Формирование связной речи и обогащение словаря младших дошкольников посредством устного народного творчества
статья по развитию речи

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Одним из лучших способов развития речи ребенка раннего и младшего дошкольного возрастов считают произведения устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование связной речи и обогащение словаря младших дошкольников посредством устного народного творчества

Употребление произведений устного народного творчества в дошкольной организации для развития речевой деятельности детей дошкольного возраста обусловлено спецификой их содержания и формы произведений устного творчества русского народа, тем, каким образом дети знакомятся с ним, и речевым развитием детей. У детей дошкольного возраста проявляется большой интерес к произведениям устного народного творчества, дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, так как в них присутствует мягкий юмор и жизненные ситуации, которые им знакомы. Устное народное творчество – это огромное наследие каждого народа, которое развивалось веками, отталкиваясь от взгляда на жизнь, общество, природу, показатель его талантов и возможностей. Через ознакомление и усвоение устного народного творчества у детей формируются не только навыки овладения и усвоения родного языка, но возникает приобщение к культуре своего народа, освоение его красоты, а также они получают первые и важнейшие впечатления о ней. Поэтому перед педагогом поставлена главная задача по речевому развитию у детей дошкольного возраста – освоить с ними разговорную речь, следовательно, овладеть родным языком. Словесное творчество – это вид искусства, которое представляет собой один из видов духовного освоения действительности человека для развития творческого воображения окружающего мира, то есть что называется «законом красоты». Воспитательные, познавательные и эстетические качества в произведениях устного народного творчества имеют огромное значение, так как они расширяют детские познания об окружающем их мире, развивают эмоциональную сферу, умения тонко чувствовать ритм и мелодичность родного языка. Знакомство детей с устным народным творчеством должно быть включено как в ежедневные режимные моменты, так и в игровую деятельность. В игре у ребенка развивается устная речь, фантазия и воображение. Она влияет на развитие духовности, формирует в детях определенные нравственные нормы и правила поведения. В ходе того, как дети осваивают произведения устного народного творчества, у них происходит формирование потребности в художественном слове. В связи с этим возникает важный момент в воспитании и обучении – это более глубокое знакомство дошкольников с разнообразными видами фольклорного творчества. Уже на ранних этапах жизни ребенка возникает возможность его приобщения к народной поэзии при помощи детского фольклора. Одним из ряда важнейших источников развития выразительной речи являются произведения устного народного творчества. В их число входят малые фольклорные формы, а именно загадки, потешки, колыбельные, считалки. Освоение форм словесного общения начинается с колыбельных песен, что в дальнейшем помогает малышам запоминать слова, словосочетания, осваивать разнообразные стороны речи, такие как лексическую и грамматическую. Потешки, считалки и заклички – это богатейший материал для развития звуковой культуры речи. У детей формируется правильное восприятие поэтической речи, а также интонационная выразительность. Сказку в устном народном творчестве называют самым большим чудом. В ходе чтения сказки мы незаметным образом оказываемся во власти вымышленного сюжета. Сказка призывает нас к борьбе со злом, с врагами, зовет отстаивать добро, справедливость. Она утверждает нравственные законы жизни, предельно ясно выражает принципы нравственного поведения, нормы общения и раскрывает перед нами эстетические идеалы. С помощью сказок мы верим в силу доброты, которая всегда побеждает и преодолевает трудности в борьбе со злом. Непосредственное восприятие произведений устного народного творчества – это очень сложный процесс, который развивается во внутренней деятельности малыша, где одновременно принимают участие такие психические процессы, как воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции и воля. Все эти процессы играют важную роль и выполняют свои функции в развитии общей деятельности – знакомстве с явлениями окружающего мира через искусство.

Каждый народ славится своим духом, своей культурой, своим характером, своими традициями, своей самобытностью. Воспитание и развитие важных личностных качеств в детях происходит через заложения в них национального духа. К народному творчеству относится: художественное искусство, фольклор, народная художественно-творческая деятельность. Вся это творческая деятельность создавалась народом в поэзии, музыке, театре, танцах, архитектуре, изобразительной и декоративно-прикладном искусстве на протяжении многих поколений. Жанры фольклора – это сказки, колыбельные песни, загадки, пословицы и поговорки, потешки и другое. Фольклор отвечал на запросы людей, отражая в себе коллективный разум, накопленный опыт, жизнь. В произведениях данной области четко прослеживается обращение к детям, где показано ясное понимание возрастных особенностей детей. Для малышей, еще с пеленок, – незамысловатые пестушки: они обращаются к первым движениям ребенка, к его улыбке и первым звукам. В данном жанре представлена своеобразная группа приемов развития и воспитания, выработанная материнством на протяжении тысячелетий. Пестушки развивают у ребенка координацию движений, равновесие, закрепление и формирование двигательных навыков, а также являются отличными упражнениями. Для детей второго года жизни – потешки. В них в игровой форме уже заключены игровые действия и первые нравственные опыты. В них соединены учебные и развлекательные моменты. Прибаутки появляются к концу второго года жизни ребенка, и они не сопровождаются игрой. Их основное назначение – сосредоточить внимание ребенка на содержании, благодаря чему развивается его ум. В форме простых вопросов и ответов обнаруживается смысл основных необходимых в жизни опыта и понятий. Существует также и такой жанр, как небылица-перевертыш. В данном жанре все поставлено «с ног на голову». Дети осознают несуразность того, о чем поется, что вызывает улыбку и смех. В народном творчестве каждому возрасту соответствуют свои жанры со свойственным ему репертуаром. Ребенок включается в процесс собственно детского творчества, как только он начинает активно двигаться и говорить. Такие жанры, как считалки, дразнилки, поговорки, скороговорки и т.д., свойственны этому периоду жизни детей. Ежедневно ребенок сталкивается с жанровым разнообразием произведений устного народного творчества, начиная с семьи. Песенки и потешки выступают в качестве начального этапа знакомства детей с устным народным творчеством. Дети также приобщаются к играм в самом раннем возрасте. Игра помогает детям проявить инициативу, находчивость, ловкость и смекалку, а также игры помогают развить в детях чувство взаимопомощи и товарищества. Сказка является видом народного творчества, основанным на вымышленных событиях. Сказки бывают бытовыми и волшебными. В бытовых сказках участвуют люди в повседневных ситуациях, а в волшебных изображаются фантастические силы. В данном виде фольклора всегда присутствует оптимистичность сюжета – добро всегда побеждает зло, причем зло всегда высмеивается и терпит поражение.

В произведениях устного народного творчества таятся огромные возможности для развития речи детей, они побуждают ребенка с самого раннего возраста к познавательной деятельности и речевой активности. Проникая в сюжет, постигая образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности языка произведений устного народного творчества. Именно дошкольный возраст является периодом освоения ребенком разговорного языка, становлением всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком является главной задачей умственного, эстетического, нравственного воспитания и развития детей. И чем раньше ребенок освоит родной язык, тем свободнее он будет им пользоваться в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников  посредством  устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...

«Толерантное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей....

Доклад "Патриотические воспитание дошкольников посредством устного народного творчества"

Данная статья "Патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества" актуальна, так как в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его ...

Презентация "Патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества".

Данная презентация составлена к докладу "Патриотическо воспитание дошкольников посредством устного народного творчества". Цель данной работы - приобщение детей к национальной культуре, развитие интере...

Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество

Презентация на тему: "Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников через устное народное творчество"....

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного фольклора» в I младшей группе «А» на 2019 -2020 уч.г.

Исходя из этого я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора»...