технологическая карта ПИд
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Познавательно - исследовательская деятельность "Почему предметы движутся?" автор-составитель Горева Н.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

Тема: «Почему предметы движутся»

Цель: познакомить детей с физическим понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения.

Задачи:

Образовательные: уметь работать с лупой при рассматривании мыла, стекла, бумаги; правильно выполнять все задания, в ходе экспериментирования делать соответствующие выводы.

Развивающие: находить пути решения проблемной ситуации.

Воспитательные: проявить бережное отношение к материалу, внимательно слушать воспитателя, выполнять задания в соответствии с указаниями воспитателя.

Речевые: отвечать на вопросы воспитателя полным аргументированным ответом.

Планируемый результат:

Знания

Умения

Отношение

работают с лупой, правильно выполняют все задания, в ходе экспериментирования делают соответствующие выводы.

находят пути решения проблемной ситуации, отвечают на вопросы воспитателя полным аргументированным ответом, аккуратно и безопасно работают с материалом.

внимательно слушают воспитателя, выполняют задания в соответствии с указаниями воспитателя.

Пространственно-временной ресурс: групповая комната, 20 минут

Теоретическое обеспечение: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.; Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Тугушева Г.П.

Материалы и оборудование: небольшие машинки, стеклянные шарики, тяжелые книги, неваляшка, кусочки мыла, стекла, лупы (9-ти-кратное и более увеличение), листы бумаги, простые карандаши; картинки с изображением, подтверждающим пользу силы трения.

СОДЕРЖАНИЕ

Этап

Цель, задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, приемы

Результат

1 этап

Подготовительный.

Цель: Организация детей, постановка  цели экспериментирования, создание эмоционального настроя,

создание проблемной ситуации.

Ребята, сегодня к нам в гости пришли Винтик и Шпунтик. Это друзья Незнайки, они механики. Они чем-то озабочены. Давайте спросим, что их так волнует?

Винтик и Шпунтик рассказывают, что когда они чинили свою машину, у них возник вопрос: почему машины движутся? Вот, например, машина (показ игрушечной машинки) сейчас стоит, но может и двигаться. Что заставляет ее двигаться?

Воспитатель выслушивает ответы детей о способах решения проблемной ситуации.

Давайте мы с вами поможем механикам найти ответ на их вопрос.

Проявляют интерес к деятельности, принимают проблемную ситуацию

  • предварительная подготовка оборудования
  • введение проблемной ситуации

  • Психологическая готовность к предстоящей познавательно-исследовательской   деятельности,
  • привлечение произвольного внимания.

2 этап

 Организация познавательно-исследовательской   деятельности

 Цель: Актуализация проблемы,

формирование интереса к содержанию ПИД.

Раскрытие образовательной, развивающей, воспитательной задач.

1 эксперимент

Перед вами стоят машинки, давайте заставим их двигаться.

Что заставило машинку начать движение? (потянули за веревочку).

Как заставить двигаться шарик? (надо его толкнуть)

Игрушка-неваляшка стоит неподвижно, как она умет двигаться? (надо наклонить и она будет качаться)

Что заставило двигаться все эти игрушки? (Толкали, тянули, наклоняли)

Ничто на свете не движется само по себе. Предметы могут передвигаться лишь в том случае, когда их тянут, толкают, наклоняют. То, что тянет и толкает их, называется силой. Мы с помощью своей силы заставили двигаться предметы.

Винтик и Шпунтик благодарят детей, говорят, что они поняли: сила – это то, что заставляет двигаться предметы.

Тогда почему, когда мы хотим заставить двигаться предметы, у которых нет колес, например стул, он сопротивляется и царапает пол?

2 эксперимент

Давайте проведем ещё один эксперимент. Попытайтесь легонько подвинуть стул по полу. Возьмите книги и не поднимая, попробуйте подвинуть их. Почему предметы тяжело перемещаются? Почему книга вначале не стронулась с места? Стул и пол, книга и стол трутся друг о друга, когда мы их толкаем. При этом возникает другая сила – сила сопротивления. Она называется «трение». Царапины на полу от стула возникают из-за трения. Никакая поверхность не бывает идеально ровной.

Винтик: но ведь поверхность стекла, мыла гладкая и ровная. Это надо проверить, но сначала

Сделаем разминку. (Физминутка)

На лошадке ехали,

(Шагаем на месте.)

До угла доехали.

Сели намашину,

(Бег на месте.)

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

(Приседания.)

Трр! Стоп! Разворот.

(Поворот кругом.)

На реке — пароход.

(Хлопаем в ладоши.)

Пароходом ехали,

До горы доехали

(Шагаем на месте.)

Пароход не везет,

Надо сесть на самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит:

(Руки в стороны, «полетели»)

-У-у-ф. (И.Токмакова)

3 эксперимент

Давайте проверим мыло и стекло.

Что нам может помочь рассмотреть поверхность мыла и стекла? (Лупа) Посмотрите на поверхность мыла. На что она похожа? Зарисуйте, как выглядит поверхность мыла под лупой. Рассмотрите поверхность стекла под лупой и тоже зарисуйте.

Покажите Винтику и Шпунтику свои картинки.

Шпунтик: ребята, вы убедили нас, что никакая поверхность не бывает идеально ровной. Тогда почему на листе бумаги хорошо видны следы карандаша, а на стекле почти не видны?

4 эксперимент

Давайте проведем ещё один эксперимент. Попробуем что-нибудь нарисовать на стекле и на бумаге.

Где лучше виден след от карандаша? Почему? Трение на шероховатых поверхностях сильнее, чем на гладких. Трение на стекле слабее, поэтому карандаш не оставляет на стекле почти никаких следов.

Ребята, как вы думаете трение может быть полезным? В чем его польза? Посмотрите картинки и скажите: Что было бы если бы не было силы трения? Шершавая подошва на обуви помогает не падать на ледяных дорожках. Шины автомобилей имеют шероховатую поверхность – это препятствует заносам и т.д.

Участвуют в экспериментировании (тянут за веревочку машинки, толкают шарик, раскачивают неваляшку).

Высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях.

Отвечают на вопросы.

Выполняют указания воспитателя.

Выполняют движения физминутки.

Рассматривают мыло и стекло через лупу.

Делают зарисовки.

Два ребенка рисуют на стекле и бумаге.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают картинки.

  • Экспериментирование.
  • Наблюдение.
  • Вопросы.
  • Задания.
  • Пояснения.
  • Игровые моменты.
  • Указания.
  • Показ картинок.
  • Умение видеть проблему;
  • Умение формулировать и задавать вопросы;
  • Умение выдвигать гипотезы;
  • Умение делать выводы и умозаключения;
  • Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

3 этап

Заключительный.

Цель:

-Углубление, систематизация и обобщение знаний,

-Упрочение и дальнейшее развитие познавательных интересов (любознательности).

Винтик и Шпунтик: Ребята, спасибо. Мы узнали от вас много нового. Поняли, что сила заставляет двигаться предметы, что между предметами возникает трение. Что трение бывает полезным. Об этом мы расскажем Незнайке и всем друзьям в Цветочном городе.

Рефлексия: Что вы сегодня узнали нового? Было ли вам интересно? Было ли вам трудно?

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы, своего эмоционального состояния.

Отвечают на вопросы.

  • Фиксация результатов.
  • Вопросы к детям.
  • Анализ деятельности

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...