Конспект-сценарий познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Царица-водица»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Плетнева Елена Анатольевна

Конспект-сценарий познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

«Царица-водица»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_tsaritsa_otkrytoe_mooooyoyoyoyo_attestatsiya.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего  вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей.

                                                 ( МДОАУ д/с «Улыбка» )

Конспект-сценарий познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

«Царица-водица»

                                                                               Подготовил  воспитатель

                                                                            Подготовительной «Б»

                                                                                       группы: Плетнева Е.А.

г.Пыть-Ях, 2018г.

Тема: «Царица-водица»

                     
Цель: совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.


Программное содержание:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Развивать речь, мышление, любознательность;
Воспитывать экологическую культуру;
Развивать умение делать выводы, умозаключения;

Воспитывать аккуратность при работе.

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие»

«речевое развитие» «социально – коммуникативное развитие» «художественно – эстетическое развитие» «физическое развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, физическая

Форма деятельности: познавательно – исследовательская деятельность

 Формы проведения; совместная деятельность взрослого и детей

Материал и оборудование : прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар,  лимон, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, масло мяты, салфетки, аудиозапись «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой, плакат с полянкой, шаблоны капелек, клей, ножницы, салфетки простой карандаш.

Предварительная работа чтение художественной литературы, физкультминутки, игры.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: вещество, колба, воронка, емкость.

Методы и приемы:
Организационный момент, проблемная ситуация, сюрпризные моменты;
Художественное слово;
Уточнения, опросы, игровые приемы;
Алгоритмы для составления модели этапов деятельности;
Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Ход познавательно – исследовательской деятельности

Приветствие:

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"

Солнцу: "Привет!"

Гостям всем: "Привет!"


I часть: Вводная
Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:   

Без нее нам не прожить.    (Н. Рыжова)
 

Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей).

Стихи детей о воде :

Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.

Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Средь высоких гор и скал
Ручеек живой бежал.
Очень радостно журчал,
Жизнью горы наполнял.

С каждым днем он среди скал
Путь длиннее пробивал.
И однажды прямо к речке
Быстрой, шумной он попал.

Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.

 Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.


 II часть: Опыты

1. Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик.

 Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).

А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку.

Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная.

И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.

2. Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком.

Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден.

Значит вода прозрачная жидкость.

Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску.

 Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку.

 Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.


3. Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение.

Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – лимон.

 После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус.

Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет.

А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.


В воде растворяются  не все вещества. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

Запах. Затем предложить размешать мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Физкультминутка:
«К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой(шагаем на месте)
И отправились домой.

  Мы с вами немножко отдохнули.

Ребята сейчас мы с вами покажем фокусы:

Фокусы с водой :

А сейчас я вам покажу фокусы:
1. В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)
2. Звенящая вода. От количества воды в емкости меняется звук.

У нас в группе сегодня работают 3 центра:

1. Познавательно - исследовательский  - Фильтрование воды.  (Мы с вами ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать).

2. Речевой – Здесь мы будем собирать картинки, которые относятся к воде и составим рассказ(описание). Ребята  у вас на столе лежат различные картинки, вам нужно выбрать картинки которые относятся к нашей теме т.е. ВОДА, и составить к ним предложения. (Лед -это замершая вода, пар – это вода , при закипании вода превращается в пар, вода в тазу – вода в тазу нам нужна для того чтобы помыть игрушки, умыться, море – это вода, но она соленая и для употребления нам не подходит, но в ней живут различные рыбки, и т.д.)

3. Художественно – эстетический. Аппликация. (коллективная работа) Здесь ребята будут вырезать капельки.  (Ребята скажите для чего нужна вода? Правильно чтобы пить, поливать, готовить кушать, умываться, купаться и т. д. без воды мы и растения жить не можем. Сейчас мы с вами вырежем капельки воды разные по размеру и наклеим на нашу полянку.)

   Выводы: При помощи алгоритмов воспроизводим информацию о последовательности опытных процессов в исследовании формы, свойств и видов воды.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Долгосрочный исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Царица – водица»

 Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17   Начало формыКонец формыДолгосрочный исследовательский проект для детей старш...

Самоанализ познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Царица-водица»

Самоанализ познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста«Царица-водица»...

Групповой проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Польза и вред вкусных конфет"

Трудно встретить человека, который совершенно не любит сладости, а еще труднее найти того, кто совершенно не любит конфеты. Разноцветные леденцы, шоколадные батончики, воздушное птичье молоко или неве...

Конспект занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "Царица - водица"

Конспект занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "Царица - водица"Цель занятия:1. Уточнить и расширить знания о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и всего ж...