Перспективный план по самообразованию на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Тюканько Ольга Викторовна

Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pp_na_2020-21_gg.docx275.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 города Пушкино Городского округа Пушкинский Московской области

«Детский сад №15 «Аистёнок»

                   

Индивидуальный план по самообразованию

тема:

«Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук»

Разработала воспитатель:

                                                                             Тюканько О.В.

                                                                            Первая младшая группа

Пушкино, 2020-2021 уч.гг.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках  их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше  ее взаимодействие  с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

В.А.Сухомлинский.

https://dkzelenograd.ru/img/kollektivi/%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%8F_%D0%B2%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%20%D1%82%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%83%D0%B3.jpg

Актуальность.


        Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

В настоящее время зарегистрирован большой процент детей с недоразвитием речи. Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию речи не теряет своей актуальности.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.

В дошкольном возрасте пристальное внимание следует уделить развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития, в том числе речи.

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Японский врач Намикоси Токудзирро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев.

Таким образом, целью моей работы является теоретическое рассмотрение вопроса о становлении речи детей дошкольного возраста, посредством развития мелкой моторики рук.

Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики.

 Для достижения поставленной цели, решались задачи:

 Образовательные:

  1. Обогащать и активизировать словарный запас детей;
  2. Накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на развитие мелкой моторики.

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику рук, формировать координацию движений пальцев и кистей рук;
  2. Развивать все компоненты устной речи детей при помощи игр на развитие мелкой моторики рук;
  3. Развивать интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.

Направления организации образовательного процесса:

  1. Совместная деятельность педагога с детьми. Дидактические игры, индивидуальная работа, сюжетно-игровые ситуации, экспериментирование, продуктивная деятельность.
  2. Самостоятельная деятельность детей. Использование развивающей предметно-пространственной среды, в которой собран разнообразный материал по развитию мелкой моторики рук.
  3. Взаимодействие с семьей. Тематические консультации, папки-передвижки, памятки, родительские собрания.

Методы и приемы:

  1. Объяснение, беседа, показ, игра.
  2. Пальчиковые гимнастики и массаж кистей рук.
  3. Дидактические игры.
  4. Лепка.
  5. Рисование.
  6. Аппликации.
  7. Игры с различными предметами и материалами.

Перспективный план по самообразованию на 2020-2021 уч.год.

Месяц

Формы работы

Сентябрь

  1. Изучение дополнительной литературы.
  2. Разработка перспективного плана.
  3. Работа с родителями. Консультация на тему: «Речевое развитие детей 2-3 лет».
  4. Заучивание пальчиковых игр: «Семья», «Капустка».
  5. Знакомство с пластилином. Лепка: «Подсолнух».
  6. Знакомство с карандашом. Рисование: «Поливаем огород».

Октябрь

  1. Заучивание пальчиковых игр: «Компот», «Апельсин», «Осенние листья», «Сидит белка на тележке».
  2. Дидактическая игра: «Прищепки» (игровые упражнения с речевым сопровождением)
  3. Игры с бумагой: «Колобок», «Скатываем рулончики».
  4. Лабиринты (пройди пальчиком по дорожке).
  5. Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей».
  6. Лепка: «Съешь моего яблочка».
  7. Рисование: «Красивые листочки».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковых игр: «Обувь», «Рыбка», «Повар».

2. Аппликация из семян: «Запасы для мышонка».

4.Лепка: «Печём печенье».

5.Дидактическая игра: «Волшебный мешочек» - угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

6.Игры с крупами: «Бусы для куклы», «Найди сокровища».

Декабрь

1.Заучивание пальчиковых игр: «Много мебели в квартире», «Сорока-белобока», «На лесной лужайке».

2. Дидактические игры – шнуровки: «Запасы на зиму», «Собери бусы».

3. Расскажи сказку руками «Колобок».

4. Рисование пальчиками: «Снежок порхает, кружится…»

5. Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры своими руками».

6.Оформление буклета для родителей: «Для чего нужны пальчиковые игры».

Январь

1.Заучивание пальчиковых игр: «На ёлке», «Как под горкой снег», «Дятел».

2.Расскажи сказку руками «Три поросёнка».

3.Дидактические игры с мозаикой: «Собери цветок», «Что не так», «Продолжи ряд».

4.Зимние лабиринты для пальчиков.

5.Игры с бумагой: «Обед для кукол», «Дождь и снег».

6.Лепка из солёного теста: «Снеговики играют в снежки».

7.Коллективная работа. Аппликация из ватных комочков: «Снеговик-великан».

Февраль

1.Расскажи сказку руками: «Курочка ряба».

2.Пальчиковая гимнастика с карандашом: «Утюжок», «Пианино», «Добывание огня».

3.Рисование красками: «Баранки - калачи».

4.Игры с крупами: «Найди пару», «Мы кормим цыплят».

5.Игры со шнурками: «Баранки».

6.Игры с колючим массажным мячом «Месим тесто», «Иголки».

7.Консультация для родителей на тему: «Какие игрушки приобретать?»

Март

1.Заучивание пальчиковых игр: «Я маме помогаю», «Сосульки».

2.Расскажи сказку руками: «Репка».

3.Игра: «Рисуем пальчиком по манке».

4.Массаж рук колючим массажным мячом.

5. Выкладывание узоров из пуговиц.

6.Рисование ватными палочками: «Мимоза для мамы».

Апрель

1. Заучивание пальчиковых игр: «Дятел», «Курочка».

2.Массаж пальчиков «Катаем карандашики».

3.Игры с водой: «Вылови шарик», «Тонет – не тонет».

4.Дидактические игры с пазлами.

5.Рисование карандашом: «Ручейки бегут, журчат!»

Май

1. Заучивание пальчиковых игр: «Цветочки», «Медведь».

2.Дидактическая игра: «Подбери геометрическую фигуру».

3.Игры в песочнице: «Прятки», «Угадай-ка», «Рисование на песке».

4. Рисование (отпечатки ладошек): «Вот какие у нас птички!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию.«Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук »

Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного  возраста способствует формированию интеллектуал...

Перспективный план по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов рисования»

Перспективный план по самообразованию по теме «Развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных  видов рисования» на 2017-2018 учебный год...

Родительское собрание группы раннего возраста «Развитие речи детей посредствам развития мелкой моторики рук»

Родительское собрание для родителей первой младшей группы. Направлено на формирование у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей.Донести до родите...

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного фольклора» в I младшей группе «А» на 2019 -2020 уч.г.

Исходя из этого я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора»...

Перспективный план по самообразованию на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"

Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики....