Проект "Развитие речи детей, через развитие мелкой моторики посредством криотерапии - игр со льдом."
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Фирсова Алена Михайловна

Проектная деятельность. Инновационная методика работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "КРИОТЕРАПИЯ"669.58 КБ

Предварительный просмотр:

КУ ХМАО-Югра«Урайский специализированный Дом ребенка»

Развитие речи детей, через развитие мелкой моторики посредством криотерапии - игр со льдом.

F:\DCIM\726_2710\ника цветн лед2.jpg

                                                                                                           Авторы: Фирсова А.М.,

                                                                                                  Белозерова И.А.

                                                                                    Соавторы: воспитатели группы №6

г. Урай 2018

Цель проекта Апробация и внедрение инновационной здоровьесберегающей методики криотерапии для совершенствования моторных навыков детей и развития речи в целом.

З а д а ч и

  • Совершенствование тонких дифференцированных движений кисти руки, активизация мелкой моторики.
  • Нормализация мышечного тонуса органов артикуляции.
  • Совершенствование двигательных функций артикуляционного аппарата.
  • Повышение работоспособности, улучшение соматического состояния.

К р и о т е р а п и я одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Играя со льдом, происходит воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов, первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. 

Концептуальная основа методики

Исследования доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.

Актуальность темы Слабое развитие мелких мышц руки, определяют чрезвычайную сложность овладения речью и навыком письма у детей в будущем. Криотерапия или контрастная терапия – один методов, позволяющих производить воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, что способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, способствует развитию речи. 

Механизм воздействия криотерапии Дозированное воздействие холода на нервные окончания. Улучшается питание тканей. Усиливается приток крови к месту воздействия. Происходит сокращение мышц. Развивается двигательная функция. Развитие мелкой и артикуляционной моторики - развитие речи ребенка.

Ожидаемые результаты 

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • Совершенствование артикуляционной моторики.
  •  Расширение словарного запаса;
  • Укрепление здоровья, закаливание организма в целом,повышение работоспособности.

Сроки реализации 1-2 занятия-игры в неделю в течение 6 месяцев

Этапы реализации проекта 

  • Вводная диагностика
  • Коррекционные занятия с применением криотерапии
  •  Итоговая диагностика
  • Обобщение внедрение метода

Диагностирование Мониторинг развития  речи детей.

Коррекционные занятия Упражнения I этапа –Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками Игра «Достань игрушку» ( на 5-8 секунд.)

Упражнения I I этапа Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом до 25 секунд

Упражнения I I I этапа Выкладывание стен крепости, домиков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие со льдом от 30 до 40 секунд

Обобщение опыта Выступление на педсовете,  презентация проекта, публикации на личном сайте, сайтах образовательного учреждения ХМАО-Югра, на образовательном портале Инфо-урок.

Выводы: Игры со льдом вызывают радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают детям много эмоционально ярких впечатлений, и способствуют положительной динамике в коррекционной работе. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучшается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

Литература  

  1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008. 
  2.     Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2011 
  3.    Баранов А. Ю., Кидалов В. Н. Лечение холодом. – М.: Апрель, 2009. – 160с
  4.    Гвоздева А. Н. Вопросы изучения детской речи / Гвоздев А. Н. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2011 – Т.1. – 472с.
  5.  Руденков В. И. Логопедия.

Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2010.

Приложение №1.

Занятия-игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Сенсорика.

1.«Большой-маленький»

Цель: Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами «большой», «маленький». Учить обозначать цвет предмета.

Материалы: ледяные формы: шары разных размеров: большие и маленькие красного, желтого, синего цвета.

Ход занятия: - Покажи мне большой шар, покажи маленький шарик.(Ребенок берет в руки лед и показывает).

- Покажи шар желтого цвета. Молодец.

F:\DCIM\726_2710\тамирл разложи по цвету.jpg

2. «Что катится ,что не катится?»

Цель: Формирование умения различать предметы по форме и называть их: «кубик», «шарик».

Материалы: ледяные формы: шары и кубы разных размеров.

Ход занятия: - Что это? Это шарики. Они круглые, их можно катать. Возьми шарик. Попробуй прокатить. Шарик катится.

- Что это? Это кубик. Он не круглый, у него есть острые углы. Покажи углы. Куб не катится. Попробуй, прокати. Нет, не катится.

3. «Какой формы?»

Цель: Обогащать представления детей о форме предметов на основе чувственного познания. Формировать умение различать предметы по форме и называть их: «кирпичик», « кубик». Формировать умение построить ледяной стульчик для медведя.

Материалы: пластмассовый медведь, ледяные формы: кирпичик,кубик.

Ход занятия: Игровая ситуация « Строим стульчик для Мишки».Воспитатель обращает внимание на Мишку. Он пришел к вам в гости и сообщает: «Мишка долго шел к нам и устал, ему присесть надо отдохнуть. А куда Мишке присесть? Построим ему стульчик ледяной».Показывает кубик: «Что это?»(Кубик).Что с ним можно делать? (Ставить). Показывает кирпичик: Что это? (Кирпичик). Что с ним можно делать? (Ставить).Приставляет один к другому. Вот получился ледяной стул для Мишки.

4. «Найди бусинки».

Цель: Развивать соотносящие движения руки, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным).

Материалы: прозрачные кусочки льда, крупные цветные яркие бусины, небольшая коробка для бусин.

Ход занятия: - Посмотри бусинки рассыпались…Надо их собрать в коробку.

F:\DCIM\726_2710\ника цветн лед2.jpgF:\DCIM\726_2710\ника цветной лед.jpg

5.« Какого цвета?».

Цель: Формировать умение различать предметы по цвету.

Материалы: цветные формы льда.

Ход занятия: - Покажи, где красные? Дай мне все желтые. Если ребенок не понимает словесную инструкцию: говорим «Дай такого же цвета как у меня. Это красного цвета».

  1. «Один-много».

 Цель: Развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать их соответствующими словами: «один-много», «много-один», «много-ни одного».

Материалы: цветные льдинки, 2 чашки.

Ход занятия: Игровая ситуация «Выкладываем-перекладываем».

- Сколько льдинок много! Воспитатель предлагает потрогать их руками. Ребенок трогает лед несколько секунд

-Погреем ручки.(греют руки в теплой воде). 

-А теперь возьми одну льдинку и положи в чашку.

- В чашке одна льдинка! Выбрасывает льдинку в поддон.

- Нет ничего. Ни одной льдинки в чашке.

  1. «Найди такой же»

Цель: Формировать умение различать предметы по форме и называть их.

Материалы: ледяные формы: шар,куб,кирпич,цилиндр,призма(крыша).

Ход занятия: - Найди шар. Правильно. Это шар. Что с ним можно делать?(Катать). - Найди цилиндр. Правильно. Это цилиндр. Что с ним можно делать?(Ставить,катать).

 - Найди куб. Правильно. Это куб или кубик. Что с ним можно делать?(Ставить).

Игры-занятия. Познание.

  1. «Найди игрушку»

Цель: Побуждать детей по словам взрослого находить и показывать знакомые ледяные фигурки-образы животных; использовать в речи звукоподражание.

Материалы: ледяные прозрачные формы: дикие и домашние животные и птицы.

Ход занятия:

- Петушок, петушок,

Золотой гребешок!

Петушок кричит: Ку-ка-ре-ку!

Где петушок? Он спрятался! Найди петушка!

Аналогично дети ищут другие ледяные формы животных и птиц.

  1. «Курочка ряба»

Цель: Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. Закрепить знания русской народной сказки.

Материалы: ледяная форма курочки, ледяные овалы в форме яйца, фольга золотая.

Ход занятия: Обыграть сюжет русской народной сказки «Курочка ряба», используя завернутые в фольгу ледяные яйца. Затем дать ребенку ледяное яйцо и предложить  «разбить» их снять фольгу.

  1. «Где шарик?»

Цель: Развивать соотносящие движения рук, знакомить с предметами разной величины.

Материалы: Шарики разной величины, которые помещаются в ладони.

Ход занятия: Показать детям, как спрятать шарик, зажав его в ладони: «Вот шарик. А теперь, где шарик? Нет шарика!»

  1. «Кто где живет?»

Цель: Развивать речь, стимулированием пальцев рук холодом; совершенствовать навык игрового партнерства; развивать зрительное и слуховое восприятие, звукоподражание; воспитывать активность и коммуникацию в процессе игры.

Материалы: ледяные фигурки диких животных: медведь, заяц, лиса, волк; домашних животных: кот, собака. Фигурки дома и ели.

Ход занятия: - Кто в гости к нам пришел? К нам пришли животные, они потеряли свои дома. Помоги им.

Вот ёлочка, ёлки в лесу растут и в лесу живут дикие животные.

Вот дом. В доме живут домашние животные. Помоги животным найти свой дом. Ребенок раскладывает ледяные фигурки по поддонам, в которых лежит ель или дом.

  1. « Кто что ест?»

Цель: Закрепить в речи названия животных, сформировать представление о том, чем питаются животные.

Материалы: Ледяные фигурки собаки, белки, зайца; еда: косточка, морковка, гриб.

Ход занятия: Показать ледяные фигурки животных. Спросить: «Где заяц? Чем угостить зайца? Зайцу дадим морковку.

Аналогично с другими животными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей "Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки"

Практикум для родителейТема: «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»(Представленный материал был обобщен в рамках III Областного форума "Большая перемена")Актуальность:  сегод...

Практикум для родителей второй младшей группы. Тема: «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»

Актуальность: сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работ...

Развитие речи детей через развитие мелкой моторики

“Рука — это вышедший наружу мозг человека” (И.Кант)...

Развитие речи детей через развитие мелкой моторики

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики с разнообразными материалами и предметами....

Развитие речи детей через формирование мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных техник рисования: пластилинография, пуантилизм, фроттаж.

Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к мот...

Консультация "Развитие речи детей через развитие мелкой моторики рук".

Консультация "Развитие речи детей через развитие мелкой моторики рук". Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребенка....