Проект «Волшебная сила воды»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Каштанова Наталия Константиновна

Закрепить знания детей о воде, её свойствах и состояниях. Влияние воды на всё живое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_volshebnaya_sila_vody.doc212 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского городского округа

детский сад № 15 «Аистёнок»

Проект «Волшебная сила воды»

Разработала воспитатель Гусейнова НМ.

Пушкино

2020г.

Паспорт проекта

Актуальность

Что такое вода? Её свойства.

Цель

Закрепить знания детей о воде, её свойствах и состояниях. Влияние воды на всё живое.

Причины

Недостаточно знаний у детей о свойствах воды. Недостаточно демонстрационного материала о превращениях воды в природе и отсутствие картотеки опытов.

Задачи

Расширить и углубить знания о воде, свойствах и состояниях.

Тема

«Вода вокруг нас»

Название проекта

«Волшебная сила воды»

Тип проекта

Краткосрочный, творческий, групповой

План подготовки и реализация проекта

Деятельность педагогов

1. Оформить фотоальбом «Наши опыты».

2. Пополнить уголок экспериментирования материалами.

3. Разработать цикл занятий и бесед опытно-экспериментальной деятельности.

4. Изготовить картотеку загадок, потешек, художественного слова о воде.

5. Изготовить картотеку опытов

6. Оформить картотеку наблюдений

Деятельность детей

1. Чтение художественной литературы о воде, потешки, отгадывание загадок.

2. Рассматривание иллюстраций «Вода в природе», «Природные явления»

3. Проведение опытов с водой.

4. Художественно-продуктивная деятельность:

рисование - «Дождливый день», «Радуга», «Снег идёт», «Вот зима кругом бело», «Кораблик»;

аппликация, оригами - «Рыбки в аквариуме», «Лебёдушка», «Плывёт по речке лодочка», «Аквариум»;

лепка – «Красивые камушки для аквариума», «Улитка», «Снеговик».

Пальчиковая гимнастика.

Деятельность родителей

1. Проведение опытов дома: «Водичка, водичка»

2. Рисование на тему «Чудо – вода».

3. Помощь в пополнение уголка экспериментирования.

Результат

Конспект открытого занятия.

Тема: «Чудесница водица»

Ресурсы. Кто? Что?

Кто: дети, родители, воспитатели.

Что: иллюстрации, фотоальбом, бумага, кисточки, экспериментальный материал, клей.

Форма презентации

Открытое занятие. Тема: «Чудесница водица».

В ходе проекта формируются следующие ключевые компетенции

1. Уметь делать выводы из полученной информации.

2. Уметь составлять умозаключения

План работы с детьми

Дата

План работы

1

неделя

1. Беседа №1 «Вода и её превращения», беседа №2 «Есть ли у воды цвет».

2. Наблюдения №1, №2, №» (см. картотеку)

3. Рассматривание иллюстраций «Вода в природе».

4. Опыт №1, №2 (см. картотеку).

5. Рисование «Снегопад

6. Физкультминутка «Дождик»

2

неделя

1. Беседа №3 « Вы помните, как выглядят снежки?», беседа №4 «Что случится со снегом, если пригреет солнышко?», беседа №5 «Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды?»

2. Наблюдение №4, №5, №6 (см. картотеку).

3. Чтение К.И.Чуковского «Мойдодыр», стихотворений «Ключевая вода», «Снежинка-балеринка», «Дождик».

4. Опыт №3, №4 (см. картотеку)

5. Рисование «Снеговик»

6. Игра «Сосулька»

3

неделя

1. Занятие №1 «Прятки» - игры с водой.

2. Наблюдения №7, №8, №9 (см. картотеку)

3. Чтение стихотворений «Иней», «Росинка». Отгадывание загадок.

4. Игра «Капельки»

5. Опыт №5, №6 (см. картотеку)

6. Рисование нетрадиционным способом «Весенний дождик», прослушивание аудиозаписи «Музыка дождя».

7. Пальчиковая гимнастика «Весёлые рыбки».

4

неделя

1. Занятие №2 «Теплая капелька»

2. Наблюдения №10, №11, №12 (см. картотеку)

3. Заучивание художественного слова о воде. Пальчиковая гимнастика «Капель», координация слова с движением «Весна»

4. Опыт №7 (см. картотеку)

5. Коллективная работа детей по апплиации «Красивые камешки для аквариума», прослушивание аудиозаписи «Шум морского прибоя»

6. Физкультминутка «Кораблик»

5

неделя

1. Занятие №3 «Капель

2. Наблюдения №13,  №14 (см. картотеку)

3. Рисование нетрадиционным способом «Реченька-река», прослушивание аудиозаписи «Звонкий ручей».

4. Опыт №8 (см. картотеку)

5. Чтение потешек о «Водичке», «Дождике», «Ручейке», «Снежке». Пальчиковая гимнастика «Капель», координация слова с движением «Веснянка».

Занятие № 1

Тема: «Прятки» - игры с водой.

        Цель:

  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды – жидкая, прозрачная, бесцветная; 
  • подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет; 
  • развивать речь детей, активизировать их словарь - жидкость, бесцветная, разноцветная, прозрачная; 
  • воспитывать аккуратность при работе с водой. 

        Материал: краски, кисточки, ёмкости для воды (прозрачные), тряпочки, дидактическая игрушка мышонок – Почемучка, игрушки из киндер-сюрприза.         Предварительная работа: рассматривание воды после рисования красками, дидактическая игра «Разноцветные капельки». 

        Ход занятия:

        В группу приходит мышонок-Почемучка и предлагает детям поиграть.

- Раз, два, три, четыре, пять – будем в прятки мы играть. Сейчас моя подружка водичка спрячет от вас игрушку, попробуйте её найти. Раз-два, раз-два – начинается игра. Раз, два, три, четыре, пять – пора глазки закрывать.

        Почемучка опускает игрушку в баночку с прозрачной водой.

-  Раз, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать.   

Дети быстро находят игрушку (вода прозрачная, в ней игрушка хорошо видна).           Почемучка: Почему вы так быстро нашли мою игрушку?

        Воспитатель: А как можно спрятать игрушку в воде? Какой вода должна быть, чтобы игрушка могла спрятаться?

        Дети предлагают покрасить воду. Совместно с воспитателем дети готовят баночки, наливают и окрашивают воду, прячут игрушки. Воспитатель подводит детей к выводу, что чем вода темней, тем менее видна игрушка, и говорит:

- Раз, два, три, четыре, пять – Можно Почемучке глазки открывать. Раз, два, три – игрушки отыщи!

        Почемучка ищет игрушки и выяснеет у детей, почему их не видно.

Выводы: 

  • мы добавили в воду краску, она стала непрозрачной и игрушки не видно;
  • темная водичка спрятала игрушки;
  • в чёрной водичке игрушку совсем не видно, а в жёлтой она немного видна.

Занятие №2

Тема: «Теплая капелька»

        Цель:

  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды;

  • познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной;
  • развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
  • закреплять культурно-гигиенические навыки;
  • развивать чувство взаимовыручки;
  • воспитывать аккуратность при работе с водой.

        Материалы: тазики с горячей и холодной водой, ёмкости для смешивания воды по количеству детей, ковшики для набирания воды, тряпочки, дидактическая игрушка Зайка.

        Предварительная работа: экспериментирование с водой, умывание, мытьё игрушек, стирка кукольного белья, игра «Холодное – горячее».

        Ход занятия:

        В группу приходит Зайка с грязными руками и щёчками. Дети предлагают ему умыться, но в тазиках только горячая и холодная вода.

        Игра с горячими и холодными капельками. Воспитатель выясняет ощущения детей и Зайки: приятнее им умываться горячей или холодной водой.

        Дети объясняют, почему плохо умываться холодной водой (неприятно, мёрзнут руки, плохо отмывается грязь) и горячей (можно обжечься, даже получить ожог).

        Воспитатель: Можно ли помочь Зайке?

        Дети выдвигают и анализируют гипотезы:

- пождать, когда остынет (но это долго);

- поставить холодную воду на батарею, чтобы она согрелась на это тоже нужно время);

- смешать горячую и холодную воду (это быстро и легко).

        Воспитатель выясняет у детей, чем и для чего они будут заниматься:

Получать тёплую капельку путем смешивания горячей и холодной воды.

Воспитатель: Что для этого необходимо взять? (уточняется для чего необходим каждый предмет).

        Ребята планируют свою деятельность: необходимо взять ёмкость, чтобы смешивать воду; ковшик, чтобы набирать воду; тряпочки, чтобы вытирать, когда она польётся. Дети рассказывают Зайке о правилах при работе с водой.

В процессе самостоятельной деятельности они получают тёплую воду путём смешивания горячей и холодной воды и предлагают Зайке умыться:

Водичка, водичка, умой Зайке личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!

        В конце экспериментирования дети делают выводы:

- чтобы получить тёплую воду, нужно смешать горячую с холодной;

- в кране тоже можно получить тёплую воду, открыв синий (холодный) и красный (горячий) краны одновременно.

Занятие №3

Тема: «Капель»

Ознакомление с природным явлением.

Цель:

  • формировать у детей интерес к явлениям природы;
  • активизировать словарь детей;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Предварительная работа: наблюдение за сосульками, заучивание стихов, загадок.

        Ход занятия:

Воспитатель: Дети, посмотрите, что стало со льдом? – Он растаял. А утром у нас в чашке был лёд. Мы внесли его в группу, у нас тепло, вот и он и растаял. А если я чашку с водой вынесу опять на мороз, что будет? – Она замерзнет и будет лед. Проверим. (Уносит чашку на улицу) Сейчас весна. Солнышко пригревает сильнее, снег на крыше тает, получаются сосульки. С них в солнечный день капают капельки – капель называется. Я вам прочитаю стихотворение «Капель» З. Александровой.

На солнышке  согрелась ель,

Подтаяла сосна.

Идёт апрель, звенит капель.

В лесу у нас весна.

По снегу капельки стучат:

«Подснежник, хватит спать!»

А шубки белок и зайчат

С утра мокры опять.

Но всё же март, а не апрель.

Чуть солнышко зайдет,

Смолкает звонкая капель

И вновь на ветках дёд.

На солнышке капель вспыхивает синими, жёлтыми, красными красками. Когда выйдем на улицу мы с вами посмотрим на солнечные капельки. Все радуются капели, и воробей, и петушок, и мы с вами.

        В конце занятия предложить нарисовать сосульки и капель. На прогулке дети смотрят, что в чашке опять лёд, наблюдают капель.

        

Беседы

Беседа №1

Тема: «Вода и её превращения»

        Вода наполняет ручьи и реки, пруды и озёра, моря и океаны. Вода есть в почве и под землёй, где бегут подземные реки и ручейки. Тучи и облака, туманы и дожди, снежинки и сосульки, льды и сугробы, роса, иней, зимние узоры на стёклах – это тоже вода!

Беседа №2

Тема: «Есть ли у воды цвет и запах?»

        Вода прозрачная, бесцветная, у неё нет запаха.

        Давайте представим осеннюю пору. Моросит мелкий, холодный дождь. Землю укрывает сырой, побуревший лист. На дорожках блестят лужи. Деревья и кустарники грустно шуршат голыми, темными ветвями. А на следующее утро всё преобразилось, стало светлым и праздничным! Ночью выпал первый снег, морозец застеклил лужи тонким, хрупким льдом.

        Снег и лёд – это тоже вода, только в твёрдом состоянии. Когда столбик термометра опускается до отметки ноль или ниже, вода превращается в лёд. Совсем маленькие льдинки образуются и высоко в облаках, там они увеличиваются и, превращаясь в снежинки, падают на землю.

Беседа №3

Тема: «Как выглядит снежинка?»

        Вы помните, как выглядит снежинка? Она лёгкая, пушистая, резная. Ледяные тонкие лучи, выходящие и центра снежинки, украшены маленькими иголочками. Форма и размер снежинок зависит от температуры воздуха. В сильные морозы снег становится сыпучим, скрипит под ногами – это ломаются хрупкие снежинки! В морозные дни – снежинки сверкающие, слоистые, иногда похожие на мелкие крупинки. А когда нет мороза, снежинки слипаются – становятся крупными, словно белоснежный птичий пух. Снег в такие дни становится мягким и липким. Из него можно лепить снеговика или забавных снежных зверушек.

Беседа №4

Тема: «Что случится со снегом, если пригреет солнышко?»

        Зимой и ранней весной с солнечной стороны крыш свисает длинная ледяная бахрома сосулек. Днём, когда пригревает солнышко, сосульки тают, звенит капель. А к вечеру сосульки замерзают вновь.

        Весной воздух становится теплее и снег тает. По дорогам бегут, журчат весенние ручейки. Начинается движения льда на реках и каналах. Большие льдины с треском ломаются и отправляются в плавание, талая вода заливает луга и низины.

Беседа №5

Тема: «Могут люди жить без воды?»

        Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды? Конечно, нет. Правильно! Вода нам нужна для питья, даже несколько часов человеку сложно прожить без неё. Давайте вместе вспомним, для чего люди используют воду.         Проснувшись утром, мы, прежде всего, умываемся и чистим зубы. Значит, нам нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не выстираешь бельё, не наведешь порядок в доме. Без воды не уберешь городские улицы, не вымоешь машины. А сколько воды потребляют заводы и фабрики, выпускающие нужную продукцию!

        Вы можете сказать: «На земле много воды. Её хватит всем!

        Так-то оно так, но ведь и людям, и животным, и растениям нужна чистая вода. От грязной воды страдает всё живо: засыхают растения на берегах рек и озёр, погибают птицы и рыбы, болеют звери и люди.

        Нужно беречь деревья и кустарники, растущие по берегам рек и озёр, потому что они защищают водоёмы от пересыхания. Необходимо охранять родники, бережно расходовать водопроводную воду, не лить её зря.

Наблюдения

№1

        Наблюдение за образованием сосулек, капели. Обходя участок с детьми, отмечать, с какой стороны веранды или сада образуются сосульки. Почему? Прочитать детям стихотворение С.Маршака «Солнце в марте ходит выше, горячи его лучи…».

№2

        Рассказать детям, что весной солнце греет сильнее, снег и лёд тают. Обратить внимание детей на проталины, на чёрные воронки возле больших деревьев. Загадать загадку про снег: Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал.

№3

        Наблюдение за трудом взрослых: дворники на тротуарах скалывают снег, его увозят на машинах. Прочитать детям стихотворение В.Шошина «Дворник снег большой лопатой отгребает от дверей…».

№4

        Наблюдение за воробышком. Он громко чирикает, купается в луже. Прочитать стихотворение И.Токмаковой «К нам весна шагает быстрыми шагами…»

№5

        Наблюдение за комнатными растениями. Напомнить детям, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать: поливать, протирать листочки, опрыскивать.

№6

        Наблюдение за погодой. Наблюдение за падающим мокрым снегом. Снежинки тяжелые, в воздухе не кружатся, а быстро падают на землю и тают. Прочитать детям стихотворение Е.Трутневой «Летят последние снежинки…».

№7

        Наблюдение за тающими цветными льдинками, вывешенными на участке ранее. Почему они тают? Какого цвета капельки?

№8

        Предложить детям расчистить от снега и льда дорожки, возить снег в указанное место, помогать взрослым, копать канавки для стока воды.

№9

        Наблюдение за таянием снега, появлением первых весенних проталин. Обходя участок с детьми, отмечать, где снег и лёд тают быстрее – на солнце или в тени, почему?

№10

        Наблюдения за аквариумными рыбками. Закреплять знания детей о том, что рыбкам для жизни необходимы вода и пища. Загадать детям загадку об аквариуме.

№11

        Обращать внимание детей на образование луж и ручьев на участке. Организовать игры с корабликами и лодочками из бумаги, ореховой скорлупы.

№12

        Внести в группу цветы мать-и-мачехи. Несколько цветов поставить в стакан с водой, а 2-3 цветочка в пустой стакан. Предложить детям понаблюдать за цветами. Что произошло с цветами, которые стояли в стакане без воды, почему? Учить детей самостоятельно делать выводы.

№13

        Обратить внимание детей на первый весенний дождь. Прочитать стихотворение А.Яшина «После дождя».

№14

         Понаблюдать за ручейками: где берут начало, где текут медленно, где быстро, отчего получается мутная вода, что в ней есть. Набрать воду и поставить в уголке природы для наблюдения за осадком.

Опыты

№1«Температура воды»

Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов.

Материалы: ёмкости с водой разной температуры, ванночка.

        Дети рассматривают ёмкости с водой. Взрослый предлагает выбрать воду для умывания куклы. Выясняет, какой может быть вода (горячей, холодной, теплой). Какая нужна вода для умывания (холодной водой умываться неприятно, горячей – можно обжечься, надо выбрать тёплую воду). Как определить, какая вода в ведерках (потрогать не воду, а ёмкости; осторожно не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься). Вместе с детьми взрослый выясняет, почему ёмкости имеют разную температуру (в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по-разному).

        Дети выливают теплую воду в ванночку и купают куклу. Взрослый спрашивает у детей, где взять ещё теплой воды, если её не хватает (налить в тазик холодную воду и добавить горячую). Дети купают кукол, наблюдают за изменениями воды. После купания проверяют температуру ёмкостей, в которых была вода: она одинаковая, так как без воды ёмкости быстро остыли. Взрослый обсуждает это с детьми.

№2 «Окрашивание воды

Цель: свойства воды. Некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет.

Материалы: стаканчики с водой, желтая и черная краски, кисточки, салфетки, игрушки из киндер-сюрприза.

        Взрослый и дети рассматривают в воде игрушку киндер-сюрприз, выясняют, почему она хорошо видна (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить стаканчики с водой самим. Далее дети погружают игрушку в стаканчик с желтой водой. Игрушка видна, но не полностью. Затем дети опускают игрушку в стаканчик с черной водой – игрушка не видна.

Вывод: в чёрной воде игрушку совсем не видно, а в жёлтой она немного видна.

№3 «Вода, как растворитель»

Цель: свойства воды.

Материалы: сахарный песок, речной песок.

        Взять два стакана с водой. В один из них кладем обычный песок и размешиваем. В другой стакан насыпаем сахарный песок и размешиваем его. Что произошло? В каком стакане песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он не растворялся, то люди пили бы чай не сладкий.

№4 «Ветер по морю гуляет»

Цель: вода течёт.

Материалы: таз с водой, бумажный кораблик.

        Воспитатель опускает кораблик на воду, дует на него с разной силой. Дети наблюдают за движением кораблика. Выясняют, почему плывёт кораблик, что его толкает (ветерок). Затем проводятся соревнования «Чей кораблик доплывет быстрее до другого края». Воспитатель обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы кораблик плыл быстрее и дальше. Затем воспитатель спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на кораблик.

№5 «Буря в стакане»

Цель: вода пропускает воздух.

Материалы: стакан с водой, соломинка.

        Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что происходит? Пузыри воздуха поднимаются вверх, вода волнуется (буря в стакане). Предложить детям подуть в соломинку с большей силой. Проверить, что произойдет – пена из пузырьков воздуха увеличивается.

№6 «У воды нет запаха»

Цель: вода не имеет запаха.

Материалы: стакан с водой

        Предложите детям понюхать воду и спросить, чем она пахнет, или совсем не пахнет. Убедитесь, что запаха нет. Подчеркните, что вода из крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

№7 «Вода прозрачная»

Цель: вода прозрачная.

Материалы: стакан с водой, стакан с молоком. В оба стакана положены ложечки.

        В каком стакане видна ложечка, а в каком нет? Почему? Потому, что вода прозрачная, а молоко – нет.

№8 «Изготовление цветных льдинок»

Цель: закрепить знания о свойства воды, развивать творческое воображение.

Материалы: подкрашенная вода, формочки для льда.

        Вместе с детьми сделать «клад», который найдут пираты. Подкрашенную воду разлить по формочкам и вынести на мороз. Через некоторое время посмотреть, что произошло с водой (она замерзла). Спросить почему вода замерзла.

Вывод: вода может быть не только в жидком состоянии, а ещё в твердом.

№9 «Тонет – не тонет»

Цель: свойства воды.

Материалы: таз с водой, кубик, палочки для счета, мелкие игрушки, мяч.

        Наблюдаем вместе с детьми какие игрушки тонут, какие держаться на поверхности. Почему? Тяжёлые игрушки тонут, легкие остаются на поверхности.

Ключевая вода

Журчит, поёт водица.

Знакомую тропой

Медведь идёт напиться

Водою ключевой

Нагнётся он лаская,

Намочит бурый мех,

А ключ бежит, сверкая

И щедро поит всех.

Цветы, деревья, травы

Пьют ключевую влагу.

И зеленью кудрявой

Покрыто дно оврага.

Снежинка - балеринка

Жила-была на свете

Снежинка – балеринка.

Кружил январский ветер

Весёлую снежинку.

Снежинка – балеринка

Кружилась и летала,

А вьюга все тропинки

Лесные заметала.

Росинка

На тонкой паутинке,

Качается росинка,

Светлая, хрустальная

Словно бусинка на вид.

Лес зеркальный отразит

Капелька зеркальная.

***

Солнце в марте ходит выше,

Горячей его лучи.

Скоро капать будет с крыши,

Закричат в саду грачи. (А.Маршак)

***

К нам весна шагает

Быстрыми щагами,

И сугробы тают

Под её  ногами.

Черные проталины

На полях видны

Верно очень тёплые
Ноги у весны (И.Токмакова)

***

Дождик прошел по садовой дорожке,

Капли на ветках висят, как серёжки.

Тронешь берёзку – она встрепенётся

И засмеётся. До слёз засмеётся. (А.Яшина)

***

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло. (З.Александрова)

***

Утром кот принёс на лапах

Первый снег! Первый снег!

Он имеет вкус и запах,

Первый снег! Первый снег!

Он кружится, мягкий, новый,

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой.

(Я.Аким)

Иней

Всё вокруг укутал иней

В заячий тулуп:

Провода электролиний,

Крыши, дым из труб.

Опушил пеньки лесные,

На сосне – иголки,

И набросил

Кружева на ёлки.

Ягодам рябины алой,

Подарил косынки,

Гроздь рябины засверкала

Разноцветной льдинкой.

Весенний дождик

По листве и по траве

Скачет дождик во дворе.

Дверь балконную открыла –

Свежестью запахло вдруг.

На балконе дочка Мила

Зонтики считает вслух;

Зонтик в клетку голубую

Переходит мостовую,

Зонтик розовый с цветами,

Есть такой у тёти Ани.

И с игрушечным зонтом

На прогулку вышел гном.

Дождик

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи.

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще! (Доценко)

**

Летят последние снежинки,

Повисли с крыш сосульки,

Всё чаще в вышине видна
Весенняя голубизна. (Е.Трутнева)

***

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке

***

Снег, снег кружится,

Белая вся улица,

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

(А.Барто)

***

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И под ёлкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

(И.Токмакова)

***

Дворник снег большой лопатой

Отгребает от дверей.

Снег весенний, ноздреватый,

И на том снегу лохматом,

Хмурый скачет воробей.

Он по солнечному свету

Стосковался в зиму эту.

Ты снежком его не бей,

Пусть он скачет воробей!

 (В.Шошин)

Потешки

Дождик

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей.

Водичка

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок. (Сотникова)

Ручеёк

Ручеёк, ручеёк,

Ты как ниточка идешь.

Под тобой блестит песок,

Весел ты, хоть не глубок.

Снежок

Полно, беленький снежочек,

На талой земле лежать!

Время, беленький снежочек,

Время таять – пропадать,

Во долинушку стекать,

Сыру землю питать.

Тучи

Тучи, тучи,

Набегайте в кучу!

Солнышко заволоките,

Дождем землю промочите!

Радуга

Радуга – дуга,

Не давай дождя!

Давай солнышка –

Колоколнышка!

Загадки

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять. (Вода)

Что течёт,

Не останавливается?  (Вода)

Что бежит без ног? (Вода)

Тонок, долог, а сядет –

В траве не видать. (Дождь)

Шёл долговяз,

В сыру землю увяз. (Дождь)

На землю падает,

От земли не отлетает. (Дождь)

На карнизе – леденцы,

Серебристые зубцы.

С них т солнца по асфальту

Капельки забулькали.

Говорят, нельзя сосать их,

А зовут… (Сосульками)

Всю зиму пролежал,

Весной в речку убежал. (Снег)

Пришел Яшка – белая рубашка,

Где он пробегает, ковром устилает. (Снег)

Бежит бычок,

Золотой рожок,

Бежит, журчит. (Ручей)

Летом бежит, зимой спит,

Весна настала, опять побежала. (Река)

Ходит без ног, рукава –

Без рук, уста – без речи. (Река)

Утром бусы засверкали.

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём

Ищем, ищем, не найдем. (Роса)

Ног нет, а идет,

Глаз нет, а плачет. (Туча)

Весит за окошком,

Кулёк ледяной.

Он полон капели,

И пахнет весной.

(Сосулька)

Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла… и пропала.

(Снежинка)

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?

(Весной)

Физкультминутки

№1 «Дождик»

Дождик песенку поёт:

Кап, кап…

Только кто её поймет –

Кап, кап?

Не поймем ни я, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зелёная трава…

Лучше всех поймет зерно:

Прорастать начнет оно.

(Дети свободно встряхивают пальцами рук)

(Недоумённо разводят руки в стороны)

(Показывают на себя, на соседа)

(Показывают пальцами как распускаются цветы)

(Удерживая руки перед собой)

(Сидя на корточках, разводят в стороны руки,

шевелят пальцами, словно гладят траву)

(Показывают, как держат в руках зерно)

(Совершают змеевидные движения руками снизу вверх)

№2 «Кораблик»

По реке плывёт кораблик,

Он плывет из далека.

На борту его четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки

Только кошки и коты.

(Дети складывают ладони лодочкой и показывают, как лодочка покачивается на волнах)

(«Лодочки» двигаются змейкой в направлении от груди вперёд)

(Дети показывают четыре пальца, загнув большой палец)

( Прикладывают кисти рук к голове, изображая уши)

(Проводят рукой по воображаемому хвосту)

(Делают скребущие движения руками по ковру)

Координация слова с движением.

№1 «Весна»

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые

Ноги у весны.

(Дети идут по кругу)

(Ускоряют шаги)

(Идут, высоко поднимая ноги)

(Приседают, стучат по полу руками)

(Идут по кругу, шаркая ногами)

№2 «Веснянка»

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

(Идут по кругу, взявшись за руки)

(Бегут  по кругу)

(«Летят» по кругу)

(Медленно приседают)

(Поднимаются на носочках, руки тянут вверх)

Пальчиковая гимнастика

№1 «Веселые рыбки»

Рыбки весело плескались,

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То закружатся в воде.

Рыбки плавают в водице,

Рыбкам весело играть.
Рыбки, рыбки, озорницы.

Кто сумеет вас поймать?

(Ладоши ударяют по стволу)

(Сжать и разжать кулачки)

(Винтообразные движения кистями)

(Движения кистями влево - вправо)

(Ладошками ударяют по столу)

(Похлопать в ладоши)

№2 «Капель»

Кап, кап, кап – звенит капель,

Приближается апрель.
Утром снова солнце встанет,

Будет снова припекать,

По крыльцу забарабанит
Капель весёлая опять.

(Ритмично, на каждый слог стучат пальцами, начиная с большого, по столу)

(Сжимают и разжимают пальцы)

(Стучат по столу пальцами)

(Хлопают в ладоши)

Игра

№1 «Сосулька»

Вниз головой висит сосулька.

От солнца насморк у неё.

То от тепла она заплачет,

То платьице ушьёт своё.

Придёт мороз – заледенеет,

Немного за ночь подрастёт,

Окрепнет телом, потолстеет,

Тяжелой станет, упадёт.

(Руки внизу, пальцы шалашиком, острым концом вниз)

(Вытирают нос)

(Потирают глаза)

(Ладонями проводят вдоль тела сверху вниз)

(Обхватывают тело руками)

(Поднимают руки вверх, встают на носки)

(Округлые руки по сторонам тела)

(Приседают)

№2 «Капельки»

        Все дети – капельки. Воспитатель – солнышко. Когда воспитатель произносит «солнышко», дети разбегаются легко на носочках. Когда

воспитатель произносит «мороз», приседают и тихонько сидят, замерзли. Когда снова говорит «солнышко», капельки растаяли и побежали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная сила воды

Ознакомление детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель, формирование у детей знания о значении воды в жизни человека, уточнение представления детей о том, что в...

Экологический проект в старшей группе "Волшебная сила воды"

Познавательно - исследовательский проект, рассчитаный на 1 год...

Проект «Волшебная сила воды»

Цель: Закрепить знания детей о воде, её свойствах и состояниях. Влияние воды на всё живое.Задачи: Расширить и углубить знания о воде, свойствах и состояниях....

Проект «Волшебная сила воды»

Цель: Закрепить знания детей о воде, её свойствах и состояниях. Влияние воды на всё живое.Задачи: Расширить и углубить знания о воде, свойствах и состояниях....

Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Волшебная сила воды» для детей среднего дошкольного возраста

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, ...

Проект «Волшебная сила воды»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Пушкино Городского округа Пушкинский Московской области  «Средняя общеобразовательная школа №11 »ОДО «Аистено...

Проект "Волшебная сила воды"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29578082","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...