Главные вкладки

    Родительское собрание группы раннего возраста «Развитие речи детей посредствам развития мелкой моторики рук»
    консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

    Музыка Наталья Сергеевна

    Родительское собрание для родителей первой младшей группы. Направлено на формирование у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей.Донести до родителей мысль о том, что только совместными усилиями родителей и педагогов мы сможем развить мелкую моторику и тем самым способствовать развитию речи детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Родительское собрание  группы раннего возраста

    «Развитие речи детей посредствам развития мелкой моторики рук»

    Цель: Формирование у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей.

    Задачи:

    1. Создавать тёплую, доверительную обстановку у родителей друг к другу и к сотрудникам детского сада.

    2. Расширять знания о видах игровой и творческой деятельности по развитию мелкой моторики.

    3. Показать и научить родителей выполнять упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей.

    4. Научить родителей использовать, различные мелкие предметы для развития мелкой моторики.

     

    Форма проведения: Семинар - практикум.

    План собрания.

    1. Приветствие

    2. Сообщение «Развитие мелкой моторики рук у детей»

    3. Презентация «Приёмы развития мелкой моторики».

    4. Разминка рук и пальцев. Творческая мастерская.

    Ход родительского собрания.

    1. Приветствие

               Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня хотелось начать наше собрание немножко необычно. Давайте отгадаем загадку.

    Пять да пять – родные братцы,

    Так все вместе и родятся.

    Если вскапываешь грядку,

    Держат все одну лопатку.

    Не скучают, а играют

    Вместе все в одни игрушки.

    А зимою всей гурьбою

    Дружно прячутся в теплушки.

    Вот такие «пять» да «пять»,

    Угадайте, как их звать?

    (Пальцы.)

    Тема нашего собрания посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики руки у ребёнка.

    II. Основная часть

           Как вы считаете, что такое мелкая моторика рук?  (высказывание родителей)

    Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук.

    Ученые доказали, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи, внимания, памяти, способствует интеллектуальному развитию детей.

    Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находиться в пределах нормы.

    Все дело в головном мозге, а точнее в центрах, отвечающих за движение пальцев руки. Данные центры расположены очень близко друг к другу. Таким образом, массируя пальцы и развивая мелкую моторику, мы стимулируем, активизируем соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь. Иными словами наша речь находится на кончиках наших пальцев. Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться уже в младенческом возрасте.

    Эффективные пути для развития мелкой моторики пальцев рук и развитие ручной умелости - рисование, лепка, конструирование, аппликация, различные игры с мелкими предметами, пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает ускорить созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь.

    Задача родителей – обратить пристальное внимание на развитие мелкой моторики руки и помочь ребенку в этом нелегком деле.

               Очень важно, чтобы развитие мелкой моторики ребенку было интересно и доставляло удовольствие, тогда и результат будет хороший и быстрый.

    Существует множество способов и игр для развития мелкой моторики рук, вот некоторые из них.

    Презентация способов и игр для развития мелкой моторики

    (Слайд 1,2, 3) Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 2 - 3 лет»

    (Слайд 4)   Массаж пальцев. Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

    Пальчиковые игры: взрослый читает стихотворение, а малыш в это время выполняет определённые движения руками. Таких пальчиковых игр и гимнастик можно найти очень много в специальной литературе.

    (Слайд 5)    Массажные шипованные мячи. Особый интерес у детей вызывает массаж ладоней и пальчиков рук. Играйте с ребенком в мячик, который уместится у него в ладошке. Пусть он катает и сжимает его в ладонях. Вместо мячика можно использовать любые безвредные для ребенка круглые предметы и игрушки. Подбрасывайте мячик и ловите его вместе с ребенком, старайтесь шуточно тянуть за мячик, теребить его у него в ладошке, чтобы ребенок старался удержать его, так рука малыша испытает мышечное усилие. Катайте мячик друг другу. Обратите внимание на то, что малыш должен распределять пальчики по всей поверхности шарика.

    (Слайд 6)    Пальчиковый театр - это с одной стороны развитие моторики рук, а с другой стороны побуждение к речи, ведь у каждого героя есть реплики.

    (Слайд 7)  Кубики, кубы - вкладыши. Здесь мы развиваем не только пальчики, но и мышление. Покупайте кубики с разноцветными деталями среднего размера. В начале, покажите малышу, как строить и что из небольшого количества деталей, которые он сможет сразу же освоить, а после постепенно добавляйте детали и меняйте конструкции. При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома.

    (Слайд 8)  Пазлы – выкладывать их нужно вместе с ребёнком, при этом важно помнить, что пазлы должны соответствовать возрасту ребёнка.

    (Слайд 9) Игры с прищепками, можно прищепки прищепить на различные изображения (ёжика, на нитку, на ткань). На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, ребёнок может выбирать и прицеплять прищепки на края коробок, соотнося цвета прищепок с цветом кружков на дне коробок.

    (Слайд 10)  Игры с предметами: с конструктором, мозаикой;

    Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, формированию представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.

    Преимущества использования конструктора: с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры;

    (Слайд 11)   Нанизывание бус, всевозможные шнуровки, застегивание пуговиц; Такие игры можно купить уже в готовом виде, а можно сделать самим. Для этого на картоне рисуется изображение, например, яблоко, и по его контуру делаются отверстия с помощью дырокола. Ребёнок берёт шнурок и продевает его в эти отверстия. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

    (Слайд 12)   Сматывание цветных ленточек, ниток в клубочки;

    (Слайд 13)    Игры с мелкими предметами.

    (Слайд 14)   Игры с крупой. Пересыпать из одной ёмкости в другую. Найди игрушку: эта игра заключается в следующем. В небольшую ёмкость насыпается манка, туда же помещаются, мелкие игрушки. Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки. Перебор круп: для этой игры хорошо подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом, и ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям. Крупы являются хорошим массирующим материалом.

    (Слайд 15)   Игры с водой. Рыбалка: ловим удочкой рыбок на магнит. Ловим в воде: здесь мы используем сачок, и ловим не тонущие игрушки. Можно даже устроить небольшое семейное соревнование.

    Игры с водой - это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений.

    (Слайд 16, 17,18)   Каждый день, играя с детьми, мы используем пальчиковую гимнастику,  массаж рук, а также еженедельно дети занимаются по программе кружка «Играем - речь развиваем».

       А сейчас давайте поиграем . Покажите свои павльчики. Начнем с разминки для рук и пальчиков.

    1) «Моя семья» (Начинать массаж нужно с поглаживания, все движения массажа идут от периферии к центру, делаем круговые движения, чередуем с поглаживающими движениями).

    Этот пальчик дедушка,

    Этот пальчик бабушка,

    Этот пальчик папочка,

    Этот пальчик мамочка,

    Это пальчик я,

    Это вся моя семья.

    2) Теперь делаем массаж на кисти руки, тоже круговыми движениями, все движения делаются по кругу и к предплечью. Начинаем с поглаживания, дальше делаем растирающие движения. Чередуем с поглаживанием и здесь можно сделать щипцевидное разминание 2-мя пальцами.

    3) После массажа очень хорошо использовать различные предметы.

         Упражнение с грецким орехом

    Вверх, вниз, вверх, вниз

    Ты по горочке катись!

    Вверх, вниз, вверх, вниз

    Ты по пальчикам катись              (покатали по пальчикам, по ладошке, везде, везде) Такое упражнение очень нравится детям.

    4) Упражнения с массажным мячиком.

        Этот шарик непростой,
            Весь колючий, вот такой!
            Меж ладошками кладем,
            Им ладошки разотрем.
            Вверх, вниз его катаем,
            Свои ручки развиваем.

     Вот мы и размяли свои пальчики.

    А теперь давайте устроим соревнование между родителями:

    1. Спрятать в крупу мелкие игрушки, пуговицы и предложить отыскать «клад».

    2. С завязанными глазами на ощупь определить вид крупы.

    3. Что можно делать с крупами? Семенами?

    4. Нарисуй картину с помощью манки.

       Достоинством игр на развитие мелкой моторики рук является то, что для их проведения не требуются какие-то игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме.

           Помните, что только совместными усилиями мы сможем вырастить умных, творческих детей с хорошей, чистой речью. Не зря существует выражение, что наш ум - на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детском саду мы развиваем пальчики детей, но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении.  Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда.

     Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями!

     Большое вам спасибо за внимание и активное участие в нашей сегодняшней встрече.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи дошкольников посредством развития мелкой моторики

    "Ум ребенка на кончиках его пальцев" В.А. Сухомлинский...

    Формирование речевой активности детей посредством развития мелкой моторики рук.

    Здесь приводятся несколько примеров пальчиковой гимнастики, которые можно использовать ежедневно в виде игры с детьми раннего возраста:...

    Родительское собрание мастер- класс "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики"

    Цель: Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей. Задачи: Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук. Обозначить взаимосвязь мелко...

    План по самообразованию.«Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук »

    Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного  возраста способствует формированию интеллектуал...

    Консультация для родителей "Практические материалы по развитию речи дошкольников посредством развития мелкой моторики руки"

    quot;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев" В.А. Сухомлинский....

    Проект "Развитие речи детей, через развитие мелкой моторики посредством криотерапии - игр со льдом."

    Проектная деятельность. Инновационная методика работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста....