Главные вкладки

    Проектная деятельность - универсальное средство развития ребенка и педагога (примерная схема осуществления проекта «Мама, папа, я - спортивная семья» /старший и подготовительный возраст/)
    проект на тему

    Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей и мотивацией инновационной деятельности педагогов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proektnaya_deyatelnostproekt-skhema.docx33.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектная деятельность -  универсальное средство развития ребенка и педагога.

     

    Симакова Екатерина Олеговна

    г. Сургут

    Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей  и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития ребенка и педагога. Ее можно использовать в педагогических целях при работе детьми любого возраста, в частности младшего (что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности).  Для педагога проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя. При этом на каждом из возрастных этапов проектирование обнаруживает разный педагогический потенциал, обусловливая развитие многообразных сторон и творческих проявлений личности. Таким образом, возникло понятие технологии педагогического проектирования - это стимулирование педагогов увидеть проблему и найти свой путь ее решения. Имея высокую культуру педагогического проектирования, педагог ориентируется на инновационные действия, избегает шаблонов в рассуждениях и выборе педагогических средств.

    С 1 сентября 2013 года вступил  в силу новый Федеральный закон от 29.12.2012  №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом. Законом определяются уровни общего образования, в частности дошкольного и  начального общего образования.  

    Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

    Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей и мотивацией инновационной деятельности педагогов.

    Задачи проектной деятельности:

    - Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

    - Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (ребенок должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

    - Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

    - Формировать позитивное отношение к работе (ребенок  должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

    Особое  внимание уделено инновационной деятельности в сфере образования, разработаны стандарты  для  педагогов, где важное место занимает педагогическое проектирование.  В новых федеральных  государственных стандартах для дошкольников проектная деятельность  выделена как отдельная образовательная область.

            Педагогическое проектирование можно рассматривать как структурные и процессуальные характеристики деятельности, направленной на разрешение различных проблем в педагогическом процессе. Объектом педагогического проектирования являются образовательные системы различного уровня и характера или их структурные компоненты, которые также исследуются во
    взаимосвязи с системой в целом. Педагогическое проектирование - продуктивная деятельность, продуктом которой являются проект и программа его реализации в практику образования, а также результаты образования, которые имеют место при реализации проекта.

    В результате проектной деятельности рождается проект. В стратегическом смысле он может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. В последние годы  работники сферы образования активно участвуют в проектах, т.к. сегодня именно проектная деятельность стала реальной формой получения финансовой поддержки в инновационных начинаниях. Овладение проектировочными умениями помогает подняться на новую ступень профессионального мастерства, становится способом активизации и реализацией возможностей  в педагогической действительности, особой формой установления и развития творческих отношений с коллегами. Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста.

    План работы воспитателя по подготовке проекта

    Проектная деятельность содержит:

    - анализ проблемы;

    - постановка цели;

    - выбор средств ее достижения. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями);

    - поиск и обработка информации, материала;

    - включение в проект игр и других видов детской деятельности;

    - домашние задания для самостоятельного  выполнения;

    - презентация проекта, открытое занятие;

    - оценка полученных результатов и выводов.

    Основные этапы метода проектов

    1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

    2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

    • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
    • в каких источниках можно найти информацию;
    • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
    • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

    3. Выполнение проекта – практическая часть.

    4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

    В настоящее время проекты классифицируются: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

    Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Мама, папа, я – здоровая семья» и др.

    По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

    Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

    Задачи развития:

    1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
    2. развитие познавательных способностей;
    3. развитие творческого воображения;
    4. развитие творческого мышления;
    5. развитие коммуникативных навыков.

    Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

    В младшем дошкольном возрасте – это:

    • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
    • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
    • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

    В старшем дошкольном возрасте – это:

    • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
    • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
    • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
    • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

    Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку и педагогу возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

    Таким образом, проектная деятельность обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, что способствует развитию  инновационной  деятельности педагога, который решает типовые, стандартные  и творческие задачи, совершенствуя и повышая свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство.  Проявление творческого подхода педагога к профессиональной деятельности, с учетом современных требований и нововведений - это тоже инновация. Педагог должен осваивать новые для него технологии: работа с компьютером, мультимедийными средствами, интерактивными досками, подбор материала, практическое освоение – все это способствует повышению уровня развития педагога, мотивирует его к дальнейшему профессиональному росту, инновационной деятельности.  Индивидуально-творческий подход в инновационной деятельности педагога предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки. Потребность в совершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством педагога-новатора.
              

    Примерная схема осуществления проекта

    «Мама, папа, я - спортивная семья» 

    (старший и подготовительный возраст)

    Этапы

    программы

    Виды деятельности

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    Спортивный мир

    Виды спорта, их классификация
    Географические представления. Работа с картинками о видах спорта, спортивной одежде, ее соответствии разным видам спорта. План спортивной площадки возле  дома.

    Сезоны года

    По сезонам года - рисунки, аппликации, коллажи «Виды спорта, которыми занимается  наша семья».
    Составление семейных альбомов «спортивная жизнь нашей семьи», «Виды спорта, которые мы будем осваивать».

    Конструирование

    «Спортивный комплекс», «Стадион», «Спортивная площадка». Спортивные снаряжения и атрибутика, в том числе, в семье.

    Игровая деятельность

    Сюжетно-ролевая игра «Я - спортсмен», «Угадайте виды спорта по спортивному инвентарю»; «Спортивный инвентарь», «Спортивный магазин» и т.д.
    Игры: «Спортивная ходьба», «Мы – надежда олимпиады», «Как закаляться», «Делаешь зарядку-здоровье в порядке» и пр.

    Социальное развитие

    Тематические занятия по открытию Олимпиады – 2014 в Сочи.
    Права и обязанности спортсменов, кто отвечает за спорт в семье.
    Оформление газеты: виды спорта в нашей семье в разные сезоны года, с рисунками, сопровождающими текстами.

    Речь и речевое общение

    Рассказы  детей по темам: «Наши любимые виды спорта», «Выходной день в моей семье», «Спортивные достижения нашей семьи», «Летние виды спорта в нашей семье», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений».

    Словотворчество. Создание альбомов «Моя спортивная семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).
    Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.

    Здоровье и физическое развитие

    Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.
    Совместные туристические походы «В бассейн идём вместе».
    Межсемейные соревнования «Веселые старты».
    Выступление приглашенного спортсмена с рассказом о пользе зарядки, здорового образа жизни,  спорта и мире спорта.

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

    Художественная  литература

    Пословицы и поговорки о спорте.
    Чтение сказок  Евгения Пермяка «Памятные узелки», стихов С.  Маршака, А. Барто и проч. стихи о детях и спорте, Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».

    Дома выучить любое понравившееся стихотворение о спорте или семье.

    Декоративно-прикладное искусство  и дизайн

    Рисование «Виды спорта в рисунках», «Семейные виды спорта», «Мы на отдыхе», «Моя семья», «Моя комната», «Любимый вид спорта мой, папы и мамы».
    Выпуск семейных газет.
    Составление  коллажей, аппликаций, посвящённых спорту из природного материала (с участием родителей)
    Выставки
    «Мама, папа, я - спортивная семья».

    Культурно-развлекательная

    Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских  спортивных развлечений, пантомимы, декламация стихов. Совместное посещение семьями  спортивных соревнований.

    Литература

      1. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. А.И.Щербакова. - М.: Просвещение, 2010.
      2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учеб. пособие для инженерно-педагогических ин-тов и индустриально-педагогических техникумов / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Изд-во “ Деловая книга”, 2010.  
      3. Кузьмина Н.В. Стратегия развития системы акмеологических наук / Проблемы развития системы акмеологических наук, СПб., 2001.
      4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. — М.: Высш. шк., 1990.
      5. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты,СПБ,1999.
      6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.

      7. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л.С.Подымова. - М.: ИЧП “Изд-во Магистр”, 2010.
       8. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии / В.Г. Крысько. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

       9. Педагогическая энциклопедия, - М.: Просвещение, 2005.

      10. Поздняк Л.В., Н.Н. Лященко, «Управление дошкольным образованием»,М.: ACADEMIA, 1999.

    Интернет ресурсы

    Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект спортивного праздника для детей и их родителей. Образовательная область "Физическая культура" "Мама, папа, я - спортивная семья"старшая группа.

    Цель праздника: повысить интерес детей и родителей к спорту, доставить детям и их родителям удовольствие  от совместного мероприятия.способствовать развитию положительных эмоций,  воспи...

    Проектная деятельность как средство развития познавательной активности ребенка

    В статье определяются актуальность и особенности проектной деятельности дошкольников...

    Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов ребенка ( на примере МДОУ дс «Зернышко»)

    ОглавлениеВведение………………………………………………………………………......31. Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника………………………………………………………………………71.1 Исторические и теоретические пред...

    Рекомендации для педагогов «Проектная деятельность, как средство развития познавательных способностей старших дошкольников»

    Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...

    Программа Самосовершенствования педагога «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО в сельском детском саду»

    Вашему вниманию предлагается Программа Самосовершенствования педагога    «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации...

    Сказка как универсальное средство развития ребенка дошкольного возраста.

    Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. С помощью сказки мы знакомим ребенка с окружающим его миром и можем ввести в воображаемый мир, где ребенок расширяет рам...