Главные вкладки

    Методические рекомендации по организации работы с детьми на экологической тропе.
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Сорокина Валентина Александровна

      Важное место в системе накопления ребенком личного опыта,  правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного общения с природой, как для ребенка, так и для самой природы, отводится созданию на территории детского сада экологической тропы и организации  работы с детьми на ней.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МДОУ «Детский сад № 91 компенсирующего вида»

    Методические рекомендации

    по организации работы с детьми на экологической тропе

                              Разработала: Сорокина В.А., воспитатель

    Саранск

      Важное место в системе накопления ребенком личного опыта

    экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного общения с природой, как для ребенка, так и для самой природы, отводится созданию на территории детского сада экологической тропы и организации  работы с детьми на ней.

    Общие рекомендации

    по работе с детьми на экологической тропинке:

           - использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе;

          - использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных представлений ребенка;

          - познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

          - сделать общение  с природой безопасным для ребенка и самой природы;
         - формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к ней;

          - формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках и других творческих работах;

          - проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, НОД  и другие виды деятельности.

    Экологические тропинки на территории детского сада

      В качестве видовых точек экологической тропинки выбраны деревья и кустарники: береза, клен, яблоня, сосна, рябина, черемуха, сирень, акация.

      Видовые точки: «Садовые деревья и кустарники», «Зеленая аптека» (мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка, цикорий, полынь, подорожник), «Белоснежка» (яблоня), «Луг», «Клумба».

                                   Экологические тропинки в лесопарке

       В состав экологических тропинок входят различные виды:

       - деревья и кусты: ель, сосна, рябина, ясень, тополь, клен, береза, дуб, липа, черемуха, бузина, шиповник, калина, акация;

       - растения: колокольчик, ромашка, василек, лютик, чистотел, лопух, крапива, подорожник, одуванчик, иван-чай

       Видовые точки: «Елочки-сестрички», «Рябина красная», «Хвойный лес», «Жгучая трава», «Старое упавшее дерево», «Сосны до неба хотят дорасти», «Старый пень», «Белая береза», «Могучий дуб» и др.

                  Методика работы с детьми на разных видовых точках

           Точка «Сосна». Обращается внимание детей на то, что сосна - хвойное дерево. Они рассматривают хвоинки, сравнивают обычные листья и хвою, изучают и  трогают кору, ветки, шишки. Глядя на крону, убеждаются, что сосна — пример светолюбивого дерева.

           Точка «Бузина». Педагог напоминает детям, что бузина - это кустарник. У него много стволиков, и растут они прямо из земли. Сравнивают кустарник с деревом, другими кустами: чем они похожи и чем отличаются? Рассматривают ягоды, называют, кто ими питается.

           Точка «Пень». Воспитатель выясняет с детьми, что такое пень (спиленное дерево). С помощью лупы рассматривают годичные кольца, считают, определяют, сколько лет было дереву. Затем исследуют, что растет на пне (мхи, лишайники, грибы), ищут жуков короедов и следы их деятельности, обсуждают роль этих насекомых в природе.

            Точка «Рябина». Педагог с детьми исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные (чтобы их легче было заметить). Рядом с деревом растет чистотел - пример ядовитого и лекарственного растения. Воспитатель рассказывает о правилах обращения с такими растениями и их значении в природе.

            Точка «Яблоня». Детям предлагают сравнить культурное и дикорастущее дерево. Для чего нужны культурные растения? На примере яблони изучается явление листопада: как изменили цвет листья осенью? Где их теперь больше: на дереве или под ним? Почему? Сравнить живой и опавший листики, рассмотреть плоды. Кому они еще нужны, кроме человека?
            Точка «Сухое дерево». Воспитатель предлагает детям высказать свое мнение: почему дерево засохло? Чем оно отличается от живого? Дети исследуют кору, ветки. Есть ли на дереве насекомые? Как можно помочь деревьям на территории детского сада оставаться как можно дольше живыми?
            Точка «Жгучая трава». Ребята знакомятся со свойствами крапивы, узнают, почему она жжется (особенности листьев) и как ее использует человек. Вспоминают сказку «Дикие лебеди» (для чего нужна была крапива героине?).
           
    Точка «След белого человека». Дети узнают о подорожнике, его
    приспособленности к произрастанию вдоль дорог, на тропинках, игровых
    площадках. Воспитатель обращает внимание на строение, низкорослость,
    выносливость растения. Кто питается его семенами? Как растение
    используется человеком? Воспитатель рассказывает, почему подорожник
    называют «следом белого человека» (его семена попали в Америку вместе с
    обувью приезжих, поэтому растение распространилось вдоль дорог, там, где
    побывали европейцы). Дети собирают семена как корм для птиц.
           
    Точка «Дуб». Внимание детей обращается на мощный ствол, сильные корни, которые уходят глубоко в землю. Дуб растет медленно, желуди появляются только когда дерево достигает 30-40-летнего возраста. Живут дубы 400-500 лет. Дубовый лес называют дубравой. Рассмотреть листья, плоды. Кто любит желуди? Из дуба делают красивые и прочные вещи. Дети собирают желуди для поделок.

            Точка «Клен». Дети видят высокое, стройное дерево, покрытое гладкой,
    тонкой, серой корой. Растет клен быстро, за год вырастает почти на один метр. Цветет весной, к концу лета созревают кленовые семена с крылаткой. Очень красивы кленовые листья осенью. Дети набирают букет из листьев.
           Точка «Белая береза». Загадать загадку. Обратить внимание на ствол, ветви - струятся по ветру, словно девичьи косы. Весной деревья сбрасывают верхний слой бересты. Кора становится гладкой и шелковистой. Сказать детям, что через темные черточки и полоски береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева. Весной на ветках появляются длинные сережки (желтые и зеленые (семена). Березовый сок любят и люди, и птицы (дятел, синицы, зяблики, малиновки), и животные (медведь),муравьи,бабочки.
           Точка «Черемуха». Детям показать, что ствол покрыт темной шершавой корой, расцветает в мае и стоит, словно невеста в белом кружевном наряде. Запах черемухи сильный и дурманящий, отгоняет от дерева мух, комаров, убивает многие вредные микробы. Ягоды любят птицы, хомяки, мыши-полевки.

           Точка «Луг, поляна». Показать детям колокольчик — похож на колокол, рассмотреть стебель, листья, цветки. Василек живет рядом с злаковыми растениями (рожь, пшеница). Рассказать детям легенду. (Полюбила парня Василия красавица Русалка, стала звать его с собой в реку. Но как ни любил ее Василек, а не мог оставить свое поле, землю.

       Рассердилась Русалка и превратила его в синий цветок.).

       Ромашка растет везде. Белые лепестки обрамляют ярко-желтый глазок. На цветках пчелы, шмели, бабочки собирают сладкий нектар, пыльцу, пьют сок.

    Литература

          1.Кравченко И.В,  Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Методическое пособие.- М.: ТЦ  «Сфера». 2010.

          2. Машкова С.В., Суздалева Г.Н. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Волгоград, «Учитель», 2013.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста

    Особенности развития детей раннего возраста. Развитие познавательной сферы ребёнка раннего возраста. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    Дается определение раннему детству, характерные особенности детей данного возраста, развитие познавательной сферы, анализ комплексных программ по работе с детьми раннего возраста. Определены основные ...

    Организация работы с детьми на экологической тропе

    Перспективные планы наблюдений на экологической тропе (старшая, средняя группа).Занятие 1. Осень (октябрь).Программное содержание.1.     Обучающее: продолжать учить детей замечать ...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ....

    Презентация "Работа с детьми на экологической тропе"

    Цель: развитие экологического сознания ребенка-дошкольника, воспитание начал экологической культуры....

    Методические рекомендации к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.

    Данные методические рекомендации адресованы педагогам дошкольных учреждений с целью обучения основам безопасного поведения на дорогах....

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Методические рекомендации по организации работы с тканью с дошкольниками в ДОО.

    В методичевкой разработке представлены материалы, раскрывающие задачи, содержание и методику организации работы с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками в ДОО. Представлено под...