Игры как средство обогащения словаря младших школьников
консультация по логопедии (младшая группа)

виды дидактических игр и упражнений для развития словаря детей младшего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игры как средство обогащения словаря младших дошкольников»

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.

В дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе.

Для реализации словарной задачи используются дидактические игры. При помощи дидактической игры детям передаются определенные знания, они учатся играть,  активизируют активный и пассивный словарь, который малыши могут применить в повседневной жизни.

Известно, что на третьем году жизни дети переживают так называемый «первый период вопросов» — в этом проявляется их стремление узнать названия всего того, что они видят вокруг: «Кто это?», «Как зовут?», «Что это?», «Как называется?» Отвечая на вопросы ребенка во время свободного с ним общения, обозначая словом встретившийся ему и обративший на себя его внимание предмет, педагог  обогащает словарь ребенка. Таким же образом ребенок узнает и запоминает названия признаков предметов (прилагательные), действий и состояний (глаголы, причастия, деепричастия) и их признаков (наречия).
Названия предметов, недоступных непосредственному наблюдению ребенка (например: пальма, кит), дети узнают, рассматривая картинки, изображающие их. Способность человека легко соотносить предмет с его изображение — врожденная.
Ребенок быстро (услышав иногда всего один раз) и прочно (на всю жизнь) запоминает слова, называющие тот предмет или явление, которые его заинтересовали. Но это происходит в том случае, если взрослый соблюдает методические правила произнесения слов:
1) говорит достаточно громко, чтобы ребенок расслышал слово;
2) произносит четко, т. е. энергично и правильно артикулируя;
3) соблюдает правила орфоэпии, избегая искусственного произношения, утрирующего тот или иной звуковой компонент слова;
4) старается вставлять это слово в предложения так, чтобы показать возможно больше его грамматических форм.


Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.

Виды дидактических игр

все дидактические игры по развитию словаря можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры

Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?»

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх взрослый ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.  Например, в игре «Отгадай, кто это?» В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Игры на формирование словаря по лексическим темам: «Елочные игрушки», «Пить-есть», «Накроем стол».

В развитии и закреплении культурно-гигиенических навыков у детей нам помогут такие дидактические игры, как  «Идем к кукле в гости», «Вымой руки», «Кукла Катя обедает», «Купаем куклу», «Оденем куклу на прогулку», «День рождения куклы» и др.

В процессе этих игр у детей  воспитываются навыки этического поведения,  заботливое отношение к кукле-партнеру по игре, активизируется словарный запас.

В дидактических играх на внимание: «Найди свою игрушку», «Найди свое место», «Будь внимательный», «Не зевай», «Кто ушел», «Что изменилось?» каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретает собственный действенный и чувственный опыт. Эти игры способствуют обогащению словаря существительными, обозначающими названия игрушек, глаголами, прилагательными.  

Дидактические игры и упражнения по обогащению словаря младших дошкольников.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ».

Цель. Пополнение активного словаря детей прилагательными: большой, маленький.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями мебели (по две на каждого ребенка). Один комплект — с изображениями мебели для детей, другой — с изображениями мебели для взрослых.

Описание. Логопед раскладывает предметные картинки перед детьми и дает задания: «Возьми картинки, на которых нарисованы столы. Возьми картинки, на которых нарисованы шкафы и т. п. Таким образом, у каждого ребенка оказывается по две картинки.

Логопед обращает внимание детей на то, что на одной картинке изображен большой предмет (для взрослых), а на другой картинке — маленький предмет (для детей). Далее логопед предлагает каждому ребенку поднять и назвать сначала картинку с большим предметом, потом — с маленьким: «Большой стул, маленький стул» и т. п.

ДИД. УПРАЖНЕНИЕ «ПОКАЖИ НА СЕБЕ И НА КУКЛЕ».

Цель. Формирование словаря по теме «Части тела»: голова, руки, ноги, спина, живот. Обучение соотнесению предмета со словом.

Оборудование. Кукла: большой пупс.

Описание. Логопед сажает на стол большого пупса, одетого в трусики или песочник. Показывает и называет каждую часть тела куклы. Предлагает детям показать и по возможности назвать эти же части тела у себя, а потом у пупса.

ДИД. УПРАЖНЕНИЕ «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Цель. Обучение ориентировке в названиях действий. Расширение пассивного глагольного словаря: надевать. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей. Развитие диалогической речи.

Оборудование. Сюжетная картинка «Дети одеваются», наборное полотно.

Описание. Логопед помещает на наборное полотно иллюстрацию и комментирует: «Оля надевает платье. Митя надевает рубашку. Мама надевает Теме шарф». После этого предлагает детям задания: «Кто надевает платье? Покажи. Кто надевает рубашку? Покажи. Кому надевают шарф? Покажи».

Затем отрабатываются диалоги:

Кто это? (Оля.)

Что делает? (Надевает.)

Что надевает? (Платье.)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАДЕВАЮ — СНИМАЮ».

Цель. Закрепление в речи глаголов 2-го лица единственного числа изъявительного наклонения.

Оборудование. Шапка, предметные картинки с изображением разной одежды.

Описание. Логопед сначала надевает, потом снимает шапку и комментирует: «Я надеваю шапку. Я снимаю шапку». Потом раздает детям предметные картинки и предлагает составить аналогичные предложения: «Я надеваю шорты. Я снимаю шорты» и т. п.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ЭТО?»

Цель. Формирование словаря существительных (посуда, части посуды). Формирование глагольного словаря (неопределенная форма глагола). Развитие ассоциативного мышления.

Оборудование. Предметные картинки по теме «Посуда», наборное полотно.

Описание. Логопед помещает на наборное полотно предметные картинки и предлагает детям показать, а потом назвать изображенное на них. После этого логопед объясняет, что будет рассказывать про посуду, а дети должны будут назвать, для чего она нужна, а картинки помогут им правильно ответить. За каждый правильный ответ ребенок получает соответствующую картинку. Победит тот у кого будет больше всех картинок.

Она фарфоровая, маленькая, у нее есть ручка. Что это? (Чашка.)

Для чего она нужна? (Буду пить.)

Он металлический, острый, у него есть лезвие и ручка. Что это? (Нож.)

Для чего он нужен? (Буду резать.)

Он стеклянный, прозрачный, тонкий, у него есть дно и стенки. Что это? (Стакан)

Для чего он нужен? (Буду пить.)

Прогулки тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке педагог должен стараться максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Можно сравнивать окраску двух листочков с разных деревьев. Можно сыграть с ребенком в игру "Что на что похоже и почему?" Гуляя по лесу, можно задавать такие вопросы: "Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?" Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.) «А на траву?» (цветом.) «А на каплю?» (формой.)
Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие для дошкольника: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, педагог может помочь ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА «Чудесный мешочек»

Цель: расширение пассивного словаря, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Оборудование: например 3 игрушки, изображающие животных, изготовленные из разных материалов.

Ход игры: рассмотреть с малышом несколько фигурок животных, ощупать их. На глазах у ребенка сложить их в мешочек; предложить малышу ощупать одну фигурку животного в мешочке, назвать и достать ее (можно заранее определить, кого малыш хочет достать или дать ему конкретное задание, например: «достань зайчика»)

Пополнение и активизация словарного запаса на занятиях, построенных в форме игры, позволяет младшему дошкольнику усвоить фонетику, правила составления предложений, средства выразительности, умение отличать правильное от неправильного. Знание и умение педагога правильно и своевременно подбирать различные типы игр для детей расширяет речевые способности малышей, развивает их мышление и языковое чутье.

Таким образом,  для решения словарной задачи педагоги  должны эффективно использовать дидактические игры с наглядным материалом, в ходе которых происходит обогащение, закрепление и активизация словаря младших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Дидактическая игра - средство обогащения словаря младших дошкольников"

Игра — ведущий и наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенк...

СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

в статье рассматривается актуальность использования сказок для расширения словарного запаса у младших дошкольников....

Дидактическая игра - средство обогащения словаря младшего дошкольника

 Игра —  ведущий и наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и...

Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста.

Данный материал представляет собой тезисы к курсовому проекту "Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста"...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ

Коррекция речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Процесс формирования представлений у де...

Пальчиковые игры как средство обогащения словаря детей 3-4 лет.

Статья о пользе пальчиковых игр в развитии и обогощении словоря детей 3-4 лет....

Дидактическая игра как средство обогащения словаря младших дошкольников по теме "Семья"

В презентации раскрывается значение дидактических игр в  обогащении словаря младших дошкольников по теме "Семья".  Рассказано о  видах  дидактических игр, которые способс...