ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «МИР НАСЕКОМЫХ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА»
проект по окружающему миру (младшая группа)

ЖИРОВА ЕЛЕНА АЙДЫНОВНА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  «МИР НАСЕКОМЫХ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0007b454-b8597ef2.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мир насекомых глазами ребенка»

Проблема:

В летний период времени дети проводят большой отрезок времени на прогулке. Большой интерес дети проявляют к насекомым, им интересно наблюдать за ними. В ходе бесед было выяснено, что дети очень мало знают о насекомых: название, пользу или вред они приносят, зачем нужны. Участие детей в проекте позволит сформировать представление о насекомых, будет способствовать развитию творческих и поисковых способностей.

Актуальность проекта: 


Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.  Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; ионные и инновационные формы и методы работы. Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.

* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

 

Цель проекта: сформировать представление о жизни насекомых, характерных признаках, роли человека в жизни насекомых.

Задачи проекта:

- Расширять представления детей о насекомых (бабочка, муравей, пчела, божья коровка), их строении, способах передвижения;

- формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (насекомые питаются растениями, многие позвоночные питаются насекомыми???)

- знакомить с правилами поведения в природе (не трогать и не убивать насекомых)

 - формировать навыки исследовательской деятельности.

 - воспитывать бережное отношение к живому.

Вид проекта: краткосрочный, 3 месяца

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий

Сроки реализации: конец мая – июль 2017г.

Участники проекта: дети второй младшей  группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательная область: познавательное развитие, художественное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Этапы

1 этап-подготовительный (1 неделя)

Провести родительское собрание по теме: «Участие в экологических проектах»; анкетирование.

Подбор научной и художественной литературы о насекомых. Подбор демонстрационного материала, создание предметно - развивающей среды.

Проводится мониторинг для выявления знаний у  детей по данной теме.

2 Этап-практический (7 недель)

Дети наблюдают за насекомыми на прогулке. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой о насекомых: поговорки, стихи, сказки, загадки. Разучивание песен о насекомых. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Продуктивная деятельность: рисование; аппликация.

3 этап-заключительный (1 неделя)

Проводили анализ (мониторинг) и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Организация  досуга «Наши соседи - насекомые».

Предполагаемый результат:

-дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, пчела, божья коровка);

-иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;

-знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;

 

Работа с родителями:

Консультации «Как привить любовь к природе».

Консультация  «Первая помощь при укусах насекомых»

Изготовление поделок.

План реализации проекта «Мир насекомых глазами ребенка

 май

Занятие «Путешествие в мир насекомых»

Цель: сформировать представление о жизни насекомых, характерных признаках, роли человека в жизни насекомых.

июнь

Знакомство с пчелой.


1) Чтение художественной литературы: загадки, стихи, чтение «сказка о веселой пчеле» Н.Абрамцева. сказка «Кто в домике живет»
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о пчеле

2) Рассматривание энциклопедий, журналов
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых 

3) Занятие « Сравнивание пчелы со шмелем и осой» 
Цель: уточнить знания детей о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе, развить умение сравнивать и обобщать, закрепить понятия «насекомые»

4) Наблюдение за пчелами на прогулке
Цель: уточнить знания детей о том, какие цветы выбирают пчелы для сбора нектара
6) Подвижная игра «Медведь и пчелы»
Цель: развивать умение бегать в разных направлениях
7) Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»
Цель: развивать память и чувство ритма, речь

8) Рисование сотовых ячеек по шаблонам
Цель: развивать точность движения и мелкую моторику


Знакомство с бабочкой


1)Чтение художественной литературы, загадки о бабочке
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке
2) Рассматривание энциклопедий, журналов о бабочках
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых
3) Беседа с детьми о бабочке
Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки

4) Изобразительная деятельность с элементами аппликации(«Бабочки на цветах»)
Цель: закрепляем умение аккуратно наклеивать готовые формы; навыки рисования; развивать эстетическое восприятие; закрепить знания об особенностях окраски бабочки (лимонница, капустница, наполеон).
5) Наблюдение за бабочками на клумбе
Цель: закрепить знания о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек, доставить радость от любования красотой цветов и бабочек

6) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры
8) Украшение бабочками на нитке веранды
Цель: вызвать желание украсить участок для всех

Июль


Знакомство с муравьем


1)Чтение художественной литературы: загадки и  стихи о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.
2)Поиск муравейника
Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников
3)занятие «Из жизни муравьев»
Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей
4)Опыт «Выделение муравьиной кислоты»
Цель: развитие познавательной активности
5) Изобразительная деятельность «Кто помог муравьишке добраться домой»
Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых


Знакомство с божьей коровкой


1) Чтение художественной литературы, загадки и стихи о божьей коровке
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке
2)Рассматривание энциклопедий и журналов «Какие разные божьи коровки?»
Цель: познакомить детей с видами божьих коровок
3)Занятие  «Наша любимая божья коровка»
Цель: уточнить знания детей о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь
4)Аппликация «Божья коровка»
Цель: закреплять умение наклеивать готовые формы, воспитывать аккуратность в работе.
5)Наблюдение на прогулке за божьей коровкой
Цель: развивать наблюдательность
6)Прослушивание песен о божьей коровке
Цель: развитие музыкального слуха
Проведение досуга «Наши соседи - насекомые»
Цель: закрепление знаний детей о насекомых, создание позитивного настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проектной деятельности "Мир насекомых".

Знакомство с многообразием мира насекомых....

Методическая разработка проектной деятельности "Мир насекомых".

Знакомство с многообразием мира насекомых....

Проектная деятельность - универсальное средство развития ребенка и педагога (примерная схема осуществления проекта «Мама, папа, я - спортивная семья» /старший и подготовительный возраст/)

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей и мотив...

Экологический проект «Мир насекомых глазами ребенка»

Экологический проект «Мир насекомых глазами ребенка»...

Методическая разработка «Мир насекомых глазами ребенка» для детей среднего возраста 5-6 лет

В летний период времени дети проводят большой отрезок времени на прогулке. Большой интерес дети проявляют к насекомым, им интересно наблюдать за ними. В ходе бесед было выяснено, что дети очень м...

Исследовательская деятельность "Блокадный Ленинград глазами ребенка"

Дети подготовительной группы решили прочитать Дневник Миши Тихомирова, когда они его прочитали, то им очень захотелось поподробней узнать как жили дети в блокадном Ленинграде, они срвнили жизнь соврем...