Пальчиковые игры как средство обогащения словаря детей 3-4 лет.
статья по развитию речи (младшая группа)

Лиховидова Светлана Юрьевна

Статья о пользе пальчиковых игр в развитии и обогощении словоря детей 3-4 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры как средство обогащения словаря детей 3-4 лет.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Первым важным этапом в образовании каждого человека выступает период  дошкольного детства. Дошкольное образование дает первоначальные навыки и умения, которые являются основой для дальнейшего развития человека, определяют успешность обучения в школе. В дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития, ребенок осознает свое место в мире, учится жить в обществе, взаимодействовать с людьми. В дошкольном образовании особое место отводится развитию речи, так как речь оказывает непосредственное влияние на успешную адаптацию ребенка в обществе, активизирует познавательные процессы, мышление.

В дошкольном детстве устанавливаются первоначальные отношения ребенка с ведущими сферами бытия, формируются все психические функции, активно развивается речь, что отмечают отечественные и зарубежные исследователи (Б.Г. Ананьев, К. Бюлер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н.Поддьяков, В.В.Давыдов, и др).

Отечественными учеными А.Н. Гвоздевым, И.Е. Исениной, Д.Б. Элькониным и другими доказана связь между речевой функций и общей двигательной активностью человека, а именно между речевым центром головного мозга и мелкой мускулатурой руки. Доказано, что от нервных импульсов пальцев идет совершенствование речи.

Усвоение словаря и развитие речи, мышления напрямую взаимосвязано с развитием ручной (мелкой) моторики. Недостаточность движений мелкой моторики влечет за собой трудности в усвоении и развитии речи ребенка,в общении со сверстниками и взрослыми. Замечено, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. В процессе игр и упражнений у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитываются усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Одним из эффективных способов развития речи детей дошкольного возраста являются пальчиковые игры.

Пальчиковые игры - общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей с целью влияния на развитие речи. Многими исследователями  доказано, что развитие речи и развитие мелкой моторики тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Руки являются специфическим органом с множеством разнообразных функций.

Примеры пальчиковых игр:

«Игра с пальчиками»:

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик взял и съел…

Оттого и потолстел.

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Игра «Птичка-невеличка»:

Птичка-невеличка зёрнышки клевала.

(педагог указательным пальцем «клюёт» по ладоням ребёнка)

Птичка-невеличка весело летала.

(делает круговые движения по ладони ребёнка)

Птичка-невеличка гнёздышко свила.

Птичка-невеличка деток завела.

(делает гнёздышко из ладошек ребёнка)

Радуется птичка, песенки поёт.

(педагог и ребёнок хлопают в ладоши)

«Твои пальчики»:

Этот пальчик – самый большой,

Самый весёлый, самый смешной!

(воспитатель показывает ребёнку большой палец)

Этот пальчик – указательный.

Он солидный и внимательный.

(указывает на что-нибудь указательным пальцем)

Этот пальчик – средний,

Ни первый, ни последний.

(отгибает средний палец)

Этот пальчик – безымянный,

Он не любит каши манной.

(сгибает безымянный палец, как будто он не хочет каши)

Самый маленький – мизинчик

Любит бегать в магазинчик!

(оттопыривает мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев)

«Зайка»

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)

Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)

Заяц путает следы,

Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

«Апельсин»

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)

Много нас, (пальцы растопыриваем)

А он один. (показываем только один палец)

Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)

Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)

Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)

А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)

Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)

Разбегайтесь, кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"...

Дидактические игры по сенсорному развитию как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей двух - трех лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность.  Малыш активно интересуется окр...

Дидактические игры по сенсорному развитию как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей двух - трех лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность.  Малыш активно интересуется окр...

Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста.

Данный материал представляет собой тезисы к курсовому проекту "Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста"...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ

Коррекция речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Процесс формирования представлений у де...

Выступление на педсовете Игры «Друдлы» как средство обогащения словаря детей

Игры «Друдлы» как средство обогащения словаря детей.«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у дет...

Дидактическая игра как средство обогащения словаря младших дошкольников по теме "Семья"

В презентации раскрывается значение дидактических игр в  обогащении словаря младших дошкольников по теме "Семья".  Рассказано о  видах  дидактических игр, которые способс...