Организация работы с детьми на экологической тропинке в разное время года
методическая разработка по окружающему миру

Чубаева-Городецкая Елена Николаевна

Автором представлен методический материал по формированию экологического воспитания дошкольников в рамках ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

                   структурное подразделение «Детский сад «Солнышко

                           Организация работы с детьми

       на экологической тропинке в разное время года

                                                          Выполнил: воспитатель

                                                                                                Чубаева Е.Н.

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы. Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.

Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты изучаются много раз,  особенно в разные сезоны года.

Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы. Работу по созданию и оформлению тропинки мы проводим в определенной  последовательности.

Сначала провели с детьми детальное обследование территории и выделили наиболее интересные объекты («Все на свете друг другу нужны», « Как прекрасен этот мир»,  «Жужжащий и ползающий мир », «В гостях у Чучела огородного», «Зеленая аптека», « Птицы наши друзья», «Альпийская горка»,    «Летняя лаборатория (детская песочница)». На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений, птиц и насекомых. Соответственно возрасту детей разработаны маршруты экскурсий, составлены рекомендации по проведению наблюдений, определены примерные виды деятельности на каждой точкой. Каждую остановку можно обозначить «остановками».

  1. Остановка «Все на свете друг другу нужны».

Здесь педагог знакомит детей со схемой экологической тропинки. Рассказывает, что пройдя по ней, ребята узнают много интересного  о природе родного края, о том, как нужно беречь и охранять ее. Особо выделяется мысль о том, что для нормальной жизнедеятельности растениям нужны определенные условия. Это почва, свет, тепло, влага. Человек старается рационально использовать дары природы, сохранять леса и парки.

  1. Остановка « Как прекрасен этот мир».

Здесь мы наблюдаем за клумбами с цветами и сорняками. На примере сорных видов воспитатели объясняют детям биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставляем небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, наглядно показываем детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

  1. Остановка «Жужжащий и ползающий мир».

Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли с муравейниками.

  1. Остановка «В гостях у Чучела огородного».

Трудовые навыки невозможно сформировать без наличия огорода, который используется с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значение в нашем рационе. В нашем огороде растут разные овощи (помидор, огурцы, капуста, баклажан, картофель и др.).

  1. Остановка « Птицы наши друзья».

Особое внимание уделяется привлечению на территорию детского сада различных птиц для наблюдения с детьми. Для этой цели на территории детского сада размещены различного вида кормушки  для птиц, постоянными посетителями которых стали синицы, снегири, воробьи и голуби. На этой остановке воспитатель проводит беседу о самых распространенных птицах поселка, в частности, о воробьях. Воспитатель проводит цепочку связи: питательные вещества почвы (неживая природа); насекомые, поедающие растения; скворцы, питающиеся насекомыми и очищающие парки и сады; человек, заботящийся о привлечении этих птиц и тем самым, помогающий сохранению природы (скворечник - объект, сделанный руками человека).

  1. Остановка «Альпийская горка».

Одна из интереснейших видовых точек – альпийская горка. Альпийская горка расположена около беседки средней группы нашего детского сада, гостеприимно встречая всех гостей! Неподвижный камень служит прекрасным фоном для переменчивой прелести растений. На горке много растений, и они радуют нас своим цветением с ранней весны до поздней осени. Нам помогали ребята из экологической группы ЦВР. Цветники и клумбы разнообразной формы приобщают детей к миру прекрасного и удивительного, формируют их мировоззрение, бережное и эмоциональное отношение к окружающему миру.  

7.Остановка «Летняя лаборатория (детская песочница)».

Здесь дети проводят экспериментальную деятельность, знакомятся со свойствами песка. Так с детьми проводим такие опыты, как «Свойства мокрого песка», «Погружение предметов в мокрый и сухой песок», «Удивительный песок» и др.

  1. Остановка «Метеопрогноз».

Педагоги старшей группы вместе с детьми родителями организовали место для наблюдений за ветром. На высоком металлическом шесте прикреплен флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра.

Опытно- исследовательскую деятельность с детьми организуем на экологической тропе детского сада. Так с детьми проводим такие опыты, как «Нужен ли растениям зимой снег?», «Где быстрее наступит весна?», « Где будут первые проталины?», « Почему воздух становиться грязным?» и др.Знакомя детей со свойствами снега, обращаем внимание детей на связь между температурой воздуха и состоянием снега, на его защитные свойства. Важно отметить, что в экспериментально исследовательской деятельности мы обучаем детей умению применять условные мерки, что позволяет им быстрее научиться выделять, а затем и сравнивать качественные особенности наблюдаемых явлений, веществ.

Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок, сборку материала для коллекций, совместным праздникам, семейные конкурсы стенгазет и рисунков,. Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.

Педагоги нашего детского сада считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения развивает познавательные способности. В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу. Таким образом, на тропинке в зависимости от возраста детей и от времени года мы проводим наблюдения, игры, различного вида занятия и экскурсии. Но необходимо помнить при этом об интегрированном подходе. На тропинке с детьми мы делимся своими впечатления об увиденном, затем это выражаем в разных видах деятельности.

                                                  Литература:

1.Бондаренко Т.М. «Экологическое воспитание 5-6 лет»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.-Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2012.

2. Иванова А. А. Программа экологического образования дошкольников Живая экология. – М.: Сфера, 2009. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: Сфера, 2010.

3. Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа . – М.: Гном, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы с детьми на экологической тропе.

Важное место в системе накопления ребенком личного опыта,  правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного общения с природой, как для ребенка, так и для самой прир...

Организация работы с детьми на экологической тропе

Перспективные планы наблюдений на экологической тропе (старшая, средняя группа).Занятие 1. Осень (октябрь).Программное содержание.1.     Обучающее: продолжать учить детей замечать ...

Консультация для педагогов «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»

Консультация для педагогов  «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»...

Консультация для педагогов «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»

Педагогическое руководство воспитателя во время подвижных игр  с детьми....

«Занимательные прогулки с детьми 3-4 лет в разное время года»

Занимательные прогулки с детьми - это знакомство с окружающим миром, развитие любознательности, познание живой и неживой природы, интересные игры с природным материалом....

Консультация для родителей «Занимательные прогулки с детьми 3-4 лет в разное время года»

Прогулка с детьми — это хорошая школа их развития. Ведь им нужно расширять круг общения. А на улице много людей, явлений живой и неживой природы...