Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
    материал по теме

    Долгова Наталия Николаевна

    Дается определение раннему детству, характерные особенности детей данного возраста, развитие познавательной сферы, анализ комплексных программ по работе с детьми раннего возраста. Определены основные задачи воспитания детей раннего возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ranniy_vozrast.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации

    по организации работы с детьми раннего возраста

    Н.Н.Долгова

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    центр развития ребенка – детский сад № 53 «Ёлочка»

    Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.  

    1. Особенности развития детей раннего возраста:

    Раздел работы

    Возраст ребенка

    Основные показатели развития

    Задачи

    Развитие речи

    1 год –

    1 год 6 месяцев

    - Является инициатором в общении: знает свое имя, некоторые части тела, общается со взрослыми не только с помощью жестов и мимики, но и с помощью речи.

    - Расширять запас понимаемых слов за счет существительных, обозначающих части тела человека и животных, предметы и игрушки, близких людей.

    - Развивать активную речь.

    1 год 6 месяцев – 2 года

    - Понимает слова, обозначающие предметы, некоторые действия и их признаки;

    - В речи проявляются короткие фразы, простые предложения, звукоподражающие и неполные слова заменяет общеупотребительными.

    - Расширять пассивный словарь за счет существительных, обозначающих предметы окружающего мира, глаголов, обозначающих действия, состояния и признаки предметов, прилагательных, наречий;

    - Развивать диалогическую речь.

    2 – 3 года

    - Умеет говорить внятно

    - В речи появляются глаголы, наречия, прилагательные

    - Пользуется речью как средством общения

    - Развивать активную речь, обогащая ее прилагательными, глаголами, наречиями, обозначающими цвет, величину, форму, качество, действия и т.п.

    - Развивать звуковую сторону речи

    - Совершенствовать грамматический строй речи.

    Действия с предметами

    1 год –

    1 год 6 месяцев

    - Активно действует с предметами, добиваясь определенного результата

    - Способен к более сложным действиям с предметами: собирает матрешку, пирамидку, обследует их, пытается правильно действовать с предметами с помощью взрослого

    - Формировать умение различать предметы по величине, цвету, форме

    - Развивать умение использовать вспомогательные средства для действия с предметами (подтягивать, прокатывать, двигать, дергать и т.д.)

    - Знакомить детей с формой и величиной предметов

    1 год 6 месяцев – 2 года

    - В деятельности активно использует предметы-орудия: лопатки, совочки и т.д.

    - Умеет:

    1. Находить нужный цвет при выборе из нескольких предложенных

    2. Раскладывать однородные предметы по форме и величине

    3. Собирать пирамидку, матрешку (из трех колец), делать простейшие постройки.

    - Формировать обобщенное представление о предметах: создавать условия для познания предметов, группировать, соотносить по цвету, форме, величине и т.д.

    - Развивать умение различать четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий

    - Упражнять в овладении простейшими предметами, использовать их по назначению в повседневной жизни

    2 – 3 года

    - Активно изучает предметы, их внешние свойства и использует точно по назначению

    - Выделять признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза

    - Замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку, знает четыре основных цвета

    - Продолжать обогащать ребенка яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром предметов

    - Создавать условия для развития разнообразных действий с предметами в деятельности

    - Расширять представления о цвете (оранжевый, синий, черный, белый)

    1. Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста.

    Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Поэтому важным процессом в развитии познавательной сферы ребенка с 1 года до 3 лет остается развитие процесса восприятия.

    К концу 3 года жизни ребенок:

    - Различает по образцу геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Узнает знакомые предметы по форме. Группирует предметы по образцу, сравнивает, прикладывая или накладывая друг на друга;

    - Различает основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; узнает знакомые предметы по цвету, группирует их, сравнивает прикладыванием рядом;

    - Различает большие и маленькие предметы; группирует по образцу; сравнивает прикладыванием и наложением;

    - Практически осваивает близкое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действиях; различает далекие и близкие расстояния; различает направления: вверху, внизу, спереди, сзади;

    - Различает время суток (день, ночь); различает простые движения, может их повторить вслед за взрослым: поднять руки, помахать ими, присесть, наклонить голову;

    - Различает температуру (горячо, холодно); поверхность (колючий, пушистый); плотность (твердый, мягкий); вкус (кислый, сладкий); запах (приятный, неприятный); звуки (знакомых предметов и голоса животных);

    -  Узнает знакомые предметы по одному свойству или части, различает изображения отдельных предметов, образы героев и их действия и настроение в коротких стихах и рассказах, различает взаимодействия и настроения, выраженные во внешних действиях, различает движения, подражания, звуки.

    Не мало важен и процесс развития детской самостоятельности, нормативные показатели становления которой в период с 1 года до 3 лет следующие:

    - в 1 – 1,5 года – пьет из чашки, ест ложкой, начинает ходить, самостоятельно берет нужные игрушки, играет пирамидками, самостоятельно берет интересующие предметы.

    - в 1,5 – 2 года – умеет снимать с себя одежду, просится на горшок, переворачивает страницы (по 2-3 сразу), бросает мяч держит ложку уверено.

    - в 2 – 2,5 года – повторяет бытовые действия (подметание, открывание двери ключом, складывает игрушки в коробку, «звонит» по телефону), самостоятельно ест, может ездить на трехколесном велосипеде.

    - в 2,5 – 3 года – одевается и обувается самостоятельно, но без пуговиц и шнурков, держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет с родителями «в больницу», «магазин», «троллейбус».

    1. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста.

    1). Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. Разработана авторским коллективом: Т.И.Алиевой, Т.В.Антоновой, А.Г.Арушановой и др., под редакцией Л.А.Парамоновой. Цель программы: определить базисное содержание образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, сбалансированность всех его компонентов. Авторы отмечают, что данная программа является базисной и направлена на разностороннее и полноценное развитие детей от рождения до 7 лет, сохранение их психического и физического здоровья. Программа состоит из взаимосвязанных блоков: в первом содержатся характеристики психологических возрастов детей: младенчества, раннего возраста; второй блок посвящен содержанию обучения, воспитания и развития детей первой группы раннего возраста (первый год жизни), второй группы раннего возраста (второй год жизни) и первой группы младшего дошкольного возраста (третий год жизни), структурирован по четырем основным направлениям: здоровье и физическое развитие, социальное, познавательное, эстетическое; третий блок программы составляют интегральные показатели развития, отражающие основные достижения детей каждого психологического возраста.

    2). Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред.: М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Цель программы: всесторонне развивать психические и физические качества детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Ведущие цели программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой. Задачи программы предусматривают своевременную помощь каждому ребенку в формировании ведущих умений, характерных для конкретного возрастного периода жизни малыша и зоны его ближайшего развития. Решение обозначенных в программе целей и задач возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном учреждении.

    3). Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Авторский коллектив: В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. Научные редакторы: Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова, Л.М.Гурович. Цель программы: обеспечить целостное развитие личности ребенка в период дошкольного детства (интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное). Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру. Программа состоит из трех частей, ориентированных на развитие детей с 2 до 7 лет: младший возраст (третий и четвертый годы жизни), средний (пятый год жизни), старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни). Содержание программы разделено по четырем блокам: «Здоровый образ жизни», «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание».

    4). Программа «Кроха» (воспитание, обучение и развитие детей до 3 лет). Авторский коллектив: сотрудника факультета  дошкольного образования Нижегородского института развития образования под руководством Г.Г.Григорьевой. Научный редактор Г.Г.Григорьева. «Кроха» представляет собой целостную научно обоснованную программу и методику последовательного воспитания, обучения и развития детей от рождения до 3 лет. Это первое в России учебно-методическое пособие для родителей и педагогов ДОУ, опубликованное в 1996 г. Цели программы: помочь родителям осознать самоценность и особое значение раннего периода в жизни человека, убедить их в необходимости воспитывать ребенка с учетом знания общих закономерностей его развития и природной индивидуальности, оказывать помощь в понимании собственного ребенка, поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания. Авторы отмечают ориентировочный характер программы, необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности развития ребенка.  

    Подводя итог всему вышесказанному, важно помнить, что полноценное, разностороннее развитие ребенка данного возрастного периода зависит от успешного решения субъектами воспитания следующих задач:

    1. Укрепление здоровья ребенка, закаливание его, повышение работоспособности нервной системы.

    2. Развитие основных видов движения (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки).

    3. Обогащение связи малыша с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, перенос их в игровую, изобразительную, музыкальную и другую деятельность.

    4. Расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря.

    5. Разнообразие предметной деятельности малыша: знакомство с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, показ отбора и группировки предметов по свойствам; стимулирование и поддержка положительного эмоционального отклика на выполнение элементарных действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек). Воспитание интереса к трудовым действиям, поощрение желания выполнять их самостоятельно.

    6. Содействие развитию личности ребенка: создание условий для развития его самостоятельности в разных видах деятельности, самоуважения и чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении.

    7. Привитие навыков соблюдения опрятности и чистоты.

    8. Побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками.

    9. Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому (животным, растениям) и к миру вещей.

    Список рекомендуемой литературы для организации работы с детьми раннего возраста.

    1. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет.сада/К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.

    2. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов/Под ред. Т.И.Оверчук. – С-Пб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

    3. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.

    4. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б,, Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 152 с.

    5. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.

    6. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб.-метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г.Г.Григорьева и др. – М.: Просвещение, 2003. – 253 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста

    Особенности развития детей раннего возраста. Развитие познавательной сферы ребёнка раннего возраста. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста....

    Методические рекомендации по организации работы с детьми на экологической тропе.

    Важное место в системе накопления ребенком личного опыта,  правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного общения с природой, как для ребенка, так и для самой прир...

    Методическая разработка "Тестопластика в работе с детьми раннего возраста"

    Данный цикл игр способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде, а так же помогае...

    Методические рекомендации родителям по общению с детьми раннего возраста

    Методические рекомендации для родителей по общению с детьми....

    Методические рекомендации к организации игр с детьми раннего возраста

    Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малышей, обогащать их ...

    Методические рекомендации к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.

    Данные методические рекомендации адресованы педагогам дошкольных учреждений с целью обучения основам безопасного поведения на дорогах....