Экологический проект познавательно-исследовательской направленности «Превращения воды»
проект (старшая группа) по теме

Голдырева Татьяна Николаевна

Для детей 6-го года жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект познавательно-исследовательской направленности «Превращения воды»

старшая группа

Цель.    Развивать познавательную активность дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);
  • учить различать состояния воды: вода - лед – пар;
  • дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из состояний воды;

развивающие:

  • развивать умение сравнивать и анализировать, обобщать полученные знания;
  • развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость;
  • обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитие мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников; Заинтересовать родителей для последующего экспериментирования в домашних условиях.

Вид проекта: познавательно-исследовательский,  средней продолжительности.

Время реализации проекта: 03.11.2014г.– 03.02.2015г.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители, педагоги групп, музыкальный руководитель.

Предполагаемый результат:

- проявляет интерес к исследовательской деятельности;

- имеет представления о  свойствах воды.

Продукт проектной деятельности:

- дети участвуют в познавательной опытно – экспериментальной деятельности, самостоятельно проводят опыты;

- составление схемы состояния воды.

Актуальность

Известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Дошкольный возраст является тем самоценным этапом развития познавательной активности ребенка, под которым понимается поиск знаний, приобретение этих знаний самостоятельно или совместно со взрослым.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя мир. Он стремится к активной деятельности.

Как поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания маленьких «почемучек»? Это можно сделать в детском саду, создав комфортные условия для детского экспериментирования. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

     В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Об этом упоминают в своих трудах Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др. По мнению академика Н.Н.Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Не менее важным является вопрос о содержании экспериментирования, т.е. что может и должен увидеть ребенок, с какими объектами и явлениями он должен познакомиться. Проблема моего проекта состоит в том, чтобы изучить, как экспериментальная деятельность воздействует на развитие познавательности ребенка, какие методы и формы работы являются более эффективными.

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Задачи

Формы работы

Сроки испол-

нения

Ответствен-ные

Подготови-

тельный

Определить направления работы по реализации проекта.

Выявить у детей имеющиеся знания о воде, уровень заинтересованности детей данной темой.

Определить формы и методы работы с детьми по реализации задач проекта

Создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности

Приобщить родителей к проектной деятельности, определить роль родителей в данном проекте

Изучение методической литературы по теме проекта

Диагностика детей. Беседа «Что мы знаем о воде?»

Составление перспективного плана работы по теме  «Маленькие исследователи», разработка конспектов занятий

Подбор оборудования для экспериментальной деятельности. Разработка картотеки игр с водой.

Оформление дидактических игр природоведческого характера

Проведение анкетирования «Ваше отношение к детскому экспериментированию»

ноябрь

Воспитатель

Основной

Систематизировать знания детей о воде, ее назначении и использовании.

Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах

(прозрачность, текучесть, отсутствие запаха и вкуса).

Расширять представления детей об обитателях водоемов, их приспособленности жить в воде.

Познакомить детей со свойством воды растворять некоторые вещества.

Совершенствовать знания детей о воде, образовании водоемов.

Сформировать понятие значения воды для роста и развития растений.

Познакомить детей со свойствами льда, дать понятие, что это одно из состояний воды.

Познакомить с образованием инея, условиями его возникновения.

Познакомить детей со свойством воды при нагревании превращаться в пар.

Систематизировать знания детей о свойствах и состояниях воды, дать первоначальное представление о круговороте воды в природе.

Развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Познакомить с особенностями пресной и морской воды.

Познакомить детей со свойствами пресной и соленой воды.

Вовлечь родителей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс группы.

Беседа «Где находится вода и кому она нужна?»

Опыт «Свойства воды»

Занятие «Кто живет в воде?

Экспериментирование «Что растворяется в воде?»

Дидактическая игра «Ходят Капельки по кругу».

Наблюдение за комнатными растениями, дежурство в уголке природы.

Опыт «Лед – твердая вода»

Наблюдение «Как образуется иней?»

Опыт «Пар – тоже вода»

Занятие «Путешествие Капельки»

Игра  -  эксперимент «Волшебные превращения воды»

Беседа «Вода морей и океанов»

Опыт «Приключения вареного яйца»

Защита семейной газеты «Волшебница вода»

декабрь

Воспитатель группы, педагоги групп, музыкальный руководитель

Заключительный

Выявить знаний детей о воде, уровень интереса детей к экспериментальной деятельности.

Систематизировать формы и методы работы по организации детского экспериментирования.

Разработать рекомендации для родителей по организации опытов и экспериментов в домашних условиях.

Итоговая диагностика знаний детей.

Консультация для педагогов «Экспериментирование с водой как средство развития познавательного интереса дошкольника»

Памятка для родителей «Экспериментируем дома»

январь

Воспитатель

Диагностика по Программе «От рождения до школы»

под ред. Веракса Н. Е.

Вопросы:

1. Что такое вода?

2. Где можно встретить воду?

3. Кому нужна вода?

4. Какие свойства воды ты знаешь?

5. Что такое лед? Какой он?

6. Что такое пар? Какой он?

7. Для чего нужна вода?

Критерии оценки:        

Высокий уровень

Ребенок самостоятельно отвечает на все вопросы диагностики, рассказывает о свойствах воды, проявляет любознательность,  высказывают свои суждения о воде, приводит примеры из личного опыта.

 Средний уровень 

Дает ответ на часть вопросов.  Проявляет положительное отношение к такому объекту неживой природы, как вода, различает ее состояния,  но называет не все ее свойства.

Низкий уровень

Не дает полного ответа на поставленные вопросы, в целом понимают, что такое вода, но не дает характеристику  ее  свойствам и состояниям.

Формы представления результатов

Фотоматериалы по проведению мероприятий в ходе реализации проекта.

Список литературы

  1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  2. Веракса Н. Е., Комарова Т.С.,  Ефанова З.А. Комплексные занятия. Старшая группа. / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, З.А. Ефанова. (Текст). Волгоград: Учитель, 2013 - 307с.
  3. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе Познавательно – исследовательская деятельность «Волшебное превращение воды»

Познание: Познакомить детей с качествами и свойствами льда, развивать представление о плавлении льда, о превращении льда в воду и наоборот, о зиме и лете.Коммуникация: Учить четко, проговаривать слова...

«Первые шаги в экологии» Экологический проект познавательно - исследовательский, групповой, семейный.

Как известно, каждый дошкольник по своей натуре - любознательный Почемучка, маленький исследователь. Поэтому «самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам»....

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Мастер - класс для родителей по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное превращение воды»

Мастер - класс для родителей по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное превращение воды»Цель:  Вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию познава...

Экологический проект. Познавательно-исследовательский в старшей группе № 6 «Алёнушка» «ВЫРАСТИМ ТЮЛЬПАНЫ САМИ, А ПОТОМ ПОДАРИМ МАМЕ»

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.Тип проекта: групповой среднесрочный (6 месяцев).Предмет исследования: тюльпаны.Участники проекта:  дети старшей группы, род...