Для уточнения глагольного словаря, мы используем такие игры как «Кто как передвигается». У детей большие карты, а у воспитателя маленькие карточки с изображениями животных. Воспитатель поднимает предметную картинку, Тот ребенок, у кого есть такая же картинка, должен назвать ее и сказать, как передвигается это животное, (Ребенок должен сказать, как подает голос это животное)  «Кто что делает».

В своей работе мы используем пособие «Круги Луллия» например, в игре «Кто, где живет» воспитатель предлагает ребенку рассмотреть в верхнем круге животных, назвать их. Подобрать картинку с нужным жилищем, путем вращения нижнего круга. Правильно назвать жилище. С помощью пособия мы играем в такие игры как «Кто что ест», «Мамы и их детеныши», «Цветные картинки», «Найди свою тень».

  Для усвоения частей предметов используем игру «Целое и части» (как известно, так и с использованием картинок)

 Для закрепления основных цветов и развития воображения, мы используем игру «Разговор красок». Взрослый подносит цветные карандаши к уху и сообщает детям, что цветные карандаши заговорили и предлагает детям угадать, что они рассказали (например, красный я – мак; я – огонь и т.д.).

 Вместе с тем наши ребятки любят разговаривать по телефону. Мы стараемся поддерживать интерес к данной игрушке. Ведь очень важно уметь ребенку вести диалог, разговаривать можно на разные темы, тем самым способствуя развитию у малыша умение отвечать на вопросы, поддерживать разговор.

 Кроме занятий, огромная работа по обогащению словаря детей ведется и в повседневной жизни. Реализуя требования ФГОС, строим образовательный процесс на основе индивидуального сопровождения воспитанников. Так в группе функционирует полочка, с набором определенных игр для воспитанников с недостаточно сформированными навыками развития и обогащения словаря.

 Таким образом, игры, основанные на ТРИЗ-технологии, способствуют обогащению словаря ребенка, т.е. умению свободно употреблять в разговорной речи синонимы, антонимы, наречия, глаголы, обобщающие слова, а также формируют независимость мышления, т. е умение находить собственное решение, давать оригинальные ответы, свободно вступать в диалог со сверстниками, взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Дидактическая игра - средство обогащения словаря младших дошкольников"

Игра — ведущий и наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенк...

СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

в статье рассматривается актуальность использования сказок для расширения словарного запаса у младших дошкольников....

Развитие и обогащение словаря младших дошкольников с помощью игр.

консультация для родителей и воспитателей....

"Обогащение словаря младших дошкольников"

Консультация для родителей младших дошкольников...

Опыт работы по обогащению словаря детей в процессе экологического воспитания

В статье описан опыт работы по обогащению словаря детей в процессе экологического воспитания....

Дидактическая игра - средство обогащения словаря младшего дошкольника

 Игра —  ведущий и наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и...