Экологический проект в старшей группе "Волшебная сила воды"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шилова Надежда Ивановна

Познавательно - исследовательский проект, рассчитаный на 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 14_-_15g.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

детский  сад №5 «Теремок» г. Велиж

Экологический проект в старшей группе

«Волшебная сила воды»

Разработала  воспитатель

Шилова  Надежда  Ивановна

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

  2014г            

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ВОДЫ»

для детей 5-6 лет

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: один год.

Предмет исследования: свойства воды.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

В нашей стране в последнее время педагоги начали уделять внимание экологическому воспитанию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на планете. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития.

Вызвать интерес и любовь к природе необходимо с раннего детства. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня поднимает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Успешная реализация проекта зависит от ряда факторов и прежде всего от той атмосферы, в которой воспитывается ребёнок, от специально заданной продуманной среды. Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых лет жизни. И как только у детей начинается формироваться познавательный процесс, они используют воду для игр. Поэтому я разработала и реализовала экологический проект «Волшебная сила воды». Для создания проекта использовала разработки МАСЛЕННИКОВОЙ О. М. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград, издательство «Учитель, 2008» и ПОТАПОВОЙ Т. В. «Детский сад - эталон экологической культуры».

Цель: создание условий для формирования у ребёнка знаний о природе, элементов экологической грамотности.

Задачи:

-расширить представление детей о свойствах воды;

-формировать представления о значении воды в жизни человека;

- развивать исследовательскую деятельность у детей;

-обогащать и активизировать словарь.

Ожидаемые результаты:

-расширение представления о воде, умение определять различные состояния воды;

-повышение уровня развития речи, словарного запаса;

-формирования у родителей интереса к проблеме экологического воспитания.

Интеграция областей

Критерии оценки

Интегрированное качество: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области « социализация », « коммуникация », «чтение художественной литературы», «художественное творчество».

Активное участие детей в играх с водой, восприятие чтения художественной литературы, рассказывание стихов, потешек о воде. Участниками проекта выполнены рисунки для выставки, конспекты занятий по блокам. Открытое занятие для педагогов и родителей.

Развивать познавательноисследовательские качества в области «Познания» накопление и обогащение двигательного опыта в области «Физическая культура».

Создание лаборатории «Волшебная капелька». Проведение опытов и исследований о свойстве воды. Проведение подвижных игр, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток.

Интегрированное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками».

Чтение рассказов, сказок, стихов, в которых говорится о воде. Рисунки для сочинения сказки о воде «Приключение капельки». Изготовление водоохранных знаков. Подбор фотографий (вместе с родителями) для выставки «Роль воды в жизни человека».


Этапы работы над проектом

Организационный

  1. подбор материала о воде
  2. изготовление экологических игр
  3. подбор и анализ литературы
  4. разработка плана реализации проекта
  5. ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;
  6. создание мини-лаборатории «Волшебная капелька».

Практический

  1. цикл мероприятий по реализации проекта (3 блока);
  2. работа по перспективному планированию: наблюдения за водой, снегом, сосульками;
  3. составление моделей и схем опытов с водой;
  4. эксперименты «Свойства воды: пар, лёд, вода», «Свойства снега»;
  5. открытые занятия;
  6. мероприятия с родителями: папки для родителей по реализации проекта, организация выставок, анкетирование, накопление материала по теме «Вода».

Заключительный

  1. выставка продуктивной деятельности детей;
  2. КВН «Этот чудесный мир воды» (для родителей);
  3. викторина «Волшебная капелька»;
  4. сбор полученного материала по проекту.


Реализация проекта

Сроки

НОД

Совместная деятельность детей и педагога

1 блок (сентябрь, ноябрь)

  1. Беседа «Значение воды в жизни человека».
  2. Опыт «Узнаём какая вода». Выявить свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется.
  3. Эксперимент «Вода - волшебница». Продолжать выявлять свойства воды (в воде растворяются некоторые вещества, при этом она меняет цвет, запах, вкус).
  4. Рассматривание картины «Водные обитатели».
  5. Познавательные занятия «Волшебница - вода» с просмотром слайдов.
  6. Художественное творчество. Рисование «Путешествие по Двине», «Западная Двина – наша река»

  1. Создание лаборатории «Волшебная капелька»;
  2. оформление альбома о воде; -чтение художественной литературы М. Д. ПЕРИН «Живая вода», Б. ЖИТКОВ «К морю», Н. НЕКРАСОВ «Перед дождем», Л. ПАНТЕЛЕЕВ «На море», И. БУНИН «Льет дождь холодный, точно лёд»;
  3. заучивание: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Дождик, дождик не дожди»;
  4. детские игры: «Когда это бывает?», «Кто плавает»;
  5. работа в уголке природы (полив и мытьё комнатных растений»;
  6. работа с географической картой;
  7. целевые прогулки к реке
  8. подвижные игры «Ходят капельки по кругу», «Дедушка «Водяной», «Летает, плавает, ходит


Работа с родителями

  1. Анкетирование «Нуждается ли вода в заботе человека?».
  2.  Накапливание наглядного, энциклопедического, учебного материала по теме «Вода».
  3.  Папка - передвижка «Закаливание детей водой».

Сроки

НОД

Совместная деятельность детей и педагога

2 блок (декабрь, февраль)

1. Экологическое занятие «Путешествие в зимний лес».

Рассматривание картины «Зимой в лесу».

3. Эксперимент «Свойства воды: пар, лёд, вода». Вода испаряется, превращается в пар, замерзает, превращается в лёд.

4.0пыт: «Свойства снега». От всякого тепла снег тает.

  1. Творческое занятие «Жила была капелька» (сочинение сказки).
  2. Рисование «Снежный лес», «Дети играют в снежки».
  3. Тематическое занятие «Путешествие по морским пейзажам» И. А. АЙВАЗОВСКОГО
  1. Беседа с детьми о снеге, роль снега в жизни всего живого; -изготовление цветных «ледяшек» из воды, украшение ими площадки; -чтение художественной литературы: «Зима» А. ДЭВИ, «Снежинка» А. МЕЛЬНИКОВ, «Художник картину всю ночь рисовал» И. БУНИН, «Первый снег» А. ПУШКИН, «Снежный дом» Б. ЗАХОДЕР;
  2. заучивание «Как на тоненький ледок», «Ты мороз, мороз, мороз»;
  3. конкурс «Капля, речка, океан и наполненный стакан - в них вода, вода, вода.... Очень всем она нужна»;
  4. выставка детских рисунков по произведениям, в которых говорится о воде;
  5. целевые прогулки к реке «Западная Двина».

Работа с родителями

  1.  Открытое занятие для родителей «Что мы знаем о воде».
  2.  Привлечение родителей к оформлению экологической зоны «Зимние узоры».
  3. Участие родителей в изготовлении зимних построек на участке

Сроки

НОД

Совместная деятельность детей и педагога

3 блок (март, май)

  1. Интегрированные занятия «Без воды нет жизни на Земле»
  2. Исследование: фильтрование воды. Познакомить детей со способом очищения воды.
  3. Опыт «Холодная, теплая, горячая вода». Способы получения тёплой воды.
  4. Рисование: «Рисунки для сочинения сказки о воде». Б.Творческое занятие «Сочиняем сказку о воде по рисункам детей»
  5. Тематическая неделя.

Понедельник

 День опытов «Тайны воды» (мыльные пузыри, достать предмет из ёмкости без рук, плавающее яйцо).

Вторник

Вода в музыкальном искусстве. Среда

Калейдоскоп игр с водой. Четверг

Вода в изобразительном искусстве.

Пятница

Вода и спорт.

  1. выставка рисунков «Вода нас манит вдаль»; -аналитическая деятельность «Вода - помощница»; -изготовление книжки- малышки с рисунками и текстом (рассказы, стихи); -выставка книг о воде и водных стихиях;
  2. экскурсия к роднику; -просмотр слайдов о воде в реках, озёрах, морях (вода бывает тёплая и холодная). Кто любит какую воду;
  3. игра, «Какая бывает вода?» (минеральная, речная, водопроводная, родниковая и т. д.);
  4. прослушивание записей; -игры с мячом, резиновыми игрушками, плавающими предметами; -рассматривание репродукций;
  5. просмотр слайдов о спорте на воде.

Работа с родителями

  1.  Консультация «Учите детей бережному отношению к воде».
  2.  КВН «Этот чудесный мир воды».

Презентация. Викторина «Волшебная капелька».

ВЫВОДЫ:

  • В результате проведённой работы дошкольники понимают и осознают, насколько значима вода в природе.
  • По итогам работы было отмечено:
  • все животные на планете, растения, деревья - питаются водой;
  • сосульки и снег тают от любого тепла, превращаются в воду;
  • вода не имеет запаха, цвета, вкуса;
  • укрепление сотрудничества родителей с детским садом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект группы кратковременного пребывания «ВОЛШЕБНАЯ ВОДИЧКА»

С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Волшебная водичка» для детей группы кратковременного пребыва...

Экологический проект в подготовительной группе «Мечтатель» «Вода – источник жизни»

АКТУАЛЬНОСТЬ    Окружающие нас водоемы загрязняются людьми. Вода становится непригодной  для жизни животных и растений,  а также для использования ее человеком. ЦЕЛЬ ПРОЕ...

Экологический проект во второй младшей группе "Водичка, водичка..."

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с...

Конспект экологического занятия в старшей группе «Волшебная вода, круговорот воды в природе, берегите воду!»

Цели и задачи:Образовательная область: «познание»- Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.- Закреплять представления об источниках загрязнения в...

Экологический проект в старшей группе "Вода. Берегите воду."

Цель проекта: Обобщить и расширить познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы...