Дидактическая игра - средство обогащения словаря младшего дошкольника
консультация по развитию речи на тему

   Игра —  ведущий и наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsii_dlya_attestatsii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра - средство обогащения  словаря младших дошкольников

   Игра —  ведущий и наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

   На протяжении дошкольного детства у детей складывается несколько различных видов игры. Особое место занимает дидактическая игра.

Дидактическая игра - вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для развития словаря дошкольников.

   В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию. Например:

 ·Подбор эпитетов к предмету. Показывается набор  игрушек, допустим собак. Какие бывают собаки?  Большие,  маленькие,  мохнатые,  умные,  кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитателя: пастушьи, пожарные.

·Воспитатель показывает изображение или предмет, дети – вставляют недостающее слово. Шерсть у кошки... (какая?), когти... (какие?), какие ещё бывают кошки?

По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.).  При этом признаки предметов обозначаются прилагательными, что очень важно для развития словаря ребёнка.

 

Игры с предметами позволяют воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических речевых задач. Удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

   Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей, в ходе которого педагог решает задачи словарной работы с дошкольниками. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании, а так же задачи по развитию речи детей.

 ·Подбор картинок по парам позволяет педагогу решать задачи развития словаря у дошкольников. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. В ходе таких заданий ребёнок проговаривает свои действия,  подбирает соответствующие слова, обосновывая свой выбор.

 ·Подбор картинок по общему признаку (классификация) позволяет педагогу совершенствовать у детей словарный запас. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Назови одним словом?» ( Стройная, высокая, ветвистая, белоствольная – берёза), «Что растёт в лесу?» (колючая, зелёная, пушистая – ёлка) дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки, поясняют, почему сделали такой выбор.

 ·Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и отражения в речи увиденного на картинке.

 ·Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, пояснять свои действия, обогащать речь ребёнка разными частями речи, в том числе прилагательными.

·Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать речь детей,  воображение, творчество. При этом формируется умение доказывать свою точку зрения, подбирать подходящие по смыслу слова.

   Таким образом, в дошкольных учреждениях для решения словарной задачи педагоги эффективно используют дидактические игры с наглядным материалом, в ходе которых происходит обогащение, закрепление и активизация словаря дошкольника.

   Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные  и речевые задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. Широко используется игра «Подбери определение»: дети подбирают к предмету,  слову определение, например, яблоко какое? – спелое, сочное, румяное. В таких упражнениях ребенок отвечает одним или несколькими подходящими словами. Он должен быть внимательным к ответам товарищей, чтобы не повторяться, а для этого необходимо иметь достаточно богатые лексический запас.

Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания, но и в младшем возрасте проводятся такие игры. Например,  «Добавление слов». Взрослый называет главное предложение, а дети доканчивают. «Сегодня надо затопить все печи, потому что день сегодня очень (холодный, морозный, ветреный, пасмурный). Мы пойдем завтра в лес, если будет погода (хорошая, солнечная, тёплая). Мама пошла на рынок, чтобы купить молока (какого?) (свежего, полезного, вкусного). Город украшают флагами, потому что завтра день (какой?) (праздничный, весёлый, радостный).

   Работая над словом, Е.С.Слепович отмечал, надо учитывать, что любое речевое действие, высказывание представляет собой процесс постановки и решения своеобразной мыслительной задачи: «Речь не есть просто вербализация, подыскивание и подклеивание словесных ярлычков к мыслительным сущностям: это творческая интеллектуальная деятельность, включаемая в общую систему психической и иной деятельности. Это решение познавательной задачи, это действие в проблемной ситуации, которое может осуществляться с опорой на язык».

   Таким образом, при формировании и обогащении словаря в дошкольном учреждении педагоги успешно используют словесные дидактические игры, как на занятиях, так и вне учебной деятельности.

Для детей младшего дошкольного возраста в силу их наглядно-образного мышления наиболее доступны дидактические игры с использованием игрушек, предметов, картинок. Такие игры способствуют развитию различных мыслительных операций, а также обогащению словарного запаса младших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Дидактическая игра - средство обогащения словаря младших дошкольников"

Игра — ведущий и наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенк...

СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

в статье рассматривается актуальность использования сказок для расширения словарного запаса у младших дошкольников....

Опыт работы по обогащению словаря младших дошкольников средствами ТРИЗ-технологии

В помощь  воспитателям, какие использовать игры ТРИЗ-технологии для пополнения и обогащения словаря младших дошкольников....

Дидактическая игра как средство обогащения словаря младших дошкольников по теме "Семья"

В презентации раскрывается значение дидактических игр в  обогащении словаря младших дошкольников по теме "Семья".  Рассказано о  видах  дидактических игр, которые способс...

Игры как средство обогащения словаря младших школьников

виды дидактических игр и упражнений для развития словаря детей младшего возраста...

«Дидактические игры как средство обогащения словаря у дошкольников с задержкой психического развития» (самообр.)

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий&raq...