Открытое занятие в подготовительной группе по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Светлана Михайловна Титова

Цель: Приобщать детей к культурно-историческому наследию, как основе духовно нравственного воспитания, через семейные ценности. 

Для оразанизационного момента была использована презентация по мультфильму "Домовенок Кузя".

Дети учатся работать с планом группы,  решать не большие проблемные ситуации перед каждым заданием. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Титова Светлана Михайловна

Воспитатель

МБДОУ №70 «Солнышко», г. Улан-Удэ

Конспект образовательной деятельности по

познавательному развитию в подготовительной группе.

«Поможем домовенку Кузе»

Цель: Приобщать детей к культурно-историческому наследию, как основе духовно нравственного воспитания, через семейные ценности.

Задачи:

Образовательные. Познакомить детей с игрой ребус, научить разгадывать их. Продолжать учить детей работать в команде.

Развивающие. Развивать внимание, мышление, умение ориентироваться в пространстве, согласно указателям на карте. Продолжать развивать связную речь, умение видеть и объяснять различные ситуации. Развивать чувство самосохранения.

Воспитательные. Воспитывать любовь к семье, к родным, вежливое отношение к старшим, дружеские отношения друг к другу, желание прийти на помощь.

Формы работы:

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы:

Наглядные – план, иллюстрации, демонстрация видео презентации.

Словесные – объяснение, беседа

Игровые – дидактические, разрезные картинки.

Словарная работа:

ребус

Предварительная работа.

Беседы «Моя семья», «Мой город Улан-Удэ», «Достопримечательности моего города». Д. и. «Как зовут твою маму, бабушку, сестру?», «Угадай и назови» (памятники), «Назови и изобрази эмоцию».

Оборудование.

Мультимедийное оборудование, презентация, музыкальная игра; карта с изображением объектов группы, мяч, игрушки, кукольная одежда, ширма, 2 картинки с ребусами – «семья» и «город», картинки с изображением достопримечательностей города, силуэты зданий и памятников из черного картона, картинки по правилам безопасности «Правильно – не правильно», разрезные картинки А4 трех домов – заброшенный, деревянный с соломенной крышей и многоэтажного с указанным адресом; коврики, три маленьких стола, мольберт, указка.

Проблемная ситуация:

Домовенок Кузя остался один в старом доме, по снос. Нафаня оставил ему письмо, в котором нарисовал дорогу к новому дому и адрес. Но Кузя не умеет читать, да и друзей не успел завести. Как же домовенку добраться до нового дома?

Ход занятия:

Дети заходят в группу. На экране появляется домовенок Кузя.

1 слайд. «Ой е ей! Нафаня уехал! Ой е ей, что мне делать?! Оставил письмо, а я читать не умеюююю! Значит дорогу не найду в свою новую хату!»

Воспитатель.

      - Бедный Кузя. Как же он попадет в свой новый дом? Не прочитает письмо, не узнает, что написал Нафаня. Ребята, может вы подскажете, что делать? (ответы детей).

     -Конечно, правильно, давайте почитаем письмо. Кузя, покажи нам его.

2 слайд. На экране появляется письмо. Воспитатель читает. «Кузя, я переехал в новый дом. Он большой, многоэтажный и красивый, на улице Солнечная. И тебе надо перебраться. Мы будем жить рядом. Пора тебе становиться самостоятельным. Я нарисовал для тебя дорогу, но смотри, идти нужно через лес, и на пути могут встретиться препятствия, но ты преодолеешь их, я уверен. И помогут тебе в этом твои друзья. Жду тебя очень.       Нафаня.»

3 слайд. Снова на экране появляется Кузя. «ой-е-ей! Я еще не успел завести друзей!»

Воспитатель.

     - Как так не успел завести друзей? Ребята, и что делать домовенку? (ответы) Конечно, вот твои друзья, ребята. Посмотри, сколько их. Показывай, что нарисовал Нафаня, будем вместе искать твой новый дом.

       Появляется план. На плане указаны места группы, где расположены задания-препятствия.  Дети изучают его, определяют направление. По плану первое задание расположено в уголке родного края, возле макета дом.

       - Ну что посмотрим, что там? Хорошо. (Достают картинку-ребус семья.) Ребята, вы знаете, что это такое? А я, кажется знаю. Это игра называется «ребус». «Ребус» –это загадка в картинке. Давайте разберем, что это значит. Цифра7, плюс Я, получается семья! А что такое семья? (ответы) Да. В жизни каждого человека есть мама и папа и другие родные. Как зовут твою маму? А твоего папу?  Бабушку? А какое имя у твоего дедушки? А сколько у тебя сестер? Братьев? Хорошо. Хотите в игру поиграть? А игра называется «Кто кому кем приходится». (С мячом)

      Дети встают в круг, воспитатель в центр круга. Воспитатель бросает одному из ребят мяч и задает вопрос.

Твоему папе жена, а тебе?

Папе он родной брат, а тебе?

Твоей маме (папе) папа, а тебе?

Маме она родная сестра, а тебе?

Кто ты для бабушки?

Кто такие бабушка и дедушка?

Кто ты для своего папы?

Маме она дочка, а тебе?

Кто ты для своей сестры?

Папе он сын, а тебе?

Кто ты для своего братика?

Твоему папе она мама, а тебе?

       - Ну что же, мы с Кузей видим, что вы хорошо знаете свою семью. Посмотрите, есть еще что-то или мы идем дальше? Тогда смотрим план. (Дети определяют направление – уголок сюжетных игр. Но там еще написаны цифры). Направление мы выбрали, а вот цифра 20 что значит, я не знаю. Вы как думаете? (ответы). Понятно. Это количество шагов. Идем? (Дети двигаются, считая шаги. Доходят до ковра, а там разбросанные игрушки). Ой! Это такой беспорядок устроил? Это все мешает двигаться дальше. Что же нам делать?  Мы перешагнем и пойдем дальше или приберем? Конечно, давайте приберем. (Воспитатель включает музыкальную игру «Помогаем маме», а дети расставляют игрушки на место.)

      - Ребята, а дома у вас кто порядок наводит? А беспорядок? Присаживайтесь на ковер, отдохнем не много. Скажите, в ваших семьях есть какие-то правила? Традиции? У кого какие обязанности? (дети рассказывают о своей семье по желанию). Вы так здорово о семье рассказываете, какие у вас традиции замечательные. В хорошей семье все друг о друге заботятся и помогают.

Дальше проводится психогимнастика «Мамино настроение». 

        - Ребята, вы, конечно, очень любите своих родителей, дедушек и бабушек, братьев и сестер. Но, не смотря на это, иногда огорчаете их. Я буду называть вам поступки детей, а вы, если поступок хороший, то улыбнитесь, если плохой – сделайте грустное лицо.

* Сын полил комнатные цветы.

* Дочка съела всю кашу.

* Мальчик порвал книжку.

- Ребята, а как надо поступить, если порвали книжку?

* Дети убрали игрушки.

* Девочка разбила чашку.

- Если вы нечаянно разобьете чашку, то как поступите?

* Сын подрался во дворе.

- А как надо играть?

* Дочка помыла посуду.

* Мальчик вытер пыль.

* Сын сходил в магазин.

       Ну вы прямо отлично показываете, как улыбается или огорчается ваша мама. Но надеюсь, что огорчаете ее вы очень редко. Ребята, мы все прибрали, отдохнули. Дальше что делаем? Да, посмотрим, что там на карте. (рассматривают, определяют направление). Хорошо. Двигаемся дальше.

       Дети проходят в учебную зону. Там снова находят ребус «город».

Воспитатель.

     - Смотрите, это уже знакомая нам игра-загадка «ребус». Давайте разгадаем. (Воспитатель объясняет ребус).

      Игра «Заколдованный город».  

        - Нам надо пройти в город. Но, ребята, его заколдовали. Что же нам делать? Хорошо, давайте поможем расколдовать его? На столах лежат силуэты из черного картона. Это «заколдованные» здания и объекты.  Вы берете их, сравниваете свой силуэт с картинками, лежащими на столе, выбераете подходящую и проходите на стулья. Рассмотрите свою картинку. Что изображено на ней? Где это находится? (дети рассказывают о том, что изображено на картинке). Как одним словам назвать все эти здания, памятники? (ответы). Достопримечательности какого города? Правильно. Это достопримечательности нашего города. Ребята, а у Нафани для вас и Кузи есть еще картинки. Посмотрим, что на них?

      Работа по картинкам «Правильно – не правильно». 

        Воспитатель показывает картинки, где изображены ситуации в общественном транспорте. За тем поведение на детской площадке. Далее поведение на проезжей части. При посадке в общественный транспорт.     Дети выбирают правильную, за тем не правильную, объясняя свой выбор.

        - А если к вам подошел не знакомый человек и что-то спросил или попросил, или позвал с собой. Что вы будете делать? А если конфетку предложит или щенка посмотреть? (ответы детей). Правильно, ребята, всегда нужно быть очень внимательным и осторожным при переходе улице, в общественном транспорте, на детских площадках и т. д. Ну вот и очередное препятствие позади. Дальше что делаем? Да, смотрим план. Куда пойдем? (на плане следующее направление спальня).

      Дети проходят в спальню. Но перед дверью стоит светофор и лежит пешеходный переход. В зависимости как дети пройдут переход, заметят ли красный сигнал светофора, обратить их внимание правильно или нет они прошли через пешеходный переход.

      - Ребята, у вас на столах лежат разрезные картинки. Вы разделитесь по пять человек и соберите их. (дети собирают картинки – изображение трех разных домов. Один- заброшенный, другой – деревянный, третий- многоэтажный с указанием адреса). Что у вас получилось? Да, здесь три дома. И какой из них Кузин? (ответы детей). Почему многоэтажный? Правильно. Эти два дома не подходят. А про новый и красивый говорил Нафаня. (воспитатель обращается к домовенку). Вот видишь, Кузя, мы нашли твой новый дом. Ой, а где же он? (ответы, если дети говорят, что Кузи не было, то нужно напомнить о том, что мы не видим домовых, но можем слышать). Что вы, ребята, он все время шел с нами. Разве вы не слышали его шаги? Пойдем посмотрим, нашел он свою квартиру или нет.

      Ребята проходят в группу. Могут встать возле экрана, могут присесть на стулья или на коврики. На экране появляется Кузя. Он бегает по квартире, осматривает ее. Пробует соль, проверяет воду. И вот уже чистенький сидит за столом и ложкой ест торт.

      - Ну вот, он уже за столом с большой ложкой сидит.

      Рефлексия.

      Знаете, я думала, мы не сможем помочь домовенку. Такие трудные были препятствия, особенно, когда увидела беспорядок. Но когда весело и быстро вы прибрались, я успокоилась. А вы как думаете, легкие были препятствия от Нафани? А что трудно вам далось? А что легко? А зачем вообще нужно было создавать такие проблемы, просто приехал сам за Кузей и все. (выслушиваются ответы детей).

      - Конечно, Нафаня хотел, чтобы Домовенок нашел себе новых друзей и научился вместе с ними и веселиться и преодолевать проблемы. Ведь, когда мы дружные, переживаем друг за друга, помогаем друг дружке, у нас все получается и ни какие проблемы, переживания нам не страшны. Будем дружить? Да!

Список используемой литературы:

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Журнал «Ребенок в детском саду» 2020 год.

Журнал «Дошкольное образование» 2019 год.

Интернет ресурсы maam.ru, nsportal.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию "Люби и знай свой город"

Конспект НОД по окружающему миру. Цель: Закрепить и обобщить знания о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях....

Открытое занятие в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий на тему "В здоровом теле - здоровый дух"

Данное занятие способствует накоплению знаний у детей о здоровье и развивает умения оберегать и сохранять его, а также воспитывает нравственные качества....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: Свойства соли.

Тема: Свойства соли.Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Программное содержание:- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической де...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию "Путешествие в страну профессий"

Цель: закрепить знания детей о таких профессиях: кузнец, ткачиха, лесничий; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях этих профессий. Задачи:§  закрепить пре...