Развитие речи детей через развитие мелкой моторики
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Бровко Ирина Владиславовна

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики с разнообразными материалами и предметами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_cherez_razvitie_melkoy_motoriki_ruki.odt30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей через развитие мелкой моторики

Цель: повышение уровня компетентности воспитателей и родителей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук.

Ход выступления

У многих детей в дошкольном возрасте, возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук, и в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегивать пуговицы и т.д.). Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи.

«Рука- вышедший наружу мозг» - писал Кант. Что он хотел этим сказать? Не много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы отражаются в положении рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Недаром педагог В.Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев».Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связанная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут пальчики ребенка, зависят напрямую его успехи в обучении.

В системе воспитания и обучения детей необходимо предусмотреть специальные , воспитательно - коррекционные мероприятия, направленные на физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как:  пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок;  массажи с растиранием пальчиков и массажерами для рук;  игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками;  катание шестигранных карандашей между ладонями; народные игры с ладошками;  театр теней рук, складывание рисунков из палочек;  рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе.

Очень хорошо данные методики вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Для диагностики состояния мелкой моторики рук в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко ребенок держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании. Например, если в 4 года ребенок не умеет в пригоршне доносить воду до лица –значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Обнаружив у ребенка отставание, стоит заняться с ребенком развитием мелкой моторики и подсказать родителям о дополнительных занятиях дома. Чем раньше начнется воздействие, тем лучше будет результат. И еще, занятия должны вызывать у самого ребенка благоприятный эмоциональный отклик. В противном случае занятия не будут иметь результата.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.

Упражнения для развития мелкой моторики

1.Игры с пластилином

-мнем и отщипываем;

-надавливаем и размазываем;

-скатываем шарики и колбаски;

-режем на кусочки;

-лепим картинки;

-готовим обед.

2.Игры с бумагой

-бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные фигуры.Всё это развивает ребёнка в эстетическом плане,разрабатывает моторику пальцев рук,а также приучает малыша к аккуратности и терпению.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок, занятия в технике оригами.

3.Игры со счетными палочками

Игры помогут развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.Игры с палочками не только развивают мелкую моторику,но и формируют образно -пространственное мышление,развивают фантазию и наблюдательность.

Старшим дошкольникам будут интересны головоломки на смекалку.

4.Пальчиковая гимнастика и игры(сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.)

Пальчиковая игра «Паучок»

Паучок ходил по ветке, ( руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут»

А за ним ходили детки. (по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Дождик с неба вдруг полили, ( кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие

Паучков на землю смыл. (движения; хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать ( ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,

Паучок ползет опять, ( пальцы растопырены, качаем руками)

А за ним ползут все детки,(действия аналогичные первоначальным)

Чтобы погулять по ветке.(«Паучки» ползают по голове).

«Сороконожки»

Две сороконожки (средний и указательный пальчик перемещаются)

Бежали по дорожке.

Встретились, (ладошки друг напротив друга)

Обнялись, (ладошки переплелись)

Насилу расстались (ладошки разжались)

И- попрощались!(ладошки машут, прощаясь).

5.Работа с использованием «бросового материала» (спичек, шнуровок, прищепок, бусинок разного размера, пуговиц,массажных колечек и т. д.)

Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Самое интересное, что дети сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

Игры с прищепками

«Ежик»

Ежик, ежик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ежик,

Мы тебе сейчас поможем.

Предложите ребёнку зацепить прищепки за :картонную фигурку . Например упражнения «Травка»за зелёный прямоугольник, упражнение «Солнышко» за жёлтый круг.

С массажными колечками.

Предложите ребёнку накатывать (одевать)массажное колечко поочерёдно на каждый пальчик.

При работе с массажными колечками ребёнок может называть пальцы или проговаривать стишок.

Раз, два. Три, четыре, пять

Пальчики хотят играть.

Мы колечко взяли

И на пальчик одевали.

Раз- большой, он красивый такой,

Два — указательный, очень обаятельный,

Три- средний, он совсем не вредный,

Четыре- безымянный, пальчик очень славный.

Пять-мизинчик,маленький счастливчик.

6.Развивающие игры.

-деревянная пирамидка -помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета;

-кубики- развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

-конструкторы- развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;

-рамки-вкладыши- способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

-пазлы- развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;

-мозаика- способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

7.Массаж пальцев рук и ладонных поверхностей ( с использованием различных массажеров)

Игры с карандашом.

Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутить его вперед  назад.

-Массаж каждого пальца, ладони в отдельности, т.е. левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот.

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу».

Упражнение точилка.

Зажать в левом кулаке  один конец карандаша,а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша.

Мы точилочку берём,

Карандаш в неё кладём.

Будем острым наш

Красный карандаш.

Упражнение «Дятел»держать карандаш большим и средним пальцем,а указательным постучать по нему.

Дятел, дятел постучи.

Где сидишь ты покажи?

«Ножницы». Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.

Различные виды упражнений:

-«пунктиры»-подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад- вперед пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

-«пила»-левая рука лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз.

-«согреем ладошки»- сильно потираем руки.

8.Графические упражнения. ( диктанты, штриховка, раскрашивание и др.)

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

9.Игры с песком

-погладь рукой песок;

-положи ладонь на песок. Это след твоей ладони (следы от крышек, палочек), попробуй изобразить след кошки;

-разгладь песок двумя руками;

-я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

10.Упражнения с мячами

-учить захватывать мяч всей кистью и отпускать его;

-катать мяч по часовой стрелке;

-держать одной рукой, другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.

Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.Все описанные упражнения просты по технике,но вместе с тем при регулярном использовании при работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев  и подготовку мышц руки к письму. Использование упражнений с предметами оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей,вызывая у них  эмоциональный подъём и разрядку нервно-психического напряжения.

Литература.

Анищенкова Е.С.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.- М.,2006

Антонова М.Р. Лепим, клеим, вырезаем… М.,2006

Гордеева Т.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. М..2013

Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.,2002.

Ткаченко Т.А.  Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику.-М.,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей "Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки"

Практикум для родителейТема: «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»(Представленный материал был обобщен в рамках III Областного форума "Большая перемена")Актуальность:  сегод...

Практикум для родителей второй младшей группы. Тема: «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»

Актуальность: сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работ...

Развитие речи детей через развитие мелкой моторики

“Рука — это вышедший наружу мозг человека” (И.Кант)...

Проект "Развитие речи детей, через развитие мелкой моторики посредством криотерапии - игр со льдом."

Проектная деятельность. Инновационная методика работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста....

Развитие речи детей через формирование мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных техник рисования: пластилинография, пуантилизм, фроттаж.

Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к мот...

Консультация "Развитие речи детей через развитие мелкой моторики рук".

Консультация "Развитие речи детей через развитие мелкой моторики рук". Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребенка....