Технологическая карта НОД.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кускулакова Ольга Сергеевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Лесная ситуация» для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod.docx48.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию «Лесная ситуация»

Воспитатель: Кускулакова Ольга Сергеевна (первая квалификационная категория)

Возрастная категория детей: старшая группа 5-6 лет

Образовательные области: познавательное развитие

Интеграция  образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие

Вид занятия: занятие-открытие (решение проблемной ситуации)

Формы образовательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Цель:

Формирование навыков исследовательского поведения дошкольников при освоении правила существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка»

Задачи

 

Образовательные: 

  • создать условия для понимания детьми взаимосвязи существования животного и растительного мира;
  • способствовать освоению способа составления модели «Пищевая цепочка»;
  • побуждать детей к анализу и синтезу возможных ситуаций экологических проблем леса .

Воспитательные:

  • воспитывать чувства гордости за выполненное дело и помощь взрослым;
  • воспитывать положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

Развивающие:

Способствовать развитию:

  • наглядно-образного мышления;
  • зрительного внимания;
  • умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • мыслительных операций: синтез, анализ.
  • умений: составлять модель 3 - х составляющих; читать схему; использовать речь для  выражения своих суждений.

Планируемый результат: 

  • Ключевые компетентности Познавательные

 знание нормы жизни представителей экологической системы «Лес» через называние и применения правила существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка»;

 знание название своего города, некоторых сведений о природных и географических особенностях своей Малой Родины;

 умение по примеру анализировать эко проблему, делать вывод;

 умение пользоваться при помощи взрослых источниками информации Умение строить модель питания животных (пищевая цепь) и воспроизводить знания.

  • Интегративные качества - формирование предпосылок к:
  • коммуникативным УУД:

 умеет слушать и понимать других;

 способен к построению речевого высказывания в ситуации общения;

 использует речь для выражения своих мыслей.

  • регулятивным УУД:

 умеет анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать по аналогии, классифицировать;

 обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

 умеет извлекать необходимую информацию из рисунков, схем, текстов;

 умеет выполнять пробное учебное действие;

 умеет подводить свою деятельность под понятие.

  • познавательным УУД: 

умеет выявлять сущность, особенности объектов животного мира

 умеет на основе анализа объектов делать выводы, с помощью взрослого находить новые знания, находить ответы на вопросы.

 умеет ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что приобретено новое знание, с помощью, которого можно объяснить похожие ситуации

 проявляет активность в разных видах познавательной деятельности: рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку

  • Социально – личностные

ориентация в системе норм жизни представителей животного мира и отношений к ней человека;

 потребность в самовыражении через слово;

 умение использовать критерии для обоснования своего суждения;

 умение обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;

 активно взаимодействует с сверстниками и взрослыми.

Подготовительная работа: проведение тематической недели «Дикие животные средней полосы России»

Оборудование: компьютер, проектор, фрагмент видео фильма, презентация

Демонстрационный материал: презентация для занятия видео «Лесная рапсодия»

Раздаточный материал: макеты размещения животных по типу питания, напечатанные на бумаге – 4 шт, карточки с изображением животных леса, карточки с изображением растительности, стрелки

Содержание НОД: 

 Содержание ООП ДОУ включает знания об особенностях питания животных, разделении животных по типу питания. Данная тема является ключевой для освоения детьми знаний о животном и растительном мире в старшей группе ДОУ, так как в указанном возрасте уже идёт ознакомление детей с экосистемами. Процесс осознания всех зависимостей животного и растительного мира начинается именно с правила существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка». С вышеуказанным правилом педагоги ДОУ традиционно знакомят детей в старшем дошкольном возрасте. Закрепление правила «Пищевая цепочка» отрабатывается с дошкольниками в дидактических играх.

Развитие представлений о природных сообществах растений и животных, их обитателях, установление причин их совместного существования, в условиях действия новой парадигмы Образования, можно осуществить за счёт построения занятия соответственно технологии «Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Через использование научно обоснованной теории правил деятельностного метода, педагогических приёмов, способов организации взаимодействия с детьми максимально обеспечивается достижение поставленной цели. Основная отличительная особенность технологии «Ситуация» деятельностного метода заключается не в получении воспитанниками готового знания и его использовании, а в открытии детьми нового знания на основании возникшего у них затруднения в ситуации. Формирование первичного опыта успешного преодоления затруднения, позволяет изменять на занятии роли, как детей, так и педагогов. В процессе решения экологической проблемы дети учатся самостоятельно «открывать» новые знания, тренировать свои умения и высказывать своё мнение. А педагог в свою очередь не даёт правило в готовом виде, а организуют процесс детских открытий, моделируют ситуацию, создаёт условия, помогает детям. Такая позиция участников образовательного процесса относится к деятельностному типу образования.

Мотивационная составляющая этого занятия ставит детей в позицию опытных коллег, что способствует разрешению экологической проблемы, а новое знание, полученное детьми практическим путём, делает его опытом.

Организационная структура занятия

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Методы обучения/

технологии обучения/формы организации деятельности воспитанников

Планируемые результаты

Познавательные

Интегративные качества

1 этап

Введение в ситуацию Создание условий для возникновения у детей мотивации включения в деятельность поискового характера.

Формирование и фиксирование детской цели – отправиться на помощь ученому-зоологу

Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг.

-Ребята, скажите, как называется город, в котором мы живем?

-Правильно. Посмотрите, пожалуйста, это карта нашей Новосибирской области. Какие на карте присутствуют цвета?

-Какого цвета больше?

-Как вы думаете, что обозначает на карте зеленый цвет?

-Правильно, это леса, луга.

Ребята, как вы думаете, природе нужно столько лесов и лугов?

- Почему

- Правильно, ребята, молодцы. Вы знаете, к нам в детский сад, в нашу группу пришло письмо. Прочтем его?

Читает письмо:

-«Ребята, я ученый – зоолог Всезнайкин. Ко мне поступает очень много писем от жителей деревень, которые расположены рядом с лесом. Они жалуются на то, что зайцы нападают на растения деревни, в том числе на плодовые деревья садов. Ребята, я предлагаю вам приехать ко мне на передвижную научную станцию и помочь мне разобраться с этой проблемой».

-Ребята, как Вы считаете сможете ли помочь ученому Всезнайкину?

- Для этого нам нужно отправиться в путь…. Готовы? Тогда вперед, на самолет. Самолёт

Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт, Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолёт.

Встают в круг перед педагогом

-Наш город называется Новосибирск

-Больше зеленого цвета.

- Зеленый цвет обозначает леса, луга, поля.

-Да, нужно.

-Леса – это дом для животных…

-Да

-Да

-Да

Методы: информационно – рецептивный, репродуктивный

Технология «Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон

Формы организации деятельности воспитанников:

1) включение детей в игровую ситуацию;

2) обращение к личному жизненному опыту, который подходит по содержанию к детской цели всего занятия

Знание названия своего города, некоторых сведений о природных и географических особенностях своей Малой Родины

Знание места проживания диких животных, как нормы их жизни - лес

Формируем интегративные качества: Обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Владеет устной речью. Способен к построению речевого высказывания в ситуации общения

Проявляет инициативу, уверенность в своих силах

Актуализация знаний и умений.

Актуализация мыслительных процессов

Всё, мы приехали. Это передвижная научная станция.

Педагог переодевается в ученого-зоолога

- Здравствуйте, ребята.  я - ученый-зоолог Всезнайкин. Спасибо, что согласились помочь мне. В этом лесу происходят непонятные события.

От этого страдают животные. (Показ фото через проектор экологических проблем животных леса).

Подойдите, пожалуйста, к столу.

- Здесь лежат изображения животных этого леса. Я знаю, что вы много знаете.

Помогите распределить

этих животных по типу питания на группы и соответственно этого разместить их на макетах.

На зеленое поле вы поместите травоядных животных, на красное - хищников, на синее - всеядных животных (в перечне изображений животных нет заведомо не предлагается изображение хищников) Работать предлагаю в парах. Выберете себе пару, для того, чтобы вам было удобно и комфортно работать.

Приступайте!

- Вы заметили что-нибудь необычное?

Как вы думаете, ребята, что это означает?

- Правильно. С моими коллегами-зоологами мы так же имели предположение, что в этом лесу нет хищников. Нам предстоит вместе с Вами разобраться в этом вопросе.

- Скажите, к каким источникам информации необходимо обратиться для того, что бы справиться с этой проблемой?

Какой источник нам поможет в этом случае?

-Правильно. Для того, что бы разобраться в этом вопросе нужна научная информация, я её нашел в интернете (информация считывается воспитателем со слайда)

- В природе существуют последовательные связи, возникающие в экосистеме между хищниками их жертвами. - Ребята перед вами находятся карточки с изображением составляющих пищевой цепочки.

Скажите, что изображено на них?

- Какие именно животные, если делить их по типу питания?

- Правильно.

Эту пищевую цепочку вам предстоит выстроить.

Встают перед педагогом. Станция

условна.

Смотрят фото с помощью ЭОР

Подходят к столу

Распределяются по парам и выполняют задание

Самостоятельная работа детей

-Да

- На красном поле нет животных, а на зеленом много зайцев.

Дети делают вывод

-Это означает, что в этом лесу нет хищников.

- Посмотреть в книге, интернете, спросить у взрослых, подумать и найти решение самостоятельно.

Взрослый человек, интернет.

-Трава, животные

Травоядные и хищники

Каждый ребенок пробует составить пищевую цепочку.

Методы:

Информационно – рецептивный проблемного изложения материала, репродуктивный

Технология «Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон

Формы организации деятельности воспитанников:

организация

дидактической игры в парах., в которой актуализируются ранее способы действий и знаний, достаточных для построения в следующем этапе нового знания, метод

Умение анализировать экологическую проблему

Умение делать вывод

Умение обращаться к источникам информации,

пользоваться найденной информацией

Формируем интегративные качества: Обладает

начальными знаниями и представлениями Способен договариваться Может выражать свои мысли Уверен в своих силах Учитывает интересы и чувства других Активно взаимодействует с сверстниками и взрослыми Различает условную и реальную ситуацию Владеет устной речью Способен выбирать себе участников по совместной деятельности

3 этап

Затруднение в игровой ситуации

Формирование опыта фиксации затруднения в деятельности и выявление причины.

-Ребята, у вас получилось составить пищевую цепочку?

- Как вы думаете, почему?

-

-Что вы делаете, когда испытываете затруднение?

Правильно, но сейчас я предлагаю справиться с затруднением нам вместе.

-Нет.

Пробуют делать вывод

-Мы не знаем последовательности

У нас затруднение.

Обращаемся к источникам информации (книге, взрослому человеку… )

Методы:

метод проблемного изложения материала

Технология «Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон

Формы организации деятельности воспитанников:

1) постановка детей в проблемную ситуацию;

2) включение детей в подводящий диалог с целью фиксации затруднения

Умение анализировать собственную деятельность, необходимую для разрешения проблемы

Формируем интегративные качества: Может выражать свои мысли Уверен в своих силах Обладает начальными знаниями и представлениями Способен к принятию собственных решений Пытается самостоятельно найти объяснение Интересуется причинно- следственными связями Владеет устной речью

4 этап

Открытие нового знания

Формирование опыта самостоятельного преодоления затруднения в деятельности.

Развитие умения фиксировать новое знание в речи.

Для начала давайте рассмотрим карточки: 1) сколько составляющих в пищевой цепочке; 2) какой знак помогает понять зависимость питания?; 3) с какой стороны читается цепочка.

Растения

травоядное

животное

хищник

Как вы думаете, какая карточка будет первая?

Правильно, начать надо с растения. Растения обязательно кому – то нужны в качестве питания. Назовите этого обитателя природы!

Правильно, травоядное животное в свою очередь тоже служит для кого – то пищей. Подумайте и ответьте для кого?

Вот это и есть последовательность связей, возникающих в экосистеме между хищниками и их жертвами.

Это правило существования животного и растительного мира. Называется «Пищевая цепочка».

Глядя на эту последовательность

можно сделать предположение. Начните его со следующих слов: «Если исчезнет …» Продолжите фразу!

Если дети не сделают вывод, то одну из составляющих пищевой цепочки, обозначенной на экране исключить (с помощью ЭОР) и задать вопрос: «Смогут ли животные жить друг без друга?»

- Теперь вы сможете правильно, в нужной последовательности составить пищевую цепочку?

- Приступайте.

1) в пищевой цепочке три составляющих; 2) зависимость питания обозначено стрелками; 3) читается цепочка слева направо.

Растения

С растения

Травоядное животное

Для хищных животных.

Делают вывод

Если исчезнет одно звено цепочки, исчезнут все животные…

-Нет

-Да

Выполняют задание

 

Методы:

Исследовательский, эвристический

Технология «Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон

Формы организации деятельности воспитанников:

1) включение детей в подводящий, побуждающий диалог с целью открытия нового знания;

2) создание ситуации успеха

Умение строить модель «Пищевая цепочка» через анализ её составляющих и синтез, как способ её получения

Формируем интегративные качества:

Овладевает основными культурными способами деятельности

Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками

Способен к волевым усилиям

Владеет устной речью

Интересуется причинно-следственными

связями

Может выражать свои мысли

Проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности

5 этап

Включение нового знания в систему знаний

Использование нового знания в работе 

Теперь у вас получилось выполнить задание? Почему?

-Я вместе с учёными зоологами горжусь вами  Вы справились с заданием.

-Ребята, теперь вы сможете выстроить пищевые цепочки животных

Справились?

-Уверена у вас получилось.

Каким правилом Вы пользовались, решая экологическую проблему?

Каким источником информации вы воспользовались для того, чтобы получить это правило?

Обладая такими знаниями, вы сможете объяснить, почему гибнет растительность в этом лесу?

- Какой же выход из сложившейся ситуации в этом лесу вы сможете предложить?

- Правильно, ребята. Что будет когда

хищников станет достаточно в лесу?

Спасибо, ребята, что помогли разобраться в нашей экологической проблеме. А сейчас я предлагаю Вам посмотреть видео, которое сняли мои коллеги из жизни животных.

- За вашу помощь я сделаю вам подарок, вот вам диск с этим видео, для того чтобы вы смогли посмотреть его с вашими товарищами в группе.

А теперь вам пора обратно в детский сад. До свидания.

Занимаем места в самолёте Самолёт

Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт, Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолёт.

-Да

-Мы знаем правило последовательности расположения животных и растений в пищевой цепочке.

Рассматривают лежащие на столе картинки животных

(выполняют задание индивидуально)

Правилом существования животного мира. «Пищевая цепочка».

Сначала получили информацию из интернета, потом думали самостоятельно.

-Да, сможем. Растительность гибнет в этом лесу, потому что здесь нет хищников, и поэтому развелось много зайцев. А они уничтожают деревья и кусты.

- Вернуть хищников в лес.

Когда хищники вернутся, восстановится пищевая цепочка и будет соблюдено правило существования животного и

растительного мира.

Смотрят видео

Берут диск и отправляются в детский сад

Методы:

Информационно – рецептивный, репродуктивный, эвристический

Технология «Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон

Формы организации деятельности воспитанников:

1) возвращение в реальность сюжете

2)выполнение

задания на новый способ действия

3) Проверка результата знаний с эталоном

Умение пользоваться при помощи взрослых источниками информации.

Умение применять знания для построения пищевой цепочки для конкретных животных леса

Формируем интегративные качества:

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности

Способен к принятию собственных решений

Пытается самостоятельно найти объяснение

Владеет устной речью

6 этап

Рефлексия

Создание ситуации успеха

Фиксирование

детьми детской цели

Проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть цели.

- Вам понравилось путешествие, ребята?

-Скажите, где мы с вами были сегодня?

-Что вы делали на станции? Кому

помогали?

Ребята, скажите, где может пригодиться информация, которую вы сегодня узнали?

-Ребята, я горжусь вами! Вы молодцы!

Да, интересное

-Мы были на передвижной научной станции.

- Мы помогали

ученому-зоологу разбираться в проблеме.

Мы можем поделится с родными, успешно играть в настольные игры

 

Методы:

Информационно – рецептивный

Технология

«Ситуация» деятельностного метода Л. Г. Петерсон

Формы организации деятельности воспитанников:

1)проговаривание детьми условий, позволивших достигнуть цели;

планирование дальнейших действий

2) включение в ситуацию успеха

Знание нормы жизни представителей экологической системы «Лес»

Формируем интегративные качества:

Интересуется причинно-следственными

 связями

Владеет устной речью

Обладает чувством собственного достоинства

Сопереживает неудачам и радуется успехам других

Выражает свои мысли

Различает условную и реальную ситуацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...