Программа дополнительного образования по опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Мастерская знаний»
рабочая программа по окружающему миру

Чевычелова Екатерина Владимировна

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Программа кружка  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_masterskaya_znaniy.docx72.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №3 «Журавленок»

Рассмотрено

Утверждено:

на Педагогическом Совете

Заведующий МБДОУ Ужурский детский сад №3 «Журавленок»

Протокол №

______________Давлетова Н.В.

от «   » ________     20___ г.

Приказ № _____

от  «    »____________  20___г.


                                                                                                                       

Программа дополнительного образования

по опытно – экспериментальной деятельности детей

дошкольного возраста

«Мастерская знаний»


Составитель программы:

Чевычелова Е.В., воспитатель.

2021 г.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………4

Направленность программы………………………………………………4

Новизна и отличительные особенности………………………………….4

Актуальность……………………………………………………………….4

Педагогическая целесообразность………………………………………...5

Цель программы……………………………………………………………5

Задачи программы (обучающие, развивающие, воспитательные)……...5

Возраст, количество обучающихся (оптимальное количество детей в группе) …………………………………………………………………………….6

Условия реализации………………………………………………….……6

2. Формы занятий (теоретические, игровые, практические и т.п.)…..6

3. Режим занятий …………………………………………………….….7

4. Ожидаемые результаты и способы определения результативности……………………………………………………………….7

5. Механизм оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающих………………………….….8

6. Оборудование детской лаборатории …………………...……………8

7. Этапы реализации проекта…………………………………………...9

8. Содержание работы по опытно – экспериментальной деятельности с учётом интеграции образовательных областей программы ……..……………………………………………………….………10

9. Перспективное планирование во второй младшей группе……...11

10. Перспективное планирование в средней группе….…….……...13

11. Перспективное планирование в старшей группе….…….……...16

12. Методическое обеспечение (помещение, техническое оснащение, специальное оборудование, пособия, дидактические материалы, список методических материалов, список литературы для обучающихся и родителей, список литературы для педагога).………………………………………..……..18

13. Список литературы………………………………………………….18

14. Приложение……………………………………...…………………...20


Пояснительная записка 

Программа составлена с учетом ФГОС.

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Программа кружка  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Новизна и отличительные особенности

Новизна программы состоит в том, что разработана и апробирована система экспериментально-исследовательской деятельности   как источник самостоятельного познания мира обучающимися.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих является включение исторического материала, интеграция естественных наук в рамках изучаемых разделов, организация разнообразных игр, наблюдений, использование ИТК, экологических инсценировок, экспериментальной, исследовательской и трудовой деятельности, а также организация познавательного развивающего общения обучающихся.

Актуальность

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, пытливость ума, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность.

Самый эффективный способ познания огромного мира — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

В современном обществе востребована творческая личность,  способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.  

Проблема

В реальной действительности  в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко.

Педагогическая целесообразность

Эффективным для овладения детьми исследовательской и экспериментальной деятельностью является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта.

О преимуществах данной технологии говорили многие выдающиеся педагоги и психологи: Джон Дьюи, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и многие другие.

Данная программа позволит дошкольникам самостоятельно приоткрыть дверь в мир естественных наук.

Цель: формирование и развитие познавательных интересов обучающихся через исследовательскую и экспериментальную деятельность, интеграция естественных наук.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с основами исследовательской и экспериментальной деятельности, этапами и методами организации экспериментов и наблюдений, характерными для естественных наук;

- сформировать навыки осуществления экспериментальной деятельности, использования оборудования и измерительных приборов;

- сформировать организационные умения и навыки: планировать свою деятельность и осуществлять на практике планируемые экспериментальные действия, осуществлять анализ полученных результатов, сопоставляя с первоначальными гипотезами;

- сформировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, физических явлениях;

- способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о воде, бумаге, воздухе, свете, песке и глине, магнитном поле.

Развивающие:

- развивать умения видеть проблему, искать и находить пути ее решения, вырабатывать гипотезы, классифицировать и систематизировать, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи и др.;

- развитие психических процессов: внимание, память, мышление (логическое, аналитическое, критическое), воображение;

- развивать речь, пополнение словарного запаса;

- развивать аккуратность, ответственность, последовательность;

Воспитательные:

- сформировать устойчивый интерес к естественным наукам, любознательность, познавательную открытость;

- сформировать уважительное отношение к достижениям человечества в области науки и техники;

- воспитание общепринятых норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа разработана для детей дошкольного возраста 3-6 лет

Количество обучающихся в группе не более 10 человек.

Условия реализации

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования,  наглядной агитации, консультаций.

Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.

Срок реализации программы

Данная Программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы занятий

Занятие осуществляется в познавательной и продуктивной формах.

К познавательной форме относятся фронтальные занятия, наблюдения, рассматривание альбомов и фотографий, тематические и ситуативные беседы.

К продуктивной форме относятся совместная деятельность педагога с ребенком, самостоятельная деятельность детей (групповая, парная), трудовая деятельность, опыты, игры эксперименты, развлечения.

На занятиях применяются исследовательские методы обучения:

- репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный и создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений;

- продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю для каждого возраста, 4 раза в месяц.

Продолжительность занятия: от 10 до 30 мин (в зависимости от возраста)

Предполагаемый результат:

1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

2. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно

выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в  соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 

3. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;

4. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Перспективы:

1. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями с учётом интеграции образовательных областей программы;

2. Планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий

уровень развития с учетом рекомендаций узких специалистов;

3. Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой

активности (по рекомендациям учителя – логопеда);

4. Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;

5.  Пополнять предметно – развивающую среду.

Способы определения результативности

Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов устанавливается на основании систематического контроля и сбора информации:

- педагогическое наблюдение

- беседа

- тестирование

- рассказы детей

- «Книга опытов и экспериментов» (книга, созданная в течение учебного года с фотографиями, описаниями опытов, высказываниями детей)

- журнал промежуточных результатов освоения детьми программы по дополнительному образованию

Контроль обучения реализуется в различных формах:

- Текущий контроль;

- Тематический контроль;

- Итоговый контроль.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии с целью установления качества и эффективности выбранных форм занятий, методов обучения и способов деятельности обучающих, а также с целью проверки усвоения обучающимися содержания программы. Текущий контроль осуществляется с помощью педагогического наблюдения, игр, бесед, индивидуальных и групповых заданий различных типов.

Тематический контроль осуществляется по окончании изучения определенного раздела программы с целью установления степени усвоения обучающимися содержания программы и планирования педагогической деятельности на следующих этапах обучения, определения необходимости коррекции знаний и умений детей, повторения уже изученного материала. Тематический контроль организуется в форме образовательных игр, использующих и расширяющих основные понятия, факты, термины и определения раздела с включением задач экспериментального характера. При проведении тематического раздела при необходимости используются тестовые задания, задания проблемного и эвристического характера.

Итоговый контроль осуществляется на этапе завершения обучения по данной программе и включает в себя понятия, факты, термины и определения по всему содержанию программы. Обязательной частью итогового контроля является представление обучающимися выполненных индивидуально или в небольших группах самостоятельно разработанных экспериментов, небольших исследований.

Механизм оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающихся

Проверка знаний, умений и навыков обучаемых происходит 2 раза в год (сентябрь/май). Полученные данные заносятся в «Журнал промежуточных результатов освоения детьми программы по дополнительному образованию».

Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал:  камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
  • прочие материалы:  зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные  стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Этапы реализации проекта

Этап

Формы работы

Содержание деятельности

1.Организационно – диагностический

1. Анализ научной и методической    литературы.

2.Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.

3.Организация предметно – развивающей среды. 

1. Определение актуальности, проблемы, цели. 

2. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга.

3. Создание условий для детского экспериментирования.

 

2.Формирующий

1.Реализация перспективного плана работы с  детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

      

1.Организация предметно – развивающей среды  (мини-лаборатория «Почемучки»)

2.Работа с детьми:образовательные ситуации, опыты, эксперименты,

экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и  в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видеопрезентаций.    

3. Работа с родителями: 

Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные бюллетени, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.

 

3.Заключительный

1.Мониторинг на конец учебного года

2.Сравнительный анализ результатов

3.Перспективы

1. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года

 


Содержание работы по опытно – экспериментальной деятельности

с учётом интеграции образовательных областей программы.

Познавательное развитие

Развитие сенсорной культуры. Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.

Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.

Формировать целостную картину мира и расширять кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.

Социально-коммуникативное развитие

Развитие игровой деятельности. В игре ребенок развивается, познает мир, общается. 

Развивать  познавательно-исследовательскую  деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, способствовать  освоению детьми соответствующего словаря (формулирование цели, обсуждение хода опыта, выводов)

Художественно-эстетическое развитие        

Расширять  представления о предметах и объектах средствами  художественной литературы.

Расширять кругозор в части изобразительного искусства, фиксация результатов опытов и экспериментов.

Физическое развитие        

Расширять кругозор детей в части представлений о здоровом образе жизни.

Формировать целостную картину мира и расширять кругозор в части представлений о труде взрослых ; выполнение трудовых действий.        

Речевое развитие        

Развитие речи как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.


Перспективное планирование во второй младшей группе

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

СЕНТЯБРЬ

«Есть ли у воды вкус?»

Цель: выявить свойства воды – не имеет запаха и вкуса, развивать любознательность.

«Какого цвета вода?»

Цель: использовать игровую ситуацию для ознакомления детей с такими свойствами воды, как прозрачность, возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).

«Овощи, фрукты»

Цель: учить детей различать овощи, фрукты, называть их, характеризовать на вкус

«Сухой и мокрый песок»

Цель: выявлять свойства сухого и мокрого песка (показать детям, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить).

ОКТЯБРЬ

«Какие предметы держатся на воде?»

Цель: Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы на воде держатся, другие - тонут.

«Камни»

Цель: предложить детям рассмотреть камни, через лупу; формировать представления о некоторых свойствах камней (твёрдость, прочность).  

«Солнечный зайчик»

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем; развивать любознательность.

«Что в коробке?»

Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

НОЯБРЬ

«Легкий – тяжелый»

Цель: объяснить детям, что предметы бывают легкие и тяжелые; учить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

«Волшебная кисточка»

Цель:  продолжать знакомить детей с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

«Как вода гулять отправилась»

Цель: дать детям представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

«Рыбалка»

Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок; развивать познавательный интерес.

ДЕКАБРЬ

«Тонет – не тонет»

Цель: продолжать  знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта, рассказывать о происходящем.  

«Лёд и снег»

Цель: предложить детям сравнить свойства льда и снега; рассказать о том, что лед и снег образованы из воды.

«Тает льдинка»

Цель: познакомить детей со свойством замерзания  воды   на морозе и таяния в тепле.

«Свойства снега»

Цель: организовать экспериментирование со снегом ; выявит свойства снега (снег тает, может быть липким, рыхлым).

ЯНВАРЬ

«Свойства снега»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, предложить определить, какой снег сегодня, научить лепить из снега шары, складывать из них различные фигуры.

«Изготовление цветных льдинок»

Цель:  продолжать знакомить детей с тем, что в воде  растворяется краска.

что вода замерзает на морозе.

«Экспериментирование со снегом»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, выявлять их при помощи несложных действий ( в мороз снег не лепится, скрипит под ногами , становится «пушистым»).

ФЕВРАЛЬ

«Экспериментирование с песком»  

Цель: формировать у детей представления об объектах природы и природных материалах, свойствах песка; активизировать словарный запас детей.

«Экспериментирование со снегом»

Цель: познакомит детей с таким свойством снега, как лёгкость (предложить детям сдуть снег с веточек, со скамейки, с варежки). Развивать любознательность, интерес явлениям и объектам природы.

«Солнце в феврале»

Цель: предложить детям потрогать стену дома на солнечной и на северной стороне, определить, где она теплее. Подвести детей к выводу о том, что солнце греет всё сильнее, приближается весна.

«Музыка или шум?»

Цель: учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

МАРТ

«Бумага, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит.)

«Куда бегут ручейки?»

Цель: предложить детям пустить кораблики, щепки, определить направление движения  воды по движению предметов. Пояснить детям, что талая вода собирается в углублениях и движется под уклон – образуются ручейки.

«Куда делась лужица?»

Цель: показать детям, как губка впитывает воду, предложить рассказать, что произошло, куда исчезла лужица. Активизировать детское любопытство, вызвать желание экспериментировать.

«Что звучит?»

Цель: научить определять по издаваемому звуку предмет. Развивать любознательность, интерес явлениям и объектам природы.

АПРЕЛЬ

«Температура предметов на солнце и в тени»

Цель: учить детей сравнивать температуру предметов в тени и на ярком солнце, дотрагиваясь до них ладоням, устанавливать взаимосвязь между температурой предметов и их расположением.

«Свойства воды»

Цель: расширять представления детей о свойствах воды, в ходе демонстрационных опытов и самостоятельного экспериментирования подвести детей к выявлению такого свойства воды, как способность принимать форму сосуда, в котором она находится.

«Уголь и мел»

Цель: продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать детям, что уголь и мел – твёрдые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела легко отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый след, уголь – чёрный.

«Нагревание воды»

Цель: предложить детям потрогать воду, налитую в две одинаковые небольшие ёмкости, одну ёмкость оставить в тени, другую вынести на солнечное место. В конце прогулки предложить снова определить температуру воды, подвести детей к выводу: солнце нагрело воду.  

МАЙ

«Древесина, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердая, гладкая, шершавая); степень прочности; толщина и свойства (горит, не бьется, не тонет в воде).

«Ткань, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

«Свойства песка»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка, помочь сделать вывод о том, что песок легко впитывает воду. Развивать познавательный интерес детей, учить делать элементарные выводы.

«Свойства глины»

Цель: на основе сенсорного опыта формировать у детей представления о свойствах глины, учиться выявлять и называть свойства сырой глины (мягкая, пластичная, вязкая, липкая, хорошо мнётся, под воздействием усилий рук легко меняет форму).

Перспективное планирование в средней группе

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

СЕНТЯБРЬ

«Путешествие с капелькой»

Цель: создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

«Вода прозрачная, но может менять цвет»

Цель: определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

«Значение воды в жизни растений»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Игра « Водяной у нас в гостях»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение в процессе проведения игры

ОКТЯБРЬ

«Ветер, ветер ветерок»

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

«Поиски воздуха»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

«Летающие семена»

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

«Песочная страна»

Цель: выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

НОЯБРЬ

«В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича»

Цель: уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

«Плавающие и тонущие предметы»

Цель: дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку, тонет, плавает .

«Плавающее перо»

Цель: расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

«Мех. Зачем зайчику другая шуба»

Цель: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

ДЕКАБРЬ

«Песок, глина»

Цель: учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

«Волшебная рукавичка»

Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

«Метал»

Цель: узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

«Действие магнита на предмет»

Цель: расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

ЯНВАРЬ

«Как снег становиться водой»

Цель: показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

«Льдинка и снежинка»

Цель:  формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

«Вода, лед, снег»

Цель: продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

ФЕВРАЛЬ

«Волшебная кисточка»  

Цель: получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

«С водой и без воды»

Цель: помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений   (вода, свет, тепло)

«Путешествие в мир стеклянных вещей»

Цель: познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

«Как достают скрепку из воды»

Цель: помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

МАРТ

«Почему растаяла Снегурочка»

Цель: расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные   причинно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед.

«Освобождение бусинок из ледяного плена»

Цель: создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

«Теплая капелька»

Цель: познакомить со способом получения теплой воды ,развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой ..

«Стекло, его качества и свойства»

Цель: узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость)

АПРЕЛЬ

«Чудеса растений»

Цель: дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений ( черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

«Нужен ли корешкам воздух»

Цель: помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

«Почва( песок, глина камни)»

Цель: расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

«Солнечные зайчики»

Цель: формировать представления о свойствах солнечных лучей

МАЙ

«Зачем растения вертятся»

Цель: показать детям, что для роста растениям необходим свет.

«Растениям – теплую водичку»

Цель: дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

«Передача солнечного зайчика»

Цель: показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

«В мире пластмассы»

Цель: знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

Перспективное планирование в старшей группе

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

СЕНТЯБРЬ

«Откуда берется песок»

Цель: научить детей определять физические свойства песка.

«Состав глины и песка»

Цель: определять состав песка, глины.

«Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Цель: научить детей определять физические свойства песка.

«Песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо»

Цель: определить сыпучесть песка и глины.

ОКТЯБРЬ

«Какие бывают камни»

Цель: сформировать представление о разнообразности вида камней, свойства камня, учить классифицировать по различным признакам.

«Обследование камней: размер, цвет, вес»

Цель: рассказать детям о камнях, учить определять их свойства.

«Твердый камень»

Цель: сформировать представление о твердости камня.

«Рисующие камни»

Цель: сформировать представление о свойствах камня.

НОЯБРЬ

«Как работает воздух»

Цель: помочь детям увидеть, как  воздух может поддерживать предметы

«Воздух легче воды»

Цель: доказать, что воздух легче воды

«Движение воздуха»

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха – движением воздуха.

«Воздух в человеке»

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.

ДЕКАБРЬ

«Вода не имеет вкуса»,  «У воды нет запаха»

Цель: уточнить представления детей о свойствах воды

«Делаем льдинки»

Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде.

«Можно ли пить талую воду»

Цель: показать, что даже самый, казалось бы,  чистый снег грязнее водопроводной воды.

«Способность воды отражать предметы»

Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.

ЯНВАРЬ

«Выявление свойств металлов»

Цель: познакомить детей со свойством металлических предметов намагничиваться.

«Взаимодействие двух магнитов»

Цель:  выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

«Магнитное поле вокруг магнитов»

Цель: познакомить детей с наличием вокруг магнита магнитного поля.

ФЕВРАЛЬ

«Из чего состоит почва?»

Цель: определить состав почвы.

«В почве есть воздух»

Цель: показать, что в почве есть воздух.

«Нужен ли корням растения воздух?»

Цель: показать, что растениям для роста необходима рыхлая почва.

«Загрязнение почвы»

Цель: показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

МАРТ

«Соль»

Цель: познакомить детей со свойствами соли.

«Театр теней»

Цель: познакомить детей со свойством солнечного света – тенью.

«Эффект радуги»

Цель: расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.

«Какие предметы быстрее нагреваются?»

Цель: показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

АПРЕЛЬ

«Цветы лотоса»

Цель: познакомить со свойством бумаги – становиться тяжелее при намокании.

«Какая бумага сильнее?»

Цель: формировать представления о бумаге и её свойствах

«Можно ли склеить бумагу водой?»

Цель: познакомить детей со склеивающим эффектом бумаги.

«Веселая полоска»

Цель: познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха: развивать любознательность.

МАЙ

«Из чего состоит ткань?»

Цель: объяснить детям, что ткань состоит из ниточек.

«Меняем цвет ткани»

Цель: показать детям, что ткань можно красить.

«Необычное рисование»

Цель: познакомить детей с природными красителями.

«Солнечные зайчики»

Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков.

Методическое обеспечение

1. Болушевский С., Яковлева М. 100 научных опыторв для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче / ООО «Издательство «Эксмо», 2015;

2. Вайткене Л.Д., Филиппова М.Д. Опыты и эксперименты / Москва : Издательство АСТ, 2017;

3. Зубкова Н.: Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет// Речь, 2013;

4. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997;

5. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2;

6. Рыжова Н.А.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2;

7. Султанова М.Н Простые опыты с природным материалом/ Хатбер-пресс, 2016;

8. Султанова М.Н. Простые опыты с бумагой/ Хатбер-пресс, 2016;

9. Султанова М.Н. Простые опыты с водой/ Хатбер-пресс, 2016;

10. Султанова М.Н. Простые опыты с воздухом/ Хатбер-пресс, 2016;

11. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика, 2001. — № 1;

12. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, Азбука воспитания, 2017;

13. Картотека опытов для детей дошкольного возраста;

14. Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005;

2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004;

3. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование/ Е. В. Марудова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016;

4. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990;

5. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА.Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001;

6. Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2015.


Приложение

«Сухой и мокрый песок»

Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка.

Оборудование: формочки, совочки, лейка с водой.

Ход занятия – эксперимента

Организационный момент:

Детей встречает Каркуша и сообщает о том, что он сегодня пригласил гостей, а чем их угощать не знает.

Воспитатель: Вы хотите помочь Каркуша приготовить угощенье?

Предполагаемые ответы детей: ДА!

Воспитатель: А из чего мы можем сделать угощенье?

Предполагаемые ответы детей: из песка.

Выполнение 1 части эксперимента:

Дети делают куличики из сухого песка.

Воспитатель: У вас получились куличики из песка?

Предполагаемые ответы детей: НЕТ!

Воспитатель: А почему?

Предполагаемые ответы детей: Потому что песок сухой.

Воспитатель: Делает вывод из ответов детей – Из сухого песка не лепится песок. Песок рассыпается.

Воспитатель обращается к детям – Что делает песок? – а в это время сыпет песок с руки в песочницу.

Предполагаемые ответы детей: песок сыпется, просыпается, высыпается.

Каркуша: А что надо сделать, чтобы получились куличики из песка?

Предполагаемые ответы детей: полить песок.

Выполнение 2 части эксперимента:

Воспитатель поливает песок из лейки, а дети наблюдают за действиями воспитателя.

Каркуша: ОЙ, а куда вода делась?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Вода впиталась в песок. А песочек стал мокрый. Воспитатель обращает внимание на цвет песка (мокрый песок стал тёмный, а сухой песочек светлый.)

Давайте попробуем слепить куличи из мокрого песка.

Дети лепят куличи из мокрого песка.

Воспитатель читает стих:

Вот ведерко, вот совок.

Я иду играть в песок.

Напеку я без пеней

Пирогов и куличей.

А из камешков — печенье.

Вот какое угощенье!

Это все не для ребят,

Это куклы все съедят.

Воспитатель с Каркушей: Получились куличики?

Предполагаемые ответы детей: ДА!

Воспитатель подводит итог эксперимента: Из мокрого песка хорошо лепить куличи, а из сухого не лепится потому, что песок рассыпается.

Каркуша: Ой, спасибо ребята, что помогли приготовить мне и моим гостям угощение. Побегу их встречать. До свидания!


«Водяной у нас в гостях»

Цель: формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса к играм-экспериментам с водой.

Задачи:

Расширять представления у детей дошкольного возраста о свойствах предметов через игры с водой;

Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе
экспериментальной деятельности;

Развивать ориентировку в пространстве через игровую деятельность.

Пространственная среда: игровая площадка детского сада

Предметно-пространственная среда: Одноразовые стаканчики, трубочки,
мыло, терка, поднос, 2 тазика с водой, 2 ведра со схемами, предметы
(пенопласт, ключ, лист бумаги, ластик, пластмассовый кубик, камень)
картотека загадок.

Среда взаимодействия:

- отношение к сверстникам и взрослым: общение со взрослым и сверстниками под руководством взрослого;

Ход развлечения:

Дети и воспитатель гуляют на игровой площадке.

Приходит Водяной

Водяной: Здравствуйте, мои друзья! А узнали вы меня? (ответы детей)

Я Водяной, я Водяной,

Поговорил бы кто со мной,

А то мои подружки,

Пиявки да лягушки.

Фу, какая гадость.

Ребята, у вас наверно в детском саду так весело, я услышал ваш смех и
увидел, как вы играете. А можно и мне с вами поиграть? (ответы детей)

Водяной: Ребята как у вас здесь здорово. А вы знаете, где я живу?(ответы
детей). Молодцы, правильно, я живу в болоте

Воспитатель предлагает детям рассказать Водяному какие водоемы они еще знают (река, море, океан, ручеек, лужа и т.д.).Воспитатель предлагает Водяному и детям в подвижную игру «Ручейки, озера, капельки»

Подвижная игра «Ручейки, озера, капельки»

По команде «ручейки» дети встают друг за другом и бегут друг за другом, изображая ручей. По команде «озера» образуют круг и двигаются шагом по кругу.

По команде капельки разбегаются врассыпную.

Водяной: Как здорово мы с вами поиграли. Я очень люблю воду и все, что с
ней связано. А вы любите? (ответы детей)

- Что люди делают с водой? (готовят обед, пьют, купаются, стирают,
моют, поливают)

- Кто без воды не может жить? (люди, растения, животные, птицы)

- Зачем нужна вода растениям и животным? (чтобы жить и расти)

- Есть ли вода на небе? Где? (есть: в тучах, облаках, в снежинках, туманах)

Водяной: А вы любите играть с водой? (ответы детей). Я тоже люблю
играть с водой, поиграем вместе.

Водяной предлагает игру «Веселые пузырьки» (водный оркестр)
Воспитатель раздает детям и водяному стаканчики наполненные водой и, по трубочке. Предлагает детям по команде дуть в трубочку, издавая как можно громче звук пузырьками. По команде «Девочки» дуют девочки, по команде «Мальчики» - мальчики, а потом все вместе.

Воспитатель: А теперь мои ребятки, загадки

Загадывает загадки Водяному и детям

Постираем мы сейчас

Нужно мыло, нужен…(таз)

Ускользает как живое, но не выпущу его я,

Белой пеной пенится, мыть, стирать не ленится (мыло).

Воспитатель: Молодцы, мои ребятки отгадали все загадки.
Воспитатель обращает внимание на заранее приготовленный стол, на котором стоят два тазика с водой, мыло и терка. Дети, а кто из вас знает, как сделать самую большую пену (ответы детей). Воспитатель предлагает натереть мыло на терке и добавить в воду.

Проводится игра между мальчиками и девочками «У кого пена больше».

Игра «У кого пена больше»

Для проведения этой игры надо потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохнуть воздух, а теперь подуть на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот. Потом опустить конец трубочки в тазик с водой и дуть в мыльную воду. Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

Водяной: Как здорово, как много вы надули пены! Молодцы! Ребята, а вы
сможете мне помочь, у себя в болоте я нашел много разных предметов.
Только одни из них тонут, а другие нет. А вы знаете почему? (ответы детей).

Водяной предлагает игру «Отгадай-ка».

Игра «Отгадай-ка»

Приготовить два ведра со схематичным изображением «тонет - не тонет»,
различные предметы. Дети должны распределить предметы по соответствующим ведеркам.

Водяной: Спасибо вам ребята у вас было весело и интересно, но мне пора снова к себе в болото. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"

Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»

Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»  руководи...

Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"

Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...

Рабочая программа дополнительного образования по опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Я умею!»

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...