Средства формирования знаний о неживой природе у детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волова Анна Анатольевна
Средства формирования знаний о неживой природе у детей дошкольного возраста.
Являясь важным средством всестороннего развития детей дошкольного возраста, природа оказывает положительное влияние на ребенка, вызывает и пробуждает добрые чувства ребенка. При общении с природой ребенок делает для себя много разных и важных открытий, непосредственно связанных с жизнью представителей живой природы и со свойствами различных природных материалов. Ведь познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.  
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования определены следующие цели и задачи познавательного развития: осуществление деятельностного подхода к обучению дошкольников; формирование познавательных интересов и действий, а также поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности; развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как объекта отношений с самим собой и окружающим миром.
Современные технологии экологического образования детей дошкольного возраста подразумевают применение целого комплекса методов, форм и средств организации экологически ориентированной деятельности дошкольника, создание условий для успешной реализации задач воспитания экологической культуры в дошкольном детстве в соответствии с Федерально Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования. Основополагающими в работе по формированию знаний у детей дошкольного возраста о живой и неживой природе являются словесные, наглядные и практические методы, которые включают беседы, наблюдения, игры, элементарные опыты, моделирование, рассматривание картин и иллюстраций, использование технических средств обучения.
По мнению многих педагогов ведущая роль отводится именно наблюдению, которое считается основным методом экологического образования детей, познания природы, накопления эмоционально-чувственного опыта общения с ней, а также формирования нравственной позиции по отношению к окружающему миру. 
Являясь сложной познавательной деятельностью, наблюдение имеет определённую структуру и носит преднамеренный характер, может быть организовано как взрослым, так и ребенком. Оно предполагает активизацию мышления, речи, психических процессов, развитие личностных качеств. Наблюдению необходимо целенаправленно обучать. Каждый вид наблюдения требует тщательной подготовки, осуществления руководства со стороны взрослого, соблюдения основных требований к его проведению. Выбор наблюдаемого объекта осуществляется с учетом программы и местного природного комплекса. 
Эксперимент (опыт) является особым видом наблюдения и рассматривается как метод обучения, предполагающий преобразование условий, в которых протекает явление, для установления или иллюстрации определенного теоретического положения.
Использование экспериментальной деятельности в формировании знаний о неживой природе дает детям возможность максимально активизировать познавательную деятельность, развивать мышление, способствует накоплению знаний и представлений об окружающем мире, пониманию причинно-следственных связей природных явлений, развитию наблюдательности, самостоятельности, инициативы каждого ребенка. Содержание экспериментов определяется программой для дошкольных учреждений и направлено на выявление скрытых свойств объектов и явлений неживой природы, особенностей жизнедеятельности организмов.
Эффективным средством формирования знаний о неживой природе в дошкольном возрасте является игра. Особое внимание уделяется играм с готовым материалом и правилами. К ним относятся дидактические, подвижные и музыкальные игры, а также творческие игры, направленные на усвоение, закрепление, обобщение, систематизацию знаний, формирование личности ребенка, его морально-волевых качеств [18].
Одним из средств обучения является моделирование, сущность которого заключается в воспроизведении свойств, структуры и функций познаваемого объекта на специально созданной или подобранной модели-заменителе. Изучая окружающий мир посредством моделирования, с помощью моделей, дети могут пополнить знания о характерных особенностях объектов и явлений природы, научиться находить у них признаки, которые значимы для предстоящей деятельности, освоить экологические связи, зависимости, приемы абстрагирования и обобщения.
Значимыми средствами  формирования знаний о неживой природе у дошкольников являются иллюстративный материал и технические средства обучения. Они помогают конкретизировать, закрепить, обобщить и систематизировать ранее полученные знания, дать представления о длительно протекающих в природе процессах, понять сущность природных явлений, познакомить с объектами, недоступными непосредственному восприятию, развить эстетическое видение природы, обогатить эстетические впечатления и чувства. При ознакомлении дошкольников с неживой природой применяются фотографии, открытки, модели, видео и кинофильмы, диапозитивы, слайды и т. д. Иллюстративный материал и технические средства обучения подбираются с учетом содержания воспитательно-образовательной работы, возраста, требований к наглядности и используются в разных видах экологически направленной деятельности дошкольников.
Группу словесных методов экологического образования в дошкольном детстве составляют беседа, рассказ воспитателя, чтение научной природоведческой литературы и экологических сказкок.  Словесные игры способствуют развитию внимания, сообразительности, быстроты реакции, связной речи.
Экскурсия – действенное средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.  Она предоставляет большие возможности для ознакомления детей с богатством красок, форм, запахов, звуков природы, учит ориентироваться на местности, наблюдать, находить примеры взаимосвязи организмов и окружающей среды. У дошкольников накапливаются обобщенные представления о сезонной жизни природы (цикличность и характерные признаки сезонов, динамика явлений, обусловленность изменений в жизни растений и животных изменениями в неживой природе), воспитывается действенная любовь к родному краю, стремление заботится о живых существах, оберегать места их обитания, правильно вести себя в природе.
Целевые и повседневные прогулки обеспечивают непосредственное общение с природой в разные сезоны, знакомство с теми явлениями, представления о которых складываются в течение длительного времени, а также активную деятельность детей в природе.
Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, в том числе и неживой природы, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.
Таким образом, при работе по формированию знаний о неживой природе необходимо использовать разнообразные формы, методы и средства обучения и воспитания, так как целостное восприятие того или иного объекта или явления достигается путем включения в работу разных сенсорных систем.
Являясь важным средством всестороннего развития детей дошкольного возраста, природа оказывает положительное влияние на ребенка, вызывает и пробуждает добрые чувства ребенка. При общении с природой ребенок делает для себя много разных и важных открытий, непосредственно связанных с жизнью представителей живой природы и со свойствами различных природных материалов. Ведь познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.  
Современные технологии экологического образования детей дошкольного возраста подразумевают применение целого комплекса методов, форм и средств организации экологически ориентированной деятельности дошкольника, создание условий для успешной реализации задач воспитания экологической культуры в дошкольном детстве в соответствии с Федерально Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования. Основополагающими в работе по формированию знаний у детей дошкольного возраста о живой и неживой природе являются словесные, наглядные и практические методы, которые включают беседы, наблюдения, игры, элементарные опыты, моделирование, рассматривание картин и иллюстраций, использование технических средств обучения.
Являясь сложной познавательной деятельностью, наблюдение имеет определённую структуру и носит преднамеренный характер, может быть организовано как взрослым, так и ребенком. Оно предполагает активизацию мышления, речи, психических процессов, развитие личностных качеств. Наблюдению необходимо целенаправленно обучать. Каждый вид наблюдения требует тщательной подготовки, осуществления руководства со стороны взрослого, соблюдения основных требований к его проведению. Выбор наблюдаемого объекта осуществляется с учетом программы и местного природного комплекса. 
Эксперимент (опыт) является особым видом наблюдения и рассматривается как метод обучения, предполагающий преобразование условий, в которых протекает явление, для установления или иллюстрации определенного теоретического положения.
Использование экспериментальной деятельности в формировании знаний о неживой природе дает детям возможность максимально активизировать познавательную деятельность, развивать мышление, способствует накоплению знаний и представлений об окружающем мире, пониманию причинно-следственных связей природных явлений, развитию наблюдательности, самостоятельности, инициативы каждого ребенка. Содержание экспериментов определяется программой для дошкольных учреждений и направлено на выявление скрытых свойств объектов и явлений неживой природы, особенностей жизнедеятельности организмов.
Эффективным средством формирования знаний о неживой природе в дошкольном возрасте является игра. Особое внимание уделяется играм с готовым материалом и правилами. К ним относятся дидактические, подвижные и музыкальные игры, а также творческие игры, направленные на усвоение, закрепление, обобщение, систематизацию знаний, формирование личности ребенка, его морально-волевых качеств [
Одним из средств обучения является моделирование, сущность которого заключается в воспроизведении свойств, структуры и функций познаваемого объекта на специально созданной или подобранной модели-заменителе. Изучая окружающий мир посредством моделирования, с помощью моделей, дети могут пополнить знания о характерных особенностях объектов и явлений природы, научиться находить у них признаки, которые значимы для предстоящей деятельности, освоить экологические связи, зависимости, приемы абстрагирования и обобщения.
Значимыми средствами  формирования знаний о неживой природе у дошкольников являются иллюстративный материал и технические средства обучения. Они помогают конкретизировать, закрепить, обобщить и систематизировать ранее полученные знания, дать представления о длительно протекающих в природе процессах, понять сущность природных явлений, познакомить с объектами, недоступными непосредственному восприятию, развить эстетическое видение природы, обогатить эстетические впечатления и чувства. При ознакомлении дошкольников с неживой природой применяются фотографии, открытки, модели, видео и кинофильмы, диапозитивы, слайды и т. д. Иллюстративный материал и технические средства обучения подбираются с учетом содержания воспитательно-образовательной работы, возраста, требований к наглядности и используются в разных видах экологически направленной деятельности дошкольников.
Группу словесных методов экологического образования в дошкольном детстве составляют беседа, рассказ воспитателя, чтение научной природоведческой литературы и экологических сказкок.  Словесные игры способствуют развитию внимания, сообразительности, быстроты реакции, связной речи.
Экскурсия – действенное средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.  Она предоставляет большие возможности для ознакомления детей с богатством красок, форм, запахов, звуков природы, учит ориентироваться на местности, наблюдать, находить примеры взаимосвязи организмов и окружающей среды. У дошкольников накапливаются обобщенные представления о сезонной жизни природы (цикличность и характерные признаки сезонов, динамика явлений, обусловленность изменений в жизни растений и животных изменениями в неживой природе), воспитывается действенная любовь к родному краю, стремление заботится о живых существах, оберегать места их обитания, правильно вести себя в природе.
Целевые и повседневные прогулки обеспечивают непосредственное общение с природой в разные сезоны, знакомство с теми явлениями, представления о которых складываются в течение длительного времени, а также активную деятельность детей в природе.
Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, в том числе и неживой природы, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.
Таким образом, при работе по формированию знаний о неживой природе необходимо использовать разнообразные формы, методы и средства обучения и воспитания, так как целостное восприятие того или иного объекта или явления достигается путем включения в работу разных сенсорных систем.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь-ного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2019. 
2. Ашиков В.И. Семицветик: программа культурно – экологического образования дошкольников. – М.: Карапуз-дидактика, 2013. 
3. Газина О. М. Организация самостоятельной работы по дисциплине «Теория и методика экологического образования детей». – М.: "МПГУ" 2016.
4. Гончарова Е. В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.
5. Егорова Т. В. Словарь иностранных слов современного русского языка. — М.: «Аделант», 2014. 
6. Запорожец А. В. Избранные психологические труды/ А. В. Запоро-жец. – М.: Просвещение, 1986. 
7. Каменева Л. А. Мир природы и ребенок: Методика экол. воспитания дошкольников /Л.А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева. –  М.: Детсво-Пресс. 2003
8. Кисилева Е. В. Особенности формирования экологической культуры в условиях реализации ФГОС ДО /Е. В. Кисилева // Молодой учёный. - 2017. -№3. 
9. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший до-школьный возраст /И. Э. Куликова, Н. Н. Совгир. Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 
10. Москаленко В. В. Опытно – экспериментальная деятельность. Про-грамма развития, проектная технология. / В. В. Москаленко, Н. Н. Крыло-ва. –М.: Изд. Учитель, 2009. 
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства формирования знаний о неживой природе у детей дошкольного возраста.

Являясь важным средством всестороннего развития детей дошкольного возраста, природа оказывает положительное влияние на ребенка, вызывает и пробуждает добрые чувства ребенка. При общении с природой ребенок делает для себя много разных и важных открытий, непосредственно связанных с жизнью представителей живой природы и со свойствами различных природных материалов. Ведь познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.  

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования определены следующие цели и задачи познавательного развития: осуществление деятельностного подхода к обучению дошкольников; формирование познавательных интересов и действий, а также поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности; развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как объекта отношений с самим собой и окружающим миром.

Современные технологии экологического образования детей дошкольного возраста подразумевают применение целого комплекса методов, форм и средств организации экологически ориентированной деятельности дошкольника, создание условий для успешной реализации задач воспитания экологической культуры в дошкольном детстве в соответствии с Федерально Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования. Основополагающими в работе по формированию знаний у детей дошкольного возраста о живой и неживой природе являются словесные, наглядные и практические методы, которые включают беседы, наблюдения, игры, элементарные опыты, моделирование, рассматривание картин и иллюстраций, использование технических средств обучения.

По мнению многих педагогов ведущая роль отводится именно наблюдению, которое считается основным методом экологического образования детей, познания природы, накопления эмоционально-чувственного опыта общения с ней, а также формирования нравственной позиции по отношению к окружающему миру.

Являясь сложной познавательной деятельностью, наблюдение имеет определённую структуру и носит преднамеренный характер, может быть организовано как взрослым, так и ребенком. Оно предполагает активизацию мышления, речи, психических процессов, развитие личностных качеств. Наблюдению необходимо целенаправленно обучать. Каждый вид наблюдения требует тщательной подготовки, осуществления руководства со стороны взрослого, соблюдения основных требований к его проведению. Выбор наблюдаемого объекта осуществляется с учетом программы и местного природного комплекса.

Эксперимент (опыт) является особым видом наблюдения и рассматривается как метод обучения, предполагающий преобразование условий, в которых протекает явление, для установления или иллюстрации определенного теоретического положения.

Использование экспериментальной деятельности в формировании знаний о неживой природе дает детям возможность максимально активизировать познавательную деятельность, развивать мышление, способствует накоплению знаний и представлений об окружающем мире, пониманию причинно-следственных связей природных явлений, развитию наблюдательности, самостоятельности, инициативы каждого ребенка. Содержание экспериментов определяется программой для дошкольных учреждений и направлено на выявление скрытых свойств объектов и явлений неживой природы, особенностей жизнедеятельности организмов.

Эффективным средством формирования знаний о неживой природе в дошкольном возрасте является игра. Особое внимание уделяется играм с готовым материалом и правилами. К ним относятся дидактические, подвижные и музыкальные игры, а также творческие игры, направленные на усвоение, закрепление, обобщение, систематизацию знаний, формирование личности ребенка, его морально-волевых качеств [18].

Одним из средств обучения является моделирование, сущность которого заключается в воспроизведении свойств, структуры и функций познаваемого объекта на специально созданной или подобранной модели-заменителе. Изучая окружающий мир посредством моделирования, с помощью моделей, дети могут пополнить знания о характерных особенностях объектов и явлений природы, научиться находить у них признаки, которые значимы для предстоящей деятельности, освоить экологические связи, зависимости, приемы абстрагирования и обобщения.

Значимыми средствами формирования знаний о неживой природе у дошкольников являются иллюстративный материал и технические средства обучения. Они помогают конкретизировать, закрепить, обобщить и систематизировать ранее полученные знания, дать представления о длительно протекающих в природе процессах, понять сущность природных явлений, познакомить с объектами, недоступными непосредственному восприятию, развить эстетическое видение природы, обогатить эстетические впечатления и чувства. При ознакомлении дошкольников с неживой природой применяются фотографии, открытки, модели, видео и кинофильмы, диапозитивы, слайды и т. д. Иллюстративный материал и технические средства обучения подбираются с учетом содержания воспитательно-образовательной работы, возраста, требований к наглядности и используются в разных видах экологически направленной деятельности дошкольников.

Группу словесных методов экологического образования в дошкольном детстве составляют беседа, рассказ воспитателя, чтение научной природоведческой литературы и экологических сказкок.  Словесные игры способствуют развитию внимания, сообразительности, быстроты реакции, связной речи.

Экскурсия – действенное средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.  Она предоставляет большие возможности для ознакомления детей с богатством красок, форм, запахов, звуков природы, учит ориентироваться на местности, наблюдать, находить примеры взаимосвязи организмов и окружающей среды. У дошкольников накапливаются обобщенные представления о сезонной жизни природы (цикличность и характерные признаки сезонов, динамика явлений, обусловленность изменений в жизни растений и животных изменениями в неживой природе), воспитывается действенная любовь к родному краю, стремление заботится о живых существах, оберегать места их обитания, правильно вести себя в природе.

Целевые и повседневные прогулки обеспечивают непосредственное общение с природой в разные сезоны, знакомство с теми явлениями, представления о которых складываются в течение длительного времени, а также активную деятельность детей в природе.

Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, в том числе и неживой природы, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

Таким образом, при работе по формированию знаний о неживой природе необходимо использовать разнообразные формы, методы и средства обучения и воспитания, так как целостное восприятие того или иного объекта или явления достигается путем включения в работу разных сенсорных систем.

Являясь важным средством всестороннего развития детей дошкольного возраста, природа оказывает положительное влияние на ребенка, вызывает и пробуждает добрые чувства ребенка. При общении с природой ребенок делает для себя много разных и важных открытий, непосредственно связанных с жизнью представителей живой природы и со свойствами различных природных материалов. Ведь познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.  

Современные технологии экологического образования детей дошкольного возраста подразумевают применение целого комплекса методов, форм и средств организации экологически ориентированной деятельности дошкольника, создание условий для успешной реализации задач воспитания экологической культуры в дошкольном детстве в соответствии с Федерально Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования. Основополагающими в работе по формированию знаний у детей дошкольного возраста о живой и неживой природе являются словесные, наглядные и практические методы, которые включают беседы, наблюдения, игры, элементарные опыты, моделирование, рассматривание картин и иллюстраций, использование технических средств обучения.

Являясь сложной познавательной деятельностью, наблюдение имеет определённую структуру и носит преднамеренный характер, может быть организовано как взрослым, так и ребенком. Оно предполагает активизацию мышления, речи, психических процессов, развитие личностных качеств. Наблюдению необходимо целенаправленно обучать. Каждый вид наблюдения требует тщательной подготовки, осуществления руководства со стороны взрослого, соблюдения основных требований к его проведению. Выбор наблюдаемого объекта осуществляется с учетом программы и местного природного комплекса.

Эксперимент (опыт) является особым видом наблюдения и рассматривается как метод обучения, предполагающий преобразование условий, в которых протекает явление, для установления или иллюстрации определенного теоретического положения.

Использование экспериментальной деятельности в формировании знаний о неживой природе дает детям возможность максимально активизировать познавательную деятельность, развивать мышление, способствует накоплению знаний и представлений об окружающем мире, пониманию причинно-следственных связей природных явлений, развитию наблюдательности, самостоятельности, инициативы каждого ребенка. Содержание экспериментов определяется программой для дошкольных учреждений и направлено на выявление скрытых свойств объектов и явлений неживой природы, особенностей жизнедеятельности организмов.

Эффективным средством формирования знаний о неживой природе в дошкольном возрасте является игра. Особое внимание уделяется играм с готовым материалом и правилами. К ним относятся дидактические, подвижные и музыкальные игры, а также творческие игры, направленные на усвоение, закрепление, обобщение, систематизацию знаний, формирование личности ребенка, его морально-волевых качеств [

Одним из средств обучения является моделирование, сущность которого заключается в воспроизведении свойств, структуры и функций познаваемого объекта на специально созданной или подобранной модели-заменителе. Изучая окружающий мир посредством моделирования, с помощью моделей, дети могут пополнить знания о характерных особенностях объектов и явлений природы, научиться находить у них признаки, которые значимы для предстоящей деятельности, освоить экологические связи, зависимости, приемы абстрагирования и обобщения.

Значимыми средствами формирования знаний о неживой природе у дошкольников являются иллюстративный материал и технические средства обучения. Они помогают конкретизировать, закрепить, обобщить и систематизировать ранее полученные знания, дать представления о длительно протекающих в природе процессах, понять сущность природных явлений, познакомить с объектами, недоступными непосредственному восприятию, развить эстетическое видение природы, обогатить эстетические впечатления и чувства. При ознакомлении дошкольников с неживой природой применяются фотографии, открытки, модели, видео и кинофильмы, диапозитивы, слайды и т. д. Иллюстративный материал и технические средства обучения подбираются с учетом содержания воспитательно-образовательной работы, возраста, требований к наглядности и используются в разных видах экологически направленной деятельности дошкольников.

Группу словесных методов экологического образования в дошкольном детстве составляют беседа, рассказ воспитателя, чтение научной природоведческой литературы и экологических сказкок.  Словесные игры способствуют развитию внимания, сообразительности, быстроты реакции, связной речи.

Экскурсия – действенное средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.  Она предоставляет большие возможности для ознакомления детей с богатством красок, форм, запахов, звуков природы, учит ориентироваться на местности, наблюдать, находить примеры взаимосвязи организмов и окружающей среды. У дошкольников накапливаются обобщенные представления о сезонной жизни природы (цикличность и характерные признаки сезонов, динамика явлений, обусловленность изменений в жизни растений и животных изменениями в неживой природе), воспитывается действенная любовь к родному краю, стремление заботится о живых существах, оберегать места их обитания, правильно вести себя в природе.

Целевые и повседневные прогулки обеспечивают непосредственное общение с природой в разные сезоны, знакомство с теми явлениями, представления о которых складываются в течение длительного времени, а также активную деятельность детей в природе.

Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, в том числе и неживой природы, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

Таким образом, при работе по формированию знаний о неживой природе необходимо использовать разнообразные формы, методы и средства обучения и воспитания, так как целостное восприятие того или иного объекта или явления достигается путем включения в работу разных сенсорных систем.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь-ного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2019.

2. Ашиков В.И. Семицветик: программа культурно – экологического образования дошкольников. – М.: Карапуз-дидактика, 2013.

3. Газина О. М. Организация самостоятельной работы по дисциплине «Теория и методика экологического образования детей». – М.: "МПГУ" 2016.

4.  Гончарова Е. В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.

5.  Егорова Т. В. Словарь иностранных слов современного русского языка. — М.: «Аделант», 2014.

6. Запорожец А. В. Избранные психологические труды/ А. В. Запоро-жец. – М.: Просвещение, 1986.

7. Каменева Л. А. Мир природы и ребенок: Методика экол. воспитания дошкольников /Л.А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева. –  М.: Детсво-Пресс. 2003

8. Кисилева Е. В. Особенности формирования экологической культуры в условиях реализации ФГОС ДО /Е. В. Кисилева // Молодой учёный. - 2017. -№3.

9. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший до-школьный возраст /И. Э. Куликова, Н. Н. Совгир. Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

10.  Москаленко В. В. Опытно – экспериментальная деятельность. Про-грамма развития, проектная технология. / В. В. Москаленко, Н. Н. Крыло-ва. –М.: Изд. Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирования представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность».

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувст...

« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста » Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста. 12 апреля - День Космонавтики

laquo; Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного   возраста »Исследовательская деятельность в природе с детьми старшег...

Методическая разработка.Презентация "Экспериментирование как средство формирования знаний о неживой природе у детей 5 года жизни"

В презентации представлена эффективность использования неживой природы,как формирование знаний о неживой природе у детей 5 года жизни....

Методические рекомендации и задания по организации и проведения мониторинга по формированию знаний о мире природы у детей дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по программе Н. Рыжовой «Наш дом – природа».

Мониторинг формирования знаний о мире природы у детей  дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по программе Н. Рыжовой «Наш дом – природа».(с...

Экспериментирование как средство формирования знаний о неживой природе детей дошкольного возраста

Экспериментирование – это самый эффективный метод познания всех закономерностей и явлений окружающего мира. Экспериментирование в дошкольном возрасте имеет огромный развивающий потенциал. Самое ...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений об объектах живой и неживой природы у детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – очень значимый этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладываются ...