Развитие и обогащение словаря младших дошкольников с помощью игр.
консультация (младшая группа) на тему

консультация для родителей и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Простой вопрос-как воспитывать ребенка, по праву принадлежит к числу «вечных», является ключевым, системообразующим  для любой культуры на все времена.

Традиционное воспитание-воспитание монологичное, главную и единственную роль в процессе обучения играет воспитатель. Сегодня проблема социализации детей как никогда значима и актуальна. Занятия, построенные в форме игры, призваны помочь ребенку младшего дошкольного возраста развить и обогатить словарный запас в ненавязчивой форме. Детские стишки и фольклорные изречения, поданные дошкольнику в форме игры, являются важными средствами формирования личности ребенка и развития речи, средствами эстетического и нравственного воспитания детей.

Цель работы - выявление и распознавание на занятиях с младшими дошкольниками различных типов игр, ориентированных на пополнение словарного запаса. Объектом рассмотрения является обучение детей дошкольного возраста родному языку с целью обогащения словарного запаса. Предметом изучения выступает процесс формирования словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе игры-занятия.

 В данной работе ставятся следующие задачи:

 1. Изучить теоретические основы обогащения словаря детей младшего до школьного возраста;

2. Рассмотреть систему педагогических мероприятий по обогащению словарного запаса;

3. Узнать о развитии образной  речи дошкольников с помощью произведения фольклорного жанра и художественных книг в рамках занятий-игр;

 4. Проанализировать функциональную направленность каждого типа игр, ориентированных на обогащение словарного запаса.

Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами ролевых игр, средствами фольклора и литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный отбор самих игр, так и художественных произведений.

1.1.ЗАНЯТИЕ КАК ВИД ОБУЧЕНИЯ

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становится фраза. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят  отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры(сокращения слов: «апиед» вместо велосипед), неправильное ударения и прочее.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, научить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Именно эту цепь преследуют обучающие занятия в детских садах.

 Игры на развитие речи и мышления дошкольников должно быть систематизированы. Некоторые упражнения можно выполнять на прогулке, остальные на обучающих занятиях:

 Для удобства общения допустимо тематические уроки: «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт» и т.д., а также учебные игры: «Мишка одевается», «Я мою посуду», « Квартира для куклы» и т. д. Эти простейшие приемы, исподволь приведут к сути: дети начинают свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях учатся охарактеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материала. Таким образом, будет расширяться словарный запас.

Можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похожа почему? Гуляя по лесу, можно задавать такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?» Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходство различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.) «А на траву?» (цветом.) «А на каплю?» ( формой.)

 Из таких игр рождается еще одно  увлекательное занятие для дошкольника: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, педагог может помочь ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».

 Следующий вид упражнения - скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.

  • Около кола-колокола.
  • Как у горки, на пригорке, жили тридцать три Егорки.

 Можно предложить детям дошкольного возраста произносить одну и ту же фразу с разными интонациями(нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо).

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

 Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащение словаря, но и активизации высших психических функций(памяти, внимания, мышления, моторики).

Ребенок обогащает свой словарь  в живом речевом общении со взрослым, узнавая название предметов, наблюдаемых им в действительности или представляемых по картинкам. Следовательно, работа ведется практически методом имитации, приемами опоры на реальные объекты или на картинку.

 Ребенок быстро,(услышав, иногда всего один раз)и прочно(на всю жизнь)запоминает слова, называющие тот предмет или явление, которые его заинтересовали. Но это происходит в том случае, если воспитатель соблюдают методические правила произнесения слов:

1)говорит достаточно громко, чтобы ребенок расслышал слова;

2) произносит четко, т. е. энергично и правильно артикулируя;

3)соблюдает правила орфоэпии, избегая искусственного произношения, утрирующего  тот или иной звуковой компонент слова;

4)старается вставить это слово в предложение так, чтобы показать возможно больше его грамматических форм.

Примерное количество слов, которые дети могут случае недели:

Дети третьего года жизни-5 слов ,

дети четвертого года жизни-10 слов,

 дети пятого года жизни-15 слов ,

дети шестого года жизни-20 слов,

 дети седьмого года жизни-30 слов.

 К пяти годам у ребенка должно быть сформировано правильное произношение всех звуков родного языка. Не стоит говорить о том, насколько важно для ребенка его будущего звуковая культура речи. Даже незначительные дефекты могут повлиять очень сильно, в частности, на выбор профессии, карьеру. Методика развития речи и обучение родной речи дошкольников предлагает такой тип занятий, которые построены в форме игры. Это облегчает усвоение материала, развивает у детей слуховое внимание, способствует правильному восприятию речи. Подача материала, направленного на обогащение словаря, в форме игры учит малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

Тип игр, направленных на обогащение словарного запаса малышей.

 «Четвертый лишний».

Для игры вам понадобится четыре картинки с изображениями предметов, три из которых относятся к одному общему понятию. Вы раскладываете их перед малышом и предлагаете определить какие подходят друг к другу и можно ли назвать их одним общим словом( каким?), а какая из этих картинок лишняя(почему?). Набор картинок может быть разнообразным, например, чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и  курица;  елка, береза, дуб и рыба.

Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы.

«Угадай, что звучит»

 Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводства звучание указанных предметов. «Что звучит?»-спрашивает он у детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

«Чудесный мешочек»

 Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображения детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.

 Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает  ему.

Пример следующих игр и  упражнений помогут обучить детей правильному произношению отдельных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками. «Магазин»

 Наглядный материал: игрушки, в названии которых есть звуки м-мь, б-бь(матрешка, машинам, миша, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, буратино, собака белка, кукла и пр.

 Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. «Я буду продавцом»- говорит он и переспрашивает: « Кем я буду?» Дети отвечают. « А вы будете покупателями. Кем вы будете?»- « Покупателями» ,-отвечают дети. «Что делает продавец?»- « Продает».- «Что делает покупатель?»- « Покупает». Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить .Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово «пожалуйста» выделяется голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И тогда тех пор, пока все предметы не будут  распроданы.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносить звук м-мь, б-бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками..

«Можно ездить или нет»

Наглядный материал: коробка и картинки с изображениями средств передвижения, а также других предметов, имеющих в название звук с(сь) : санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др. Дети по очереди вынимать из коробки картинки; каждый показывает свою группе называет изображенный на ней предмет и говорить, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с(сь) в словах, отчетливо выговаривая слова с этим звуком.

 «На прогулку в лес»

Наглядный материал: игрушки(собака, слон, лиса, заяц, коза, гуси, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеется звук с(сь),з(зь),ц. Воспитатель выставляет игрушки на стол и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с(сь),з(зь),ц.

«Скажи, как я»

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степени громкости произнесенных слов).

Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

«Без слов»

Игра заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Папы или мамы загадывать простое предметное действие(например, чтение книги) и с помощью мимики и жестов показывает его ребенку, который должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа, играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий, например, такую: проснулся, встал, умылся, позавтракал и т.д.

Другим вариантом этой игры может быть рассказывание друг другу короткого стихотворения, сказки или песенки, известных малышу.

В игре развивается воображение, фантазия, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

 «Угадай-ка»

Взрослый выбирает любой предмет, находящийся в комнате, и описывает его ребенку, рассказывая, где находится, для чего предназначен, из какого материала сделан и т.д. Ребенок должен отгадать, что загадали.

Для того, чтобы усложнить задание, можно предложить малышу самому задавать вопросы о загадочном предмете. Отвечать нужно только «да» или «нет». В этом случае ребенок лучше научиться выделять существенные признаки предмета.

 Это игра направлена на развитие памяти, способности к анализу и синтезу, выделению существенного в предмете.

Задачи педагога при работе над словарным запасом с детьми младшего дошкольного возраста сводятся к:

избавлению от пропусков и замены букв;

к вычленению слоговой структуры;

улучшению работы артикуляционного аппарата;

 развитию слухового восприятия и фонематического слуха;

 улучшению произношения;

Большую часть в интеллектуальном и нравственное развитие детей играет обучение с раннего детства правильной речи, языку своего народа. Наиболее адекватной формой обучения и развития словаря младших дошкольников считаются игры-занятия. Обучение дошкольников родному языку протекают в ситуации игры, что позволяет новому материалу, новой лексике легче усваиваются. Игры-занятия, рассчитанные на обогащение словарного запаса ребенка, доказывают, что дети младшего дошкольного возраста способны не просто пользоваться готовым речевыми образцами-высказываниями, которые ребенок получает от взрослых, но также и творить самостоятельно(Активность творческая).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Дидактическая игра - средство обогащения словаря младших дошкольников"

Игра — ведущий и наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенк...

СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

в статье рассматривается актуальность использования сказок для расширения словарного запаса у младших дошкольников....

Опыт работы по обогащению словаря младших дошкольников средствами ТРИЗ-технологии

В помощь  воспитателям, какие использовать игры ТРИЗ-технологии для пополнения и обогащения словаря младших дошкольников....

"Обогащение словаря младших дошкольников"

Консультация для родителей младших дошкольников...

Дидактическая игра - средство обогащения словаря младшего дошкольника

 Игра —  ведущий и наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и...

Формирование связной речи и обогащение словаря младших дошкольников посредством устного народного творчества

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостног...