«Толерантное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
консультация (подготовительная группа) на тему

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

 «Толерантное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Консультация   для  педагогов

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

Актуальность формирования толерантности у детей  дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней пребывания дошкольника в детском саду. Для дошкольного учреждения  воспитание  толерантности  актуально сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие  между 20 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным  жизненным опытом и с несформированной  коммуникативной деятельностью.

Приобщение детей к традиционной   народной   культуре способствует гармоничному формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в согласии с окружающим миром, населенным людьми разной национальности, воспитанию толерантного отношения к окружающим. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств, духовно-нравственных качеств, развития творческого потенциала. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно. Знакомя детей с народной культурой,  мы помогаем детям войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения, даем возможность гордиться достижениями предков и в то же время с уважением относиться к культуре и традициям других народов.

     Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего  и  другого народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно, что важным моментом в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста становится знакомство с духовным наследием русского  и  татарского  народа, которое отражено в его традициях, обрядах, песнях, сказках, легендах. Знакомство с ними играет большую роль в духовном развитии ребенка, его эстетическом воспитании. Они формируют чувства малой Родины, познавательную активность, вызывают любовь к своей земле и населяющему ее народу.  В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, загадки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают  его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного народного творчества.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него воспитательное воздействие.

Знакомство с фольклорными формами развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, потешки, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут использоваться детьми в играх на занятиях по развитию речи.

Малые формы устного народного творчества не только забавляют ребенка, но и обучают его навыкам поведения. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Пословица – это краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Умело подобранные пословицы и поговорки, применяемые в соответствующей ситуации, оказывают влияние на нравственное воспитание детей, воспитывают любовь к Родине, чувства дружбы и товарищества. Дети узнают, что у русского и татарского народа есть пословицы и поговорки, характеризующие гостеприимство (“Кто гостей не любить звать, тому радости не знать”- татарская народная пословица; “Не красна изба углами, а красна пирогами” - русская народная пословица); одобряющие дружбу людей ( “Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги”- русская народная пословица, “С другом жить – никогда не тужить”- татарская народная пословица); выражающая любовь к родине (“Без родины милой будешь птицей бескрылой”- татарская; “На чужой стороне и весна не красна” – русская); восхваляющие трудолюбие (“Кончил дело- гуляй смело”-русская; “Покажи себя в работе- будешь в почете”- татарская). Использование на занятиях по развитию речи пословиц и поговорок формирует у детей умение ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

  Привлекает детей и загадка – одна из тех жанров,  которые развивают детскую сообразительность и воображение. Загадка – одна из форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность». Наряду с  русскими  загадками   мы  использовали в работе с детьми  татарские  народные загадки, в подходящем к тому случаю.

Особое воспитательное воздействие на детей на занятиях по развитию речи оказывает знакомство с русскими  и  татарскими  народными сказками. Сказки очень важны в жизни каждого человека: во-первых, сказки понятны и взрослым и маленьким, во-вторых, сказки хранят в себе нравственные постулаты и передают их от сердца к сердцу.  В процессе чтения сказок мы знакомили детей с моралью татарского народа, с красивыми традициями, глубокой почтительностью и отзывчивостью, состраданием к ближнему. Посредством сказок дети знакомятся с историческим прошлым  народов. Его бытом, обычаями, спецификой деятельности, заключавшейся, главным образом  в скотоводстве, охоте, рыболове, торговле, в ремесле.

Детей подводим к пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают поступки персонажей, одинаково выражают свое отношение к ним. Так, при сравнении татарской народной сказки  “Падчерица” с русской народной сказкой “Крошечка- Хаврошечка”  устанавливаем с детьми общее в этих сказках: падчерицы награждаются за добро, вежливость, трудолюбие, а мамины дочки наказываются за леность, грубость, жестокость. При сравнении татарской народной сказки  “Саран и Юмарт” с русской народной сказкой “Как аукнется, так и откликнется” внимание акцентировали на то, как описывается жадность, недружелюбие, как эти качества наказываются, выявляем общее- отрицательное отношение русского и татарского народа к жадности. Сравнивая татарскую народную сказку “Хвастливый бай” с русской народной сказкой “Мужик и барин”, устанавливаем сходство черт в изображении барина и бая (жадные, глупые, неблагодарные), мужика и бедного джигита ( находчивые, умные, добрые, борющиеся за справедливость).  Особое значение имеет приобщение к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок - подвиги героев, во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия. Тщательной продуманности и четкости требуют вопросы при обсуждении героических сказок (Против кого боролся герой? Была ли его борьба правильной, справедливой? Почему народ помогал герою?  Как благодарил народ героя- освободителя?) Посредством сказок дети знакомятся с жизнью народа в прошлом. Это определяет и методику занятия: включение в беседу по произведению вопросов, ответы на которые требуют акцентирования на нравственных качествах героев ( каким ремеслом занимался  народ? Как об этом сказано в сказке? В какую одежду был одет герой сказки?).  Сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством. Слушание и обсуждение сказки с последующей ее драматизацией дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни.  Знакомясь со сказками разных народов, дети начинают понимать, что вечные категории “Добро” и “Зло” не имеют национальных особенностей и черт, но обречены на борьбу друг с другом вне этносоциальных обстоятельств и особенностей личного бытия сказочных персонажей. Содержание сказки задает ребенку социально одобряемые нормы отношений и поведения, подтверждают мудрость пословиц и поговорок, а порой и аргументирует эту мудрость, раскрывая ее на конкретных фактах. Характерными особенностями сказок являются: народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность, дидактизм. Так, на примере известной и всеми любимой сказки “Колобок” можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа и рецептом ее приготовления, но и расширить их представления о быте русского народа.  Татарские народные сказки, как и сказки других народов,  воспитывают победу, доброту, торжество правды и чести над ложью, воспитывают в детях положительные нравственные качества и чувства, умение держать своё слово, умение дружить, быть добрым, смелым, честным.Сказка ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. Дети становятся более чуткими, учатся приходить друг другу на помощь, находить более достойный выход из проблемных ситуаций. Вырастает творческий потенциал детей, они начинают писать стихи, сказки, рисовать.

    Формы народного фольклора можно использовать не только при проведении занятий, но и при организации детского праздника.  Праздничные мероприятия, тематические вечера, развлечения и досуговые программы формируют у дошкольников основы культуры, учат бережно относится к народным праздничным традициям и обычаям, приобщают детей к народному веселью, воспитывают внимание и любовь к окружающим людям, помогают развивать художественные, познавательные способности. В старшем  дошкольном  возрасте   круг ознакомления с татарским фольклором и произведениями татарских детских писателей на много шире. Знакомим старших дошкольников с произведениями Б. Рахмата, Ш. Галлиев, М. Файзуллиной и др. Чтение детьми стихов татарских писателей и поэтов включались в программу  утренников.

 В играх и забавах прививается ребенку все то, что мы пытаемся прививать нудными нравоучениями. Народные детские игры многообразны. В своей совокупности они синтезируют элементы народного театра, народной песни, других видов фольклора, трудового и военного  искусства. Для глубокого и прочного усвоения детьми особенностей быта, традиции народа необходимо рассказывать им о происхождении игр, о том, когда и почему эти игры появились у  русского  или татарского  народа, необходимо сравнить татарские игры русскими и другими народными играми. При сравнении игр разных народов у детей формируется умение выделять своеобразие, характерные черты  народных игр, а также общие черты игр разных народов. Русские  народные игры должны иметь место в повседневной жизни, такие игры как  «Лапта», «Гори , гори  ясно…» и   татарские «Угадай и догони»,  «Лисички и курочки», «Серый волк», «Кто первый» и т.д. В таких играх развивается певучесть, слуховая, зрительная память, ритмика. Играя, ребенок приобщается к поэзии, народным традициям. Каждая игра требует двигательной активности, что положительно сказывается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка, влияет на нравственное становление личности будущего гражданина общества.

  Национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего поколения.  Путь к толерантности – это  серьезный  эмоциональный,  интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на  основе  изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.  Не возможно воспитать толерантное отношение к окружающим без воспитания чувства уважения, прежде всего к себе, в своей семье и своему близкому окружению, к родному краю, к Отечеству. Только тогда маленький человечек научиться любить и уважать разных окружающих его людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников  посредством  устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...

Доклад "Патриотические воспитание дошкольников посредством устного народного творчества"

Данная статья "Патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества" актуальна, так как в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его ...

Презентация "Патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества".

Данная презентация составлена к докладу "Патриотическо воспитание дошкольников посредством устного народного творчества". Цель данной работы - приобщение детей к национальной культуре, развитие интере...

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством устного народного творчества.

Презентация Цель: Приобщение детей к русскому фольклору. Задачи: Способствовать эмоциональному развитию детей 3-его года жизни средствами устного народного творчества. Вызвать положительное отношение ...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Доклат посвящен патриотическому воспитанию дошкольников по средством устного народного творчества...

Формирование связной речи и обогащение словаря младших дошкольников посредством устного народного творчества

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостног...