Доклад "Патриотические воспитание дошкольников посредством устного народного творчества"
статья (старшая группа) на тему

Богданова Оксана Александровна

Данная статья "Патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества" актуальна, так как в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. В данной статье описывается каким образом происходит приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная

образовательная  организация  

«Детский сад №13 «Родничок»

ГПО по патриотическому воспитанию дошкольников

ДОКЛАД

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Ответственный:

воспитатель

Богданова О.А.

Сроки проведения:

19.11.2014 г.

Мичуринск, 2014 г.


В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.

К.Д.Ушинский писал: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей нашей деятельности видим обогащение детей знаниями о национальной культуре.

А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то и название выбрали: “Патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

В связи с этим целью нашей работы являлось: приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

В процессе работы над темой решаем следующие задачи:

  1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.
  3. Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
  4. Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
  5. Использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через   приобщение к устному народному творчеству, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициям.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

 Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Один из видов фольклора, используемый в нашей работе – это СКАЗКА. Большое внимание уделяем народным сказкам (русским, украинским). Сказки мы всегда рассказываем, тем самым, обеспечивая тесный контакт со слушателями, создает определенное настроение в детской аудитории. Создана библиотека красочных книг с Р.Н.С., потешками, имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр – драматизаций. Дети очень любят и сами показывать сказки (с помощью настольного и пальчикового театра, театра на фланелеграфе).

Этот процесс настолько увлекает детей, что они переносят свои чувства, эмоции и на продуктивную деятельность. Вместе с воспитанником приняли участие во Всероссийском конкурсе «Русская изба (звание лауреат).

Решая задачу воспитания интереса  и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам организуем праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и развлечения. В фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.

Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. При этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Наша работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации. Также разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество детям.

ТАКИМ образом, подводя итог, хочется сказать, что в результате совместной работы достигнуто создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики.

Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру, громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников  посредством  устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...

«Толерантное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей....

Презентация "Патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества".

Данная презентация составлена к докладу "Патриотическо воспитание дошкольников посредством устного народного творчества". Цель данной работы - приобщение детей к национальной культуре, развитие интере...

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством устного народного творчества.

Презентация Цель: Приобщение детей к русскому фольклору. Задачи: Способствовать эмоциональному развитию детей 3-его года жизни средствами устного народного творчества. Вызвать положительное отношение ...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Доклат посвящен патриотическому воспитанию дошкольников по средством устного народного творчества...

Формирование связной речи и обогащение словаря младших дошкольников посредством устного народного творчества

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостног...