Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного фольклора» в I младшей группе «А» на 2019 -2020 уч.г.
план-конспект занятия (младшая группа)

Канафина Лилия Афкатовна
Исходя из этого я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора»
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portal_samoobr.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

 

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного фольклора» в I младшей группе «А»  на    2019 -2020 уч.г.

                          Канафиной Лилии Афкатовны

Воспитателя МАДОУ Детский сад 5 "КАМЫР БАТЫР"  

                    общеразвивающего вида г. Нурлат

Содержание:

  • Введение___________________________________________________3
  • Актуальность._______________________________________________5
  • Цели и задачи развития речи у младших дошкольников по средствам устного народного    фольклора._____________________________      7                          
  • Методы и приёмы развития речи у младших дошкольников  по средствам русского народного фольклора.________________________________7
  • Этапы работы.______________________________________________11
  • План реализации программы._________________________________ 13
  • Планирование работы на год._________________________________ 14
  • Организация практической работы.____________________________ 15                                                              
  • Результат работы по развитию речи
    посредством малых форм фольклора.__________________________  23
  • Практическое значение опыта.________________________________23

                                                   

   Введение

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи).

Богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития дошкольников отмечали педагоги прошлого и современности (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Н.С.Карпинская, А.П.Усова, Е.А.Флёрина).

Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей.

В большинстве исследований ознакомление с фольклором изучается на материале сказок. Теоретические и методические аспекты проблемы ознакомления с малыми фольклорными формами изучены в меньшей степени (Р.П.Боша, Н.В.Гариш, О.Н.Сомкова, Н.В.Самсонюк).

Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:

  • отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;
  • формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;
  • использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);
  • создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).

Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой.

Таким образом, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Родители и воспитатели должны наполнять жизнь ребенка светом добра и ласки, способствовать обогащению среды, в которой он растет. И несомненно, что в результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

В работе с детьми раннего возраста необходимо учитывать следующие моменты:

1. ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;

2. в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;

3.Содержание материала должно соответствовать детскому опыту

4. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;

5. Необходимо контролировать длительность занятия.

4. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;

5. Необходимо контролировать длительность занятия.

                                                   

 Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

       Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

       Актуальность, направленная на фольклор в современной педагогике раннего детства, подтвердила важные положения.

       Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод, гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

       Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

       Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

      Исходя из этого я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора»

Цели и задачи развития речи у младших дошкольников по средствам устного народного    фольклора.                          

Цель: Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

     

 Задачи:

Развивающие задачи:

- Развивать речевые способности детей раннего возраста;

-Расширять словарный запас;

-Формировать связную речь;

Образовательная задача:

- Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

Воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

- Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

- Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

       

Методы и приёмы развития речи у младших дошкольников  по средствам русского народного фольклора.

Я использую следующие приемы и методы развития речи на материале фольклорных произведений.

  • Беседа после чтения. Она должна строиться так, чтобы дети смогли понять и почувствовать идейное содержание, художественные достоинства того или иного жанра, чтобы литературные образы надолго запомнились ребёнку.

Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность фольклорного произведения и в то же время замечать красоту художественной формы. Однако беседа не должна разрушать впечатлений, возникающих у ребёнка в процессе слушания текста.

  • Использование иллюстративных материалов: картин, иллюстраций, персонажей кукольного театра, разнообразных предметов, о которых идет речь в произведении, фигурок фланелеграфа и др. Это важно, потому что у детей наглядно-образное мышление.

Например, для того чтобы дети запомнили последовательность событий в сказке используем фланелеграф.

  • Выполнение детьми разнообразных творческих заданий. Они позволяют развивать у детей мыслительные процессы, инициативу, самостоятельность и творческие способности. 

Например, показать на бубне, как идет медведь, как прыгает зайчик.

  • Полезными оказываются речевые упражнения: подобрать слова, характеризующие персонажа, – какой он? Выполнить задание на подбор сравнений, воспроизвести диалоги персонажей – поупражняться в интонационной выразительности и др.
  • Использование музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Они помогают создать настроение, вводят в атмосферу фольклорных произведений, способствуют возникновению творческого состояния во время рисования. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться. Можно использовать звук колокола (колокольчика) он влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. С помощью колокольчика можно настроить детей на то, чтобы они смотрели на человека, который его держит.
  • Использование малых форм фольклора:

а) Загадки - это важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка.

Загадка – форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.

Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

По типу структурной логической задачи существуют пять видов загадок: загадки с точно названными признаками, загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками, загадки с отрицательными сравнениями, загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.

Этапы работы.

Содержание работы

Сроки

1.   Теоретический этап.

Литература:

1. С. Е. Большакова, Игры и упражнения. Творческий центр Москва, 2009г.

2. Т. Н. Караменко «Кукольный театр – дошкольника», 1982г.

3. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург, 2002г.

4. О. А. Шорохова «Играем в сказку», Москва, 2007г.

5. Игры, ребусы, загадки для младших школьников, Ярославль, 2002г.

6. И. Г. Сухин «Веселые скороговорки», Ярослваль, 2002г.

7. В. Цвынтарный «Играем пальчиками – развиваем речь», Моска, 2009г.

8. Использование Интернет-ресурсов.

 2019-2020 уч год.

 

В течение года

 

 

 

 

  2.    Практический этап.

·         Анкетирование родителей

·         Диагностика

·         Подготовка папки - передвижки «Задержка речевого развития».

·         Подбор фольклорного материала для режимных моментов (потешки, считалки, пестушки)

·         Подборка аудио сказок на  русском языке.

·         Составление картотеки загадок.

·         Показ театральной деятельности: «Теремок», «Колобок» и т.д.

·         Составление картотеки речевых игр

·         Составление картотеки игр, для развития звукового произношения

·         Диагностика на конец учебного года.

·         Буклет для родителей «Поиграем, малыши!»

·         Составление  картотеки пальчиковых гимнастик .

·         Консультация для воспитателей:

·         Развитие речи посредствам русского народного фольклора.

 2019-2020уч год

   3.     Реализация теоретического и практического этапа.

 Использование собранного материала во всех режимных моментах.

План работы по использованию  данного материала  в режимных моментах.

 2019-2020 уч. год

Ожидаемый результат:

1.      Обогащение словарного запаса детей

2.      Приобщение к народному творчеству

3.      Во влечение родителей в развитие детей

4.      Пополнение методической копилки

5.      Обогащение опыта по проблемной тематике.            

После покупки вы получаете все материалы по теме

                                           Планирование работы на год.

План реализации программы:

Программа рассчитана на три  года         с 2019 по 2020 уч. год.                                                                                        

Пути реализации:

1. Индивидуальные и групповые занятия, беседы.

2. Повседневная жизнь в группе.

3. Изучение разных форм фольклора.

4. Работа с родителями.

5. Работа с педагогами.

6. Театрализованная деятельность.

Прогнозируемый результат:

У воспитанников:

-сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;

-повысится уровень связной речи;

-словарь детей обогатиться новыми словами, оборотами, выражениями.

У педагогов:

-повышение теоретического уровня по теме проекта;

-внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;

-самореализация;

-обобщение и распространение опыта.

У родителей:

- взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;

-поощрение использования фольклора в играх детей дома

                                                   

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

 п

Сроки выполнения

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

1.

сентябрь

Выбор темы.

Постановка целей и задач по данной теме.

Изучение статьи на тему: «Роль потешек в развитии речи ребенка».

2.

октябрь

Разучивание и проговаривание потешек.

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки.

Консультация: «Роль фольклора в развитии речи детей».

3.

ноябрь

Проведение краткосрочного проекта «Книги-лучшие друзья».

Изготовление книжек-малышек.

Создание библиотеки красочных книг с потешками и сказками для детей.

Выступление на педсовете

Проект «Книги-лучшие друзья».

4.

декабрь

Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото).

«Роль сказки в развитии речи ребенка».

Изучение статьи на тему: «Использование фольклора в работе с детьми»

5.

январь

Изучение статьи на тему:

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Беседа« Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Мастер-класс

« Загадка как средство развития речи дошкольников»

6.

февраль

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки».

7.

март

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам

Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам.

8.

апрель

«Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры)

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

Театрализован

ные игры как средство развития речи детей».

9.

Май

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Используемая литература:

Журналы «Дошкольное воспитание»

Журналы «Ребёнок в детском саду»

Ресурсы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие речи с использованием фольклора и пальчикового игротренинга»

Целью моей работы является стимулирование речевого развития детей с использованием фольклора и пальчикового игротренинга.В ходе работы решаю следующие задачи:- создавать условия для развития мелкой мо...

Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора.

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине&helli...

Формирование связной речи и обогащение словаря младших дошкольников посредством устного народного творчества

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостног...

Перспективный план по самообразованию на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"

Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики....

«Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора.»

laquo;Развиваем речь, играя!»Речевое развитие играет большую роль в формировании личности, развивает лидерские качества в обществе, различные взгляды и убеждения.Каждый ребёнок –это лично...

Перспективный план по самообразованию на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"

Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики....